Урок математики.1 класс "Состав числа 4;
план-конспект урока по математике (1 класс)

Коротенко Галина Анатольевна

Урок по математике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями     ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок математики в 1 классе «Состав числа 4»

     

                                                                       Коротенко Галина Анатольевна

        учитель начальных классов

Пояснительная записка

        Урок по математике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями     ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия.

          Это урок открытия новых знаний. На уроке дети знакомятся с составом числа 4, совершенствуют навыки счета и сравнения, закрепляют умения отличать число от цифры, приобретают  опыт логических  рассуждений

         В результате решения проблемных ситуаций, логических рассуждений    дети приходят к выводу как можно получить число 4.  Полученные знания закрепляются и проверяются с помощью эталона. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. В конце урока -   рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.

            Представленный в электронном виде дидактический материал позволяет организовать активное усвоение учениками учебного материала. Групповые формы работы снимают психологическое напряжение, создают комфортность и ситуацию успеха.

          Назначение методической разработки: применение в образовательном процессе начальной школы с частичной переработкой в соответствии с возможностями для своих учащихся; использование в качестве методического образца для учителей, практикующих современные образовательные технологии

Тема : Состав числа 4

Цель:

Создать условия для усвоения состава числа 4

УУД

    Познавательные: общеучебные соотношение числа 4 с количеством предметов, письмо цифры 4; соотнесение цифры 4 и числа 4; образование числа 4, определение места числа 4 в последовательности чисел от 1 до 4, сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 4; логические - осуществление синтеза как составление целого (число 4) из частей.

Регулятивные: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи., умеют обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как  индивидуальность, способную к самооценке своих действий.

Сценарий  урока

I  Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

 Учитель :          Встало солнышко давно,        

                            Заглянуло к нам в окно,

                           На урок торопит нас –

                            Математика сейчас 

Ученики Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель ( правила поведения  из  презентации «Мир деятельности»)

Понапрасну не болтай,

 Рассуждай и убеждай.

 Здесь не нужен шум и гам,

 Ты решай задачи сам.

 Если же не сможешь вдруг,

 Пусть придёт на помощь друг.

– К нам в класс пришёл ваш друг  .

Открыть на обычной доске изображение Смайлика  или презентацию  

–   Это Смайлик — житель Маленькой страны (начальной школы)  

  Он, как и каждый из вас, учится в 1 классе.  Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку.  

 Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Цель: подготовить учащихся  к проблемному изложению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).

Но вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика. (учитель убирает лучики солнышка со стенда). В дальнейшем ученики будут открывать для себя каждое качество личности, и солнышко постепенно заполнится лучиками.)

Учитель обращает внимание детей на солнышко без лучиков. С    лучиков нашего солнышка куда-то исчезли надписи качеств, помогающие  ученику учиться. Раз мы друзья значит мы поможем Смайлику , чтобы он снова от радости стал светиться, как солнышко. Каждое выполненное нами задание будет возвращаться  солнечными лучиками с качествами которые помогают нам учиться.

 – Какие  шаги  каждому из вас надо сделать, чтобы узнать что-то новое? (Надо понять, что я не знаю, и самому найти способ.)

  Как всегда, начнём урок с повторения

- Сосчитайте по порядку от 2 до 7; от 9 до 5

Найдите ошибку в записи ряда и восстановите порядок

1 2 7 4 3 5 6 8 9 10

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

-Обведите красным цветом число  последующее число 2; 7(ответы3.8)

- Обведите синим цветом числа   предыдущие числам 10; 3(9,2)

- Обведите зеленым цветом   числа стоящие между 6 и 8;   (7)

- Обведите желтым цветом   соседей числа 5(4,6)

- Что вы можете рассказать о числе 3

 ВЗАИМОПРОВЕРКА   ПО ЭТАЛОНУ

Какие качества нам здесь понадобились, чтобы выполнить это задание

III Проблемное объяснение нового знания 

Цель: ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога.

Графический диктант

    - Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию

на две клетки вправо,

на две клетки вниз,

на две клетки влево,

на две клетки вверх.

- Что у вас получилось? (Квадрат)

- Разделите квадрат на четыре маленьких одинаковых квадрата.

Как это сделать?

(Провести две линии).

- Как вы провели линии? (От стороны к стороне)

- Сколько всего квадратов? (Один большой и четыре маленьких).

- Сколько у квадрата сторон?(4)

- Сколько у квадрата углов?(4)

- Поэтому квадрат как еще можно называть четырёхугольником.

- Можно получить   треугольники из квадрата? Как это сделать?

(Нужно провести две линии от угла к углу) Сколько всего треугольников получилось?(8)  Сколько из них маленьких?(4) А больших?(4)

.– Может кто-нибудь догадался о каком числе мы будем сегодня говорить? (Появляется цифра 4)

 - Ребята, где вам приходилось встречать число 4? (На часах, на домах, на автобусах, 4 колеса у машины, 4 ножки у стула и стола, 4 угла в комнате).

         – Какую цель поставим для себя

       - Посмотрите на числовой ряд. На каком месте в натуральном ряду стоит число 4, на сколько число 4 больше предыдущего?

- На сколько число 4 меньше последующего?

- Назовите соседей числа 4

- Как мы можем получить число 4?

А поможет нам в этом ребята(выходят 3 девочки и 1 мальчик) Первым к нам вышел Ваня? А потом сколько девочек вышли? Сколько получилось ребят?

 

 

- Назовите соседей числа 4

- Как мы можем получить число 4?

А поможет нам в этом ребята(выходят 3 девочки и 1 мальчик) Первым к нам вышел Ваня? А потом сколько девочек вышли? Сколько получилось ребят? Как получили?  

А теперь девочки встанут к доске?   Сколько девочек у доски? Ваня подойди к девочкам? Сколько всего стало? Как получили?

        

Составьте равенства .1+3…3+1 Какой знак можно поставить между ними. Почему?

Как выдумаете как еще можно получить 4?

 1 девочка садится.

Сколько  мальчиков у нас? А девочек? Как сделать так чтобы мальчиков стало столько же?

Теперь сколько мальчиков ? А девочек? А всего сколько?

                                                    Как можно получить число 4?

         

(Молодцы, справились с    заданием и вернули еще лучик.)

IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.

 Работа в парах ( повторение правил работы в парах

А ВЫ ЛЮБИТЕ СКАЗКИ?

 Задание №1с( на слайде) соотнесите картинки со схемами(работа в тетради с.45 №1)

Побывал Иван-царевич в медном царстве, серебряном и золотом. Добыл трёх царевен

image4

Три царевны да Иван — всего их ...

Сели они в лодку. Двое с одной стороны, двое напротив. Всего...

Доплыли до острова. Первым на берег вышел  Иван. В лодке остаюсь—…

Вышли царевны. В лодке никого не осталось.

  • Какая схема к какому рисунку подходит?
  • Запиши равенства к каждой  схеме.

 

Проверка на доске(дети выходят к доске, соотносят картинку со схемой и записывают выражения)

(Молодцы, справились  и с   этим  заданием и вернули еще лучик.)

V Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

 (Учащиеся самостоятельно выбирают способ составления модель числа 4)

 А теперь попробуйте самостоятельно составить модель числа 4( используют геометр.фигуры, карточки с точками, заселить домик)

1

3

3

1

2

2

        

Проверка по эталону

Справились .Еще 1 лучик

VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

 Разноуровневое  задание (  по выбору)

1уровень

Задание №1в тетради с45    

№1 Раскрасить столько фруктов ,сколько получилось в ответе. Запиши ответ

3-1=                              4-2=                        4-1=

2 уровень из учебника с.77 №5

На острове стояли 2 дуба и  несколько берез .Всего на острове было 4 дерева. Нарисуй столько треугольников  сколько всего деревьев. Закрась столько треугольников сколько берез

Проверка по эталону

VII Рефлексия учебной деятельности

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

Если б мы не потрудились,

То ничему б не научились,

Сегодня очень вы старались,

И вот – заданий не осталось 

ПРИЕМ «Микрофон»(учитель дает микрофон учащимся и задает вопросы. Дети отвечают)

- Какое число изучали?

 - Как можно получить число 4?

- Сколько лапок у котенка?

- Сколько лапок у тигренка?

- Сколько ножек у стола?

- Столько ног и у слона.  

Смотрите солнышко наше заулыбалось. Давайте откроем лучики  и еще раз повторим какие качества нужны , чтобы хорошо учиться

        Я предлагаю вам оценить свою работу со смайликом  

 https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0880/00018f1f-ee3478fb/img31.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0880/00018f1f-ee3478fb/img31.jpg

Литература

 

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М., 2006 .
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. АПК и ППРО, М., 2007 .

  1. 1_класс_Презентации_и_печатный_материал  
  2. Кубышева М.А., Грушевская Л.А. и др. Сценарии уроков к учебникам математики 1–4 классов по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»  
  3. Реализация деятельностного метода на уроках по разным учебным предметам: Сценарии уроков / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.[1]
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika 
  5.  https://nsportal.ru/anufrieva-ekaterina-vladimirovna
  6. Мир деятельности. 1 класс : методические рекомендации к надпредметному курсу / под ред.

Л. Г. Петерсон. — Изд. 2-e, исправ. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 272 с. : ил.

        




Предварительный просмотр:

1D:\+ 1 Рисунки, иллюстрации\+\Смайлики\грамота1.jpgC:\Users\A73F~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI00.463\bumag40.jpgD:\1 Метод объединение\2016-2017\Учитель года\Рисунок1.bmpimage4http://auho.ru/sites/default/files/raskraski-smail-4.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты:         Предметные:...

Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)

Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...

Конспект урока математики: «Умножение числа 0 и на число 0» (УМК «Перспективная Начальная Школа» 2 класс, А.Л. Чекин),

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Умножение числа 0 и на число 0» Цель деятельности учителя: формирование представлений о способе умножения числа на 0 и на число 0; выведение и...

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."...

Технологическая карта урока математики «Умножение числа 4 на однозначное число» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умения умножать число 4 на однозначные числаЗадачи урока:Дидактические:совершенствовать вычислительные навыки,способствова...