Предмет: Математические представления и конструирование.
методическая разработка по математике

Пузина Елена Владимировна

 

Предмет: Математические представления и конструирование

Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2

Класс: 7 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mp_i_konstruirovanie1.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цели  рабочей программы

Основной целью является формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-значимой адаптации учащихся.

Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

  1. Задачи программы:

−  развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в  пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формирование элементарных общеучебных умений;

- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

- развитие познавательных интересов жизненобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;

- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Предмет «Математическое представление и конструирование» также интегрируется с различными предметами программы и направлениями коррекционно-развивающей области.

  1. Информация о программе и  внесенных коррективах .

В 7 классе на изучение предмета «МП и конструирование» отводится 102 часа в год, из них обязательная нагрузка составляет 34 часа в год (1 раз в неделю), самостоятельная работа – 68 часов в год. С учетом выходных и праздничных дней программа может быть скорректирована.

  1. Информация об используемом учебнике.

Используются учебные пособия и дополнительная развивающая литература, рекомендованные Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

  1. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой.

Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация

6.  Содержание учебного предмета, курса.

Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:

- Конструирование

Конструирование фигур, игрушек (транспортных средств, мебели и.т.д.) из палочек и различных конструкторов. Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок.

- Количественные представления

Знакомство с числами и цифрами первого десятка . Счет различно расположенных объектов с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

Развитие понимания отношений между числами натурального ряда.

          Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на сложение и вычитание на бытовые темы.

         Различные упражнения с цифрами. Работа на калькуляторе.

- Представления о форме

Выкладывание из природного материала, рисование, лепка плоскостных и пространственных фигур, линий. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам.

- Представление о величине

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины.

Игры и упражнения, направленные на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины. Закрепление измерительных навыков.

- Пространственные представления

Развитие способности учащихся ориентироваться в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве. Упражнения и игры, направленные на формирование и развитие топологических представлений.

- Временные представления

Использование часов в реальной бытовой жизни. Работа с календарями природы и погоды.

Уточнение представлений об астрономических символах: солнце, луне, месяце, звездах.

 

      7.Характеристика ученика.

          Обращенную   речь понимает  с трудом , собственная  речь- отдельные звуки. Не  понимает  последовательность  событий. Концентрация   внимания  слабая . Требует  постоянного  контроля. Память механическая. Ограниченный объём памяти. Эмоционально   холоден . Может вести себя импульсивно. Любит   слушать   музыку, музыкальные  инструменты, смотреть мультфильмы.  Требует   постоянное  сопровождение  взрослого в учебном процессе.

8.Календарно-тематическое планирование:

      Обязательная нагрузка:

Тема

(раздел)

Дата план

Коррекция даты

Наименование темы урока

Кол-во

часов

1 четверть

Конструирование:

07.09

Конструирование:

Игры и игровые упражнения.

1

14.09

Игры с использованием конструкторов разных размеров, из разных материалов.

1

21.09

Конструирование из палочек по образцу (мосты, ворота).

1

28.09

Конструирование из палочек по образцу.

1

05.10

Игры, упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества.

1

12.10

Постройки по образцу.

1

19.10

Обучение практическим действиям присчитывания.

1

26.10

Счет объектов в любом порядке.

1

2 четверть

Представления о форме

Группировка предметов по форме .

1

Упражнения, подводящие к решению арифметических задач .

1

Закрепление представлений о линии. Рисование линий на песке.

1

Ориентировка в пространстве

Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений и представлений о схеме собственного тела и лица .

1

Ориентировка в трехмерном пространстве по указательным точкам.  

2

Временные представления.

Временные представления. Использование часов в реальной жизни.

2

3 четверть

Временные представления.

Работа с календарем природы и погоды.

1

Конструирование из строительного материала.

1

Количественные представления:

Упражнения на определение состава числа в пределах 4-х. Знакомство с количеством в пределах пяти и цифрой 5.

1

Рисование цифр  по трафаретам,

1

Закрепление знания учащимся номеров телефонов специальных служб и способов их вызова.  

1

Игровые упражнения на идентификацию и выделение по словесной инструкции предметных множеств.

1

Обучение  решению арифметических задач

1

Представление о форме:

Представление о форме:по трафарету,

1

Выкладывание плоскостных фигур из природного материала . Рисование фигур на песке, манке, в тетради.

1

Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая). Рисование линий на песке.

1

4 четверть

Представление о величине:

Знакомство учащихся с возможностью измерения предметов с помощью руки, ноги.

1

Игры на пространственную ориентировку.

1

Пространственные представления:

Игры на пространственную ориентировку

1

Упражнения с  пиктограммами обозначающими направление движения.

2

Временные представления.  

Использование часов в реальной жизни. Упражнение с игрушечными часами, перевод стрелок.

1

Регулирование времени по часам (по песочным часам, по таймеру).

1

Работа с календарем природы. Астрономические символы.

1

9.Тематическое планирование:

      Часы самостоятельной работы:

Тема

(раздел)

Тема уроков

Кол-во часов

Конструирование:

Игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками

1

Игры и игровые упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами.

1

Упражнения с разрезными картинками с использованием образца; на узнавание целого предмета по фрагментам

2

Игры с использованием конструкторов разных размеров, из разных материалов.

2

Конструирование из палочек по образцу. Палочки Кюинзенера.

2

Количественные представления.

Игры на выделение одного-пяти предметов из множества. Формирование представления о возможности разъединения множества из любых предметов.

1

Постройки по образцу.

2

Обучение практическим действиям присчитывания

2

Счет объектов в любом порядке

2

Представления о форме:

Группировка предметов по форме с опорой на образец.

2

Упражнения, подводящие к решению арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале

1

 Закрепление представлений о линии. Рисование линий на песке. Выкладывание с помощью ниток.

2

Пространственные представления:

Игры и упражнения на закрепление навыков перемещения в пространстве и представлений о схеме собственного тела и лица

1

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам.

2

Ориентировка в трехмерном пространстве по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам)

2

Временные представления.

Использование часов в реальной жизни.  Упражнение с игрушечными часами

2

Работа с календарем природы и погоды. «Что такое символ». Упражнение в нахождении астрономического символа.

2

Рисование по трафарету солнца, луны, звезд и. т. д. Выкладывание из геометрических фигур.

2

Конструирование

Конструирование из строительного материала (из 4-5 дет.) Анализ  взаимного расположения частей конструкции.

1

Создание знакомых построек из разнообразного строительного материала и обыгрывание их.

2

Количественные представления

Упражнения на определение состава числа в пределах 4-х.

2

Число и цифра 5. Соотнесение количества в пределах 5 с пальцами руки

2

Рисование цифр от 0 до 5 по трафаретам, на песке, лепка из глины, пластилина, выкладывание из природного материала, шнурков

1

Лепка цифр от 0 до 5 из соленого теста, письмо цифр на доске, в тетради

1

Закрепление знания учащимся номеров телефонов специальных служб и способов их вызова  

2

Игровые упражнения на идентификацию и выделение по образцу предметных множеств .

1

Обучение решению арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале в пределах 3

2

Представление о форме

Выкладывание плоскостных фигур из природного материала (шишек, желудей).

2

Обводка по трафарету, опорным точкам круга, прямоугольника и др. геометрических фигур.

2

Лепка пространственных фигур из пластилина

1

Рисование фигур на песке, манке, грифельной доске, в тетради.

1

Составление композиций из фигур по образцу.

2

Представление о величине

Обучение учащихся ориентироваться на размер изображений при выполнении практических и игровых действий.

2

Пространственные представления

Игры на пространственную ориентировку с режиссерскими куклами .

2

 Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела.

1

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины .

2

Наблюдение, дидактические игры на отношение к величине (близко-далеко).

2

Сюжетно-ролевая игра «Азбука дорожного движения»

2

Временные представления

Использование часов в реальной жизни. Упражнение с игрушечными часами, перевод стрелок.

2

Работа с календарем природы. Астрономические символы.

2

Лист коррекции.

Дата

Внесенные изменения

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование"

Материал урока предназначен для ознакомления учащихся специальной коррекционной школы VIII вида (классов ОР) с видами часов и направлен на развитие временных и количественных представлений, а также ко...

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование"

Материал урока предназначен для ознакомления учащихся специальной коррекционной школы VIII вида (классов ОР) с видами часов и направлен на развитие временных и количественных представлений, а также ко...

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" во 2 класее. Тема урока: "Действие сложение"

Формирование математических представлений вызывают большие сложности у детей с умственной отсталостью. В большой степени затруднения связаны с абстрактностью  понятий, которыми   оперир...

бинарный урок по предметам: математические представления и конструирование и ручной труд " Воспроизведение комбинаций из 2-3 деталей строительного набора."

бинарный урок по предметам : математические представления и конструирование и ручной труд "Воспроизведение комбинаций из 2-3 деталей строительного набора" в 3-ем классе с  детьми с умеренной и тя...

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".

Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие  Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...