ОРИГАМИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (1 класс)

Маркова Елена Евгеньевна
В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом информации, которую дети и взрослые получают из интернета. У современных детей развито клиповое мышление, информацию воспринимает фрагментарно, в виде коротких и ярких образов. Современные дети сейчас очень мало читают, не умеют работать с полученной информацией, извлекать из нее самое главное. И сейчас главная задача педагога - научить детей смысловому чтению, не только на уроках русского языка и литературе, но и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smyslovoe_chtenie_origami.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОРИГАМИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Маркова Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы имени И.А.Альбицкого поселка Мстера Вязниковского района Владимирской области» на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Степанцевская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района, Владимирской  области».

В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с  большим объемом информации, которую дети и взрослые получают из интернета. У современных детей развито клиповое мышление, информацию воспринимает фрагментарно, в виде коротких и ярких образов. Современные  дети сейчас очень мало читают, не умеют работать с полученной  информацией, извлекать из нее самое главное. И сейчас главная задача педагога - научить детей смысловому чтению, не только на уроках русского языка и литературе, но и во внеурочное время.

В современном обществе существенно возрастает значимость качества математического образования. Создание условий для формирования и развития творческих способностей у обучающихся через курс Оригами в начальной школе.

Еще в детском саду все мы складывали  бумажные самолётики и различные «гадалки», мастерили различные закладки и все это называется  «оригами» и это очень древнее искусство.

Бумага, как материал для детского творчества, легка и проста. А возможности изготовления различных поделок, а также нужных вещей в доме, из нее очень много.

Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно скоординированные движения пальцами с развитием интеллекта. В основе любой творческой деятельности лежит творческое воображение. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества.

Оригами для младших школьников, это, прежде всего желание творить и мастерить своими руками, а также можно  сразу увидеть  результата своего труда. Искусство оригами  обладает огромным развивающим эффектом.

Через занятия оригами у детей   повышается активность правого полушария мозга и уровень интеллекта в целом, активизируется  творческое мышление, снижают тревожность, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, а также развивают  мелкую моторику пальцев.

Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а только потом  конечный результат.

Оригами способствует развитию коммуникативных способностей детей, чувство сопереживания, успех одноклассников повышает собственную мотивацию, формированию добрых чувств к близким, дает возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками. Любая продуктивная деятельность положительно воспринимается и родителями.

Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни.

          Кроме того, оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку — изящного журавлика, забавного поросёнка… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

          Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и
образования.
       
 Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования, одним из основных результатов образования
становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется
формированию универсальных учебных действий, которые позволяют учащемуся
действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.
       
 Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
         
 Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
         Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития – речь письменная.
         Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия
считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так
называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.
          К.Д. Ушинский писал, что «читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим текста.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется
сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех
других уроках и даже в кружке.

В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры, перед тем как начать выполнять работу, детям дается небольшой литературный текст, сочетающийся с содержанием  занятия. Например, на тему «Откуда бумага пришла», «Веселые мордашки», «Лебедь», «Письмо от гномов», отрывки из сказок или произведений для детей и т.д.

На своих занятиях в кружке при смысловом чтении мы  используем с детьми следующие приемы:

  1. «Чтение с пометками».
    Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию,
    формулировать мысли автора своими словами.
         Педагог дает ребятам задание написать на полях значками информацию по
    следующему алгоритму:
    V Знакомая информация
    + Новая информация
    - Я думал (думала) иначе
    ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
    Дети читают текст и делают пометки на полях.
  2. «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник). 

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Педагог или ребенок бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, то есть на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

  1. «Прочитал-нарисуй!

Дается описание процесса изготовления работы, а детям нужно внимательно прочитать и перевести на графический язык оригами, тем самым с помощью линий и стрелок нарисовать схему, иллюстрирующие последовательность сборки конкретной работы.

После изготовления игрушек-оригами мы вместе с детьми разучиваем и разыгрываем небольшие диалоги по мотивам знакомых сказок. Показываем пальчиковый театр, где используются игрушки-оригами. Так же с детьми любим придумывать веселые истории об игрушках созданные своими руками, ведь они у всех индивидуальные.

           Таким образом, эффективность процесса обучения смысловому чтению зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм занятий.

                        Список использованных источников и литературы

  1. Проект «Приемы смыслового чтения» Авт. Дозморова Е.В., дир Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf 
  2. Жихарева О.М. «Оригами», Москва, 2006
  3. Сержантова Т.Б. «Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества».
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»

Аннотация  Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» ...

Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного по...