Конспект урока по математике 2 класс "Кратное сравнение"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Селезнева Айгуль Максутовна

Тема   Кратное сравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratnoe_sravnenie_2_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Кратное сравнение».

Основные цели:

1) формировать умение решать задачи на кратное сравнение;

2) тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:  включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  • Сегодняшний урок будет посвящён решению задач.
  • Надо ли нам уметь решать задачи? Кто из вас боится трудностей? А затруднений? Стоит ли их бояться? Как мы с ними справляемся?
  • Что дает нам затруднение? (новое знание)
  • Как же вы узнаете новое знание? (Мы понимаем, что мы еще не знаем, а затем стараемся сами «открыть» новое знание.)
  • А чтобы вы были ещё увереннее, сообщаю, что задачи сегодня будут… о птицах! Желаю и вам быть такими же уверенными в мире математике, как эти прекрасные создания в небе! В путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать умение учащихся решать задачи на разностное сравнение, тренировать вычислительный навык;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию.

- С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

  • Что нужно хорошо уметь делать, чтобы правильно решать задачи? (Нужно уметь хорошо считать.)
  • Сорока—лесная сплетница прилетела принесла задания для разминки.

  1. Тренинг вычислительных навыков.

- Восстановите цепочку вычислений. (слайд)

Задание из конверта.

3

20

6

5

44

36

21

16

22

13

54

10

9

42

24

7

18

Б

У

М

О

Х

Е

Л

З

К

Ь

Н

Р

Ш

Ь

Ш

Е

Е

-- Задание для первого варианта: обведите в этой таблице только нечётные числа.

-- Задание для второго варианта: обведите числа, кратные 6.

--  Какое слово получилось у первого варианта? (Больше.)

--  А у второго варианта? (Меньше.)

  1. Решение задач на разностное сравнение.

-- Повторим решение задач с данными словами.

Учитель читает условие задачи, учащиеся записывают решение в тетради. Проверка организуется после решения каждой задачи.

  • Птичка лесной конёк после своего пробуждения спела 30 мелодий, лесная синица 22. На сколько песен больше спела птичка лесной конёк?
  • Размах крыльев деревенской ласточки составляет 34 см, а береговой ласточки—25 см. На сколько см меньше размах крыльев береговой ласточки, чем деревенской?

-- Какой способ вы использовали, решая задачи, в которых спрашивается, на сколько больше или меньше? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число.)

Учитель открывает на доске эталон.

  • Что это за вид задач? (Это задачи на сравнение.)

4) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили решение задач на сравнение, потренировались в вычислениях.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

На острове Сахалин в России обитают интересные птицы, зимующие в Японии. Утка мандаринка откладывает в своём гнезде 12 яиц, а сокол-сапсан 3 яйца. Во сколько раз больше яиц может отложить утка-мандаринка, чем сокол-сапсан?

- Сколько у вас получилось? (разные ответы)

-Почему получились разные ответы? (мы не решали такие задачи)

-Что нового вы увидели в этой задаче? (новые слова в вопросе)

  • Когда используется знак минус? (Когда узнаем, на сколько больше или меньше.)
  • Для тех, кто решил, вопрос: назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали (эталона нет).

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить во сколько раз больше яиц у утки-мандаринки, чем у сокола-сапсана.)
  • Чем эта задача отличается от предыдущих задач? (В предыдущих задачах требовалось найти, на сколько больше или меньше, а в этой задаче требуется узнать во сколько раз выше.)
  • В чем затруднение? (В выборе действия для ответа на вопрос задачи.)
  • Почему возникло затруднение? (У нас нет способа решения задач, в которых нужно узнать во сколько раз больше или меньше.)
  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока, построить план и определить средства достижения цели.

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить способ решения задач, в которых нужно узнать, во сколько раз больше или меньше.)
  • Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называется кратным сравнением. Сформулируйте тему урока. (Задачи на кратное сравнение.)

Учитель записывает или открывает тему на доске.

  • Что вам всегда помогало решать задачи? (Схема, рисунок, предметы, …)
  • Я предлагаю воспользоваться геометрическими фигурами – кружками, которые будут заменять яйца птиц.
  1. Реализация построенного проекта.

Цель:  реализовать построенный проект.

  • Я предлагаю вам выполнить план в группах. Напомните правила работы в группах.
  • Положите перед собой 12 кружков.
  • Сколько раз по 3 кружка в них содержится? (4 раза.)
  • Покажите это на своих фигурах.

Дети раздвигают 12 кружков по 3 в каждой группе.

  • Сколько получилось групп? (4 группы.)
  • Так во сколько же раз 12 больше 3? (В 4 раза.)
  • А во сколько раз 3 меньше 12? (Тоже в 4 раза.)
  • Как это узнать с помощью вычислений? (Надо 12 разделить на 3.)
  • Почему? (Мы должны узнать, сколько раз по 3 содержится в 12.)
  • Какой последний шаг осталось выполнить? (Построить способ.)
  • Как же узнать, во сколько больше или меньше одно число, чем другое? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее число.)
  • Как определить, что вы правильно сделали вывод? (Посмотреть в учебнике.)
  • Откройте учебники на странице 43. Прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух.

  • Сделайте вывод. (Мы правильно сделали вывод.)
  • Какой опорный сигнал можно составить? (По аналогии с тем, что мы построили для решения на разностное сравнение.)

  • Что вы измените? (Вместо предлога на, нужно записать предлог «во», вместо знака минус поставить знак деления.)

Учитель вывешивает на доску эталон.

  • Вы достигли поставленной цели? (Да.)
  • Ответьте на вопрос задачи из пробного действия. (Утка-мандаринка откладывает в 4 раза больше яиц, чем сокол-сапсан).
  • Какие задачи вы теперь можете решать? (Задачи на кратное сравнение.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи правило кратного сравнения.

  1. Задачи из конверта.

Прочтите первую задачу о птицах Африки. Составьте выражение к этой задаче. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

  1. Пеликан высиживает птенцов n недель, а страус d недель. Во сколько раз дольше высиживает птенцов страус, чем пеликан?
  2. Длина ног фламинго a см, а ног птицы-носорога b см. На сколько см ноги фламинго длиннее ног птицы-носорога?
  3. Фотограф сделал x черно-белых снимков птиц и z цветных. Во сколько раз чёрно-белых снимков меньше, чем цветных?

2) Работа в парах.

 2, стр. 44

  • Найдите  2 на странице 44.
  • Выполните это задание в парах. Задание под буквой а комментирует I вариант, под буквой б  II вариант.

Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-6.

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять правило кратного сравнения.

--Решите самостоятельно задачу.

        В начале лета кукушка подкинула в гнёзда других птиц 9 яиц, а в конце лета 3. Во сколько раз больше яиц кукушка подкинула в начале лета, чем в конце? На сколько яиц меньше она подкинула в конце лета, чем в начале?

(Проверка на слайде)

  • Кто из вас испытал затруднение?
  • В каком месте? (...)
  • Почему возникло затруднение?
  • Исправьте ошибку.
  • Кто не ошибся?
  • Что вы можете сказать? (У нас нет затруднения при решении задач на кратное сравнение.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:    тренировать умение решать уравнения.

  • Сегодня я предлагаю повторить решение уравнений.

 10, стр. 45

  • Найдите  10 на странице 45.
  • Выберите любое уравнение и решите его с проверкой.

Учащиеся самостоятельно решают уравнение по выбору в рабочих тетрадях. Проверка организуется по образцу Д-8.

  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Где вы можете поработать над ошибками? (Дома.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

  • Какую цель урока вы ставили перед собой? (Узнать способ решения задач на кратное сравнение.)
  • Достигли ли вы цели? Докажите.
  • Кому удалось сегодня учиться? Докажите.
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Масса как новый признак сравнения объектов"

Данный конспект урока говорит о том как лучше познакомить учащихся с Массой как новым признаком сравнения объектов, поможет лучше усвоить новый материал....

Конспект урока по математике "Круг и квадрат. Сравнение шара и куба"

Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умеренной умственной отсталостью...

Конспект урока по математике ТЕМА: Сравнение предметов: толстый – тонкий.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей с опорой на имеющийся опыт. На уроке были гости: герои мультиков Винни Пух и Пятачок. Были использованы пальчиковая гимнастика, динамические ...

Конспект урока по математике 1 класс "Сравнение чисел. Результат сравнения"

Сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по сравнению  чисел....

Конспект урока по математике "Разностное сравнение чисел", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять разностное сравнение чисел;знакомство с понятием «разностное сравнение чисел».Планируемые  результатыПредметные: иметь пр...

Конспект урока по математике «Кратное сравнение чисел и величин», 3 класс, А.Л.Чекин. М.: Академкнига/ учебник, презентация.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Кратное сравнение чисел и величин»Цель деятельности учителя: формирование умения сравнивать числа и величины кратно; совершенствование вычислительных нав...

Конспект урока по математике. Тема: "Сравнение трехзначных чисел" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование навыка сравнения трехзначных чисел; усвоение способов сравнения трехзначных чисел.Планируемые результатыПредметные:- знать три способа сравнения трехз...