Главные вкладки

    Мастер-класс " Применение технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе"
    методическая разработка по математике (4 класс)

    Тарновская Светлана Александровна

    Материал содержит рекомендации о том, как подготовить урок математики с применением технологии сотрудничества

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-_klass.docx19.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер- класс «Применение технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе»

    -Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом в применении технологий сотрудничества на уроке математики в начальной школе.

         Конфуций сказал: « Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете». Именно поэтому предлагаю поучаствовать в мастер-классе по созданию модели урока с использованием технологии сотрудничества. Для работы нам понадобятся группы, состоящие из 5-6 человек. Прошу распределиться в группы по желанию.

    - Как вы думаете, почему мы так часто на уроках наблюдаем желание ребёнка поговорить с соседом по парте, потребность высказать своё мнение не только учителю, но и одноклассникам?

    (Выслушиваются мнения педагогов)

    -Как показывает практика, потребность в том, чтобы ребенка выслушали очень велика, поэтому в первых классах мы наблюдаем картину леса рук, но постепенно в силу ряда причин: нехватки времени на уроке, индивидуальных особенностей некоторых детей (молчаливости, замкнутости, а порой неуверенности в правильности своего суждения) активность ребёнка гасится.

        Известное изречение мудрецов гласит: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для личностного развития, познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.

    - Итак, создадим модель урока в 4 классе при обобщении знаний учащихся о соотношении единиц величины и при выполнении действий с ними.

    -Чтобы повысить интерес детей, на обобщающем уроке по данной теме предлагаю объединить задания одной сюжетной линией. Например, «Космос», «Кругосветное путешествие» или «Путешествие на воздушном шаре». На таких уроках ученики не только выполняют задание с величинами, но и получают дополнительные сведения из истории космонавтики, астрономии, географии, истории.

    -Предложим ученикам «окунуться» в историю появления воздушного шара и совершить путешествие над горами нашего материка.

    Предварительно ученики разделены на группы по 5-6 человек, главное условие- в каждой команде должны быть и слабые и сильные ученики. Сильный ученик выступает в роли капитана.

    1 этап. Мотивация

    - Предлагаю придумать проблемную ситуацию, загадку или ребус для активизации интереса детей к теме урока. Например:

    - С детства братья Жозеф и Этьен Монгольфье чувствовали тягу к изобретениям. Один раз, сидя у камина, они заметили, что рубашка, висящая рядом с ним, надулась. Тогда им в голову пришла удивительная идея. Какая?

    -Выслушиваем ответы детей и делаем вывод, что это-изобретение воздушного шара.

    2 этап. Распределение ролей.

    Следующая задача- определить цель и задачи работы, распределить роли в группе учащихся.

    Например:

    Каждая группа получает конверт с заданиями, на котором написана цель: с помощью выполненных заданий узнать об истории возникновения воздушного шара, узнать о первых путешественниках-животных, их массе, «совершить путешествие» над горами Евразии.

    Задачи:

    - распределить задания между участниками группы;

    - выполнить задания и получить ответ на вопросы;

    - составить сообщение, основываясь на полученной информации;

    - капитан предоставляет отчет о проделанной работе.

    Итак, капитаны получают задания.

    3 этап. Работа в группах.

    На данном этапе учитель получает возможность индивидуальной работы с учениками, которые затрудняются в выполнении задания.

    Карточка 1.

    Задание: Первый воздушный шар поднялся в воздух в 1783 году. Произведи вычисления и узнай, сколько веков назад произошло это событие.

    Карточка 2.

    Выполни вычисления, найди карточку с соответствующим результатом. Из букв составь   имя животного- путешественника.

    100км 800м+600м                   101км400м(П)

    5кг-4кг 130г                              870 г(Е)

    17см+90мм                              260мм(Т)

    40т-150ц                                    25т(У)

    7дм-7см                                      6дм 3см(Х)

    Карточка 3.

    Выполни вычисления, найди карточку с соответствующим результатом. Из букв составь   имя животного- путешественника.

    53 дм2см+286см                   81дм8см (Б)

    3кг600г-1515г                        2кг85г (А)

    41т+94ц                                   50т4ц (Р)

    9см8мм-84мм                        14мм (А)

    120мм +14см                          260мм (Н)

    Карточка 4.

              Выполни вычисления, найди карточку с соответствующим результатом. Из букв составь   имя животного- путешественника.

    18т7ц+3ц                                19т (У)

    13м-50дм                                80дм (Т)

    5кг-4кг130г                             870г (К)

    6км +7000м                             13км (А)

    Карточка 5.

    Реши задачу и узнай массу пассажиров первого воздушного шара.

    Петух в 2раза легче утки и на 49кг500г легче барана. Какова Масса утки, если масса барана 52 кг? Какова общая масса пассажиров воздушного шара?

    Карточка 6.

    Воздушный шар пролетел над горами. Запиши данные величины в порядке убывания и расставь названия гор в порядке уменьшения из высоты.

    Крымские горы                            Уральские горы                           Эльбрус

    1545м                                                    1км899м                                   5633м

    Выпиши равные величины в соответствующие столбики.

    5км633м, 1894м, 1км545м, 18 940дм, 563 300см, 15 450дм.

    4 этап. Оформление итогов, защита работы.

    На этом этапе предлагаю вернуться к целям работы и составить отчет. В работе учитывается мнение каждого участника. Также необходимо сказать, какие задания вызвали наибольшие трудности, кому из участников понадобилась помощь учителя.

    Предлагаю оценить свою работу в команде и выбрать воздушный шар соответствующего цвета:

    - жёлтый, если работа в группе была продуктивной и интересной;

    - зеленый, если встретились трудности, но участники группы помогали друг другу и пришли к верному результату;

    - красный, если взаимодействия не было, и урок не понравился.

    - Уважаемые коллеги, по данной схеме вы сможете составить свой урок с использованием технологии сотрудничества.

               Применяя на практике технологию учебного сотрудничества, я убедилась в огромных возможностях этого метода обучения.

    Во-первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся.

    Во-вторых, в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:

    - дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия, так как, находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищенными, уверенными в успехе;

    - растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;

    - снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;

    - ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.

        Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.

    -Я благодарю участников мастер- класса за интерес, проявленный к моей  работе и желаю творческих успехов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"

    Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...

    Мастер - класс "Применение технологии УДЕ на уроках математики"

    Считаю, что данная технология известна давно, но применение технологии УДЕ на уроках математики всегда актуально....

    Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

    Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

    Мастер – класс «Использование обучающих структур технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе»

    выбор темы «Использование обучающих структур технологии сотрудничества  на уроке математики в начальной школе» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках.Обучение в сотрудниче...

    Статья "Применение этнокультурологического компонента на уроках математики в начальной школе"

    В статье рассматривается значение развития интереса к уроку математики, используя элементы занимательности, игровые формы на основе этнокультурологического и краеведческого материала. Связь математик...