Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
статья по математике (4 класс)

Кожевникова Ольга Эдуардовна

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по математике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

Задержки психического и речевого развития не принято относить к наиболее тяжёлым формам отклонений у детей – скорее это некий промежуточный этап между нормой и дисфункцией. Однако важным моментом является то, что дети с ограниченными возможностями здоровья так же, как и их более благополучные сверстники, нуждаются в гармоничной подготовке ко взрослой жизни, социальной адаптации, развитии интеллектуальных и креативных способностей. А в работе с ними необходимы особые методы. [1]

Математика является одним из базовых предметов общего образования. Обучение этому предмету включает в себя развитие аналитического мышления и способности к логическому и знаково-символическому мышлению, умение рассуждать аргументированно и обосновывать свои доводы различными подсчётами, возможность рационального поиска информации, пространственное воображение и овладение специфическим математическим языком.

Естественно, полученные знания по математике, как и по любому другому предмету, нуждаются в систематической проверке. Это является нормой в школах и классах для детей, психическое и речевое развитие которых находится в установленных рамках нормы. Тем не менее, такие проверки предусмотрены и для детей с ЗПР (задержки психического развития). Но как должна проходить подготовка учащихся с подобными особенностями к всероссийской проверочной работе по математике? Какие существуют методы работы в данном случае?

С одной стороны, подготовка детей с ЗПР должна соответствовать основным линиям обучения данной возрастной категории. Однако важным моментом является и работа с расчётом индивидуальных особенностей, потому что задержка психического и речевого развития не является неким общим «диагнозом», и к каждому ребёнку нужен свой подход. Но для начала стоит перечислить несколько общих методов, которые могут применяться в классах коррекции, в том числе при подготовке к всероссийской проверочной работе по математике.

  • Проработка конкретных видов задач, которые с большей вероятности встречаются в ходе проверочной работе;
  • Часто у детей с ЗПР наблюдается недостаточная устойчивость внимания и способность к концентрации. Поэтому полезны будут все виды упражнений, направленные на всестороннюю стимуляцию внимательности;
  • Учащиеся с ЗПР часто не могут усвоить и применить полученные знания и навыки с первого раза, поэтому необходимо давать им большее количество проб. Например, стоит дать им возможность решать подобные друг другу задачи заданным способом и в привычных условиях столько раз, сколько потребуется;
  • Также интеллектуальные особенности этих детей проявляются так, что они зачастую неспособны к выполнению сложно поставленных задач. Человек, работающий с детьми с ЗПР может разбивать каждую текущую задачу на несколько простых составляющих. Например, задание «Реши задачу» можно сформулировать следующим образом: «Прочитай условие. Что требуется рассчитать в ходе этой задачи? Что уже известно? Как эти данные могут помочь узнать правильный ответ? Распредели задачу по действиям».
  • Дети с ЗПР страдают от избыточной истощаемости. Она может проявляться как в утомляемости, так и в крайнем возбуждении. Поэтому не стоит настаивать на продолжении выполнения задания, если видите симптомы усталости у ребёнка. Однако стоит быть внимательным и избегать манипуляций: утомлённость может быть ложной;
  • Сочетание классических подходов к обучению с креативными методами. Чередование методов подачи информации: коммуникативный, игровой, индивидуальная работа, работа учеников в парах, триадах, квадрах и других группах;
  • Наличие структурированной системы оценивания успехов учащихся (безошибочное выполнение задания – 5; 4/5 работы выполнено безошибочно – 4; 2/3 правильно – 3; 1/2 – 2). Также не стоит излишне акцентировать внимание на провалах ребёнка, однако необходимо тщательно рассмотреть ошибки и дать подробную обратную связь;
  • Проявление интереса к личности и успехам ребёнка с ЗПР ценится ими даже больше, чем обычными детьми. Поэтому не стоит скупиться на похвалу и повышение чувства собственной значимости у учащихся с подобными особенностями развития. Позитивное восприятие себя и других помогает им лучше усваивать знания. [2,3,4,5,6].

Основными принципами обучения математики детей с ЗПР являются гармоничное совмещение воспитания и обучения предмету, подача знаний и усовершенствование познавательных функций учащихся, возможность последующего практического применения знаний в жизни, развитие необходимых для этого знаний и умений. Коррекционная работа предусматривает следующие направления:

  1. Освоение основополагающих мыслительных процессов и операций;
  2. Формирование у учеников абстрактных математических понятий;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Развитие зрительного узнавания символов, их лёгкого восприятия;
  5. Создание способностей к пространственному мышлению, ориентированию в пространстве;
  6. Обогащение словарного запаса и развитие речевых функций;
  7. Устранение индивидуальной нехватки знаний, навыков и умений;
  8. Работа с нарушениями эмоционально-личностной сферы. [7]

Важно учитывать, что правильные условия способствуют созданию положительной динамики в воспитании и обучении детей с ЗПР, однако их низкая способность к обучению всё же сохраняется на протяжение всей жизни. И всё же наличие базовых комплексных знаний помогает им занять своё место в социуме и стать его полноценной частью.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
  2. Бабкина Н.В. Советы психолога учителям коррекционных классов общеобразовательных школ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 6.
  3. Зарубина А.В., Инденбаум Е.Л. и др. Практическая реализация моделей интеграции в условиях общеобразовательной школы районного центра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 4.
  4. Концепция психологической службы образования. Сост.: Морозова Н.В. Кривцова С.В., Иванов Д.А., Левит М.В. М.: Школьная Пресса, 1999.
  5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2003.
  6. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса, 2005.
  7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. [Текст] - М.: Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...

"Социально- трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства."

Воспитатель ГПД:Омельчук Людмила АнатольевнаСоциально – трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.Социально – трудовая подготовка п...

Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития

Развитие речевого слуха  у детей с задержкой психического развития...

Пояснительная записка по математике для детей с задержкой психического развития (4 класс)

Рабочая программа  по математике для детей с задержкой психического развития. 4 класс. УМК "Школа России"...

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....