Программа внеурочной деятельности в 1-2 классе по математике
рабочая программа по математике (1 класс)

Программа расчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnit_matem.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

Личностными результатами изучения данного курса являются:
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; 
– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты изучения данного курса.

Учащиеся научаться:
– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
– ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
– проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развёрток);
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты изучения данного курса.

Учащиеся должны знать:

– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, показывать математические фокусы.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.  

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так , чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы».

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор»;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички» и др.

         

  Виды и формы деятельности:

- беседа, игра, практическая работа, наблюдение

-коллективные и индивидуальные исследования

-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпидах
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Одна из важных особенностей  курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

                                              Тематическое планирование

№ п/п

Тема.

Количество часов.

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

9

2

Мир занимательных задач.

10

3

Геометрическая мозаика.

14

4

Итого.

33

        

        Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Содержание материала

Дата проведения

по плану

фактически

Числа. Арифметические действия. Величины (9 часов)

1.

Математика – это интересно. Название и последовательность чисел от 1 до 20.

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

3

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; поиск цифры, которая скрыта.

4

Сложение и вычитание в пределах 20. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

5

Сложение и вычитание в пределах 20. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

6

Выполнение арифметических действий и закрашивание области рисунка в нужный цвет (определенный цвет соответствует определенной цифре)

7

Числовые кроссворды. Заполнение числового кроссворда судоку.

8

Решение задач на нахождение числа, которое больше или меньше на несколько единиц..

9

Решение задач на нахождение суммы и разности чисел.

Мир занимательных задач (10часов)

10

Текстовые задачи на движение

11

Задачи на переливание

12

Задачи на взвешивание.

13

Задачи, имеющие несколько решений.

14

Различное представление задачи: в виде текста, таблицы, рисунка.

15

Логические задачи.

16

Задачи, решаемые способом перебора.

17

Задачи- смекалки Задачи- смекалки

18

Игра в магазин. Монеты

19

Игра в магазин .Решение задач.

Геометрическая мозаика (14 часов)

20

Путешествие точки: «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Построение рисунка по заданному маршруту.

21

Путешествие точки: «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Построение рисунка по заданному маршруту.

22

Симметрия. Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

23

Симметрия в снежинках. Изготовление снежинок из листа бумаги.

24

Моделирование фигур из одинаковых треугольников.

25

Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки по образцу.

26

Танграм: древняя китайская головоломка.  Составление картинки по образцу.

27

Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с частично заданным разбиением на части.

28

«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному  образцу.

29

«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному  образцу

30

Конструктор Лего.

31

Путешествие «По страницам занимательной математики»

32

Путешествие «По страницам занимательной математики»

33

Путешествие «По страницам занимательной математики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Занимательная математика". ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4  классы. ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Занимательная математика"

Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Развивающая математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Развивающая математика"...