КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Сложение и вычитание величин 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Латыпова Марина Наилевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Сложение и вычитание величин

Цели деятельности учителя:

- формирование математических действий сложения и вычитания величин;

- развитие навыка перевода одних единиц измерения в другие.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать способы сложения и вычитания величин;

- осуществлять перевод единиц измерения.

Личностные результаты:

- учиться слушать собеседника;

- высказывать свое мнение.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» Чекин А.Л., 4 кл., 2 ч; компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Сложение и вычитание величин

Цели деятельности учителя:

- формирование математических действий сложения и вычитания величин;

- развитие навыка перевода одних единиц измерения в другие.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать способы сложения и вычитания величин;

- осуществлять перевод единиц измерения.

Личностные результаты:

- учиться слушать собеседника;

- высказывать свое мнение.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» Чекин А.Л., 4 кл., 2 ч; компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

2 мин

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

Л: самоопределение

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

Наглядный

Практический

8 мин

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

- Какие единицы измерения используются для нахождения площади?

- Назовите единицы измерения объема.

- В каких единицах измеряется масса?

- А какие единицы измерения используются для нахождения длины?

- В чем измеряют время?

- Вспомним соотношение единиц измерения.

 Чему равен 1 кв.м?

- Чему равен 1 км?

- Вспомним единицы измерения массы.

вспомним перевод единиц вместимости и объема: 1 куб. дм =

1 куб. м =

- Мы вспомнили единицы измерения. Теперь проведем небольшой диктант. Назовите значение следующих выражений:

5 ч + 6 ч

8 м + 5 м

2 ч + 1 ч 30 мин

3 м 10 см + 3 м 15 см

4 кг + 4 т

23 ц + 4 т + 5 кг

- Вызвало ли у вас затруднение нахождение значения этих выражений?

- Тогда давайте значение следующего выражения:

7 ч + 360 мин + 10800 с

- Что нужно сделать для того, чтобы нам было удобнее найти значение данного выражения?

- Вспомним, сколько в часе минут и секунд.

- Теперь найдем значение выражения.

- А как мы вычислим значение этого выражения? 15 л+ 3 дм

- Мы видим группы величин.

- Кв. мм, кв. см, кв. дм, кв. м, кв. км.

- Куб. мм, куб. см, куб. дм, куб. м, куб. км.

- Мг, гр, кг, ц, т.

- Мм, см, дм, м, км.

- С, мин, ч.

- 1 кв. м = 100 кв.дм = 10000 кв.см

- 1 км = 10000 дм

- 1 м = 10 дм

- 1 т= 1000 кг

-1 куб. дм = 1000 куб.см = 1 л

- 1 куб.м = 1000 куб.дм = 1000 л = 1 000 000 см

11ч

13 м

3 ч 30 мин

6 м 25см

4 т 4 кг

4 т 23 ц 5 кг

- Нет.

- Привести все единицы измерения к одной.

- 1 ч= 60 мин= 3600 с

 360 мин = 6 ч; 10800с = 3 ч; 7 ч + 6 ч + 3ч = 16 ч

- Мы не можем его вычислить, т.к. это разные величины.

Л: подведение под понятие, выведение следствий

П:структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III. Постановка учебной задачи

Словесный

2 мин

- Как вы думаете, о чем будет наш урок?

- Прочитайте на слайде тему нашего урока. Какие цели мы поставим на урок?

- Наш урок будет о величинах.

- Мы узнаем, как складывать и вычитать величины.

- Научимся переводить из одних единиц измерения в другие.

Р: целеполагание

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV.Открытие нового знания

Словесный

Наглядный

3 мин

- Откройте учебники на стр. 22. Прочитаем задание № 62.

- Внимательно посмотрите на предложенные величины и скажите, есть ли смысл составлять суммы и разности из неоднородных величин? Например, сложить 2 ч и 324 куб.дм?

- Тогда какое правило мы можем вывести для сложения и вычитания величин?

- Действия сложения и вычитания с величинами, предполагают, что выполняется действие над однородными величинами. А сложение и вычитание неоднородных величин не имеет смысла.

- Мы можем складывать и вычитать  только однородные величины.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: подведение под понятие, выведение следствий

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный

Практический

10 мин

- Откройте свои тетради. Запишите число, «Классная работа». Выполните первую часть задания. На эту работу у вас есть 2 минуты.

- Сверьте свои ответы с доской. У кого не так?

- Все ли однородные величины выражены в одних и тех же единицах измерения?

- Значит, что мы должны сделать, прежде чем выполнить над ними действие?

- Какие единицы предварительно следует преобразовать?

Найдем значение первого выражения: 1538 кг + 89763 кг = 91301 кг

Как мы можем представить это число?

91000кг+301кг

- В какую единицу измерения удобнее будет перевести это число?

- Давайте вспомним, сколько в тонне кг?

91 т + 301 кг = 91 т 301 кг

- Мы уже начали вспоминать разные единицы измерения. Потренируемся еще переводить их. Встаньте со своих мест. Я буду называть вам величины в одной единице измерения, затем переводить ее в другую и называть вам. Вы должны присесть если перевод выполнен верно, и подняться на ноги, если неверно. Будьте внимательны!

8000 м = 8км,

10 дм = 1000 см,

3 куб. м = 3000 куб. дм,

180 мин = 2 ч

5 кв.м = 5000 кв.см

30 ц = 3000 кг

600 с = 10 ч

- Молодцы, садитесь на свои места.

Прочитайте задание к № 63 в учебнике.

Ответим на первый вопрос задания.

- Теперь выполним сложение. Один ученик пойдет к доске, остальные делают задания в тетрадях, затем сверяют ответы с доской.

Прочитайте задание № 64. Ответим на первый вопрос задания.

- Сейчас мы выполним вычитание.

Выполняют задание из учебника

Выполняют самопроверку

- Нет, есть величины, которые даны в разных единицах измерения.

- Предварительно нужно перевести их в одну единицу измерения.

- В выражении 74689 м + 65934 дм – м и дм, перевести 74689 м в дм, либо 65934 дм в м и дм.

В выражении 3265 с +2 ч – с и ч, перевести в с 2 ч или 3265 с в ч, мин и с.

В выражении 659 куб.м + 324 куб. дм

- В виде суммы 91000 кг и 301кг

- В тонны.

- 1 т = 1000кг

Садятся

Встают

Садятся

Встают

Стоят

Садятся

Встают

- С площадью 5 кв. м можно сложить величины 7 кв. см и 17 кв. дм.

Ученик выходит к доске

5 кв.м. = 50 000 кв.см

7 кв.см + 50 000 кв.см = 50 007 кв.см

5 кв. м = 500 кв.дм

17 кв.дм + 500 кв.дм = 517 кв.дм

- Из вместимости 250 л можно вычесть 150 куб. дм и 450 куб.см.

Ученик выходит к доске.

150 куб. дм = 150 л

250л-150л = 100л

250 л = 250 000 куб.см

250 000 куб. см – 450 куб.см = 249 550 куб.см

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

Л: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Л: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Самостоятельная работа

8 мин

- Откройте рабочие тетради на странице 13. Самостоятельно выполните упражнение № 26.

- Проверьте свои ответы с образцом на слайде, зеленой ручкой отметьте знаком «+» правильные ответы в тетради.

Проверяют ответы:

1983 см

7999 м

1160кв.мм

688 кв.см

57970 куб.дм

86000кв.см

704 мин / 11ч44мин

731с / 12 мин11с

830ц

640 034 г

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

VII. Включение в систему знаний

Практический

Групповая работа

8 мин

- Мы узнали, как складывать и вычитать величины. Теперь нам эти знания пригодятся при решении задач.

- Прочитайте задачу № 65. О чем задача?

Выполним вместе краткую запись.

- Что сказано про первое поле?

- Про второе поле?

- Про третье?

- Как звучит главный вопрос задачи?

- Решите задачу самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по руке. Проверьте правильность выполнения, сверившись с образцом на слайде.

- Прочитайте вторую часть задания. Составьте обратную задачу, работая в группах.

- Какая задача у вас получилась?

- Теперь решите эту задачу в группах.

- Какой у вас получился ответ?

- Есть другие варианты ответа?

- Молодцы, вы хорошо поработали.

Составляют краткую запись

- С трех полей собрали 1505ц пшеницы. Причем со второго поля на 20 ц меньше, чем с первого , а с третьего на 45 ц больше, чем со второго. Сколько центнеров пшеницы собрали с первого поля?

- 500 ц.

П: моделирование

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы эти цели?

- Проанализируйте свою работу на уроке. Зеленый карандаш поднимут те, кому было на уроке все понятно, интересно, кто считает, что он хорошо поработал и все понял.

Красный карандаш поднимут те, кому было на уроке неинтересно, он считает, что мог бы поработать лучше, и ему не все понятно.

Спасибо за урок!

Проводят анализ своей работы

Р: оценка

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности