Главные вкладки

    Математика 2 класс. Урок: «Прямая. Луч. Отрезок».
    план-конспект урока по математике (2 класс)

    Мерц Наталья Валентиновна

    Урок составлен по учебнику 2 класса (1 часть) автора Л.Г. Петерсон. Этапы урока спланированы в соответствии с ФГОС , указаны метапредметные и предметные результаты, ресурсы и оборудование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок: математика. Класс – 2 , учитель Мерц Н.В.

             Тема: «Прямая. Луч. Отрезок».

    Тип урока: урок «комбинированный»

             Форма урока: урок - исследование

             Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

     Цель: создать условия для формирования представления о прямой, луче и отрезке.  Сформировать умение распознавать и изображать с помощью линейки луч, находить точки пересечения с прямой и отрезком

    Закрепить понятия операции и обратной операции, сложение и вычитание трёхзначных чисел.

    Планируемые результаты:

    Предметные: – знакомство с понятиями «прямая, луч, отрезок»;

     - начало систематизации представления о способах сравнения прямой, луча и отрезка

    Метапредметные:

    личностные результаты (воспитательные) – формировать самоопределение, смыслообразование

    регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);выполнять работу в соответствии с заданным планом; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

    познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,

    доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ,самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

    . – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

    коммуникативные:формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Межпредметные связи:окружающий мир

             Ресурсы: УМК «Л.В.Занкова»,учебник «Математика 2 класс, 1 часть» Л.Г.Петерсон, Москва, Бином, 2017, Е.П. Фефилова, Я.Ш. Гараева, «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л.Г. Петерсон». Сайт http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1582

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная учебная презентация по теме урока, карточки с  

    заданиями, линейка, цветные карандаши, нитки, цветные ленты, маршрутный лист, компас, звёздочки  для

    самооценки

        Этапы урока

                                                    Ход урока

    Формирование УУД

    I. Актуализация знаний.

    1. Организационный момент

    2. Устный счёт ( диалог учитель-ученик и ученик – ученику)

     - Индивидуальная работа по карточками и фронтальная работа по заданию учителя с числовыми блокнотами

    Карточки:4 человека перевести единицы измерения в другие , уравнение  х + 30 = 58 , столбик примеров 85-47   47+29    63-17    85-38 Составьте все трехзначные числа из цифр 9, 1, 8. Запишите в порядке убывания.

    981, 918, 891,819,98, 189.

    С классом математический устный диктант

     1)Покажите число, в котором 3 с 6д

    2) Уменьшите его на 2 дес

    3) увеличьте на 6 единиц

    4)первое слагаемое 360 второе 22 найдите значение суммы

    4) уменьшаемое 250 вычитаемое 11 покажите разность

    5) задумала число, уменьшила его на 32 и получила 40, КАКОЕ ЭТО ЧИСЛО?

    6)2м 3дм 9 см- сколько здесь см всего? ПРОВЕРКА

    Экран на окружающем мире мы познакомились с космическим пространством. Узнали что там находится. Сегодня  Путешествие космическое, посмотрим космос .Для путешествия в космос нам  нужны : сила , выдержка, хорошее знание математики, готовность всегда прийти на помощь».

    ПРОФЕССИИ космонавтов

    1 ученик читает: В космосе требуется три вида космонавтов. В зависимости от предварительного образования и опыта, специалистов делят на испытателей, инженеров и исследователей.

    2 ученик: Космонавт-испытатель — это непосредственно пилот корабля. Испытатель управляет космическим кораблём, организует и контролирует и действия всех членов  экипажа.3 ученик  Космонавт-инженер обслуживает технику, осуществляет внутренний и внешний ремонт, участвует в технических разработках. Космонавт-исследователь занимается исследовательской работой, а также следит за здоровьем всех членов экипажа.

    -Чтобы не отклониться от курса. Надо хорошо владеть различными операциями и счётом в том числе.

    Работа в парах:

    А) Какая операция переводит первое число во второе? + или -

                  А)  12______________24.      

                     67_____________54

    Б) Выполните в парах операцию, результат запишите.

    24_______+6_________         ______

    20_______-13_________         _______

    35_______+6__________        ________

    72_______-15_________         ________

    В группах решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания и прочтёте слово

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604952/img1.gif

    32

    440

    588

    635

    744

     

     

     

     

     

    Ответ ТОЧКА

    Лист самооценки каждому ученику. Теперь вы за каждое выполненное задание на уроке, оцените себя, нарисуете себе звёздочку напротив задания. Жёлтую- выполнил всё правильно. Синюю-с 1-2 ошибками, красную-3 и больше ошибок.

    Номер задания

    Выполнил правильно

    Количество ошибок за самостоятельную работу

    Познавательные УУД

    Развиваем умения          

    . - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием 

    Коммуникативные

    Развиваем умения

    1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

    2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

    3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

    4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

    5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

    II. Проблема

    III.Формулирование темы и целей урока.

    Физминутка.

    Для глаз.

    IV.Открытие нового знания

    П   2.  3.  2.

    Что означает ТОЧКА? Что это? Из какой науки?

    Как и где найти ответ на вопрос?

    Словарь, учебник. Интернет

    Давайте попробуем разобраться сами, с чем можно связать точку, где встретить.

    Есть наука геометрия. Там   точка - это основная и самая простая геометрическая фигура.

     -  В геометрии точка обозначается заглавной латинской буквой или цифрой. Какие ещё фигуры вы знаете? Какая тема урока у нас ?

    В огромном космическом пространстве корабль. Как точка. Для него нужно начертить маршрут. Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это новая планета. Это планета Туманности.

    Это могут быть разные линии  ТЕМА-"Прямая. Отрезок. Луч".

    Итак цель нашего урока- выявить признаки прямой, луча и отрезка, научиться их распознавать. 

    В огромном космическом пространстве корабль. Как точка. Для него нужно начертить маршрут. Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это новая планета. Это планета Туманности.

        -Построим красивую дорожку. Растянем нить двух катушек в разные стороны (два ребенка растягивают нить). Какая получилась линия?(прямая).

            (учитель ослабляет нить).

      - А вот такая линия будет прямой? (нет).

      - А дальше продолжить прямую линию можно? До каких пор?

                    Без конца и края, линия прямая.        

                    Хоть сто лет по ней иди, не найдешь конца пути.

       -У людей есть имена, у животных клички. А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.

       ВЫВОД. У прямой линии нет ни начала, ни конца. Ее можно продолжить.

       - Какие прямые линии вы знаете? (горизонтальные, вертикальные, параллельные, наклонные).

       -Наша веселая точка поможет нам еще поработать с прямой линией. Поставьте  точку, проведите через нее прямую линию.

                (дети работают в тетрадях).

     - Можно ли еще провести линию через эту точку? Сколько прямых линий можно провести через одну точку? Множество.

    -Поставьте 2 точки.Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли еще провести?

    Стр.7 №2. Отметь цветным карандашом начало каждого луча и обозначь их. Пилот рассчитывает

    Стр. 72 №3. Соедини фигуры с их названиями. (Самооценка в табличке)

           ВЫВОД. Через одну точку можно провести сколько угодно точек, а через две точки только  одну линию.

       -Теперь на прямую я помещаю солнышко точку. На сколько частей разбилась наша прямая?. (на две).

       -Что они напоминают? Значит как их назовем?(лучами).

       (учитель разрезает нить в обозначенной точке, к месту разреза прикрепляются точки).

        - Сколько получилось лучей?(2)

    О новой фигуре разносится весть.      

     Конца в ней пусть нет,

               Начало то есть!

               И солнце тихонько,

               Взойдя из -за туч.      

               Сказало:"Друзья, назовем его луч!"

        -Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (нет, мешает точка).

       -А с другой стороны? (можно, до бесконечности).

      -Луч обозначается двумя буквами, причем на первом месте всегда указывается   начало луча.

      - Чем похожи и чем отличаются луч и прямая?(луч это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны).

        Вывод: Луч – прямая линия ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

      -Молодцы, вы нашли признак луча. А теперь сделаем на одном из лучей еще один разрез. Что получилось? (отрезок). Я прикрепляю еще одну точку.

       -Сравните луч и отрезок.

    Дети: У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.

    Точки две поставь в тетради,

                Чтоб потом нарисовать между ними.      

                Под линеечку  прямую.      

                И окажется мой друг,

                Что отрезок вышел вдруг.

                Только точкам имена.  

                 Дать ты не забудь!

       -Отрезок обозначается двумя буквами.

       - А можно из одной прямой сделать несколько отрезков?

       ВЫВОД. Отрезок это прямая, ограниченная с двух сторон. На прямой линии может быть несколько отрезков.

    6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

    7. – ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

    8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

    V . Физминутка.

    Включается музыка «Космос» Космическая зарядка.

    VI. Первичное закрепление.

    Стр. 72 №3. Соедини фигуры с их названиями.

           Стр. 72 №4. Определи, какие лучи на рисунке являются пересекающимися?(Самооценка в табличке)

       

    Проверка экран

    Подумайте,  какие именно качества помогут космонавту чётко выполнять свои обязанности. Он должен быть отважным и самоуверенным, стрессоустойчивым и спокойным, ответственным, пунктуальным и аккуратным, обязан легко контактировать с другими людьми, быть коммуникабельным и организованным.

    Регулятивные

    Развиваем умения

    1. – принимать участие в

    обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

    2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

    3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

    4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

    Личностные

    1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

     2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

    3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

    VII. Включение в систему знаний

    С.73 №8 Задача. Тоже нужен чертёж. Отрезок или отрезки?(Самооценка в табличке)

    Мы продолжаем наше путешествие. Но неожиданно на нас обрушивается метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, и продолжить движение мы должны решить примеры , записанные на  звёздных карточках.

     Метеоритный дождь был такой сильный,  что  к сожалению повредил все электронные приборы корабля. А без точной техники корабль не может продолжать движение. Давайте попробуем выполнить необходимые вычисления. Давайте вспомним, как алгоритм решения примеров в столбик . Как делаем запись?(единицы под единицами, десятки под десятками). С чего начинают складывать или вычитать такие примеры? (с единиц). (Учащиеся решают примеры в тетрадях и на доске.)

    +356    +214     +628     +546

      243      639       394       354

    Проверка

    (Самооценка в табличке)

    Молодцы, ребята!  Вы смогли выполнить сложные вычисления. И нам уже пора возвращаться домой.

    И закончить наш урок я хочу словами Юрия Гагарина

    «Облетев Землю в корабле-спутнике, я    увидел, как прекрасна наша планета.

         Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...”. Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех , улыбки и любовь, надо беречь!»

      А как мы можем беречь нашу планету?  

    Регулятивные

    1.. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

    2.. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

    3.. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

    VI. Итог урока. Рефлексия 

    – Что нового узнали?- Что показалась вам самым интересным на уроке- самым трудным

    -Как бы вы оценили свою работу– Какие действия научилась делать ?

    IX Рефлексия.

    А сейчас, ребята, каждый, у кого  на листе самооценки больше всего жёлтых и синих звёздочек, выберет себе большую звёздочку и отправит на небо (приклеивают звёздочку на плакат)

    VII. Домашняя работа 

    С73 №5,6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Математика. 1 класс. Урок 26. Числовой отрезок - Презентация

    Математика. 1 класс. Урок 26. Числовой отрезок - Презентация  Урок 26. Числовой отрезок В презентации отображены:    дополнительное задание с интерактивной поддержкой и а...

    Урок математики во 2 классе по теме "Прямая, луч, отрезок"

    Урок разработан по Системе Школа 2100....

    Презентация к уроку математики во 2 классе специальной школы 8 вида "Прямая, луч, отрезок".

    Презентация содержит учебный и занимательный материал по теме "Прямая, луч, отрезок" для учащихся 2 класса специальной школы 8 вида...

    Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч".

    Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч". УМК "Школа России"....

    Презентация к уроку математики "Точка.Кривая линия.Прямая линия.Отрезок" 1 класс УМК "Школа России"

    презентация подготовлена для методической разработки из пособия Е.П,Фефиловой, Е.А.Поторочиной "Поурочные разработки по математике 1 класс"...