Рабочая программа по занимательной математике
рабочая программа по математике (2 класс)

Андриенко Евгения Александровна

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_a_zanimatelnaya_matematika.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

пгт Песковка Омутнинского района Кировской области

Утверждаю,    директор ОУ

___________Т.Л.Шихалеева

Приказ №123

От «30»августа 2018 года

Образовательная программа

по «Занимательной математике»

для 2 «а» класса

на 2018 – 2019 учебный год

Автор - составитель

Андриенко Е.А.                                                                                                                                                                                     Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4 пгт Песковка

пгт Песковка

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Преподавание данного учебного курса «Занимательная математика» строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач и заданий не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи и задания, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Цели курса:

  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
  • воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.

Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас.

В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:

  • уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки -праздники, уроки - сказки, устные журналы.
  • практические работы - изготовление наглядных пособий по математике.
  • игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке).
  • обсуждение заданий по дополнительной литературе.
  • доклады учеников.
  • составление рефератов.
  • экскурсии.

Содержание курса.

Программа включает следующие разделы: "Общие понятия", "Элементы истории математики", "Числа и операции над ними","Занимательность", "Геометрические фигуры и величины".

Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Занимательная математика».

В результате   обучающиеся:

  • научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
  • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
  • научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения текстовых задач;
  • познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
  • приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения факультативного курса является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения данного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану (алгоритму, по программе действий) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами во 2 классе являются следующие:

Обучающиеся научатся:

• вести счет десятками и сотнями;

• различать термины «число» и «цифра»;

• распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;

• читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;

• записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;

• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);

• изображать числа на числовом луче;

• использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;

• находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;

• воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;

• применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

• воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;

• применять правило вычитания суммы из суммы;

• воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей;

• выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах двух, трех разрядов;

• находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;

• выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;

• применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;

• чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

• определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;

• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

• находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

• выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см);

• использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;

• распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;

• измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);

• устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;

• распознавать и формулировать простые и составные задачи;

пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);

• строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;

• решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на  …», «меньше на  …»;

• разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);

• формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной;

• читать и заполнять строки и столбцы таблицы.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;

• пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;

• понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;

• понимать термин «числовая последовательность»;

• воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;

• понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);

• записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;

• понимать бесконечность прямой и луча;

• понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;

• использовать римские цифры для записи веков и различных дат;

• оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;

• понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;

• рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи;

• моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;

• использовать табличную форму формулировки задания.

Календарно-тематическое планирование

курса «Занимательная математика»

2 класс

Тема занятия

Содержание занятия

УУД

План

Факт

1

Логические цепочки

Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных.

Коммуникативные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли; 

- управление действиями партнёра;

-постановка вопросов;

- разрешение конфликтов.

Логические УУД:

-анализ с целью выделения существенных признаков;

2

Классификация предметов

Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию.

3

Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии

Знакомство с понятиями «точка», прямая» и «кривая линии».

Логические УУД:

анализ, синтез, доказательство

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование;

-коррекция;

-волеввая саморегуляция

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание

4

Магические квадраты

Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов.

5

Танграм

Решение «китайских» головоломок

6

Ребусы с предлогами

Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги.

7

Ребусы с числами

Разгадывание ребусов, содержащих числа.

Познавательные:

-формулирование цели, поиск информации

-анализ с целью выделения признаков;

- синтез как составление целого из частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения;

- доказательство;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений 

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание

8

Кто лишний?

Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры.

9

Задания со счетными палочками

Выполнение заданий со счетными палочками.

10

Шифровальщики

Расшифровка слов с использованием математических выражений.

11

Зоркий глаз

Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений.

12

Задачи о сказочных героях

Решение и составление задач с участием сказочных героев.

13

Примеры с окошками

Решение и составление примеров с окошками. Д

Познавательные:

-формулирование цели, поиск информации

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование;

-коррекция;

-волеввая саморегуляция

14

Какое число я задумал?

Решение и составление математических загадок о задуманном числе.

15

Задачи комбинаторного типа

Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков.

Коммуникативные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли; 

- управление действиями партнёра;

16

17

Рисунки по клеточкам

Решение и составление рисунков по клеточкам

Логические УУД:

- анализ;

- синтез;

- сравнение;

- доказательство;

-установление причинно-следственных связей

18

Счёт удобным способом

Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом

19

Нестандартные задачи

Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков.

20

Занимательная геометрия: сети линий, путь

Решение и составление задач на сети линий, путь.

21

Буквы латинского алфавита.

Знакомство с буквами латинского алфавита

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли; 

- разрешение конфликтов.

22

Прямые и обратные операции

Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции.

23

Числовые лабиринты

Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов.

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание

24

Римская нумерация

Знакомство с римской нумерацией. Решение и составление выражений с использованием римской нумерации.

25

Круговые выражения. Игра «Математическое домино»

Знакомство с понятием «круговые» выражения.

26

Площадь составной фигуры

Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей.

Познавательные:

-формулирование цели, поиск информации

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование;

-коррекция;

-волеввая саморегуляция

27

Цепочки примеров

Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров.

28

Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника.

Знакомство с видами углов, понятием «сторона многоугольника», «вершина многоугольника».

29

Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения.

Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения.

30

Окружность. Радиус. Диаметр.

Составление узоров из окружностей.

31

Площадь сложных фигур.

Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки.

32

Задания на развитие восприятия

Решение и составление заданий на развитие восприятия (внимания, памяти).

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование;

-коррекция;

-волевая саморегуляция

33

Дерево возможностей

Решение и составление задач с использованием дерева возможностей.

34

Интеллектуальный аукцион

Защита и выбор самых удачных заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки.

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Предоставлена программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 1 класса,щанимающихся по УМК "Школа2100"...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»

Кружок “ Математика для увлечённых” предназначен для детей, проявляющих повышенный интерес к математике.Целью занятий в кружке является формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, ...

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс

Программа способствует развитию познавательных навыков....

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

В  рабочей программе содержится пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическое планирование занятий кружка "Занимательная математика"для 1-4 классов, планируемые результаты осво...