Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках окружающего мира"
методическая разработка (4 класс)

Данный материал можно использовать в своей практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему «Использование современной

технологии на уроках окружающего мира.

Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД;

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
  •      передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  •      совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  •      рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  •      оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования

Ход мастер-класса

  1. Приветствие

  - Добрый день, уважаемые коллеги.  Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале. Приглашаю Вас на борт нашего корабля, где  капитаном являюсь я – Усок Елена Викторовна учитель начальных классов. Возьмите эмблемки нашего корабля. Кто взял эмблему с солнышком – у того сегедня самое весеннее настроение, кто выбрал морского жителя - пришёл на борт пообщаться с коллегами, а у кого морячок, тот сегодня на мастер-классе будет самым активным.

                2. Мотивация

 Дети с самого раннего возраста познают окружающий мир. Знания детей, как правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире. Основная задача на уроках  окружающего мира в начальных классах познакомить ребят с картиной мира, и научить их ею пользоваться, для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Поэтому тема моего мастер-класса «Использование современной технологии на уроках окружающего мира»

    3. Теоретическая часть.

            Формируя универсальные учебные действия, на уроках окружающего мира, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

            Развивая способность к  критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления. Раз мы с вами находимся на борту корабля редлагаю вам начать заполнять «Бортовой журнал» - это один из приёмов ТРКМ.

Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данная технология, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые наиболее успешно полуются, нравятся детями и формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится  тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.

Предлагаю вам порыбачить и познакомиться с разнымии приёмами технологии.

    На стадии вызова использую приёмы «Верите ли вы, что…» «Верные и неверные суждения», которые очень нравятся моим ученикам.  Учащимся необходимо заполнить первую строку таблицы, вторая строка остается пока  пустой.

- Как вы думаете, что можно предложить в конце урока?

Слайд - В конце урока после работы с текстом, снова возвращаемся к утверждениям, и ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Интересный прием « Корзина идей» (вопросов, фактов, понятий). Ученик записывает все, что ему известно по проблеме. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок, добавление информации. Слайд – так выглядит корзина идей по теме «Вода в природе » перед изучением темы

- Как вы думаете, что можно предложить в конце урока?

Диаграмма Вена – на стадии побуждения, рефлексии, когда нужна найти сходства и различия между двумя понятиями

А вот для сравнения трех и более аспектов или вопросов в рамках изучения какой-то темы можно применить прием «Концептуальная таблица».   Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Таблица к теме 4 класс «Мореплаватели»

  На стадии вызова использую таблицу  «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

По теме  «Одомашнивание животных» получилась следующая  таблица

Как работать с   текстом?  Использую  ИНСЕРТ-таблицу.  Детям такой приём даётся трудно. Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

   Учащимся предлагаю систему маркировки текста, предполагающую следующие значки:

V – я это знал;

– я думал иначе;

+  новое для меня;

?  интересно, непонятно, нужно разобраться.

4. Иммитационная игра

На нашу удочку попалась рыбья кость это приём «Фишбоун» - в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема или вопрос, которые рассматриваются в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы. Сейчас я предлагаю вам стать ученика 1 класса. Приглашаю вас на  фрагмент урока окружающего мира по теме «Правильное питание», где можно использовать приём «Фишбоун». До данного приёма учащиеся познакомились с тем, что такое правилное питание, отчего оно зависит.  Наша задача познакомиться с информацией, которая представлена в виде презентации на мультибуках и ответить на проблемный вопрос:  Нужны ли витамины нашему оргпанизму?  Работу можно организовать как в паре так и в группах. На верхней части запишите название витаминов и в каких подуктах они содержатся, а в нижней части – какую пользу приносят нашему организму. В хвостике запишем вывод.

5. Практическая работа.

1 группа – 3 класс «Ослабление древнерусского государства» с.24-25

                             «Тайга. Пожары в тайге» с.88-92

2 группа – 4 класс «Лекарственные растения»

                                  «Чёрная смерть»

6. Рефлексия.

               Вернёмся к нашему ботовому журналу. Запоните 2 часть таблицы.

Если ваша педагогическая копилка пополнилась и вы готовы дальше плыть по волнам и применять данную технологию, то приклейти свою фишку на картинку где избражён остров. Если ваша пед. копилку ничем не пополнилась , то подарите эмблему кому-нибудь из участников. В конце мастер-класса попрошу вас подарить мне подарок в виде ваших пожеланий. Напишите свои пожелания на воздушном шарике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира

Данный материал представляет отзыв учителей МОБУ о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира в начальной школе....

Применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира

В статье описаны современные образовательные технологии, применение которых на уроках окружающего мира способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению уровня успеваемости....

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

Применение современных технологий на уроках окружающего мира.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди котор...

Применение современных технологий на уроках окружающего мира и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди котор...