Программа кружка «Занимательная математика» 1-4 класс.
рабочая программа по математике

Вильчинская Надежда Вячеславовна

Развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, последовательности рассуждений и их доказательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimatelnaya_matematika.docx70.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №5»

Программа кружка

«Занимательная математика»

                        1-4 класс.

Учитель начальных классов:
Вильчинская Надежда Вячеславовна

  1. г.

                                                Пояснительная записка

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

      Срок реализации программы 4 года

     Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 66 часов в год - 1 класс,68 часов в год - 2-4

Количество учащихся 10-15 человек

Рабочая программа  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

    Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 

Формы и режим занятий

      Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

      Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
  • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
  • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • воспроизводить способ решения задачи;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,   «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

Календарно – тематический план

        1 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1

Математика – это интересно

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2-3

Танграм: древняя китайская головоломка 

2

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

4-5

Путешествие точки

2

  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

6-8

Игры с кубиками

3

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

9-10

Танграм: древняя китайская головоломка

2

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.

11-12

Волшебная линейка

2

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.

13

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.

14-16

Конструирование многоугольников из деталей танграма

3

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

17-18

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

2

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.

19-20

Игры с кубиками

2

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

21-23

Конструкторы лего

3

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.

24-25

Весёлая геометрия

2

Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.

26-28

Математические игры

3

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

29-30

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

31-32

Задачи-смекалки

2

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

33-34

Прятки с фигурами

2

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

35-37

Математические игры

3

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

36-39

Числовые головоломки

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

40-41

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.

42-43

Уголки

2

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

44-45

Игра в магазин. Монеты

2

Сложение и вычитание в пределах 20.

46-47

Конструирование фигур из деталей танграма

2

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.

48-49

Игры с кубиками

2

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

50-51

Математическое путешествие

2

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 
= 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – 
= 8 и т. д.

53-55

Математические игры

3

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

56-57

Секреты задач

2

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

58-59

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

60-62

Числовые головоломки

3

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

63-65

Математические игры

3

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».

66

КВН

«Математика – Царица наук»

1

                                                              2 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

1

«Удивительная снежинка»

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2-3

Иrpa«Крестики-нолики»  

2

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20

4-5

Математические игры

2

Числа от 1 до 100.  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

6-8

Прятки с фигурами

3

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

9-10

Секреты задач

2

Решение нестандартных

и занимательных задач. Задачи в стихах.

11-12

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

13

  Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

14-16

  Числовые головоломки

3

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

17-18

 «Шаг в будущее»

2

  Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

19-20

Геометрия вокруг нас

2

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

21-23

Путешествие точки

3

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

24-25

 «Шаг в будущее»

2

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

26-28

 Тайны окружности

3

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

29-30

Математическое путешествие

2

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

31-32

«Новогодний серпантин»

2

Математические игры,   математические головоломки, занимательные задачи.

33-34

Математические игры

2

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».  

35-37

 «Часы нас будят по утрам...»

3

Определение времени по часам с точностью циферблат  с подвижными стрелками.  

36-39

Геометрический калейдоскоп

2

Задания на разрезание и составление фигур.

40-41

 Головоломки

2

Расшифровка закодированных слов.

42-43

 Секреты задач

2

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

44-45

 «Что скрывает сорока?»

2

Решение и составление ребусов,  

46-47

Интеллектуальная разминка

2

 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

48-49

 Дважды два — четыре

2

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».  

50-51

Дважды два — четыре

2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

53-55

 В царстве смекалки

3

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

56-57

 Интеллектуальная разминка

2

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

58-59

 Составь квадрат

.

2

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

60-62

 Мир занимательных задач

3

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..

63-65

 Математические фокусы

3

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

66-68

Математическая эстафета

3

Решение олимпиадных задач

                                                        3  класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2-3

«Числовой» конструктор

2

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

4-5

Геометрия вокруг нас

2

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

6-8

Волшебные переливания

3

Задачи на переливание.

9-10

В царстве смекалки

2

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).

11-12

«Шаг в будущее»

2

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».

13

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.

14-16

Числовые головоломки

3

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

17-18

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

19-20

Математические фокусы

2

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

21-23

Математические игры

3

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-
шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).

24-25

Секреты чисел

2

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-
право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.

26-28

Математическая копилка

3

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.

29-30

Математическое путешествие

2

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав-
ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 
140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 +
150= 670

31-32

Выбери маршрут

2

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.

33-34

Числовые головоломки

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).

35-37

В царстве смекалки

3

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

36-39

Мир занимательных задач

2

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

40-41

Геометрический калейдоскоп

2

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.

42-43

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

44-45

Разверни листок

2

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

46-47

От секунды до столетия

2

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.

48-49

Числовые головоломки

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (какуро).

50-51

Конкурс смекалки

2

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

53-55

Это было в старину

3

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

56-57

Математические фокусы

2

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

58-59

Энциклопедия математических развлечений

2

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).

60-62

Математический лабиринт

3

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго-
товка к международному конкурсу «Кенгуру».

63-65

Математические фокусы

2

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

66-68

Разверни листок

3

Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Развертка объёмных фигур

                                                 4  класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2-3

Числа-великаны

2

Как велик миллион? Что такое гугол?

4-5

Мир занимательных задач

2

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

6-8

Кто что увидит?

3

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

9-10

Римские цифры

2

Занимательные задания с римскими цифрами.

11-12

Числовые головоломки

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).

13

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

14-16

В царстве смекалки

3

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

17-18

Математический марафон

2

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

19-20

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

21-23

Выбери маршрут

3

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.

24-25

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

26-28

Математические фокусы

3

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

29-30

Занимательное моделирование

2

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).

31-32

Математическая копилка

2

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.

33-34

Какие слова

спрятаны в таблице?

2

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

35-37

«Математика — наш друг!» 

3

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» Задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

36-39

Решай, отгадывай, считай

2

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.

40-41

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

42-43

Числовые головоломки

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

44-45

Мир занимательных задач

2

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

46-47

Математические фокусы

2

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

48-49

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

50-51

Блиц-турнир по решению задач

2

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

53-55

Математическая копилка

3

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.

56-57

Геометрические фигуры вокруг нас

2

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)

58-59

Математический лабиринт

2

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

60-63

Решай, отгадывай, считай

3

Задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания

по проверке готовых решений, в том числе неверных.

65-67

Мир занимательных задач

3

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

68

Математический праздник

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».

     Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

          Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

      Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Материально-техническое обеспечение

  • Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  • Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3,        4, ...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

  • «Математический веер» с цифрами и знаками.
  • Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  • Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  • Набор «Геометрические тела».

                 Литература для учащихся

  • Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
  • Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –

№ 7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс

Программа способствует развитию познавательных навыков....

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1-4 классы

При организации внеурочной  деятельности, часто возникает необходимость организации кружковой работы, связанной с предметными областями. Данный курс " Занимательная математика" создаёт условия дл...

программа кружка "Занимательная математика" 1-4 классы (ФГОС)

Рабочая программа для руководителя математического кружка...

Программа кружка Занимательная математика 1-4 классы

Программа кружка Занимательная математика 1-4 классы...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» в 1 классе

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 1 классе, готовая к реализации в учебном году...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная математика» в 1 класс (2019-2020)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка «Занимательная математика» в 1 класс...