ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Согласно основной общеобразовательной программе начального образования, огромное значение имеет беглость и осознанность прочитанного текста, ведь это неотъемлемый фактор при изучении основных предметов в основной и старшей школе, а так же при изучении окружающего мира маленькими читателями. Каждый учитель и родитель понимает то, что если ребенок не осознает и не воспринимает прочитанное, то ни о каких успехах в изучении предметов гуманитарной направленности, а также логическом мышлении не может идти речи.

Задача исследования: определить значение формирования осознанности прочитанного у детей младшего школьного возраста.

 

Ключевые слова: жужжащее чтение, детская литература, школьники, осознанность прочитанного.

 

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

Вспоминая советскую школу, можно сказать о том, что дети были практически одинаково подготовлены к обучению в школе. Что дали в детском саду, а тогда более 70% детей посещали детский сад, то и твое. Никто не стремился научить своего ребенка читать, выучить с ним буквы, научить решать задачи. Потому что родители, работающие в колхозах или на производстве, считали, что обучение это лишь удел учителей, «в школе научат…». Может быть, и учителю в то время было проще, он работал по «накатанной» схеме. Знал, что он будет делать сегодня, а что завтра. Учил всех одинаково, не важно: умеет читать ребенок или нет. Чтение – это самое основное умение, которым каждый человек должен овладеть в младшем школьном возрасте. Недаром чтению уделяется особое внимание в начальной школе. Работать в той школе не пришлось, знаю о методах и формах работы только из трудов Выготского Л.С. «Идеи педагогики и воспитания», Данилова М.А. «Процесс обучения в советской школе», «Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко» и др

Но работая в современной школе, поняла, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности. И прежде всего, обращаешь внимание на чтение. Один ребенок - бегло читает и понимает, что он прочитал, другой – читать умеет, но читает на «автомате» и не может ответить на вопросы по прочитанному тексту, третий - читает по слогам как «молоточек», но тоже не отвечает на вопросы и затрудняется даже кратко пересказать то, что прочитал, а четвертый – не знает букв и не умеет сливать слоги. Столкнувшись с такой проблемой, вспомнила о методе «жужжащего» чтения, который в той самой советской школе использовала моя первая учительница. Решила апробировать на своем 1 классе. Каждый урок начинаю с того, что дети читают детскую литературу в пол голоса одновременно. Давно доказано, что ребенок лучше воспринимает тот текст, который ему интересен. В то же время не ущемляется личность ребенка, что немало важно, ведь личность - это основное направление современных ФГОС.

В начальной школе учителями используется множество методов развития навыков беглости и осознанности чтения у учеников. Один из методов — жужжащее чтение. Именно этот метод является основным, который применяется многими учителями начальных классов. Мой педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полностью и вовремя освоил сознательное, выразительное и беглое чтение, то и в своем детском коллективе он займет уверенное место, а так же наоборот, ребенок, который вовремя не овладел чтением, не уверен в себе, не участвует в жизни своего класса, испытывает сложности в обучении. Детские психологи говорят, что уровень чтения — это серьезный фактор, который влияет на успеваемость и  адаптацию ребенка в социуме. Техника жужжащего чтения целиком и полностью строится на базе игровой деятельности. А что еще ближе для детей переходящих от дошкольника к школьнику. Множество детских голосов, когда читают вполголоса, с индивидуальной скоростью, выразительностью, правильностью, сливаются в гулкий «пчелиный рой» 
На первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, а уже на последующих – пониманию текста. Исходя из того что 50% детей, которые пришли сегодня в первый класс , умеют читать, мне пришлось с первого дня включить метод «жужжащего» чтения, это дает возможность читающим детям повысить уровень своего умения, а учителю уделить больше внимания не читающим.

Практикуя «жужжащее» чтение, для читающих детей начиная с первого урока, для не читающих - после окончания букварного периода, поняла, что дети действительно читают с интересом, рассказывают о прочитанном, когда от них этого совершенно не требуют, а они сами желают рассказать, и ждут с нетерпением времени, когда прочтут продолжение. Иногда замечала, что некоторые дети читают на переменах, не дожидаясь следующего урока. Данный метод использую постоянно, на разных уроках, любой урок дети начинают с «дополнительной» книги. На выпуске из 4 класса учащиеся могут спокойно пересказать прочитанное, анализировать тексты, составлять план, характеризовать героев.

Последние преобразования в системе образования говорят о том, что важность осознанности прочитанного все больше и больше актуальна. Это и комплексная контрольная работа, которая пишется детьми по окончанию каждого года обучения, начиная с первого класса. Суть данной работы заключается в том, что ребенку дается текст, который нужно прочитать, понять его содержание, а потом по этому тексту даются задания по основным предметам – это русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир. Последнее нововведение в систему образования начальной школы – это Всероссийская проверочная работа. Она так же строится на тексте и его восприятии. Работа по русскому языку – это текст, который нужно прочитать и выполнить ряд заданий. Составить план, выписать основную мысль, определить понимание фразеологизма. Работа по окружающему миру так же говорит о важности понимания прочитанного – это и эксперимент, из которого надо сделать вывод, и изменить его на определенных условиях, а так же описание достопримечательности, растительности родного края. Что говорит о поиске информации из любых литературных источников. Если ребенок не умеет понимать прочитанное, значит, он не умеет добывать информацию. Следовательно, он не справится с работой, которую ему предлагают в конце учебного года. Это еще раз доказывает важность и актуальность описываемого метода.

Как отмечает Р.И. Лалаева, осознанное чтение – сложный психофизиологический и психолингвистический процесс. А вся детская психология и связана с тем, что ребенок должен заниматься именно тем, что ему нравится. Именно «жужжащее» чтение дает ребенку на уроке демократический выбор: он сам берет книгу в библиотеке или дома, в интересном для него направлении и читает. Замечаю, что многие дети не дочитывают книги, заменяя скоро на другую, что говорит об интересах того или иного ребенка, но даю возможность им самим исправить неправильный, по их мнению, выбор. Тем самым развивается быстрое осознание прочитанного. Если ребенок понимает, что произведение ему не интересно и его не влечет узнать продолжение – пусть не читает, зато четко знаю, что задача по формированию осознанности прочитанного систематически выполняется.

«Жужжащее» чтение позволяет учителю в начальной школе, идя по классу во время пяти минут «жужжания» понимать реальную картину: кто как читает в данное время. Проходя по классу педагог,  определяет тех из учеников, кто уже читает бегло. Выделяются те, кто не уверен в себе и тихо лопочет себе под нос текст, который сейчас перед ним. Но вижу, что со временем этих детей становится меньше. Опыт многих моих коллег, систематически использующих на уроках жужжащее чтение, показывает, что высокие результаты навыков беглого и осознанного чтения не заставляют себя ждать. Каждодневное использование вышеописанного метода очень скоро приносит хороший результат. Учителя, уделяющие необходимое внимание развитию осознанного чтения у младших школьников, отмечают, что проверка результатов осознанности чтения имеет высокий результат на выходе из начальной школы. 
 

Список использованной литературы

 

  1. В школе и дома. – М. ,1886.-с.3
  2. Сердце отдаю детям.-Киев,1969.-с.169
  3. УМК в начальной школе: что и как выбирает учитель [Электронный ресурс]: Науч.-практ конф. (14 июля 2009 г.) / Науч. ред. В.Д. Коваленко; М., 2009.
  4. В.Г.Горецкий , Л.И. Тикунова Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2001г
  5. Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе / Н. Н. Щепетова. – М.: Просвещение, 2000. – 220 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Ганшина О.А.

ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно основной общеобразовательной программе начального образования, огромное значение имеет беглость и осознанность прочитанного текста, ведь это неотъемлемый фактор при изучении основных предметов в основной и старшей школе, а так же при изучении окружающего мира маленькими читателями. Каждый учитель и родитель понимает то, что если ребенок не осознает и не воспринимает прочитанное, то ни о каких успехах в изучении предметов гуманитарной направленности, а также логическом мышлении не может идти речи.

Задача исследования: определить значение формирования осознанности прочитанного у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: жужжащее чтение, детская литература, школьники, осознанность прочитанного.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

Вспоминая советскую школу, можно сказать о том, что дети были практически одинаково подготовлены к обучению в школе. Что дали в детском саду, а тогда более 70% детей посещали детский сад, то и твое. Никто не стремился научить своего ребенка читать, выучить с ним буквы, научить решать задачи. Потому что родители, работающие в колхозах или на производстве, считали, что обучение это лишь удел учителей, «в школе научат…». Может быть, и учителю в то время было проще, он работал по «накатанной» схеме. Знал, что он будет делать сегодня, а что завтра. Учил всех одинаково, не важно: умеет читать ребенок или нет. Чтение – это самое основное умение, которым каждый человек должен овладеть в младшем школьном возрасте. Недаром чтению уделяется особое внимание в начальной школе. Работать в той школе не пришлось, знаю о методах и формах работы только из трудов Выготского Л.С. «Идеи педагогики и воспитания», Данилова М.А. «Процесс обучения в советской школе», «Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко» и др

Но работая в современной школе, поняла, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности. И прежде всего, обращаешь внимание на чтение. Один ребенок - бегло читает и понимает, что он прочитал, другой – читать умеет, но читает на «автомате» и не может ответить на вопросы по прочитанному тексту, третий - читает по слогам как «молоточек», но тоже не отвечает на вопросы и затрудняется даже кратко пересказать то, что прочитал, а четвертый – не знает букв и не умеет сливать слоги. Столкнувшись с такой проблемой, вспомнила о методе «жужжащего» чтения, который в той самой советской школе использовала моя первая учительница. Решила апробировать на своем 1 классе. Каждый урок начинаю с того, что дети читают детскую литературу в пол голоса одновременно. Давно доказано, что ребенок лучше воспринимает тот текст, который ему интересен. В то же время не ущемляется личность ребенка, что немало важно, ведь личность - это основное направление современных ФГОС.

В начальной школе учителями используется множество методов развития навыков беглости и осознанности чтения у учеников. Один из методов — жужжащее чтение. Именно этот метод является основным, который применяется многими учителями начальных классов. Мой педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полностью и вовремя освоил сознательное, выразительное и беглое чтение, то и в своем детском коллективе он займет уверенное место, а так же наоборот, ребенок, который вовремя не овладел чтением, не уверен в себе, не участвует в жизни своего класса, испытывает сложности в обучении. Детские психологи говорят, что уровень чтения — это серьезный фактор, который влияет на успеваемость и  адаптацию ребенка в социуме. Техника жужжащего чтения целиком и полностью строится на базе игровой деятельности. А что еще ближе для детей переходящих от дошкольника к школьнику. Множество детских голосов, когда читают вполголоса, с индивидуальной скоростью, выразительностью, правильностью, сливаются в гулкий «пчелиный рой» 
На первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, а уже на последующих – пониманию текста. Исходя из того что 50% детей, которые пришли сегодня в первый класс , умеют читать, мне пришлось с первого дня включить метод «жужжащего» чтения, это дает возможность читающим детям повысить уровень своего умения, а учителю уделить больше внимания не читающим.

Практикуя «жужжащее» чтение, для читающих детей начиная с первого урока, для не читающих - после окончания букварного периода, поняла, что дети действительно читают с интересом, рассказывают о прочитанном, когда от них этого совершенно не требуют, а они сами желают рассказать, и ждут с нетерпением времени, когда прочтут продолжение. Иногда замечала, что некоторые дети читают на переменах, не дожидаясь следующего урока. Данный метод использую постоянно, на разных уроках, любой урок дети начинают с «дополнительной» книги. На выпуске из 4 класса учащиеся могут спокойно пересказать прочитанное, анализировать тексты, составлять план, характеризовать героев.

Последние преобразования в системе образования говорят о том, что важность осознанности прочитанного все больше и больше актуальна. Это и комплексная контрольная работа, которая пишется детьми по окончанию каждого года обучения, начиная с первого класса. Суть данной работы заключается в том, что ребенку дается текст, который нужно прочитать, понять его содержание, а потом по этому тексту даются задания по основным предметам – это русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир. Последнее нововведение в систему образования начальной школы – это Всероссийская проверочная работа. Она так же строится на тексте и его восприятии. Работа по русскому языку – это текст, который нужно прочитать и выполнить ряд заданий. Составить план, выписать основную мысль, определить понимание фразеологизма. Работа по окружающему миру так же говорит о важности понимания прочитанного – это и эксперимент, из которого надо сделать вывод, и изменить его на определенных условиях, а так же описание достопримечательности, растительности родного края. Что говорит о поиске информации из любых литературных источников. Если ребенок не умеет понимать прочитанное, значит, он не умеет добывать информацию. Следовательно, он не справится с работой, которую ему предлагают в конце учебного года. Это еще раз доказывает важность и актуальность описываемого метода.

Как отмечает Р.И. Лалаева, осознанное чтение – сложный психофизиологический и психолингвистический процесс. А вся детская психология и связана с тем, что ребенок должен заниматься именно тем, что ему нравится. Именно «жужжащее» чтение дает ребенку на уроке демократический выбор: он сам берет книгу в библиотеке или дома, в интересном для него направлении и читает. Замечаю, что многие дети не дочитывают книги, заменяя скоро на другую, что говорит об интересах того или иного ребенка, но даю возможность им самим исправить неправильный, по их мнению, выбор. Тем самым развивается быстрое осознание прочитанного. Если ребенок понимает, что произведение ему не интересно и его не влечет узнать продолжение – пусть не читает, зато четко знаю, что задача по формированию осознанности прочитанного систематически выполняется.

«Жужжащее» чтение позволяет учителю в начальной школе, идя по классу во время пяти минут «жужжания» понимать реальную картину: кто как читает в данное время. Проходя по классу педагог,  определяет тех из учеников, кто уже читает бегло. Выделяются те, кто не уверен в себе и тихо лопочет себе под нос текст, который сейчас перед ним. Но вижу, что со временем этих детей становится меньше. Опыт многих моих коллег, систематически использующих на уроках жужжащее чтение, показывает, что высокие результаты навыков беглого и осознанного чтения не заставляют себя ждать. Каждодневное использование вышеописанного метода очень скоро приносит хороший результат. Учителя, уделяющие необходимое внимание развитию осознанного чтения у младших школьников, отмечают, что проверка результатов осознанности чтения имеет высокий результат на выходе из начальной школы. 

Список использованной литературы

  1. В школе и дома. – М. ,1886.-с.3
  2. Сердце отдаю детям.-Киев,1969.-с.169
  3. УМК в начальной школе: что и как выбирает учитель [Электронный ресурс]: Науч.-практ конф. (14 июля 2009 г.) / Науч. ред. В.Д. Коваленко; М., 2009.- Режим доступа: http: // www. ssu-expert. ru.
  4. В.Г.Горецкий , Л.И. Тикунова Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2001г
  5. Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе / Н. Н. Щепетова. – М.: Просвещение, 2000. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...

Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...

Подвижные игры, как один из способов развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Игра - является средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необход...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

«Игра как метод развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира»

Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста методом игры на уроках окружающего мира....

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

"Вязание крючком как один из способов развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

В данной статье раскрыт термин "мелкая моторика" и сформулировано влияние прикладного творчества, в частности вязания крючком, на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста...