Открытый урок по математике "Запись трёхзначных чисел"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ахмедова Хатимат Магомедовна

Конспект урока по математике поможет учителю провести урок интересно и занимательно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на муниципальном уровне по математике в 3 классе  на тему:

«Образование и названия трёхзначных чисел»

                                               Выполнила:

                          Ахмедова Хатимат Магомедовна ,                

                                 учитель начальных классов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока:

«Учитесь … открывать!»(слайд 1)

- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово:

48  16  36  28  56

н    т     й     а     ы      (тайны)

- Итак, запомните девиз нашего урока. Мы «Учимся тайны открывать!»

  1. Актуализация знаний.
  1. Устный счёт.

Чтобы привести ум в порядок проведём математическую разминку:

- набери множителями: 40, 56, 72, 18, 24, 66; (слайд №2)

-назовите 4 арифметических действия в математике (+,-.:.*);

- решение «Цепочек примеров»;

  1. Молодцы! Ум в порядок привели, а теперь задачка: (слайд №4)

-Жуки скарабеи лепят из навоза шары массой 40 граммов.                                                                                Масса самого  жука составляет 1/20 от массы шара. Сколько весит жук?

 - В классе 21 ученик. Сколько нужно двухместных парт, чтобы рассадить всех учеников?

  1. Минута чистописания.

На доске пословица: НЕ ИМЕЙ 100 РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ 100 ДРУЗЕЙ.

(число 100 закрыто)

- Ребята, скажите с числами мы встречаемся только на математике? (нет)

- А где вы ещё встречали числа? (в устном народном творчестве: сказках, пословицах)

- Вот перед вами пословица и в ней пропущено число, попробуйте догадаться. Какое число пропущено?

-Верно, число 100.

-Прочитаем пословицу все вместе.

-Как вы понимаете её смысл?

-Как вы думаете, нужны друзья?

- Конечно. Друзья нужны, ведь как поётся в песне «.. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много…»

-Что вы знаете о числе 100?

- Сколько клеточек оно должно занять?

- Пропишите число 100.   100

  1. Самоопределение к деятельности.
  1. Продолжи высказывание:

- число, в записи которого одна цифра, называют… (однозначным)

- число, состоящее из двух цифр, называют… (двузначным)

- число, в записи которого три цифры, называют… (трёхзначным).

- приведите примеры однозначных чисел.

-приведите примеры двузначных чисел.

-приведите примеры трёхзначных чисел.

  1. Запишите числа, состоящее из:
  • 7единиц
  • 6 десятков и 3 единицы
  • 5 десятков
  • 9 десятков 7 единиц
  • 4 единиц
  • 2 десятков
  • 6 сотен 3 десятков 4 единиц (Самопроверка)

-Запись какого числа вызвала у вас затруднение? Почему?

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Записывать трёхзначные числа).

 ( выслушиваются мнения детей)

Физ. Пауза для глаз

  1. Работа по теме урока.
  1. Объяснение нового материала.

Сегодня на урок я принесла счёты. Они помогут нам в работе.

(откладываю 10 единиц, обучающиеся считают вслух)

-Сколько всего единиц? (10)

-Как называются 10 единиц? (десяток)

Значит , десять единиц можно заменить 1 десятком.

(откладываю на второй нитке счёт 1 десяток.)

- Сколько знаков в записи числа 10?(два)

(прикрепляю на доску табличку 1 дес.=10 ед.)

-Посчитаем десятками (откладываю 10 десятков, обучающиеся вслух считают десятками)

- Сколько получили десятков? (10)

-Сколько это сотен? (1)

(откладываю на третьей нитке счёт 1 сотню)

-Сколько в знаков в записи числа 100? (три)

(прикрепляю на доску табличку 1 сот.=10 дес.)

- Переходим на следующую нитку. Какими единицами будем вести счёт? (Сотнями.)

(откладываю 10 сотен. Обучающиеся вслух считают сотнями)

-Сколько всего сотен? (10)

-10 сотен- это 1000 (прикрепляю на доску карточку 1 тыс.=10сот.)

(откладываю на четвёртой нитке 1 тысячу).

(объяснение учителя)

Математики говорят – мы используем десятичную систему счёта. 10 единиц каждого разряда образуют 1 единицу следующего разряда. Система записи чисел является позиционной. Это значит,  что значение цифры зависит от места (позиции), которую она занимает. Благодаря этому любое натуральное число можно записать с помощью всего 10 цифр.

-Какие это цифры? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.)

Мы завели разговор о месте цифры в числе.

- Места в трёхзначных числах располагаются справа налево. А на счётах снизу вверх.

- Что у нас стоит на первом месте?(единицы.)

-Втором? (десятки)

-Третьем? (сотни)

Математики называют эти места разрядами. Значит единицы = это единицы первого разряда, десятки – единицы второго разряда, сотни- единицы третьего разряда.

На каком месте , считая справа налево записывают единицы?

Десятки?

Сотни записывают на третьем месте , считая справа налево.

- А как читаются числа? (слева направо.)

2. Работа с доской.

   *Рассмотрите, как записываются числа, представленные на каждом рисунке. Назови эти числа.

*Прочитайте числа:

   894, 809, 408, 900.

Объясните, что обозначает каждая цифра в записи этих чисел.

Что обозначают нули в записи чисел?

3.Работа с учебником. №3 с. 44

-Выполните задание 1. (Взаимопроверка)

-Прочитайте числа в задании 2.(про себя, по цепочке вслух)

-Объясните , почему эти числа называются трёхзначными ? ( для их записи нужны три цифры).

-Сколько цифр потребуется для записи числа «тысяча»? (четыре)

- Отсчитаем вправо 4 клеточки. Что запишем на первом месте справа? (единицы)

- сколько единиц?(ноль)

(Я записываю на доске, дети в тетерадях)

- Что запишем на втором месте? (десятки)

-Сколько десятков?(ноль)

-Что запишет на третьем месте? (сотни)

-Сколько сотен? (ноль)

-Что запишем на четвёртом месте? (тысячи)

-Сколько тысяч? (одна).

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного материала.
  1. Работа по учебнику №4 с.44

(обучающиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа. Ещё раз акцентирую внимание на роли нуля в записи чисел).

-Единицы какого разряда не могут отсутствовать в трёхзначном числе? (сотен).

- Самостоятельно прочитайте и запишите ёщё два числа

6 сот.0 дес. 2 ед.

9 сот.3 дес. 4 ед. (Взаимопроверка).

  1. Работа в парах.

Самопроверка в паре. (слайд №12)

  1. №6 с.45

№7 с.45 самостоятельно.

  1. Повторение изученного материала.

-Хотите проверить чему научились?

Каждый ученик получает карточку

Самопроверка на доске по эталону.

  1. Итог урока.

– Вернёмся к девизу урока. (Учитесь тайны открывать).

-Какую тайну математики открыли?

-Чему научились?

  1. Рефлексия.
  1. Сегодня я узнал (а)…….
  2. Было интересно….
  3. Было трудно…
  4. Теперь я могу…
  5. Мне захотелось ….

 

 



Предварительный просмотр:

          Открытый урок по  

       литературному   чтению  

       на муниципальном  уровне

                         3 класс

          на тему     А.П. Платонов  

                «Ещё мама.»                     

Подготовила учитель начальных классов, Ахмедова Хатимат Магомедовна.

                                         Урок литературного чтения

Тема: А.Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)

УМК «Школа России»

Класс: 3. 

Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. 

Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ

Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные упражнения.

Оборудование:

1. Аудиозапись.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм А.Платонов «Еще мама»

3. Учебник для 3 класса начальной школы

1.Организационный момент

 Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его

тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы.

Скажите себе: Мне тепло и спокойно

2.Артикуляционная разминка.

На улице чудесное время года - весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте ее.

На экране: …Улыбкой ясною природу

Сквозь сон встречает утро года….

Прочитать 1. Про себя, 2. Шепотом, 3. Громко

-Прочитайте выразительно

Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений. Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

3. Проверка д\з

Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». Я решила назвать ваши рисунки

«Остановись, мгновенье…»

-Что или кого вы изобразили на своих рисунках?

-Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.

- Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама»

- Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

Мамочка   Мамуля      Маменька   Матушка 

2.Актуализация знаний, мотивация

Фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов». 

- Итак, дети, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения. Вы внимательно его послушаете, а потом скажите, из какого произведения взят отрывок и кто является автором.

– К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

Почему вы так решили? Докажите. ( все события следуют одно за другим, есть сюжет)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

С. И. Ожегова сказано рассказ – это… (читает ребенок)

-Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?

3. Работа по теме урока.

-Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа

- Как звали главного героя этого рассказа?

-Какая семья была у Артема?

-Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».) 

-Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.

( с. 137-138) чтение по ролям. С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя.

-О чем он просил мать перед уходом?http://www.proza.ru/pics/2012/11/01/1504.jpg

(Чтобы она его обязательно дождалась)

«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх;

он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»

- Какой наказ давала мать? ( Слушаться учительницу, она будет тебе в школе  мамой)

- Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

( Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)

-Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться) 

-С какой целью автор описывает путь от дома до школы?

(Показать, какие испытания выпали на долю Артема?)

- Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)

-Давайте вспомним произведение Л.Толстого , где автор

рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу. -Как называется произведение? (Филиппок)

-Как звали главного героя? (Филиппок)

Сравнить двух героев помогут мне наши исследователи и в конце урока нам расскажут, можете приступать. А мы продолжаем.

-Представьте, что вы режиссеры и снимаете картину, какими качествами должен обладать главный герой?

– Подберите прилагательные, чтобы описать характер Артёма?

-У вас на столах словари чувств, можете воспользоваться.

Смелый        добрый

Воспитанный       ответственный     заботливый

5. ФИЗМИНУТКА

Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню? (Анна Герман «Колыбельная». )

Мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым.

4. Работа по теме урока.

6. Работа над содержанием

- Как учительница встретила Артема в школе?

-Прочитайте, как автор описывает нам учительницу? (140)

- Какой художественный прием использует автор?

(сравнение «как маленькая»)

-Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

-Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

-А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

- С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

-Почему? Какие пословицы знаете?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)

- Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

  • Добрая    умная    заботливая     ароматная
  • Трудолюбивая     переживающая     внимательная    душевная

(Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)

8. Стратегия “Ассоциации”.

-Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты? ( МАМА)

-Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? Я предлагаю вам написать эти слова в свободные ячейки

Стратегия “Кластер”.

Составление кластера к слову мама.

http://festival.1september.ru/articles/414925/full.h1.jpg

Тепло, уют, забота, облако, дом, семейный очаг, любовь,

нежность, дорога, цветок, радуга, солнце, пирог, книга, доброта, песня, колыбель… 

-Мы с вами мыслим одинаково, и у меня мама ассоциируется с такими же словами.

Такой вид работы в литературе называется кластером

-Представьте, что вы художники, чтобы вы нарисовали к слову мама? Давайте пофантазируем. Я бы нарисовала цветок

9. Построение сюжетной линии. Парная работа. 

Сюжетный треугольник

-У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно выстроить сюжетную линию.

Проверка

- Какой рисунок оказался лишним? Рассказ в учебнике напечатан в сокращении.

-Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.

И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

- Мама! – закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

- Не бойся! – сказала она. – Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

- У –у –у! – прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

- Я прогоню быка.

Артём не поверил.

- Да. А ты не мама!

- Мама!...Сейчас я тебе мама!

- Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.

- Я ещё. Я тебе ещё мама!...

-Почему Артем не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама)

Давайте предоставим слово нашим исследователям

-Почему автор не рассказывает нам о дальнейшей судьбе Артема? (автор оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать концовку)

Самостоятельная работа

Работа в группах

1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);

2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

3 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)

4 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

10. Д/З Я предлагаю придумать дома продолжение рассказа.

5. Подведение итогов

-В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.

-Для чего вам нужна близость матери?

Ребята в течение урока я оценивала вас, а теперь хочу, чтобы вы меня оценили.

Предлагаю ответить на вопросы, на сколько вы были внимательными читателями, которые будут мне сигналом. У каждого на столе вопросы)

1. Сколько лет Артему?

2. Где сидел Артем во время урока?

3. Какие первые слова написал мальчик?

4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?

5 . Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?

Проверка

-Проверьте свои ответы. Кто допустил ошибки?

- Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки. Мне очень понравилось с вами работать. Вы умны, рассудительны, внимательны.

И если вы считаете, что у нас сегодня с вами получился диалог, если я смогла вас расположить к себе, вы почувствовали, что я для вас была еще мамой – покажите мне сигналом, как показано на экране.

   Исследовать и сравнить героев разных произведений (сходство и различие)

  1. Главный герой мальчик
  2. Жил в селе. В крестьянской семье.
  3. Жил с мамой.
  4. Жил с мамой, папой, бабушкой, старшим братом
  5. Отношение к школе первый раз идет в школу

(----желание учиться, убежал, когда родители ушли.

---- не хотел, но пришло время идти в школу)

  1. Знал буквы, не знал
  2. Путь в школу (опасным, по дороге встречается собака)
  3. Характер у мальчиков: ---решительный, смелый, любознательный, но не послушный

--- смелый, добрый, заботливый, воспитанный)

  1. Встреча с учителем почувствовал доброжелательное отношение, взаимопонимание, теплую обстановку,
  2. Стал с удовольствием ходить в школу, потому что нашел поддержку учителя, почувствовал материнскую заботу.

     6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:

Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

Меня очень удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку- путешествию « Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467».

Презентация к уроку- путешествию по математике  в 4 классе....

Урок математики "Сложение трёхзначных чисел""

Конспект урока по математике для учащихся 2-ого класса ,работающих по учебнику Петерсон....

Конспект урока математики «Вычитание трёхзначных чисел. Закрепление» 3 класс

Конспект урока математики «Вычитание трёхзначных чисел. Закрепление» 3 класс, "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока математики "Сравнение трёхзначных чисел"

Конспект урока математики для 3 класса, УМК "Школа России", авт. учебника М. И. Моро...

Урок математики "Нумерация трёхзначных чисел. Сложения и вычитания, основанные на нумерации трёхзначных чисел."

Конспект урока  математики в 3 классе по теме "Нумерация трёхзначных чисел. Сложения и вычитания, основанные на нумерации трёхзначных чисел." На данном уроке учащиеся закрепляют умения в чтении и...

Презентация к уроку математики "Сложение трёхзначных чисел" 3 класс

Презентация   к уроку математики в 3 классе "Сложение трёхзначных чисел" содержит математический диктант,  вычисления столбиком, задачи....

Конспект урока математики "Умножение трёхзначных чисел в столбик"

Конспект урока математики в 3классе по программе "Школа 2100"...