Методы и формы организации деятельности учащихся, средства
материал

Доржиева Арюна Баировна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства»

 Целью образования сегодня становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

 Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

 В начале 2018-2019 уч года  целью моей работы было: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, как важнейшее условие повышения качества знаний учащихся, а также обновление содержания, структуры и технологий обучения в свете требований ФГОС нового поколения.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.        Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

2.        Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании;

3.        Формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;

4.        Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;

5.        Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

6.        Создание условий для самоопределения и самореализации личности младшего школьника, для формирования самоконтроля ученика.

7.        Привлечение родителей к сотрудничеству при организации образовательного процесса.

 В нашем сводном  классе 11 человек: 1 класс – 6 человек, из них 4 мальчика и 2 девочки, 3 класс – 5 человек- 2 мальчика и 2 девочки.1 класс - безотметочное обучение,

В 3 классе 2018/2019 учебный год

Успеваемость

Количество

% в классе

ФИО

Отличники

2

40

Найданова Татьяна,

Баясхолонова Вера

Хорошисты

1

20

Вампилова Аюна

Успевающие

2

40

Дугаров Айдар

Ванжилов Баир

Неуспевающие

0

Общий % успеваемости класса: 100

Общий % кач. зн. класса: 60%

 Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге.

УМК «Школа России» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Считаю, что именно данный УМК «Школа России» позволяет мне решать поставленные цели и задачи в условиях сельской малокомплектной школы. Имеются методические пособия к учебникам, приобретено множество электронных пособий по предметам. Данные электронные учебные пособия помогают школьникам освоить курс русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания.

В соответствии с ФГОС, на основе учебного плана и общеобразовательной программы школы, мною составлены рабочие программы по УМК «Школа России». Создана и апробирована программа факультатива «Занимательная грамматика» для учащихся 1-4  классов.

Данные программы рассмотрены и утверждены на МС школы.

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения. В своей практике использую технологию личностно- ориентированного обучения (И.С.Якиманская); технологию сотрудничества (Г.К.Селевко); здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные; развивающие и игровые технологии. Сочетание традиционных и новых технологий позволяют эффективно проводить уроки, дает возможность для самореализации, самовыражения учителя и учащихся.

Подробнее хочу остановиться на применении информационно – коммуникативных технологий на своих уроках. При подготовке и проведении уроков использую коллекции цифровых образовательных ресурсов: презентации к урокам, логические игры, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии, тестовые оболочки. Провожу уроки с применением компьютерных технологий. ИКТ применяется мною на всех этапах урока: объяснение нового материала, закрепление и обобщение изученного, контроль знаний. Компьютерные технологии развивают навыки самостоятельной работы по поиску информации, повышают интерес детей, позволяют разнообразить формы учебной деятельности учащихся на уроке. Также используется компьютерные технологии во время написании проектов по окружающему миру, литературному чтению, бурятскому языку. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Строго соблюдаю режим работы на компьютере, использование мультимедийных средств с целью сохранения здоровья школьников: ограничиваю время работы, тщательно планирую самостоятельную работу учащихся, в поурочный план включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Педагогическая деятельность для меня - это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Изучение теоретического материала позволяет мне использовать в работе различные технологии и методики обучения:

Системно- деятельностный метод обучения, цель которого является формирование готовности младших школьников к саморазвитию;

Коллективный способ обучения, который развивает коммуникативные навыки учащихся;

Игровая технология способствует расширению кругозора, развивает трудовые навыки, воспитывает самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм. ИКТ- позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному.

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии проблемного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

Я моделирую урок, учитывая все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество.

Свою работу строю с позиции технологии деятельностного подхода, т.к. считаю, что только на организации самостоятельной деятельности ученика должен строиться учебно-воспитательный процесс в школе. Поэтому применяю уроки «открытия» новых знаний, уроки-рефлексии, уроки развивающего контроля, уроки-тренинги.

Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет мне варьировать обучение, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Формирование самостоятельности в начальной школе осуществляется через развитие компетентностей, поэтому мною реализация компетентностного подхода заложена еще в календарно-тематическом планировании, в котором указываю планируемые результаты и ключевые компетенции на каждый урок.

Компетентностный подход в обучении предполагает использование новых педагогических технологий, форм и методов обучения. Одна из форм, используемых мною - это коллективный способ обучения (работа в парах сменного состава), которую провожу на любом уроке по 10-15 минут. Коллективный способ обучения использую и при организации групповой работы (мозговой штурм, игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», мозаичная группа, входной билет, «Найди ошибки», «Математические ребусы»), т.к. данная форма позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению.

С целью развития интеллектуальных способностей младших школьников, созданию условий максимально раскрывающих творческие способности учащихся применяю игровые приемы. Они основаны на использовании индивидуальной (карточки, интерактивные тренажеры по предметам), парной (дидактические игры) игрупповой (урок- сказка, игра-КВН, деловые игры) форм работы и эффективны на любом этапе урока.

Реализовать на уроке деятельностный подход помогает применение ИКТ. Использую фронтально и индивидуально собственные ЦОРы (с помощью информационных технологий самостоятельно разработала и провела комплекс внеклассных занятий по предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир»; использую свои презентации на уроках; применяю на уроках, разработанные мною с помощью программы MicrosoftOfficeWord ,Оnlinetestpad.com тесты, контрольные работы по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению, памятки; применяю диафильмы (дети читают текст под картинками); использую тренажеры по математике (таблица умножения и деления), русскому языку (на каждое правило) и др.; использую электронные физкультминутки для глаз. Материал беру в интернете.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Проанализировав свои результаты, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

Уровень знаний учащихся по предметам заметно вырос (т.к. в 1 классе предусмотрено безотметочное обучение, то для меня значимыми показателями успеваемости на этот период обучения являлись техника чтения, написание проверочных и контрольных работ без ошибок и основными критериями успешности выбрала: усвоенность/не усвоенность программного материала на 1 году обучения). Об этом свидетельствуют результаты контрольных работ, итоги административных контрольных работ по математике и русскому языку .

За период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах (в отборочных турах принимают участие все учащиеся), результаты, которые они показали на всероссийских конкурсах, а также результаты диагностики по «Методике изучения мотивации обучения у младших школьников» .

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. О сплоченности коллектива говорит активное участие в школьных и районных мероприятиях, а также занятость учащихся дополнительным образованием (100% посещение кружков).

Думаю, что и дальнейшее применение современных технологий и методик даст стабильные и высокие результаты.

Под методом обучения я понимаю способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

1.        Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) По источнику материала: словесные, практические, наглядные

б) По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

2.        Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

3.        Методы контроля и самоконтроля   за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроря

Словесные методы:

• объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

• рассказ - это форма изложения учебного материала, которая

носит преимущественно описательный характер (сюжетный,

иллюстративный, информационный);

• работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

• изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,

а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

• повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

• описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

• рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

• проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

•.беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К методам наблюдения относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

 Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

• исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

•        Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

•        Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

•        Метод критического мышления — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

•        Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и учащихся. Первые - это средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и др.; вторые - индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа.  Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиеся. Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

 Работа в парах.  Активной применяемой формой организации урока для меня работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.

Основные принципы отбора форм и  методов:

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

Считаю, что выбранные мною методы, формы организации деятельности учащихся, средства помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», базисным учебным планом, ООП НОО и учебным планом МБОУ «Убур-Дзокойская ООШ», и авторской программы «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует ФГОС НОО второго поколения.

Количество недель в году – 34 недели.

В неделю – 4 часа.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

Общую характеристику учебного предмета;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

Содержание тем и разделов учебного предмета, курса

Учебно- тематический план

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

           Календарно – тематический  план

Общая характеристика учебного предмета

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. 

Описание места учебного курса «Русский язык» в учебном плане

Курс «Русский язык» рассчитан  в 3 классе на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).

Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

        1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание тем и разделов учебного курса, предмета

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (18 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (14 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (23)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Имя существительное (27 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (15ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимене (4 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (14ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (7 ч)

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Кол-во

часов

Контр.

работы

проекты

1

Язык и речь

2

Текст. Предложение. Словосочетание

11ч

1

3

Слово в языке и речи

18ч

1

1

4

Состав слова

14ч

1

1

5

Правописание частей слова

23ч

2

1

6

Части речи

61ч

7

Части речи

8

Имя существительное

27ч

1

1

9

Имя прилагательное

15ч

1

1

10

Местоимение

11

Глагол

14ч

1

12

Повторение

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы

Методические и учебные пособия (таблицы, схемы и др.)

Информационное обеспечение (интерне-источники, ЭОР, образовательные диски идр.)

При подготовке программы

Рекомендуемый для учащихся

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования РФ.- М., 2004.- 41 с.ВАКО, 2014

2. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2014, 1 часть, 158 с.

1.Учебник  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3класс  - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение» 2014

2. Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 3 класс – Ч.1, 2. –М. «Просвещение» 2018

1. Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2018, 208 с. (Учебный год)

2. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2018, 144 с. (Мастерская учителя)

3.Канакина В.П.Русский язык  Методическое пособие 3 класс – М. «Просвещение» 2012

1.Библиотека материалов для начальной школы

http://www.nachalka.com/biblioteka

2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

http://katalog.iot.ru/

3. Методические рекомендации по технологии создания  электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Календарно-тематический  план

№ п/п

урока

№ урока

Тема

По плану

Факт.

Язык и речь

1

1

Наша речь. Виды речи

2

2

Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание

3

1

Текст. Типы текстов

4

2

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

5

3

Виды предложений по интонации.

6

4

Предложения с обращением.

7

5

Главные и второстепенные члены предложения

8

6

Главные и второстепенные члены предложения

9

7

Простое и сложное предложения

10

8

Простое и сложное предложения

11

9

Словосочетание

12

10

Словосочетание

13

11

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи

14

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

15

2

Синонимы и антонимы

16

3

Омонимы

17

4

Слово и словосочетание

18

5

Фразеологизмы

19

6

Обучающее изложение

20

7

Части речи

21

8

Имя существительное

22

9

Имя прилагательное

23

10

Глагол

24

11

Что такое имя числительное?

25

12

Однокоренные слова

26

13

Звуки и буквы. Гласные звуки

27

14

Звуки и буквы. Согласные  звуки

28

15

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

29

16

Обучающее изложение

30

17

Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове»

31

18

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Состав слова

32

1

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

33

2

Сложные слова

34

3

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

35

4

Окончание слова.

36

5

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

37

6

Значения приставок.

38

7

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

39

8

Значения суффиксов.

40

9

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

41

10

Что такое основа слова?

42

11

Обобщение изученного

43

12

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

44

13

Обучающее изложение

45

14

Проект «Семья слов»

Правописание частей слова

46

1

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне

47

2

Правописание слов с безударными гласными в корне

48

3

Правописание слов с безударными гласными в корне

49

4

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

50

5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

51

6

Обучающее изложение

52

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

53

8

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

54

9

Правописание слов с удвоенными согласными

55

10

Правописание слов с удвоенными согласными

56

11

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

57

12

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

58

13

Правописание суффиксов и приставок

59

14

Правописание суффиксов и приставок

60

15

Правописание суффиксов и приставок

61

16

Правописание приставок и предлогов

62

17

Правописание приставок и предлогов

63

18

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

64

19

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

65

20

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

66

21

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

67

22

Обучающее изложение

68

23

Проект «Составляем орфографический словарь»

Части речи

69

1

Части речи

Имя существительное

70

1

Значение и употребление имен существительных в речи

71

2

Значение и употребление имен существительных в речи

72

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

73

4

Обучающее изложение

74

5

Собственные и нарицательные имена существительные

75

6

Проект «Тайна имени»

76

7

Число имён существительных

77

8

Число имён существительных

78

9

Род имён существительных

79

10

Род имён существительных

80

11

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

81

12

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

82

13

Обучающее изложение

83

14

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

84

15

Склонение имён существительных

85

16

Падеж имён существительных

86

17

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

87

18

Именительный падеж

88

19

Родительный падеж

89

20

Дательный падеж

90

21

Винительный падеж

91

22

Творительный падеж

92

23

Предложный падеж

93

24

Обучающее изложение

94

25

Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка»

95

26

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

96

27

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

Имя прилагательное

97

1

Значение и употребление имён прилагательных в речи

98

2

Значение и употребление имён прилагательных в речи

99

3

Роль прилагательных в тексте

100

4

Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «царевна-лебедь».

101

5

Род имён прилагательных

102

6

Изменение имён прилагательных по родам

103

7

Изменение имён прилагательных по родам

104

8

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

105

9

Число имён прилагательных

106

10

Число имён прилагательных

107

11

Изменение имён прилагательных по падежам

108

12

Изменение имён прилагательных по падежам

109

13

Обобщение изученного

110

14

Отзыв по картине А.А. Серова  «Девочка с персиками»

111

15

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение

112

1

Личные местоимения

113

2

Изменение личных местоимений по родам

114

3

Местоимение

115

4

Обучающее изложение

Глагол

116

1

Значение и употребление глаголов в речи

117

2

Значение и употребление глаголов в речи

118

3

Неопределённая форма глагола

119

4

Неопределённая форма глагола

120

5

Число глаголов

121

6

Времена глаголов

122

7

Времена глаголов. 2е лицо глаголов

123

8

Изменение глаголов по временам

124

9

Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение

125

10

Род глаголов в прошедшем времени

126

11

Правописание частицы не с глаголами

127

12

Обобщение изученного

128

13

Обобщение изученного

129

14

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Повторение

130

1

Части речи

131

2

Обобщение изученного о словах, предложениях

132

3

Правописание окончаний имён прилагательных

133

4

Правописание приставок и предлогов

134

5

Правописание безударных гласных

135

6

Итоговый контрольный диктант

136

7

Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Конспекты уроков и методическое обоснование их...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Рабочая программа, 2 класс, русский язык по программе "Начальная школа 21 века"Технологическая карта урока математики, 1 класс по программе "Школа России"...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

В своей педагогической деятельности я применяю следующие современные образовательные технологии: элементы научно исследовательской работы ,проектная деятельность, информационно-коммуникационные технол...