Статья "Применение этнокультурологического компонента на уроках математики в начальной школе"
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматривается значение развития интереса к уроку математики, используя элементы занимательности, игровые формы на основе этнокультурологического и краеведческого материала. Связь математики с окружающей действительностью расширяет кругозор обучающихся; формирует положительную мотивацию учения этнокультурно-ориентированную личность, способную к творческому саморазвитию; воспитывает толерантность; любовь к культуре и природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_smolentseva.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Применение этнокультурологического компонента на уроках математики в начальной школе

Смоленцева Н.Л.

МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»

В статье рассматривается значение развития интереса к уроку математики, используя элементы занимательности, игровые формы на основе этнокультурологического и краеведческого материала.

Связь математики с окружающей действительностью расширяет кругозор обучающихся; формирует положительную мотивацию учения этнокультурно-ориентированную личность, способную к творческому саморазвитию; воспитывает толерантность; любовь к культуре и природе родного края.

Ключевые слова: этнокультурологический компонент на уроках математики, младший школьник, устные упражнения.

Будущее нации зависит от образования и воспитания подрастающего поколения. Воспитание человека-гражданина, почитающего традиции и культуру своего народа, несущего ответственность за судьбу своего края и родной природы, является насущной задачей современной школы.

Народная культура — это мир, в котором находился человек с момента своего рождения, воздух, которым он дышал, атмосфера высокой духовности и нравственности, проявляющая себя во всем, это внутренняя и внешняя культура чувств и духовность.

Мы живем в Республике Марий Эл. Образование в любой стране, у любого народа несёт на себе печать нации и отражает специфические ценности народа, к которому относится ребенок. Возрождение и развитие любой национальной культуры имеет огромное значение в этнокультурологическом воспитании детей. Национальное образование может состоятся лишь тогда, когда в нем будет царить дух взаимоотношений, построенных на народных традициях.

В настоящее время в обществе возрастает интерес к изучению народных традиций, истории, культуры и природы родного края, формирование духовно-нравственных качеств личности идет в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл и изучения регионального компонента. В основном это происходит в процессе преподавания предметов                          

гуманитарного и эстетического цикла. Нам кажется, что такое обучение возможно и в точных науках.

Математика-это тот предмет, который позволяет незаметно и ненавязчиво, в игровой, занимательной форме изучать материал краеведения. Такого рода задания можно применять с 1 по 4 класс многократно, меняя одни числа на другие, заменяя действия и используя материал из истории, географии, этнокультуры родного края. Именно с таких заданий, которые сочетают в себе вопросы краеведения и смекалку, где используются логические рассуждения и появляется интерес к математике и родному краю. Одним из этапов урока математики является устный счет. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности. Игровые моменты в учебный материал для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Поэтому очень эффективным будет включение в устные упражнения заданий‚ составленных на

этнокультурологическом материале.

Форма проведения устного счета меняется в зависимости от возраста детей. В 1-ом классе они радуются приходу на урок национальных сказочных героев, яркой наглядности, а в 3-4 классах рисунки заменяются схемами, таблицами и алгоритмами. В любом возрасте увлекательным будет форма урока математики в виде путешествия по родному краю, оно несет в себе ещё и познавательный характер.

Таким образом, связь математики с окружающей действительностью расширяет кругозор обучающихся, позволяет учитывать в обучении и воспитании национальную специфику‚ способствуя формированию национального самосознания.

Устные упражнения:

К уроку « Состав чисел первого десятка».

1. Пресноводная рыба, одомашненная разновидность сазана, разводимая в пределах Марий Эл.( расположи числа в порядке убывания)

А        5

П        1

Р        3

К        8

В нашей республике есть несколько рыболовецких хозяйств, занимающихся разведением карпов. Эту промысловую рыбу всегда можно найти на прилавках города.

2. Реши цепочку примеров и ты узнаешь одну из главных промысловых рыб реки Волга.

7-4+5+2-6+4-1-5+0+1=                     1-лещ, 2-щука, 3-судак,

                                                            4-плотва, 5-налим, 6-язь.

Всего в водоемах нашей республики встречается 45 видов рыб.

К уроку «Сложение и вычитание с переходом с переходом через десяток».

1. Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете самый молодой, промышленный город в нашей республике (Волжск).

          121-29=  к             19-9=  о           47-30=  ж

          17-13=   в              19-17= л          97-50=   с

2.Реши примеры и ты узнаешь как называется самый старый город в нашей республике.

14  15  17  20  24  29  35  42  50  59  69  80  92  105

                   7+7=      К      20+9=   О          25+25=  М           19+1=   Ь

                   121-16= К      28+14= Е           7+8=      О           32+70= С

                   45+35=  Н       9+8=    З           50+19=   Я          70-35=   Д

                   32-8=     М      69-10= Ь      

3. Таня, Вера и Надя живут в г.Козьмодемьянске, Звенигово и Волжске. Таня живет в самом молодом городе республики, а Надя— в самом старом. В каком городе живет каждая девочка?

К уроку « Табличное умножение и деление».

1.  Самое крупное лесное животное, которое обитает в Марий Эл.

38

17

26

27

19

13

34

28

36

Выберите из первой строчки таблицы наибольшее число, из второй- наименьшее, из третьей-меньшее. Сумма всех трех чисел поможет вам выбрать ответ. кабан- 58 медведь- 73 лось- 79 волк— 86

2.  Три кошки купили сапожки по паре на каждую кошку. Сколько у кошек ножек? Сколько у них сапожек?

Все сосчитай поскорей и узнаешь, чем лечатся лоси.

12 ног и 6 сапог — мухомором

12 ног и 12 сапог—ромашкой

6 ног и 6 сапог—волчьим лыком

К уроку « Взаимосвязь между компонентами и результатами действий».

1. Расположи карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. И ты узнаешь самого крупного животного Марий Эл.

8*6

7*6

6*3

9*8

9*6

8*7

7*7

Д

Е

М

Ь

Е

Д

В

Ответ: медведь.

  1. Самая крупная река Марий Эл-Волга. Протекает по территории нашей республики на протяжении 155 км. Самая длинная река Марий Эл-Малая Кокшага. Длина её составляет 219 км. На сколько км крупнейшая река Волга короче, чем Малая Кокшага?

3.Реши примеры, запиши найденные буквы, и ты узнаешь название крупного судоходного притока Волги.

                      97-7=    Т        50+3=     У       40-1=       В

                      90+9=   А        15-1=      Е       3+20=      Л

                      34-2=    К        7+60=     Г       58-50=     Н

39

14

90

23

53

67

99

К уроку: « Решение задач с величинами».

1. В Марий Эл много заказников. Вот некоторые из них:

Пектубаевский комплекс-заповедник—122

Ветлужский комплексный государственный заказник—102

Кумьинский заказник—120

Моркинский заказник—10.

Если ты желаешь узнать какой из них самый обширный по территории‚ реши цепочку примеров:

240:4*2 +20:10 = ?

Это число 122—Пектубаевский комплексный заказник.

Его территория - 25 га. Это самый большой заказник республики.

2.  (1100:10*2)-100= ?

Вычисли и ты узнаешь расстояние от г. Йошкар-Олы до самого отдаленного района республики - Мари-Турекского. Уменьши это расстояние в 15 раз, и получишь расстояние до ближайшего республиканского центра—п.  Медведево.

3. Прочитай выражение и найди его значение:

(25* 40) + 900-126 =                                   1774

В 1774 году в ночь с 15 на 16 июля Емельян Пугачев ночевал на Кленовой горе. Там поставили камень в честь его пребывания. Камень находится рядом с          « дубом Пугачева».

4. 8*20*10 +52=                                          1652

Вычисли и ты узнаешь в каком году построена церковь Ежово-Мироносицкого монастыря с шатровой колокольней в селе Ежово Медведевского района.

  1. Сосчитай сколько здесь треугольников, и ты узнаешь высоту сосен, которые растут в Республике Марий Эл.

Тема: Устная нумерация чисел от 11 до 20.

Тип урока: Урок-обобщение

Класс: 1

Цель: обобщить знания обучающихся по изученной теме

Задачи:

1. Обучающая: Сформировать навыки и умения устной нумерации чисел, совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи изученных видов;

2. Развивающая: Развивать мышление, умение анализировать, выделять главное, сравнивать числа, расширять словарный запас. Развивать творчество, фантазию и воображение детей;

3. Воспитывающая: Воспитывать чувство сотоварищества и взаимовыручки, чувства коллективизма, прививать любовь к марийским сказкам и устному народному творчеству, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: Ну-ка проверь, дружок

                 Ты готов начать урок?

                 Все ль на месте, все ль в порядке,

                 Ручка, книжки и тетрадки?

2. Вступительное слово

Учитель: Урок у нас необычный. Мы отправляемся в сказочное путешествие. Чтобы справиться с заданиями нам нужно взять с собой помощников - внимание, настойчивость, упорство. Вы готовы?

Учитель: У марийского народа есть свои богатыри. О них сложены сказки и былины. Вот эти богатыри и помогут преодолеть нам препятствия.

3. Работа по теме

3.1. Выполнение заданий

Задание 1. Угадайте имя богатыря, которое зашифровано в примерах (каждый ответ - порядковый номер буквы в алфавите)

15+1=

16-15=

О

Н

А

Р

10+5=

10+8=

16

15

1

18

Учитель: Прочитайте эти выражения математическим языком и назовите ответы.

Учитель: Назовите первое число? (16)

Учитель: А какое сегодня число? Какое оно? (Двузначное)

Учитель: Как можно получить из однозначного числа двузначное? (Прибавить десяток)

Задание 2. Ребята, к нам пришло шифрованное письмо от девочки Салики.

К нему приложен код шифровки. На карточке нужно быстро решить примеры и расшифровать письмо.

                     12-1=                             10+5=

                     13-1=                             17-1=

                     10+3=                            18-1=

                     10+4=                            10+8=

Учитель: Какое слово получилось? (Помогите)

Учитель: Салика просит освободить её и найти дорогу домой. Девочку украла злая колдунья Вувер-кува. Мы должны помочь девочке.

Учитель: А какая Салика? (Добрая, трудолюбивая, красивая)

Учитель: Давайте узнаем, сколько ей лет?

Учитель: Если сложить наибольшее однозначное число с наименьшим однозначным числом, то вы узнаете возраст Салики. Сколько же ей лет?

( 9+1 = 10)

3.2. Минутка чистописания

Прописываем число 10

3.3. Физкультминутка

3. 4. Задания- препятствия

Учитель: А на пути у нас первое препятствие (картинка с лесом). Мы идем по тропинке. А перед нами густой лес. Чтобы пройти через него, вспомним состав чисел. 10.

Учитель: Второе препятствие — река. Чтобы перебраться через реку надо построить мост. А строить его нам помогут богатыри.

На доске: Акпарс принес 10 бревен‚а Чоткар-патыр на 2 бревна меньше. Сколько бревен принес Чоткар-патыр?

Анализ задачи:

  • Прочитайте условие задачи, вопрос.
  • О ком говорится в задаче?
  • А что говорится про Акпарса? А о втором богатыре?
  • Что значит на 2 меньше?
  • Какое действие нужно выбрать?
  • Измените вопрос, чтобы задача решалась в 2 действия.
  • Решение задачи.

Учитель: Богатыри помогли нам построить мост, и мы можем перебраться через реку Большая Кокшага.                            

Учитель: 3- препятствие- болото. А что такое болото?

Учитель: Какая орфограмма встречается в этом слове?

Учитель: Через болото мы попробуем перебраться по кочкам. Встав на кочку, вы должны правильно ответить на вопрос. Начинаем!

1. Единицы измерения массы?

2. Единицы измерения жидких тел?

3. Что измеряют сантиметрами?

Учитель: 4- препятствие— чаша. Солнце уже садится. Становится темно, а мы подошли к чаще. Объясните значение этого слова.

Учитель: Как оно пишется?

На доске изображение палатки:

Учитель: Обратите внимание, на какую геометрическую фигуру похожа палатка?

Учитель: Найдите среди этих фигур треугольник?

Учитель: Докажите, что такое треугольник?

Учитель: Но вот солнышко закатилось. Мы должны собрать все силы и выполнить задание злой Вувер-кувы, чтобы она отпустила Салику домой.

3.5. Работа по учебнику

Учитель: Решение примеров № 4 стр. 51

Учитель: Появилась девочка у цветка, это наша милая Салика.

Марийский народ умен, хитер, много загадок придумал он.

Думай, шевели мозгами, чтоб похвастаться ответом перед нами.

Решение задач:

1.     6 платков, а 2 из них вышиты узорами.

        Сколько вышить нам осталось, посчитаем скоро мы.

2.     Красиво вышила Татьяна 3 лилии и 2 тюльпана.

        Какие чудные цветы. А сколько их, нам скажешь ты?

3.     Эрвина вышила ковер. Посмотри, какой узор!

        2 большие клеточки, в каждой по 3 веточки.

        Надо ветки посчитать и ответ нам всем назвать.

4. Итог урока

Учитель: Назовите марийских богатырей.

Учитель: Что они помогли нам вспомнить.

Все вы хорошо считали,

Богатырям помогали,

Вувер-куву прогнали долой,

А Салику вернули домой.

Герои вас благодарят

Расслабляться не велят.

5. Завершение урока.

                               

   

       Фрагмент урока математики в 4-м классе.

Тема урока: «Решение задач на нахождение числа по дроби и дроби по числу»

Цели урока: 

1.Учиться решать задачи на нахождение числа по дроби и дроби по числу.

2. Повторить и закрепить сложение, вычитание, умножение и деление

многозначных чисел, решение составных уравнений.

3. Развивать внимание, мышление, воображение, речь, память, интерес

к математике, расширение знаний о родном крае.

Оборудование: числовое табло; цветные таблицы на развитие логического          

                            мышления,таблицы периметра и площади.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1) Сведения о Республике Марий Эл ( запись математического диктанта)

На карте России наша республика занимает небольшую площадь-23000 кв. км,

Протяженность Республики Марий Эл с запада на восток — 275 км.

Протяженность с севера на юг — 150 км.

Общая длина границ — 1200 км.

Протяженность всех рек республики —7500 км.

Население Республики Марий Эл на 1 января 2011 г. —650 000 человек.

                     23000     275     150     1200     7500     650 000

  • Что можно сказать о числах? (Кратны 5)
  • Какое число лишнее? Почему? (275, оно не круглое)
  • По какому принципу можно провести классификацию

(6,5,4, 3-х значные числа)

 2) Высота полета птиц:

  • Лебеди, журавли — 2400 м
  • Кряква — 6300 м
  • Коноплянка - 3000 м
  • Ястребы — 5000 м

2400          6300          3000          500          Найдите 1% от каждого числа.

24              63              30              50            Найдите 1/3 от этих чисел.

8                21              10              25

  • Какие это задачи? (Задачи на нахождение числа по дроби)
  • В классе 24 человека.

Из них: 1/8 - занимается легкой атлетикой (24:8=3 чел.)

1/2 - плаванием (24:2=12 чел.)

1/6 - танцами (24:6=4 чел.)

1/4- музыкой (24:4=6 чел.)

Сколько человек занимается л/а, плаванием, танцами, музыкой?

  • Какие это задачи? (Задачи на нахождение числа по дроби)

III. Постановка задачи

  •   На какие 2 группы можно разделить задачи? (Задачи на нахождение

             числа по дроби и дроби от числа.)

  •    Какова цель нашего урока? (Тренироваться в решении задач данных              

              типов.)

IV. «Открытие» детьми нового значения

       Прочитай задачи на карточках:

1) На территории Марий Эл произрастает 12 сортов злаковых культур. ¼ всех культур составляет рожь. Сколько сортов ржи производится в республике?

2) В городе Йошкар-Оле находится 12 крупных промышленных предприятий. Они составляют ¼ часть всех промышленных предприятий республики. Сколько всего предприятий?

  •   Сравните задачи и скажите, чем они похожи? (Одинаковые данные:

             12 и ¼)

  •    Чем отличаются? ( Содержанием и выбором действий при решении)
  •     Решите задачи 1 и 2. Сделайте вывод.

       Традиционные методики преподавания школьных предметов, математики

в частности, не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики, не учитывает особенностей национальной культуры, самобытности, образа жизни данного региона. Таким

образом, имеется противоречие между реальными потребностями и возможностями детей различных национальностей в образовании и традиционным подходом в обучении математике.

      Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии в школе, в городе, в республике и в мире в целом.

Список литературы:

1. Акцорин В.А. Марийские народные сказки. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984. — 288 с.

2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.         Самара: Дом печати, 1994. — 319 с.

3. Галкин И.С. Кто и почему так назвал. Рассказы о географических названиях марийского края.-Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.—156 с.

4.Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Математика книга 2.  Москва: Первое сентября 2000г. —  255 с.

5. Кудряшов М. Знаешь ли ты родной край? Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат. 1997.

6. Мальцева Е.В. Устный счет на уроках математики. Методические рекомендации для учителей начальных классов. Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива,2004. — 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

использование регионального компонента на уроках математики в начальных и малокомплектных классах

Задачи содержат большой познавательный материал, учат бережному отношению к природе, способствуют развитию анализировать ситуации, находить пути решения....

Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"

Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...

Материал для устного счета с использованием национального компонента на уроках математики в начальной школе.

Современные дети ввиду своей занятости в различных кружках и секциях  плохо знают свой родной край. Эти задачи  помогают формировать навыки устного счета. Помогают расширить знания о флоре и...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.

Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...