Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
статья по чтению

Васько Ирина Евгеньевна

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры чтения у детей. Этой цели посвящено любое библиотечное мероприятие: книжные выставки, беседы, знакомящие с творчеством писателей и их книгами, обзоры литературы, викторины, конкурсы и т.д. Но особое значение   приобщения детей к систематическому чтению имеет литературная игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_shkolnoy_biblioteki_v_formirovanii_kultury_chteniya.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе - есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы»

К. Д. Ушинский

«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”

 Сесиль Лупан

 «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»         

В. А. Сухомлинский

Одной из главных задач работы школьной библиотеки является воспитание у детей интереса и любви к книге, стремления общению с ней, умения слушать и понимать   текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, образованного человека.

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой, эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры чтения у детей и привитию любви к книге. Этой цели посвящено любое библиотечное мероприятие: книжные выставки, беседы, знакомящие с творчеством писателей и их книгами, обзоры литературы, викторины, конкурсы и т.д. Но особо хотелось бы отметить такую форму приобщения детей к систематическому чтению, как литературные игры. Эти мероприятия пользуются большой популярностью у детей не только у младшего школьного возраста, но и более старших потому, что в основе развития интереса в обучении или другого вида деятельности у ребенка всегда лежала игра.

Литературные игры – не просто игры. Это интеллектуальные игры–состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме оживленными и даже веселыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют участникам игр настоящее удовольствие. Литературные игры, так как они несут в себе атмосферу праздника, необычности, ненормальности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. И в тоже время эти мероприятия, особенно, если они проводятся систематически, помогают нам решать важные задачи:

1.        Формирование и развитие у учащихся интереса к книге, к систематическому осмысленному чтению;

2.        Повышение техники чтения как следствие постоянной работы с книгой при подготовке к литературной игре;

3.        Воспитание литературного вкуса на уровне возможности восприятия прочитанного учениками;

4.        Выявление и развитие творческого потенциала школьников;

5.        Формирование навыков у учащихся работать в группе, приобретение опыта коллективного мышления, развитие быстроты реакции.

Вы знаете, что и нами и нашими коллегами-библиотекарями создано большое количество разработок литературных игр, которые очень эффективно помогают решать проблему воспитания культуры чтения.

При создании литературных игр мы опираемся прежде всего на содержание книги, но мы используем различные приемы и формы работы,

 поэтому литературные игры и конкурсы могут быть разного направления:  

 - литературные игры и конкурсы, способствующие развитию речи (Соотнесение пословиц с темой произведения; объяснение непонятных слов с помощью словаря; выполнение заданий на извлечение информации из текста (фактов, слов, выражений).

- литературные головоломки, игры со словами (зашифрованные послания, кроссворды, чайнворды, загадки, ребусы и т. д.);

-  литературные викторины по произведениям писателей; викторины по сказкам, включающие в себя различные конкурсы: «Сказочная география» (какие реки текут по сказочной стране, какие у них берега, какие города и т.д.); «Сказочная математика»; «Сказочный транспорт»,  «Сказочное ателье»: Конкурс «Черный ящик» или «Бюро находок».  Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок; "Найди ошибку в названии сказки" и т.д. Игры-путешествия («По страницам любимых книг», «Строим музей сказок»), «Бал сказочных героев»;  литературные аукционы («Кто больше назовет?..»).

- отдельной строкой можно выделить «стилизованные» литературные игры, созданные на основе известных игр и телеигр. К ним можно отнести лото (литературное лото, «Крестики-нолики», «Брейн-ринг», «КВН», «Поле чудес»», «Умники и умницы», «Сильное звено», «Пойми меня», «Счастливый случай», "Своя игра" – форма проведения урока по типу одноимённой телевизионной передачи, удобная в тех случаях, когда необходимо на уроке поработать с 4-5 произведениями и т. д.).

 Целый калейдоскоп идей, приемов и форм.

Особенно красочными и наглядными эти литературные игры стали создаваться нами и нашими коллегами с развитием ИКТ. Использование различных информационных ресурсов, специальных компьютерных программ, интерактивной доски, видеопроектора   обогащают нашу работу  новыми, более живыми, интерактивными формами. Школьные библиотеки предлагают своим читателям большое количество литературных игр в виде мультимедийных презентаций, подготовленных с помощью функциональных программ создания презентаций на платформе microsoft office и OpenOffice.  Самая распространенная программа PowerPoint (King soft Presentation, Pros how Producer и др.)

 Использование   большого набора инструментов для оформления слайдов с возможностью вставки в презентации музыкальных фрагментов, видеофрагментов при создании литературных игр и самое главное, на мой взгляд, возможность предоставления богатого иллюстративного материала, безусловно привлекают наших юных читателей. Это позволяет сделать мероприятие в библиотеке более эмоционально окрашенным, привлекательным. Такие игры являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности и служат нашей главной задаче – привлечению детей к чтению. 

Конечно подготовка такого мероприятия, как литературная игра требует значительной предварительной подготовки. Создание сценария, выбор формы подачи материала, составление конкурсных заданий, работа по подбору иллюстративного материала, занимает немало времени, но зато конечный – красочный и наглядный результат вдохновляет на дальнейшее развитие этого направления деятельности.

Уже несколько лет и я увлеклась работой по созданию литературных игр не только потому, что мне очень нравиться этот творческий увлекательный процесс, но и потому, что считаю очень важной и главное востребованной и наиболее интересной и действенной формой приобщения детей к чтению. Большую пользу от этих мероприятий отмечают и учителя, и родители. И самое главное, литературные игры, проводимые в нашей библиотеке, пользуются большей популярностью у школьников.

В нашей библиотеке разработаны сценарии литературных игр для учащихся начальной школы и средней школы, посвящённые лучшим книгам отечественной и зарубежной литературы.

Все игры проходят с использованием ИКТ, что делает игру более яркой и зрелищной. Подготовлены литературные игры и яркие презентации  по книгам: А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», С.Прокофьевой «Приключения жёлтого чемоданчика»,  Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей», Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинныйчулок»,  П.П.Ершова «Конёк-горбунок», Э.Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», Л.Лагина «Старик Хоттабыч», В.Медведева «Баранкин, будь человеком», М.Твена «Приключения Тома Сойера», Д.Дефо «Робинзон Крузо», Р.Киплинга «Маугли», А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», по творчеству Г.-Х.Андерсена, А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!», К. Чуковского «Путешествие в стране Чукокала», по русским народным сказкам «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «Памятники литературным героям» и т.д..

Литературные игры проводятся для 1-4 классов в системе: не реже одного раза в четверть для каждой параллели. В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение, согласованное с учителями.  (в 1 классе помогают читать родители).

Для подготовки к литературным играм вместе с учителями составили памятку для юных читателей, способствующая целенаправленному чтению.

Эти правила  следующие:

  • Старайся читать вслух.
  • Не торопись при чтении, глубоко вникай в смысл написанного.
  • Посмотри, как ведут себя герои книги, подумай, почему они себя так ведут.
  • Учись у них хорошему, не подражай плохим поступкам героев.
  • Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила, что ты приобрёл, от чего отказался в своём поведении.
  • Книги пишутся для тебя, умей извлечь из них пользу.

 Дети готовятся к игре: читают книги, заполняют читательские дневники, выполняют творческие здания. С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, рисуют и т. д.) по книге, которую читают. Учителя контролируют подготовку детей к литературным играм, оценивают работу детей во время мероприятий, ставят детям оценки за внеклассное чтение.

Литературные игры составляю в формате известных игр «крестики-нолики» (если игра посвящена одной книге) или "Своя игра" (если игра посвящена нескольким произведениям). Мне эти формы очень нравяться, потому что использование при создании презентаций  гиперссылок очень удобно. Это дает возможность участникам игры самим выбирать себе задание.

 И в назначенное время ученики приходят всем классом к библиотеку на итоговые занятия в виде литературной игры. Так как дети приходят на игру подготовленными, они с большим интересом совершают путешествие по книге,  погружаются в атмосферу книги, уверенно и активно  принимают  участие во всех турах. Класс делится на три команды, что способствует формирование навыков у детей работать в группе, приобретению опыта коллективного мышления, ответственности, и в то же время обеспечивает порядок во время мероприятия, без выкрикивания с места и лишнего шума. Каждая команда по очереди выбирает себе задание.

После игры библиотека отмечает самых активных участников и знатоков книг грамотами, независимо от того, победила команда или нет. И дети сами отмечают тех участников игры, которые лучше всех работали. Грамоты ученики вкладывают в свои Портфолио. А так как некоторые активные участники накапливают большое количество грамот, каждый раз оформляю их по-разному, с изображением тех литературных героев из книг, которым посвящена очередная игра. Получить грамоту за активное участие может любой ученик и троечник, и отличник. Главное – читать! (Порой сами учителя удивляются, как некоторые дети, которые не блистают своими успехами на уроках, раскрываются во время игр.) Равные возможности для всех.

И самое главное, хочется отметить, что после такой формы работы активизируется интерес читателей к книгам писателя, по творчеству которого проходила игра (особенно если есть продолжение книги). Дети берут в библиотеке другие книги автора. Спрашивают, по какой книге будет следующая игра. А потом, когда библиотека даёт новое задание дети активно начинают готовиться к следующей литературной игре, читают новую книгу. Потому что понимают, что играть в литературную игру интересно тогда, когда книга прочитана.

Хочется отметить важную роль в поддержке библиотеки и учителей, и родителей. Родители в курсе, какую книгу дети должны прочитать к очередной игре. Помогают найти, если книги закончились в школьной библиотеке, часто покупают. (Одна девочка у нас всегда приходит на игры в костюме литературного героя)

Наши учителя с благодарностью оценивают работу по проведению литературных игр. Отмечают, что активное применение разнообразных игровых и занимательных форм работы в библиотеке отличает их от школьного урока, потому что перед учителем стоит рутинная задача выработки прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать грамотного увлеченного читателя.

Поэтому главной задачей школьного библиотекаря является задача - помочь учителям, родителям пробудить интерес ребёнка к чтению, способствовать формированию грамотного читателя.

Каждое мероприятие, проводимое в библиотеке – это действительно праздник книги и чтения, которое способствует развитию читательской активности детей и воспитанию культуры чтения на материале лучших книг отечественной и зарубежной детской литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования культуры движений у детей младшего школьного возраста

В сфере физической культуры развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его личностных качеств, более того - определяется ими. Физическая культура - та же общая культура с преоб...

ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно основной общеобразовательной программе начального образования, огромное значение имеет беглость и осознанность прочитанного текста, ведь это неотъемлемый фактор при изучении основных предмето...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста

Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...

ОРИГАМИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом информации, которую дети и взрослые получают из интернета. У современных детей развито клиповое мышление, информацию воспринимает фрагме...