Главные вкладки

    Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
    план-конспект по теме

    Добрынина Ирина Юрьевна

    Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_chudesnyy_sad.docx20 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект психологического занятия «Чудесный сад»

    для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями

    Составитель - педагог-психолог И.Ю. Добрынина

    Цель занятия: снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами.

    Задачи:

    • развивать способность к самоанализу, эмоциональной саморегуляции;
    • актуализировать знания детей о релаксационных приемах;
    •   способствовать формированию навыков правильного, успокаивающего дыхания;
    •   способствовать освобождению от мышечных зажимов, освоению техники мышечной релаксации;
    • создать условия для переживания детьми ощущения спокойствия, умиротворенности, свободы;
    •   создать условия для отреагирования детьми актуального эмоционального состояния, закрепления пережитых положительных эмоций, структурирования впечатлений (в процессе  рисования, заключительной беседы);
    • формировать интерес к внутреннему миру партнера по общению, развивать способность к  эмпатическому слушанию;
    • развивать воображение, актуализировать творческий потенциал.

    Структура занятия:

    • Вводная часть
    1. Приветствие.
    2. Беседа об актуальном состоянии, релаксации.
    • Основная часть
    1. Дыхательная релаксация.
    2. Мышечная релаксация.
    3. Визуализация «Чудесный сад».
    4. Продуктивная деятельность (рисование).
    • Заключительная часть
    1. Рефлексия, подведение итогов занятия.
    2. Сюрпризный момент, прощание.

    Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель, USB-накопитель с музыкой для релаксации, текст для релаксации, альбомные листы, краски, цветные карандаши, фломастеры,  корзинка с яблоками для сюрпризного момента.

    Основная часть занятия

    1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

    Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать».

    Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

    Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

    Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

    Сделай паузу и сосчитай до 5.

    Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.

    Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

    Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.

    Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

    1. Мышечная релаксация

    Цель: достижение мышечного расслабления

    Инструкция:

    Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их.  Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку.)

    Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.

    Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.

    Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом - грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.

    Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи ненадолго нос. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.

    Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы.

    1. Визуализация  «Чудесный сад»

    Цель: активизация чувств, достижение сосредоточенности, спокойствия, ощущения гармонии.

    Педагог читает текст, на фоне звучит релаксационная музыка.

    «Сядь поудобней в кресло и закрой глаза. Сегодня мы совершим маленькое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником.

    Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.

    Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.

    Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.

    Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.

    Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

    Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза».

    1. Рисование

    Психолог просит детей нарисовать, что они видели, путешествуя, то, что им понравилось и запомнилось или же просто отобразить свое актуальное эмоциональное состояние на бумаге с помощью красок, карандашей или фломастеров (однако,  использование красок предпочтительнее).

    1. Обсуждение актуального состояния и рисунков детей.

    1. Сюрпризный момент

    Психолог просит детей закрыть глаза, ставит перед ними корзинку, накрытую салфеткой. Дети открывают глаза и находят там яблоки «из чудесного сада».

    1. Рефлексия занятия, ритуал прощания.

    Психолог помогает детям сформулировать вывод: «Душевная гармония человека внутри него самого. Чтобы успокоиться или избавиться от напряжения необходимо нормализовать дыхание, расслабить мышцы, визуализировать приятные образы. Изображение чудесного сада будет напоминать о спокойствии, положительных эмоциях. Туда можно вернуться в любое время, когда захочешь».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

     В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

    Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

    Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

    Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

    Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

    Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

    Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

    Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....

    Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

    Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на...