Рабочая программа кружка по математике "Познавай-ка" 1-4 класс
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Стародубова Марина Олеговна

Файл содержит рабочую программу кружка по математике для 1-4-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavay-ka_starodubova.doc544.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №950»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ________

от «____» ____________ 20___ года

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №950

_____________ Решетникова М.С..

Приказ № ________

от «____» ____________ 20___ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПОЗНАВАЙ-КА»

Направленность: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 6-11 лет

Срок реализации: 4 года ( 169 часов)

Автор-составитель:

Стародубова Марина Олеговна,

учитель начальных классов

Москва 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Закона РФ «Об образовании»  от  26 декабря 2012 года; программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой  (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. - (Начальная школа XXI века).

 Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых  определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Кружок «Познавай-ка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности  в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации работы целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.                                    

 Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Отличительными особенностями данной программы и не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности. 

Задачи:

  • развитие личности ученика, т. е. появление в личности обучаемого особых свойств или способностей, которые становятся неотъемлемыми качествами личности;
  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • развивать математический образ мышления;
  • повышение уровня математического развития;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  • повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Принципы программы:

Актуальность - создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность - математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность - курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность - содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации - во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Курс ориентационный - он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

           Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

У учителя должны быть чёткие представления о возможностях каждого ученика, о динамике роста его потенциала. С учётом этой динамики нужно предлагать задачи разного уровня сложности, давать возможность ребёнку самому выбрать задачу по силам.

            Принцип активной самостоятельной деятельности. 

При первом знакомстве с новой задачей следует начинать не с демонстрации учащимися образца решения, а подводить их к «открытию» способа решения с помощью специально подобранных подготовительных задач.

            Принцип успешности.

Учителю необходимо замечать, поддерживать даже самые маленькие успехи в решении хитроумных задач, сохранять положительный эмоциональный настрой на каждом занятии.

            Принцип занимательности. 

Занятия должны быть разнообразны по форме и интересны по содержанию. Каждое занятие включает занимательные математические игры.         

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок  «Познавай-ка», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения:

создание на занятиях ситуаций активного поиска,

предоставление возможности сделать собственное «открытие»,

знакомство с оригинальными путями рассуждений,

овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,

приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Познавай-ка» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Место факультатива в учебном плане

Программа рассчитана на 169ч. В 1 классе 33 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Во 2-3 классе занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. В 4 классе занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. 

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – это учащиеся  6-11 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Познавай-ка» 4 года.

Режим занятий -  1 час/ нед. в 1-3 классе, 2часа/нед. в 4 классе.

Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, коллективные творческие дела, конкурсы. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки математические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приёмов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы. 

Планируемые результаты обучения

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень - приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;

2 уровень - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;

3 уровень - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностные

Обучающийся научится:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
  • представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
  • анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
  • различать способы и результат действия;
  • адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
  • анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
  • находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
  • классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
  • отрабатывать вычислительные навыки;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
  • формулировать проблему;
  • строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
  • устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;
  • вести диалог, работая в парах, группах;
  • допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
  • координировать свои действия с действиями партнеров;
  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;
  • совершенствовать математическую речь;
  • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Содержание программы

Учебный (тематический) план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Числа. Арифметические числа. Величины

16

15

22

36

2.

Мир занимательных задач

3

7

7

20

3.

Геометрическая мозаика

14

12

5

12

ИТОГО:

33

34

34

68

ВСЕГО:

169 часов

1-й год обучения

п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

Геометрическая мозаика – 5 часов

Математика - это интересно

1

0,5 ч

0,5 ч

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Проверка выполненной работы.

Путешествие точки

1

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Игры с кубиками

1

Взаимный контроль.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

Числа. Арифметические действия. Величины – 2 часа

Волшебная линейка

1

Праздник числа 10

1

Геометрическая мозаика – 1 час

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины – 1 час

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Геометрическая мозаика – 4 часа

Игры с кубиками

1

Взаимный контроль.

Конструкторы лего

2

Выполнение постройки по собственному замыслу.

Весёлая геометрия

1

Числа. Арифметические действия. Величины – 1 час

Математические игры

1

Геометрическая мозаика – 2 часа

«Спичечный» конструктор

2

0,5ч

1,5ч

Проверка выполненной работы.

Мир занимательных задач – 1 час

Задачи-смекалки

1

0,5ч

0,5ч

Геометрическая мозаика – 1 час

Прятки с фигурами

1

Числа. Арифметические действия. Величины – 6 часов

Математические игры

1

Числовые головоломки

1

Математическая карусель

2

Уголки

1

Игра в магазин. Монеты

1

Геометрическая мозаика – 1 час

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины – 3 часа

Игры с кубиками

1

. Взаимный контроль.

Математическое путешествие

1

Математические игры

1

Мир занимательных задач – 2 часа

Секреты задач

1

Математическая карусель

1

Числа. Арифметические действия. Величины – 3 часа

Числовые головоломки

1

Математические игры

2

Всего

33

3,5

29,5

2-й год обучения

п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

Геометрическая мозаика – 2 часа

«Удивительная снежинка»

0,5ч

0,5ч

Крестики-нолики

Числа. Арифметические действия. Величины – 1 час

Математические игры

Геометрическая мозаика – 1 час

Прятки с фигурами

Мир занимательных задач – 1 час

Секреты задач

0,5ч

0,5ч

Геометрическая мозаика – 3 часа

«Спичечный» конструктор

0,5ч

1,5ч

Проверка выполненной работы.

Геометрический калейдоскоп

Числа. Арифметические действия. Величины – 2 часа

Числовые головоломки

«Шаг в будущее»

Геометрическая мозаика – 4 часа

Геометрия вокруг нас

Путешествие точки

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

«Шаг в будущее»

Тайны окружности

0,5ч

0,5ч

Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Числа. Арифметические действия. Величины – 5 часов

Математическое путешествие

«Новогодний серпантин»

2ч.

Математические игры

«Часы нас будят по утрам…»

0,5ч

0,5ч

Геометрическая мозаика – 1 час

Геометрический калейдоскоп

Взаимный контроль

Мир занимательных задач – 2 часа

Головоломки

Секреты задач

 0,5ч

0,5ч

Числа. Арифметические действия. Величины – 7 часов

«Что скрывает сорока?»

Интеллектуальная разминка

Дважды два - четыре

Взаимный контроль.

В царстве смекалки

Выпуск газеты

Интеллектуальная разминка

Геометрическая мозаика – 1 час

Составь квадрат

0,5ч

0,5ч

Мир занимательных задач – 4 часа

Мир занимательных задач

0,5ч

1,5ч

Математические фокусы

0,5ч

0,5ч

Математическая эстафета

Всего

34

4,5

29,5

3-й год обучения

п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

Мир занимательных задач – 1 час

Интеллектуальная разминка

Числа. Арифметические действия. Величины – 1 час

«Числовой» конструктор

Геометрическая мозаика – 1 час

Геометрия вокруг нас

Мир занимательных задач – 3 часа

Волшебные переливания

0,5ч

0,5ч

В царстве смекалки

Выпуск газеты

Геометрическая мозаика – 3 часа

«Шаг в будущее»

«Спичечный» конструктор

 Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины – 12 часов

Числовые головоломки

Интеллектуальная разминка

Математические фокусы

Математические игры

Секреты чисел

Математическая копилка

Составление сборника числового материала

Математическое путешествие

Взаимный контроль.

Выбери маршру

0.5ч

0.5ч

Числовые головоломки

В царстве смекалки

Выпуск газеты

Мир занимательных задач – 1 час

Мир занимательных задач

0.5ч

0.5ч

Геометрическая мозаика – 1 час

Геометрический калейдоскоп

Мир занимательных задач – 2 часа

Интеллектуальная разминка

Разверни листок

Числа. Арифметические действия. Величины – 9 часов

От секунды до столетия

Числовые головоломки

0.5ч

0.5ч

Конкурс смекалки

Это было в старину

0.5ч

0.5ч

Математические фокусы

0.5ч

0.5ч

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий.

Математический лабиринт

Всего

34

7

27

4-й год обучения

п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

Мир занимательных задач – 2 часа

Интеллектуальная разминка

Числа. Арифметические действия. Величины – 2 часа

Числа-великаны

Тест

Мир занимательных задач – 4 часа

Мир занимательных задач

0,5ч

1,5ч

Кто что увидит?

Числа. Арифметические действия. Величины – 4 часа

Римские цифры

Тест

Числовые головоломки

Мир занимательных задач - 6 часов

Секреты задач

В царстве смекалки

Выпуск газеты

Математический марафон

Геометрическая мозаика – 4 часа

«Спичечный» конструктор

Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины – 6 часов

Выбери маршрут

Составление карты путешествия.

Интеллектуальная разминка

Математические фокусы

Геометрическая мозаика – 6 часов

Занимательное моделирование

Создание объёмных фигур из развёрток

Числа. Арифметические действия. Величины – 14 часов

Математическая копилка

Составление сборника числового материала

Какие слова спрятаны в таблице?

«Математика — наш друг!»

Решай, отгадывай, считай

Презентация

В царстве смекалки

Выпуск газеты

Числовые головоломки

Мир занимательных задач – 4 часа

Мир занимательных задач

Проверочная работа

Презентация

Числа. Арифметические действия. Величины – 6 часов

Математические фокусы

Интеллектуальная разминка

Мир занимательных задач – 4 часа

Блиц-турнир по решению задач

Блиц-турнир

Математическая копилка

Создание сборника числового материала

Геометрическая мозаика – 2 час

Геометрические фигуры вокруг нас

Числа. Арифметические действия. Величины – 2 часа

Математический лабиринт

Математический праздник

Награждение победителей

Всего

68

22,5

45,5

Содержание учебного (тематического) плана

1-й год обучения

№ п/п

Название темы

Содержание занятия

1.

Математика - это интересно

Теория (0,5ч.) Знакомство с программой кружка. Правила поведения на занятиях.

Практика (0,5ч.) Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2.

Танграм: древняя китайская головоломка

Практика (1ч.). Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

3.

Путешествие точки

Практика (1ч.). Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы.

4.

Игры с кубиками

Практика (1ч). Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

Практика (1ч.) Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

6.

Волшебная линейка

Теория (1ч). Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7.

Праздник числа 10

Практика (1ч) Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Практика (1ч). Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

9.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Практика (1ч). Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10.

Игры с кубиками

Практика (1ч). Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).

11.

Конструкторы лего

Теория (1ч). Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

Практика (1ч).  Построение конструкция по заданным схемам-инструкциям.

12.

Конструкторы лего

13.

Весёлая геометрия

Практика (1ч). Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14.

Математические игры

Практика (1ч) Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

15.

«Спичечный» конструктор

Теория (0,5ч) Правила работы со «спичечным конструктором

Практика (0,5ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

Практика (1ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

16.

«Спичечный» конструктор

17.

Задачи-смекалки

Теория (0,5ч) Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Практика (0,5ч) Решение задач с некорректными данными и задач, допускающие несколько способов решения.

18.

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

19.

Математические игры

Практика (1ч) Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

20.

Числовые головоломки

Практика (1ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21.

Математическая карусель

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Практика (1ч)

22.

Математическая карусель

23.

Уголки

Практика (1ч) Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24.

Игра в магазин. Монеты

Практика (1ч) Сложение и вычитание в пределах 20.

25.

Конструирование фигур из деталей танграма

Практика (1ч) Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.

26.

Игры с кубиками

Практика (1ч) Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9

27.

Математическое путешествие

Практика (1ч) Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.  1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11    2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

28.

Математические игры

Практика (1ч) «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29.

Секреты задач

Практика (1ч) Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30.

Математическая карусель

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

31.

Числовые головоломки

Практика (1ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32.

Математические игры

Практика (1ч) Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Практика (1ч) Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

33.

Математические игры

2-й год обучения

№ п/п

Название темы

Содержание занятия

1.

«Удивительная снежинка»

Теория (0,5ч) Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

Практика (0,5ч) Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

2.

Крестики-нолики

Практика (1ч) Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

3.

Математические игры

Практика (1ч) Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

4.

Прятки с фигурами

Практика (1ч) Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5.

Секреты задач

Теория (0,5ч) Задачи в стихах.

Практика (0,5ч) Решение нестандартных и занимательных задач.

6.

«Спичечный» конструктор

Теория (0,5ч) Правила работы со «спичечным конструктором

Практика (0,5ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

Практика (1ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

7.

«Спичечный» конструктор

8.

Геометрический калейдоскоп

Практика (1ч) Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

9.

Числовые головоломки

Практика (1ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10.

«Шаг в будущее»

Практика (1ч) Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11.

Геометрия вокруг нас

Практика (1ч) Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12.

Путешествие точки

Практика (1ч) Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы.

13.

«Шаг в будущее»

Практика (1ч) Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14.

Тайны окружности

Теория (0,5ч) Окружность. Радиус (центр) окружности.

Практика (0,5ч) Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

15.

Математическое путешествие

Практика (1ч) Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37

16.

«Новогодний серпантин»

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

17.

«Новогодний серпантин»

18.

Математические игры

Практика (1ч) Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

19.

«Часы нас будят по утрам…»

Теория (0,5ч) Измерение времени.

Практика (0,5ч) Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

20.

Геометрический калейдоскоп

Практика (1ч) Задания на разрезание и составление фигур.

 

21.

Головоломки

Практика (1ч) Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

22.

Секреты задач

Теория (0,5ч) Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Практика (0,5ч) Решение задач с лишними или недостающими либо некорректными данными, нестандартных задач.

23.

«Что скрывает сорока?»

Практика (1ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

24.

Интеллектуальная разминка

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

25.

Дважды два - четыре

Практика (1ч) Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

26.

Дважды два - четыре

Практика (1ч) Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков.

Практика (1ч) Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

27.

Дважды два - четыре

28.

В царстве смекалки

Практика (1ч) Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29.

Интеллектуальная разминка

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30.

Составь квадрат

Теория (0,5ч) Прямоугольник. Квадрат.

Практика (0,5ч) Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

31.

Мир занимательных задач

Теория (0,5ч) Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи.

Практика (0,5ч) Решение нестандартных задач.

Практика (1ч) Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

32.

Мир занимательных задач

33.

Математические фокусы

Теория (0,5ч) Знакомство с математическими фокусами.

Практика (0,5ч) Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

34.

Математическая эстафета

Практика (1ч) Решение олимпиадных задач

3-ий год обучения

№ п/п

Название темы

Содержание занятия

1.

Интеллектуальная разминка

Практика (1ч) Решение олимпиадных задач.

2.

«Числовой» конструктор

Практика (1ч) Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3.

Геометрия вокруг нас

Практика (1ч) Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4.

Волшебные переливания

Теория (0,5ч) Задачи на переливание.

Практика (0,5ч) Решение задач на переливание

5.

В царстве смекалки

Теория (1ч) Решение нестандартных задач (на «отношения»).

Практика (1ч) Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

6.

В царстве смекалки

7.

«Шаг в будущее»

Практика (1ч) Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

8.

«Спичечный» конструктор

Практика (1ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием

Практика (1ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием

9.

«Спичечный» конструктор

10.

Числовые головоломки

Практика (1ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11.

Интеллектуальная разминка

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

12.

Интеллектуальная разминка

13.

Математические фокусы

Практика (1ч) Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

14.

Математические игры

Практика (1ч) Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

15.

Секреты чисел

Практика (1ч) Числовой палиндром - число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

16.

Математическая копилка

Практика (1ч) Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

17.

Математическое путешествие

Практика (1ч) Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй - прибавляет 180, третий - вычитает 160, а четвёртый - прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670

18.

Выбери маршрут

Теория (0,5ч) Единица длины километр.

Практика (0,5ч) Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

19.

Числовые головоломки

Практика (1ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20.

В царстве смекалки

Теория (1ч) Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Практика (1ч) Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

21.

В царстве смекалки

22.

Мир занимательных задач

Теория (0,5ч) Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

Практика (0,5ч) Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23.

Геометрический калейдоскоп

Практика (1ч) Конструирование многоугольников из за данных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

24.

Интеллектуальная разминка

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

25.

Разверни листок

Практика (1ч) Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26.

От секунды до столетия

Теория (1ч) Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

Практика (1ч) Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

27.

От секунды до столетия

28.

Числовые головоломки

Теория (0,5ч) Числовой кроссворд (какуро) Практика (0,5ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

29.

Конкурс смекалки

Практика (1ч) Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30.

Это было в старину

Теория (0,5ч) Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.

Практика (0,5ч) Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

31.

Математические фокусы

Теория (0,5ч) Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число.

 Практика (0,5ч) Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32.

Энциклопедия математических развлечений

Теория (1ч) Составление сборника занимательных заданий.

 

Практика (1ч) Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

33.

Энциклопедия математических развлечений

34.

Математический лабиринт

Практика (1ч) Итоговое занятие - открытый интеллектуальный марафон.

4-ый год обучения

№ п/п

Название темы

Содержание занятия

1-2.

Интеллектуальная разминка

Теория (1ч) Знакомство с олимпиадами по математике

Практика (1ч) Решение олимпиадных задач

3-4.

Числа-великаны

Теория (1ч) Как велик миллион? Что такое гугол?

Практика (1ч) Действия с миллионами

5-6.

Мир занимательных задач

Теория (0,5ч) Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Практика  (1,5ч) Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

7-8.

Кто что увидит?

Практика (2ч) Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

9-10.

Римские цифры

Теория (1ч) Римские цифры. Занимательные задания с римскими цифрами.

Практика  (1ч) Решение занимательных заданий с римскими цифрами

11-12.

Числовые головоломки

Практика (2ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

13-14.

Секреты задач

Теория (1ч) Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Практика (1ч) Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

15-16.

В царстве смекалки

Теория (1ч) Сбор информации для математической газеты (работа в группах).

Практика (1ч) Выпуск математической газеты (работа в группах).

17-18.

Математический марафон

Практика (2ч) Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

19-20.

«Спичечный» конструктор

Практика (2ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Составление заданий.

Практика (2ч) Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Составление заданий.

21-22.

«Спичечный» конструктор

23-24.

Выбери маршрут

Теория (1ч) Единица длины километр.

Практика (1ч)  Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

25-26.

Интеллектуальная разминка

Практика (2ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

27-28.

Математические фокусы

Теория (1ч) «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Практика (1ч) «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

29-30.

Занимательное моделирование

Теория (1ч) Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела».

Практика (1ч) Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, куб, конус (по выбору учащихся).

Практика (2ч) Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток:  призма шестиугольная, призма треугольная,  четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед (по выбору учащихся).

Практика (2ч) Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

31-32.

Занимательное моделирование

33-34.

Занимательное моделирование

35-36.

Математическая копилка

Теория (1ч) Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Практика (1ч) Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

37-38.

Какие слова спрятаны в таблице?

Теория (1ч) Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.

Практика (1ч) Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.

39-40.

«Математика — наш друг!»

Теория (1ч) Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Практика (1ч) Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

41-42.

Решай, отгадывай, считай

Теория (1ч) Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

Практика (1ч) Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки

43-44.

В царстве смекалки

Теория (2ч) Сбор информации для  математической газеты (работа в группах).

Практика  (2ч) Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

45-46.

В царстве смекалки

47-48.

Числовые головоломки

Практика (2ч) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

49-50.

Мир занимательных задач

Теория (1ч) Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Практика  (1ч) Решение задач со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы.

Теория (1ч) Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Практика (1ч) Решение задач с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

51-52.

Мир занимательных задач

53-54.

Математические фокусы

Теория (1ч) Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Практика (1ч) Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

55-56.

Интеллектуальная разминка

Теория (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Практика (1ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Практика (2ч) Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

57-58.

Интеллектуальная разминка

59-60.

Блиц-турнир по решению задач

Теория (1ч) Нестандартные задачи.

Практика (1ч)  Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

61-62.

Математическая копилка

Теория (1ч) Математика в спорте.

Практика (1ч) Создание сборника числового материала для составления задач.

63-64.

Геометрические фигуры вокруг нас

Практика (2ч) Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

65-67.

Математический лабиринт

Теория (1ч) Интеллектуальный марафон.

Практика (1ч) Интеллектуальный марафон

68-69.

Математический праздник

Теория (1ч) Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах.

Практика (1ч) Игра «Задумай число».

Формы аттестации и оценочные материалы

                     Эффективность работы программы оценивается следующими показателями:

            1. Опросами знаний теории (еженедельно).

            2. Тестированием, проводимым по завершении изучения темы.

            3.  Успехами и достижениями учащихся.

4.  Оформлением математических газет;

5. Участием в математических олимпиадах,

6. Созданием презентаций учащимися.

Организационно-педагогические условия реализации программы

- материально-технические условия: 

учебный класс, оснащенный мультимедийным проектором;

ноутбук с выходом в Интернет;

-учебно-методическое и информационное обеспечение:

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2013
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2015
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Гороховская Г.Г. «Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников» // Начальная школа. - 2009. - № 7.
  6. Гурин Ю.В., Жакова О.В. «Большая книга игр и развлечений». - СПб. : Кристалл; М.: ОНИКС, 2010.
  7. Зубков Л.Б. «Игры с числами и словами». - СПб.: Кристалл, 2011.
  8. «Игры со спичками: Задачи и развлечения» / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск: Фирма «Вуал», 1993.
  9. Лавлинскова Е.Ю. «Методика работы с задачами повышенной трудности». - М., 2016.
  10. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012
  11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2014
  12. Сухин И.Г. «800 новых логических и математических головоломок». – СПб.: Союз, 2011.
  13. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014
  14. Сухин И.Г.  «Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей». - М.: АСТ, 2006.
  15. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
  16. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2005
  17. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2014
  18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

        

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
  2. http://konkurs-kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
  3. http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  4. http://www.develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.
  5. http://puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
  6. Электронное учебное пособие «Математика и конструирование»
  7. http://www.uchi.ru  - интерактивная математическая платформа Учи.ру,
  8. https://iqsha.ru/  - интерактивные задания онлайн-сервиса Айкьюша;
  9. www.matific.ru - обучающее приложение по математике Matific;
  10. http://www.yaklass.ru/ - задания электронного образовательного ресурса «ЯКласс»;
  11. http://www.mat-reshka.com/ - Мат-Решка. Математический он-лайн тренажёр 1-4кл.

Приложение

Содержание темы

Универсальные учебные действия

Формы организации обучения –

математические игры

Числа. Арифметические действия. Величины –  89 час

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда и  использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками.  Игры:  «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,  конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач – 37 часов

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика –  43 часов

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей;

- составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать  построенную конструкцию с образцом.

Работа с конструкторами: моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат».  «Спичечный» конструктор; конструкторы лего;  набор «Геометрические тела»; конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс

Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" для начальных классов

Занятия детей в кружке продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Важно заинтересовать ребёнка занятием после уроков, чтобы школа стала для него втор...

рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс

Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...

Рабочая программа кружка «Полезные привычки» для 3 класса

Рабочая  программа кружка составлена на основе:авторской программы. Авторы:  Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С., Романова О. Л. «Полезные привычки», Москва, 2000 г....