Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект по теме
Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_chudesnyy_sad.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект психологического занятия «Чудесный сад»
для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
Составитель - педагог-психолог И.Ю. Добрынина
Цель занятия: снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами.
Задачи:
- развивать способность к самоанализу, эмоциональной саморегуляции;
- актуализировать знания детей о релаксационных приемах;
- способствовать формированию навыков правильного, успокаивающего дыхания;
- способствовать освобождению от мышечных зажимов, освоению техники мышечной релаксации;
- создать условия для переживания детьми ощущения спокойствия, умиротворенности, свободы;
- создать условия для отреагирования детьми актуального эмоционального состояния, закрепления пережитых положительных эмоций, структурирования впечатлений (в процессе рисования, заключительной беседы);
- формировать интерес к внутреннему миру партнера по общению, развивать способность к эмпатическому слушанию;
- развивать воображение, актуализировать творческий потенциал.
Структура занятия:
- Вводная часть
- Приветствие.
- Беседа об актуальном состоянии, релаксации.
- Основная часть
- Дыхательная релаксация.
- Мышечная релаксация.
- Визуализация «Чудесный сад».
- Продуктивная деятельность (рисование).
- Заключительная часть
- Рефлексия, подведение итогов занятия.
- Сюрпризный момент, прощание.
Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель, USB-накопитель с музыкой для релаксации, текст для релаксации, альбомные листы, краски, цветные карандаши, фломастеры, корзинка с яблоками для сюрпризного момента.
Основная часть занятия
- Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать».
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
Сделай паузу и сосчитай до 5.
Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.
Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
- Мышечная релаксация
Цель: достижение мышечного расслабления
Инструкция:
Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку.)
Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.
Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом - грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.
Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи ненадолго нос. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы.
- Визуализация «Чудесный сад»
Цель: активизация чувств, достижение сосредоточенности, спокойствия, ощущения гармонии.
Педагог читает текст, на фоне звучит релаксационная музыка.
«Сядь поудобней в кресло и закрой глаза. Сегодня мы совершим маленькое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником.
Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.
Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.
Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.
Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.
Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.
Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза».
- Рисование
Психолог просит детей нарисовать, что они видели, путешествуя, то, что им понравилось и запомнилось или же просто отобразить свое актуальное эмоциональное состояние на бумаге с помощью красок, карандашей или фломастеров (однако, использование красок предпочтительнее).
- Обсуждение актуального состояния и рисунков детей.
- Сюрпризный момент
Психолог просит детей закрыть глаза, ставит перед ними корзинку, накрытую салфеткой. Дети открывают глаза и находят там яблоки «из чудесного сада».
- Рефлексия занятия, ритуал прощания.
Психолог помогает детям сформулировать вывод: «Душевная гармония человека внутри него самого. Чтобы успокоиться или избавиться от напряжения необходимо нормализовать дыхание, расслабить мышцы, визуализировать приятные образы. Изображение чудесного сада будет напоминать о спокойствии, положительных эмоциях. Туда можно вернуться в любое время, когда захочешь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...
Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).
Открытое мероприятие. Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....
Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...
Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...
Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)
Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....
Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений непосредственно влияет на...
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья о влиянии Адаптивной физической культуоы нв детей с ОВЗ...