Главные вкладки

    Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
    план-конспект по теме

    Добрынина Ирина Юрьевна

    Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путешествия, предполагает смену видов деятельности, использование разнообразного наглядного материала, а также сюрпризных моментов.

    Ожидаемые результаты: обобщение, уточнение знаний детей о различных эмоциях, совершенствование умения понимать собственное эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей, умения распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины, изображать их с помощью мимики и жестов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx20.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого психологического занятия

    по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста

    с ограниченными возможностями здоровья

    Составитель -  педагог-психолог И.Ю. Добрынина

    Цель: уточнение знаний детей об основных эмоциях, совершенствование умения дифференцировать эмоции и выражать их.

    Задачи:

    • Уточнить представления о различных эмоциях;
    • Совершенствовать умение анализировать свое эмоциональное состояние, выражать свои эмоции с помощью мимики и пантомимики, переключаться с одного эмоционального состояния на другое;
    • Воспитывать доброжелательное поведение, чувство эмпатии.

    Оборудование и материалы: 

    • светофор настроения;
    • ромашки-пиктограммы с изображениями различных эмоциональных состояний;
    • "Кубик эмоций"
    • карточки с изображением детей в различных ситуациях с не прорисованными лицами
    • прищепки с именами детей, небольшой сундучок
    • фломастеры
    • МР3-проигрыватель, музыкальные записи
    • сладкие призы для детей.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Сегодня мы повторим то, что мы узнали о настроении и эмоциях, будем узнавать и выражать их с помощью мимики и жестов, а также внимательно слушать и выполнять различные задания. Как вы уже заметили, на занятие к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

    Что же такое – эмоции? Правильно, это все то, что мы с вами переживаем и чувствуем. Мы не можем оставаться равнодушными, поэтому в разные моменты своей жизни мы радуемся или огорчаемся каким-то событиям.

    А сейчас давайте порадуемся!

    Упражнение «Давайте порадуемся»

    Давайте порадуемся солнцу и птицам,

    (дети поднимают руки вверх)

    А также порадуемся улыбчивым лицам

    (улыбаются друг другу)

    И всем, кто живет на этой планете -

    (разводят руками)

    Доброго дня пожелаем всем, дети!

    Упражнение «Светофор настроения»

    Педагог-психолог: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное сказочное путешествие. Вы согласны? (Ответы детей).

    Посмотрите, дорога, ведущая в сказку, привела нас к необычному светофору.

    Дети рассматривают светофор и определяют свое настроение, прикрепив к нужной пиктограмме прищепку с именем.

    А сейчас закройте глаза и повторите за мной заклинание: «Трэкс – пэкс – фэкс!» (звучит «сказочная» музыка, дети открывают глаза)

    Педагог-психолог: Вот мы и очутились в сказочной стране! Познакомьтесь, пожалуйста, с феей Эллой (рисунок 1). Что необычного в ее облике? (Ответы детей). Злая волшебница заколдовала Эллу, теперь у нее не всегда получается быть доброй и веселой -  часто Элла бывает злой, сердитой, обиженной. Но ей больше нравится быть доброй, она хочет оставаться такой всегда. Элле можно помочь - если мы правильно выполним три задания, то найдем волшебный предмет, который разрушит злые чары. Вы готовы помочь Элле? (Ответы детей).

    Упражнение «Ромашки настроений»

    Психолог раздает детям отдельно цветы-ромашки с различным настроением и стебельки и листья, на которых указана эмоция.

                                                             

    Педагог-психолог: Ребята, рассмотрите свои ромашки, определите их настроение: радость, испуг, грусть, задумчивость и др., а затем совместите цветки со стебельками и листьями, где обозначена нужная эмоция.

    Назовите, какие ромашки настроений вы собрали в свои букеты?

    Динамическая пауза

    Педагог-психолог: а сейчас мы представим себя такими же ромашками, растущими на лугу. Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и повторяйте за мной слова и движения:

    На лугу растут цветы

    Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

    К солнцу тянутся цветы.

    С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

    Ветер дует иногда,

    Только это - не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

    Наклоняются цветочки,

    Опускают лепесточки. (Наклоны.)

    А потом опять встают

    И по-прежнему цветут.

    Педагог-психолог: Сейчас я раздам каждому карточки -  внимательно рассмотрите их. На карточках изображены дети в различных ситуациях. Вот только их лица художник не нарисовал. Ваша задача – догадаться, какое настроение у детей на картинках и нарисовать лица – улыбающиеся, грустные, задумчивые или удивленные.

    Дети получают фломастеры и по карточки с изображением 4-х ситуаций (девочка увидела, что котенок размотал клубок ниток, мальчики стоят на пьедестале почета с медалями, мальчик падает в лужу, девочка ела мороженое и испачкала платье и т.п.).

    После выполнения задания дети меняются карточками и проверяют друг друга, аргументируя свой выбор эмоций.

    Упражнение «Кубик эмоций»

    Педагог-психолог: Третье задание спрятано в этом маленьком сундучке. Как вы думаете, что там находится? (Ответы детей). Дети открывают его и находят кубик настроения (Рисунок 3). Посмотрите, какой необычный кубик! На каждой его стороне нарисовано лицо, выражающее какое-либо настроение. Я первая брошу кубик. Вам нужно будет изобразить настроение соответствующее выпавшему. Тот, кто удачнее выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

    Каждый ребенок бросает его по очереди и изображает ту эмоцию, которая выпала, с помощью мимики и пантомимики. Обсуждается, какие причины могут вызвать то или иной эмоциональное состояние.

    Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Теперь мы получим то, что сделает Эллу доброй и веселой. Ой, что это? Смотрите – кажется обыкновенное зеркало…

    Дети прикладывают зеркало по линии, разделяющей картинку с феей напополам и видят ее добрую и веселую.

    Подведение итогов, рефлексия занятия

    Педагог-психолог: Ребята, Элла благодарит вас за помощь. Она хочет узнать, как же вам удалось расколдовать ее? Что вы узнали? Повторили? Что вам особенно понравилось и запомнилось? (подведение итогов, рефлексия)

    Наше занятие подошло к концу, пора возвращаться из волшебной страны.

    Посмотрите – вот и наш светофор. Как изменилось ваше настроение? Или осталось прежним? (Дети отвечают; если настроение изменилось, пересаживают своих пчелок.)

    Педагог-психолог: Пришло время прощаться. Давайте встанем в круг, позовем гостей, возьмемся за руки и сыграем в игру «Мы тоже»:

    Психолог: Я довольна нашим путешествием в сказочную страну!

    Дети: Мы тоже!

    Психолог: Я хочу быть доброй и веселой, не обижать и не огорчать других людей.

    Дети: Мы тоже!

    Психолог: Я дарю вам улыбку!

    Дети: Мы тоже!

    Психолог: Я дарю вам эти сладости!

    Дети: Мы тоже! (получают сладости и берут с собой, чтобы угостить других детей в группе)

    Приятных всем эмоций!

    Ожидаемые результаты: обобщение, уточнение знаний детей о различных эмоциях, совершенствование умения понимать собственное эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей, умения распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины, изображать их с помощью мимики и жестов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

     В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

    Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

    Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

    Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала....

    Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

    Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

    Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

    Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....

    Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

    Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на...