Методика обучения решению задач на увеличение числа на несколько единиц
методическая разработка по математике (1, 2 класс)

Кабанова Любовь Николаевна

Задается с помощью  слов: «на больше», «на  меньше». Отличительная черта этих задач: числа не всегда обозначают те множества  о которых говорится в условии задачи. Это часто приводит к тому, что ученики формально решают подобные задачи, основываясь на лексическом значении слов «больше». Можно выделить два вида задач:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_uvelicheniya_chisla_na_neskolko_edinits.docx54.93 КБ

Предварительный просмотр:

          Методика обучения решению задач на увеличение числа на несколько единиц.

Задается с помощью  слов: «на больше», «на  меньше». Отличительная черта этих задач: числа не всегда обозначают те множества  о которых говорится в условии задачи. Это часто приводит к тому, что ученики формально решают подобные задачи, основываясь на лексическом значении слов «больше». Можно выделить два вида задач:

1. задачи на увеличение числа на несколько единиц, выраженные в прямой форме.

Искомое арифметическое действие соответствует  лексическому  значению слова «больше».

2. задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженные в косвенной форме.

искомое арифметическое  действие задается опосредованно, с помощью опорного слова «меньше», лексическое значение которого не соответствует практическому действию по объединению множества.

Методика обучения: Сначала вводятся задачи, в которых дана разность численностей множеств и его правильной части. При решении этих задач усваиваются связи: если прибавить ð, то станет больше наð; чтобы стало больше на ð, надо прибавить ð.

После подготовительной работы проводится ознакомление с решение задач. Каждый раз ученики выполняют иллюстрацию к задаче и дают объяснение по выбору арифметического действия.

Подготовительная работа к решению таких задач начинается с первых уроков подготовительного периода. Она сводится к раскрытию или уточнению таких выражений: «столько же..», «больше на …», «меньше на …», при выполнений упражнений вида: возьмите в левую руку 4 палочек, а в правую 4 кружка. Что вы можете о них сказать? и др.

Очень важна иллюстрация при решении таких задач, т.к. они помогают найти арифметическое  действие, выполнять краткую запись условия задачи сначала под руководством учителя, затем самостоятельно.

 

ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ

1 - 2 КЛАССЫ

  1) В среду Митя выучил 2 стихотворения, в четверг - на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?

  2) В первый день Маша прочитала 4 страницы, во второй на 6 страниц больше. Сколько страниц она прочитала во второй день?

  3) У Васи 9 марок, а у Коли на 3 марки больше. Сколько марок у Коли?

  4) У рака 10 ног, а у пчёлки на 4 меньше. Сколько ног у пчёлки?

  5) У Кати 6 игрушек, а у Нади на 4 больше. Сколько игрушек у Нади?

  6) В первый день Миша нарисовал 5 рисунков, во второй - на 2 рисунка больше. Сколько рисунков нарисовал Миша во второй день?

  7) В 1 "В" классе 7 мальчиков, а в 1 "Б" на 3 больше. Сколько мальчиков в 1 "Б" классе?

  8) Папа зарабатывает 800 рублей, мама на 400 меньше. Сколько рублей зарабатывает мама?

  9) В красном доме 15 жильцов, в зелёном на 5 жильцов меньше. Сколько жильцов живёт в зелёном доме?

  10) У сосны хвоинки живут 2 года, а у ели - на 10 лет больше. Сколько лет живут хвоинки у ели?

  11) В русском языке 10 гласных букв (назови их), а звуков на 4 меньше. Сколько гласных звуков в русском языке? (Назови их.)

  12) В русском языке 5 сонорных согласных (назови их), а парных согласных на 7 больше. Сколько парных согласных в русском языке? (Назови их.)

  13) Длина огорода 6 м, а его ширина на 2 м короче. Какова ширина огорода? Начерти его.

  14) Ширина тесьмы 3 см, а ширина ленты на 7 см больше. Какова ширина ленты?

  15) Пока хлеб был мягким, он весил 20 кг; когда зачерствел, вес его сделался на 1 кг легче. Узнайте вес чёрствого хлеба.

  16) Длина синего отрезка 2 см, а красного на 6 см больше. Какова длина красного отрезка?

  17) У паука 8 ног, а у рака на 2 больше. Сколько ног у рака?

  18) У взрослого человека 5 л крови, а у ребёнка на 2 л меньше. Сколько литров крови у ребёнка?

  19) В первом классе 20 учеников, а во втором на 5 человек больше. Сколько учеников во втором классе?

  20) В первой группе детского сада 20 детей, во второй на 5 детей меньше. Сколько детей во второй группе?

  21) Длина синего отрезка 6 см, а красного на 5 см больше. Чему равна длина красного отрезка? (Начерти их.)

  22) В первом доме 90 окон, во втором на 10 окон больше. Сколько окон во втором доме?

  23) Семена гороха сохраняют жизнеспособность 30 лет, а семена лотоса - на 70 лет больше. Сколько лет сохраняют жизнеспособность семена лотоса?

  24) В наше время размах крыльев у стрекоз 10 см, а в каменноугольный период размах крыльев у стрекоз был на 80 см больше. Чему был равен размах крыльев у стрекоз в каменноугольный период?

  25) Пульс человека 60 ударов в минуту, а у лягушки на 30 ударов в минуту меньше. Какой пульс у лягушки?

  26) У слона пульс 20 ударов в минуту, а у паука на 40 ударов в минуту больше. Какой пульс у паука? Сравни пульс паука и человека.

  27) У человека 500 мышц, а у саранчи на 400 мышц больше. Сколько мышц у саранчи?

  28) Продолжительность жизни мхов 10 лет, а ивы на 90 лет больше. Сколько лет может прожить ива?

  29) Продолжительность жизни драконового дерева 6 тысяч лет, а баобаба на 1 тысячу лет меньше. Сколько лет живёт баобаб?

Задачи и опорные схемы к ним.

Задачи на нахождение суммы

1

У дома росло 4 дерева. Весной посадили еще 7 деревьев. Сколько деревьев растет у дома?

Было -4д.

        ?

Посадили-7 д.

4 + 7 = 11 (д)

Ответ: 11 деревьев

2

В первый день Митя нарисовал 4 рисунка. Во второй день столько же. Сколько рисунков нарисовал Митя?

I-4 р.

II-?, столько же

4 + 4 = 8(р)

Ответ: 8 рисунков

3

На день рождения Маше подарили 3 куклы, 5 мишек, а воздушных шариков столько же, сколько кукол и мишек вместе. Сколько воздушных шариков подарили Маше?

К.-3

         Ш-?

М.-5

3 + 5 = 8(ш)

Ответ: 8 шариков        

Задачи на увеличение и уменьшение числа НА несколько единиц

4

В магазин привезли 3 ящика хурмы, а винограда на 5 ящиков больше. Сколько ящиков винограда привезли в магазин?

Х.-3 ящ.

В.-?, на 5 ящиков больше

3 + 5 = 8 (ящ)

Ответ: 8 ящиков

5

В автобусе ехало 15 взрослых пассажиров, а детей на 10 человек меньше. Сколько детей ехало в автобусе?

В.-15п.

Д. -?, на 10 человек меньше

15 – 10 = 5 (д)

Ответ: 5 детей

Задачи на нахождение остатка

6

В вазе было 10 яблок. 8 яблок съели. Сколько яблок осталось?

Было -10 яб.

Съели-8 яб.

Осталось-?

10 – 8 = 2(яб)

Ответ: 2 яблока

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

7

За 2 дня девочка прочитала 10 страниц. В первый день она прочитала 7 страниц. Сколько страниц она прочитала во второй день?

I-7 стр.

                       10 стр.

II-?

10 – 7 = 3 (с)

Ответ:3 страницы

8

У Лизы было 5 карандашей. Ей подарили ещё несколько карандашей, и у нее стало 8 карандашей. Сколько карандашей подарили Лизе?

Б. – 5 к

П.  ?

С. – 8 к

8 – 5 = 3 (к)

Ответ: 3 карандаша

9

У Лизы было несколько карандашей. Когда ей подарили ещё 3 карандаша, и у нее стало 8 карандашей. Сколько карандашей было у Лизы?

Б. – ?

П. – 3 к

С. – 8 к

8 – 3 = 5 (к)

Ответ: 5 карандашей

Задачи на нахождение общего

10

У Лизы было 5 карандашей. Ей подарили ещё 3 карандаша. Сколько карандашей стало у Лизы?

Б. – 5 к

П. – 3 к

С. – ?

5 + 3 = 8 (к)

Ответ: 8 карандашей

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого  и вычитаемого

11

У Иры было несколько тетрадей. Когда она исписала 3 тетради, у нее осталось 6. Сколько тетрадей было у Иры?

Было ?

Исписала-3т.

Осталось-6т.

6 + 3 = 9 (т)

Ответ: 9 тетрадей было

12

У Иры было 9 тетрадей. Когда несколько тетрадей она исписала, у нее осталось 6. Сколько тетрадей исписала Ира?

Было-9т.

Исписала-?

Осталось-6т.

9 – 6 = 3 (т)

Ответ: 3 тетрадей

Задачи на разностное сравнение

13

Катя нашла 8 грибов, а Аня – 10. На сколько больше грибов нашла Аня?

На сколько меньше грибов нашла Катя?

К.-8г.

               На ? > На ?

А.-10г.

10 – 8 = 2 (г)

Ответ: на 2 гриба

            на 2 гриба

Задачи, выраженные в косвенной форме

14

Оле 10 лет. Она на 3 года старше своего брата. Сколько лет брату?

О.-10 лет,  она на 3 года старше

Б.-?,

10 – 3 = 7 (г)

Ответ: 7 лет брату

                                                              Умножение.

Простые задачи на умножение

15

В двух вазах по 3 розы. Сколько роз в этих вазах?

III            III

          ?

3   2 = 6(р)

Ответ: 6 роз

Задачи на увеличение и уменьшение числа В несколько раз

16

В кружке занимаются 5 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько девочек занимаются в кружке?

М.-5

Д.-?, в 2 раза больше

5    Х   2 = 10 (д)

Ответ: 10 девочек

17

В кружке занимаются 12 мальчиков, а девочек в 3 раза меньше. Сколько девочек занимаются в кружке?

М.-12

Д.-?, в 3 раза меньше

12  : 3 = 4 (д)

Ответ: 4 девочки

Задачи на деление по содержанию

18

8 кустов астр посадили на клумбы, по 4 куста на каждую. Сколько клумб засадили астрами?

                             ? …

                8 к.

8 : 4 = 2 (к)

Ответ: 2 клумбы

Задачи на деление на равные части

19

8 кустов астр посадили на 2 клумбы. Сколько кустов астр на каждой клумбе?

                8 к.

8 : 2 = 4 (ас)

Ответ: 4 астры

Задачи на кратное сравнение

20

Высота дома 12 метров, а высота сарая – 3 метра. Во сколько раз дом выше сарая?

Во сколько раз сарай ниже дома?

Д.12 м

                            Во ?  > (<)

С.-3 м

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

21

На озере плавало 6 селезней, что в 2 раза меньше, чем уток. Сколько уток плавало на озере?

На озере плавало 12 уток. Это в 2 раза больше, чем селезней. Сколько селезней плавало на озере?

С.-6, это в 2 раза меньше

У.-?

У.-12, это в 2 раза больше

С.-?

Задачи на приведение к единице

22

В трех пачках 12 фломастеров. Сколько фломастеров в 2 таких пачках?

                     ?

                        12ф.

Простые задачи на цену, количество, стоимость

20

Тарелка стоит 5 рублей. Сколько стоят 6 тарелок?

Тарелка стоит 5 рублей. Сколько тарелок можно купить на 30 рублей?

За 6 тарелок заплатили 30 рублей. Сколько стоит одна тарелка?

Цена

Кол-во

Стоим.

5р.

6

?

Цена

Кол-во

Стоим.

5 р.

?

30 р.

Цена

Кол-во

Стоим.

?

6

30 р.

Задачи на движение

21

Лыжник прошел 24 километра за три часа. С какой скоростью шел лыжник?

Лыжник шел 3 часа со скоростью 8 км/час. Какое расстояние он прошел за это время?

Лыжник прошел 24 километра со скоростью 8 км/час. Сколько времени был в пути лыжник?

S

t

v

24 км

3 ч

?

S

t

v

?

3 ч

8 км/ч

S

t

v

24 км

?

8 км/ч

Составная задача

22

В магазин привезли 7 ящиков хурмы, а винограда на 5 ящиков больше. Сколько ящиков хурмы и винограда привезли в магазин?

Х.-7 ящ.

                                                        ?

В.-?, на 5 ящиков больше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики (1 класс) "Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10."

Презентация к уроку математики – «Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10.» Это заключительный урок в разделе «Сложение и вычитание в пределах 10.». Перед п...

Открытый урок по математике «Решение задач на увеличение числа в несколько единиц».

Открытый урок по математике. 3 класс. УМК «Школа России»Тема: «Решение задач на увеличение числа в несколько единиц»....

Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз

Открытый урок по математике по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз"...

Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз

Открытый урок по математике по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:«Числа: 1,2,3,4,5, 6,7,8. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. Числа 1 – 20».

Ребята познакомятся с задачами на увеличение числа на несколько единиц, научиться называть следующие (т.е. прибавлять 1) и предыдущие (т.е. вычесть 1) числа в пределах 10 – 20, т.е .соседей этих...

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"...