Картотека встреч по преодолению эмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста
картотека

Романова Анастасия Сергеевна

Цель встреч: коррекции эмоциональныхнарушений у детей младшего школьного возраста

Задачи встреч:

1. Развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия себя и других.

2. Снижение эмоционального напряжения.

3. Уменьшение тревожности.

4. Воспитание уверенности в себе.

5. Повышение активности и самостоятельности детей.

6. Оказание помощи в выражении реальных чувств ребенка.

Форма проведения: подгруппа 5- 6 детей

Длительность встречи: 35-50 минут

1  Встреча. «Знакомство» 35-45 минут

2 Встреча. «Мои и эмоции окружающих» 40-45 минут

3 Встреча. «Я умею слушать других» 55 минут

4 Встреча. «Тишина»  40 минут

5 Встреча. «Разные люди» 40 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

Ход встречи/название упражнения

Цель

1  Встреча «Знакомство» 35-45 минут

Приветствие, знакомство.

  • «Снежный ком»» 5-7 минут

Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все

о предыдущем, а потом представляет себя и т.д.

  • «Разноцветные шарики» 5-7 минут

Техника проведения: дети сидят в кругу, ведущий (педагог, психолог) обращается к ним с просьбой сделать из ладошек «лодочку». Дети закрывают глаза, а затем ведущий вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик (шарики должны быть разноцветными) и говорит, что шарики надо согреть, покатать, подышать на них, отдавая шарику часть своего тепла, нежности, ласки. После этого дети открывают глаза, ведущий предлагает посмотреть на шарик и рассказать о том, что испытывал каждый из них, держа его в руках, о тех чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.

  • «Рисунок имени» 10 минут

Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выполняют их в альбомах рядом с красиво написанным именем

  • «Не зевай» 5-7 минут

Участники становится в круг, в центре – ведущий с мячом. Участники стоят спиной к ведущему, Он кидает мяч вверх и называет имя кого-нибудь из участников, тот должен поймать мяч, в противоположном случае ему назначается фант. Если участник поймал мяч, он становится ведущим.

  • «Зеркало» 7-10 минут

Представьте себе, что мы находимся в магазине, который торгует зеркалами. Все мы – зеркала и должны точно отражать все движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?

  • «Свечка» 

Создать ритуал прощания, в конце каждой встречи, обсуждения встречи, Участники по кругу характеризуют свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии

Создание доброжелательной обстановки, побуждение к открытому диалогу

Создание положительного эмоционального настроения и

атмосферы «безопасности» в группе; сплочение группы; снижение

эмоционального напряжения.

снижение

эмоционального напряжения

повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление

 

разминка, тренировка реакции, развитие самоконтроля.

2 Встреча «Мои и эмоции окружающих» 40-45 минут

Встреча направлена на изучение эмоций живущих в нас и окружающих людях

  • «Доброе утро» 5-7  минут

Все участники садятся вкруг, ведущий начинает передавать по кругу игрушку, (мишка, мяч и пр.)говоря о том с каким настроением участник пришел на встречу и желая следующему игроку доброго утра( называя соседа по имени, лучше в ласковой форме) и чего-то хорошего на день.

  • «Зайчик испугался – зайчик рассмеялся» 5-7 минут

По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние

  • Игра «Цвет моего настроения». 10 минут

Участники по очереди называют цвет, ассоциирующийся

у них с настроением в данный момент. Ведущий кладет в центр круга листы,

на которых написаны слова «радость»(оранжевый цвет), «грусть»(темно фиолетовый), «злость»(красный), «страх»(черный), «интерес»(голубой/зеленый), и начинается обсуждение , что общего у всех этих понятий.

Затем детям предлагается попытаться дать определение понятию

«эмоция». Эмоции – это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно. Эмоции

других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.

  • Игра «Коварные хищники» 7-10 минут

 Ведущий предлагает детям на выбор представить себя хищником (тигром, львом, волком, рысью, медведем, леопардом и т,д.), расположиться друг от друга на безопасном расстоянии. Затем «хищники» начинают показывать друг другу свою силу и храбрость. Показав все свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.

  • Упражнение «Угадай эмоцию» 10 минут

Ведущий, по очереди, вызывает участников, показывая им карточку с определенной эмоцией (положительной или негативной). «Показывающий» должен без слов изобразить, показанную ему эмоцию. Остальные участники должны угадать эмоцию, описать ее, сказать какая она положительная или отрицательная, в каких ситуациях могут возникнуть такие эмоции

  • «Свечка» 

Ритуал прощания. В конце этой встречи участники делятся своими эмоциями, возможно, кто-то пришел с отрицательными эмоциями и на встрече ни смогли измениться на положительные. Так же стоит поблагодарить всех участников встречи.

Создание доброжелательной обстановки, обучение говорить о своих эмоциях

Снятие мышечного напряжения, умение выражать эмоции

обучение описывать эмоции, соотносить их с цветами, по цветовому спектру, по типу холодный цвет- холодная эмоция и наоборот

снятие агрессии, мышечного напряжения.

научить различать эмоции, характеризовать и описывать их

3 Встреча «. Я умею слушать других» 55 минут

  • Упражнение «Доброе тепло» 5 минут

Все садятся вкруг. Дети представляют, что в их ладошках мягкий, светящийся шарик,

который они передают друг другу, здороваясь друг с другом

  • Упражнение «Я злюсь, когда...» 5-7 минут

Детям предлагается 3 раза закончить фразу: «Я злюсь, когда…». Затем, стоя в кругу каждому ребенку нужно взять в руки по одному листу цветной бумаги на выбор (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, черный) скомкать ее, проговаривая фразу: «Я злюсь, когда…» и бросить в центр круга.

  • Упражнение «Интервью» 10—15 минут

Для этого упражнения необходим диктофон. Сначала ведущий спрашивает у детей, знают ли они, что такое «интервью». Особо отмечается, что интервью берут, как правило, у замечательных людей. Всем задается один и тот же вопрос: «Какой вы и чем отличаетесь от остальных?» (Обращаться к детям здесь следует по имени-отчеству).

  • «Прослушивание интервью»

 Все вместе слушают кассету с записью ответов, обсуждают каждое интервью, делают обобщения.

  • «Я не злой, я – добрый» 10—15 минут

Дети  сидят за столами, перед ними лежат листы бумаги формата А-4 и цветные карандаши. Ведущий предлагает детям нарисовать на листе бумаги злого человека, как они себе его представляют, а может быть даже это будет и собственный портрет. На другом листе бумаги нарисовать портрет доброго человека. Сначала предложить детям рассмотреть рисунки, на которых нарисован злой человек и выяснить:

- почему он злится?

- хорошо бывает, когда человек злой?

- ему самому это нравится?

- что нужно сделать для того, чтобы не быть злым?

- красивый этот человек, или нет?

Затем рассмотреть рисунки, где нарисован добрый человек и выяснить:

- когда мы говорим: «Этот человек добрый, хороший?»

- добрый человек красивый, или нет?

- что нужно делать, что стать хорошим, воспитанным ребенком?

Затем положить рядышком два рисунка и поднять вверх рисунок с изображением человека, который больше всего нравится. (Предположительно это будет изображение доброго человека). Затем дружно поаплодировать и громко вслух произнести: «Я – добрый человек!»

  • «Свечка»

«Невидимая нить» 5-7 минут

В руках у взрослого клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку .Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Создание доброжелательной обстановки 

обучение детей способам снятия агрессии.

учить детей умению свободно, не боясь, высказывать свои

мысли; учить слушать других, их монологи

развитие взаимодействия, сплоченности, эмпатии

сплочение детского коллектива

возможность почувствовать себя частью целого

4 Встреча. «Тишина»  40 минут

На этой встрече стоит попробовать работать с минимальным количеством произносимых слов, лучше, если говорить (лучше шепотом)  будет педагог/ведущий, звуки произносить можно.

  • Упражнение «Подари улыбку». 5 минут

Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит

улыбку своим соседям слева и справа, смотрят друг другу в глаза.

  • Слепой танец 7-10 минут

Играют парой. Одному участнику завязывают глаза, он будет “слепой”. Другой остается “зрячим” и водит “слепого”. Потом возьмитесь за руки и 1-2 минуты потанцуйте под легкую музыку. Затем поменяйтесь ролями.

  • «Маленькие привидения» 5 минут

Ведущий обращается к детям со словами: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У-у-у-у». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У-у-у-у», если я буду громко хлопать, вы будете громко произносить звук «У-у-у-у». При этом надо не забывать, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем девочками и мальчиками».

  • Слушай хлопки. 5 минут

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на 2 хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки), 3 хлопка – разрешается снова двигаться свободно

  • «Зеркало» 7-10 минут

Представьте себе, что мы находимся в магазине, который торгует зеркалами. Все мы – зеркала и должны точно отражать все движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?

  •  «Разозлились – одумались» 5 минут

По сигналу «разозлились» (показ красной карточки) дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» (показ зеленой карточки) – расслабляются и улыбаются.

  • «Свечка» на этом этапе могут начать говорить

Ритуал прощания. Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом, ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.

В конце этой встречи участники описывают свои эмоции, тяжело ли было молчать, выполнять все задания практически без слов, понравилось ли им так работать

Обучение общению эмоциями, выражения своих чувств, просьб

создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

снятие излишнего мышечного напряжения, развитие доверия друг у друга.

обучение методу снятия гнева, научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев

развитие внимания,

разминка, тренировка реакции, развитие самоконтроля.

выражение эмоций, самоконтроль.  

5 Встреча «Разные люди» 40 минут

  • «Доброе утро» 5-7  минут

Все участники садятся вкруг, ведущий начинает передавать по кругу игрушку, (мишка, мяч и пр.)говоря о том с каким настроением участник пришел на встречу и желая следующему игроку доброго утра( называя соседа по имени, лучше в ласковой форме) и чего-то хорошего на день.

  • «Мы хоть и разные, но все - дружные, ласковые!» 5-7минут

Техника проведения: дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий (педагог, психолог) предлагает по очереди детям сказать о своей группе хорошие, добрые слова, похвалить каждого ребенка. Затем на счет «три» пожать руки, стоящим справа и слева, поднять сомкнутые руки верх и высоко дружно подпрыгнуть.

  • Упражнение «Угадайка» 7-10 минут

 Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать угадать, что в нем нравится его маме. Дети по очереди высказывают свои предположения. Затем каждый выбирает тех, чьи отгадки близки к истине. На втором этапе игры дети отгадывают, что может нравиться в соседе его друзьям, на третьем – что нравится учительнице в школе и т.д. Ведущему придется оказывать детям помощь в отгадывании, особенно на третьем этапе. Обсуждение прошлого занятия. Основное содержание занятия.

  • Упражнение «Скульптура» 7-10 минут

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:

-ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

  • Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся» 7-10 минут

 Ведущий приглашает двоих участников к доске и обращает внимание группы на явные различия в их внешности. Затем он предлагает постараться найти у них пять сходных качеств и пять различных. После этого пара испытуемых сменяется другой и т.д.

  • «Свечка»

Ритуал прощания, обсуждение эмоций, который каждый получил от встречи, предположения об эмоциях товарища, которые получили от встречи они, обсуждения встречи, Участники по кругу характеризуют свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое мнение

снятие агрессивности

развитие эмпатии, группового взаимодействия.

учить  детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

развитие взаимодействия, сплоченности, эмпатии

сплочение детского коллектива

возможность, возможность выразить свои чувства и эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...

Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Программа "Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии"

Программа позволяет познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть и т.д.), способствует развитию у детей эмоционально-волевой саморегуляции...

Формы и приёмы работы по преодолению оптических нарушений у детей младшего школьного возраста

Представленный материал может быть использован учителями - логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений....

Песочный подход к нивелированию эмоциональных переживаний у детей младшего школьного возраста

Детские переживания часто связаны со страхом. Страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность поведения, уводит человека от опасностей. Страх является переживанием, необходимые для...