УМК: «Школа России»» технологическая карта урока: «Единицы длины. Дециметр».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Оксана Кокурина

познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром  на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;

образовательные:

-учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша;,; закреплять знания нумерации чисел

- сравнивать работу с образцом, работать по инструкции делать выводы;

- закреплять знания нумерации чисел;

-повторить название компонентов сложения и вычитания;

-закрепить умения составлять и решать задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:    Кокурина Оксана Владимировна

Предмет:     математика

Класс:   1

УМК:   «Школа России»»

Тема урока: «Единицы длины. Дециметр».

Тип урока:   Урок открытия нового знания

Технологии: технология деятельностного подхода, ИКТ - технологии, технология учебного диалога.

Форма проведения: урок

Формы организации работы на уроке:   фронтальная, парная,  индивидуальная.

Оборудование:  тетрадь, учебник  « Математика», 1 класс,Ч.2   М.И.Моро,  С.И.Волкова,  С.В.Степанова, компьютерная  презентация. карточки с заданиями, счётный материал.

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром  на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;

образовательные: 

-учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша;,; закреплять знания нумерации чисел

- сравнивать работу с образцом, работать по инструкции делать выводы;

- закреплять знания нумерации чисел;

-повторить название компонентов сложения и вычитания;

-закрепить умения составлять и решать задачи;

развивающие:

- способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативной компетенции (работа в паре);

-активизация познавательной деятельности уч-ся путём использования информационных технологий;

-развивать умение рассуждать и анализировать.

воспитательные:

-воспитывать  интерес к изучению математики;

-воспитывать культуру поведения при различных формах организации работы на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Определение границ собственного знания и незнания способов определения длины в дециметрах

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Предметные результаты

Понимать соотношение величин «см», «дм». Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины.

-Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.

План урока:

№ п/п

План урока

Время

1

Организационный момент

1'

2

Мотивация к учебной деятельности

2'

3

Актуализация опорных знаний. Устный счёт.

8'

4

Подготовка к введению темы. Постановка целей и задач урока.

2'

5

Реализация поставленных целей и задач урока

17'

6

Физминутка

2'

7

Самостоятельная работа

7'

8

Подведение итогов урока

4'

9

Рефлексия

1-2'

45'

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организация рабочего места.

-Здравствуйте, ребята! :- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

: - Начинаем наш необычный урок математики. Чем он необычен?

:- А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

За осанкой все следят?

Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила

Приветствуют учителя и гостей стоя.

Садятся за парты. Проверяют свои рабочие места.

Отвечают на вопросы учителя.

Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

1.

I. Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Методы:

Словесное приветствие учителя

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

2.

II. Актуализация знаний. (Устные  упражнения.)  

Цели:

- организовать актуализацию умений выполнять работу с числовым рядом основанную на знаниях по  нумерации,

  выполненное в игровой форме

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- организовать развитие логического мышление через решение задач;

  Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать,  формирует связь с окружающим миром

Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание , выполненные в игровой форме

Организует развитие логического мышление через решение задач.

Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.

Дети повторяют знание нумерации в пределах 20. Называют последующее и предшествующее число. Находят лишнее число и объясняют почему?

Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда делаем, что разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка.

1 На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

2.Как называется второй месяц лета? (Июль)

3.Что находится в начале книги? (Буква "К")

4.Прошли четыре дня после воскресенья. Какой сегодня день? (Вторник)

5.Как называется самый короткий месяц в году? (Дайте 2 варианта ответа: февраль, май)

6.Закончите рассуждение:

-На скамье сидели Петя, Боря и Коля. Петя справа от Бори, Боря справа от Коли. Следовательно, посередине был… (Боря)

Ребята, к нам на урок в гости пришла обезьянка и привела своих друзей. Я предлагаю вам их рассадить поудобнее, но как это можно сделать? Подскажите. Слайд 1

Работа с числовым рядом

15, 19, 11, 13, 9, 17.

 Слайд 2

Учебник с.51 №4

Слайд3,4

Учебник с.51 (задание на полях)

Слайд5

Принесла слону обезьяна

Два банана –

Вот обрадовала подарком

Великана.

Был один у него,

Теперь сколько стало всего?

Подскажите.

Если слон больше удава, а удав больше мартышки, кто самый маленький?

Учатся оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД)

Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего данного. (Познавательные УУД).

3.

III.Подведение к проблеме.

Цели:

- мотивировать учащихся на аккуратное выполнение работы;

уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Введение в тему урока. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»

Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.

(Нужно измерять одной величиной)

А теперь, наши гости хотят рассказать вам вот такую историю. Слайд 6 (фрагмент мультфильма)

Ребята, что делали зверята? (измеряли удава)

Как? При помощи кого?

А как вы думаете, удобно ли будет нам измерять предметы такими величинами. Почему?

(Нужно измерять одной величиной)

 А какие единицы измерения вы знаете? (см)

4.

IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Дети рассматривают таблицу и приходят к пониманию проблемы

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Высказывают своё предположение.

Приходят к пониманию проблемы.

С помощью учителя  ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

Ребята, я предлагаю вам попробовать узнать настоящий рост удава.( фото удава   и таблица)  Слайд 6.

1 см

9 см

2 дм

4 см

8 см

Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост удава.

2 дм рост удава, т.к.мы не знаем, что такое «дм».

Какая величина нам известна? сантиметр

Что можно измерять в сантиметрах?

(при помощи линейки) … небольшие предметы

Какая из величин нам неизвестна?

 (покажите)  Значит, рост удава 2 дм. Но мы не знаем, что это такое. А хочется вам узнать, что такое «дм»? Да Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, словам с ударением. Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Слайд 7

Тема урока

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

5

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах,  уч ся практическим способом выясняют как выглядит дм.  

Измеряют предметы, сравнивают величины, делают выводы.  

 Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см).

Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки.

Реализация практической направленности урока.

Введение нового математического понятия (дециметр).

Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.

Итак, с чем будем работать  на уроке сегодня? … с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения нашего гостя, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать.

Изучение нового материала

Задание 1. У вас на парте  лежит  полоска бумаги. Измерьте её и подпишите.

Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.

Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один …? Дециметр

Подпиши полоску с другой стороны. 

Задание 2. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?

(Дети укладывают, измеряют линейкой). В 1 дм можно уложить 10 см.

Так всегда и будем знать: в 1 дм – 10 см.

Какой вывод можно сделать?

В 1 дм – 10 см Слайд 8

Это важно.

 ( алгоритм как мы правильно измеряем длину)

Давайте теперь, измерим нашего удава при помощи линейки 2 дм, отмерьте верёвку 2 дм, отрежьте. Вот такой длины ребята удавы,  когда они рождаются. Можете забрать эти веревочки домой  и рассказать родителям, что нового вы узнали  об удавах.

А взрослые удавы достигают в длину 4,5 метра. Слайд 9

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

6.

VI. Включение в систему знаний

Цели:

- организовать умения преобразовывать величины, решать задачи на основе нового знания.

Физкультминутка.

  Организует закрепление новых знаний .Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

По алгоритму  учащиеся чертят  отрезок, преобразуют величины.

Учащиеся читают, анализируют и решают задачу.

Откройте тетради, запишите дату. Задание3. Работа по алгоритму ( как правильно начертить отрезок)

Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

(Учитель чертит на доске).

Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?

… надо наложить…

Как подпишем? 1 дм или 10 см

Сколько же см в 1 дм?

 В 1 дм – 10 см  

Работа по учебнику. Слайд 10

 стр. 51 № 2 (12 см=1дм 2 см) у доски с пояснением

16см=1дм 6 см

13см=1дм 3см

14 см = 1 дм 4 см

Задача. У слонёнка длина хвоста з дм, а хобота на 7 дм больше. Чему равна длина хобота? Слайд 11

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД)

(Регулятивные УУД)

7.

VII. Самостоятельная работа.

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  на закрепление изученного материала;

организовать самопроверку (по образцу)

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует работу в группах

Организует самопроверку

Проверка Учащиеся работают с карточками. Задания дифференцированные.

 1уровень преобразовать величины

 2 уровень

Найти недостающее значение.

3 уровень

Сравнить величины.

Проверь!

Наши гости подготовили вам ещё одно задание.  Каждый получает свою карточку, постарайтесь его выполнить быстро и правильно.                               1 уровень. Слайд 12

17см =   дм  см

19см =    дм   см

11см =  дм   см

2 уровень Слайд 13

 2 дм +         дм = 5дм

 4 дм +         дм = 7 дм

8 дм  -          дм    = 7 дм

3 уровень Слайд 14

3дм … 9 дм

1 дм … 10 см

6дм … 4 дм

Слайд15

З+5=7 (д)    8-6=3(а)    10-7=3(м)

9-6 =3(б)     4+4=8(в)    10-8=2(г)

2+5+3=10 (ж)       9-9+1=10(к)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

14.

 VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 16)

                        знаю

я                       запомнил                            

                         

                      смог                                                        

- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом:  жёлтый (не было ошибок),  зелёный (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

      Тема урока: Дециметр.

Задачи: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром  на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять  развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Формирование УУД.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по математике во 2 классе "Единицы длины. Дециметр".

конспект урока по математике во 2 классе для классов компенсирующего обучения...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

Числа от 11 до 20. Нумерация. Единицы длины. Дециметр.

Формирование и развивитие ценностного отношения совместной учебной деятельности по определению и применению единицы измерения длины – дециметр.Установление зависимости между величинами (см и дм) в ход...

Методическая разработка урока по математике "Единица длины - дециметр"

Разработка урокапо математике по программе "Школа России" , 1 класс...

Разработка урока математики на тему:"Единица длины - дециметр" 1 класс

Разработка урока математики подходит для 1 класса. УМК "Школа России"...

"Единица длины - дециметр.

Конспект урока по математике на тему: "Единица длины - дециметр." по программе "Школа России"....