Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Боева Елена Юрьевна

Урок математики в 1 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по математике.

Учитель: Боева Е.Ю.

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать  развитию вычислительных навыков. Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умению выполнять устно и письменно арифметические действия. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:  

  • регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану;

учиться принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль; слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога, организация работы в парах

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

  • проектор, компьютер;
  • презентация;
  • учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
  • карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”,
  • опорные схемы;
  •  у учеников – разрезные цифры;
  • сигнальные карточки;
  • карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые  универсальные   учебные действия (УУД)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Нас ждёт сегодня открытие нового знания,

Понадобятся ваши терпение и старание.  (Слайд 1)

- В гости к нам на урок пришли буквы. Назовите их. (А, С, И, Л)

- Составьте слово из данных букв.

Что получилось? (Сила)

- Назовите те качества, из которых состоит ваша учебная сила? (Внимание, доброта, трудолюбие, дружба и т.д.)

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».  - Желаю вам удачи!

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- С чего обычно начинаем урок математики?

2.1. Каллиграфическая минутка. 

- Написание какой цифры сегодня повторим, вы узнаете, договорив стихотворение:

Это знать вам нужно всем:

Дней в неделе ровно … (7)

- Откройте свои рабочие тетради.

- Цифру 7 начинаем писать немного ниже середины верхней линии, ведем в правый верхний угол, а потом прямую линию на середину нижней строки. Посередине проводим горизонтальную черту.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.   С. Маршак

- Посмотрите на образец и правильно напишите цифру. (Самостоятельная работа)

- А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать).

2.2. Устный счет

- Ребята, сегодня у нас в гостях наш старый знакомый - Квадрик. Но он пришёл не один. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик (ребята читают «про себя», один ученик вслух)- знакомство с героем урока Мишуткой.

«Привет, ребята!

Это мой новый друг – Мишутка.

Я привёл его к вам на урок,

чтобы он убедился,

что математика очень интересная

и нужная наука».

- Почему же Мишутку нужно убеждать в важности изучения математики? Давайте послушаем, что он нам скажет (послушать звук, нажав на Мишутку)

- Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы вы ответили Мишутке? (работа в паре)

Учитель выслушивает ответы ребят.

- Ребята, давайте покажем сегодня Мишутке, что математика очень увлекательная и интересная наука.

- Вы помните, чем мы занимались на прошлом уроке?

Ученики: - Учились решать задачи

Учитель:

- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.

- Прочитайте просьбу Квадрика.

Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом.

- Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано?

Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку:

«Мишутка, оставляю тебе 10 рублей. Сходи, пожалуйста, в магазин и купи баночку мёда. На сдачу можешь купить себе конфеты. Мама»

- Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь?

Слайд 4.

- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки.

- Сколько стоит баночка мёда?(7р. и 8 р.)

- Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.)

- Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую)

- Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка?

Ребёнок выходит к  доске и записывает выражение мелом.

Класс реагирует сигнальными карточками.

10-7=3    10-8=2

- Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты)

- Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.)

- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка.

Варианты ответов ребят:

- Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2 р. и за 1 р., потому что 2+1=3.

Записывает на доске: 2+1 =3

- Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3

Записывает на доске.

- Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2

Записывает на доске.

Класс реагирует сигнальными карточками.

Записи на доске:

10-7=3         10-8=2  

 2+1=3         1+1=2

1+1+1=3    

Учитель:

- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама.

Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке. 

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; использовать запись в цифровой форме хода решения задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.  

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

3. Постановка учебной проблемы

- Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы.

4+2=6            3+1=4               5+2=7

3-1=2             5-3=2                6-1=5  

Ученик отвечает. Класс реагирует сигнальными карточками.

- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.

(Первое слагаемое - 2, второе слагаемое - 1, значение суммы равно 3). Ребята читают все выражения.

- А теперь прочитайте выражения на вычитание, используя названия чисел при вычитании.

- Почему не получилось? (Выявить причину затруднения)

- Значит чего мы ещё не знаем? 

- А хотите узнать, как называются числа при вычитании?

- На какой вопрос нам  предстоит ответить?

- Сегодня на уроке мы это узнаем.

- Это будет урок повторения или открытия новых знаний?

- А для чего нам нужны эти знания?

- А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения.  

Поэтому, какие  цели  нашего урока? (Запомнить названия чисел при вычитании; научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание.)

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.  

Коммуникативные: строить монологическое высказывание.

4. Поиск решения учебной проблемы

4.1. Фронтальная работа у доски

Слайд 5.

Учитель:

- Ребята, что мы видим на картинке?

Ученики:

- Три зайчика гуляют на полянке.

Учитель прячет правого зайчика за траву (щелчок по зайчику).

- Что произошло? (один зайчик спрятался)

- Сколько зайчиков осталось? (два)

-  Количество зайчиков увеличилось или уменьшилось?

- Какое выражение можно составить к этой картинке?(3-1=2)

- Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение).

- Почему мы выбрали знак минус? (один зайчик спрятался, стало меньше)

- А число 3 увеличилось или уменьшилось?

- Прочитайте это выражение, используя слова «уменьшили на» (три уменьшили на 1, получили 2).

- Давайте запишем это выражение в тетрадь.

Учитель комментирует и пишет на обычной доске.

- Какое число мы уменьшали? (три)

- Если оно уменьшается, как его можно назвать?

- У вас на партах лежат карточки с названиями чисел. - Только какое название относится к  числу 3? (Проблемная ситуация)

- Поработайте в паре друг с другом. Выберите подходящее название для первого числа.  Не торопитесь, думайте, советуйтесь.

- Если выбрали, положите его отдельно слева.

-  Как вы думаете, как называется первое число? (версии ребят)

- Это число называется УМЕНЬШАЕМОЕ. Обозначим его буквой У (подписываем снизу).

 - Ставим знак минус.        

- Какое число мы вычитали? (1)

- Как можно назвать это число? (версии ребят)

- Подумайте сообща, договоритесь и выберите.

- Если сделали выбор, положите справа.

- Оно называется ВЫЧИТАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой В.

- Ставим знак равно.

- Вы помните, как называется результат выражения? (значение)

- Какое число  осталось без названия? (2)

- Как бы вы ее назвали? Положите справа следующую карточку

- При вычитании результат выражения  называется ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ. Обозначим его буквой Р.

- Выражение 3-1 – это РАЗНОСТЬ ЧИСЕЛ.

Запись на доске:

    Р

3 – 1 = 2

У   В    Р

-  Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании.

(щелчок по облачку справа, настроена  анимация появления текста). (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

- Ну, вот вы, работая в паре, сделали свои предположения. Все числа вычитания получили имена. Как узнать, правильно, или нет мы решили? (Проверить в учебнике). Доска закрывается.

4.2. Работа с учебником (проверка предположений учащихся).

- Ребята, откройте учебник на стр. 29.

- Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите? (три птички сидят на ветке, а две улетели)

- Подходит ли схема из кружков к этой картинке? (Да.)

- Почему? (Было 5 птичек, нарисовали 5 кружков.  Две улетели,  зачеркнули 2 кружка)

- Какое выражение можно составить к этой картинке?        5-2=3

- Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от картинки.

- Прочитайте это выражение, используя названия чисел при вычитании.

- Почему первое число называется уменьшаемое?

- Почему второе число называется вычитаемое?

- Ребята, как называется результат вычитания? (значение разности, так как 5-2 – это выражение, а 3 – это его значение)

- Выражение 5-2 мы тоже можем называть разностью.

- Прочитайте пример прочтения нашей записи под картинкой (разность чисел 5 и 2 равна 3)

- Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами (один ученик у доски).

Проверка сигнальными карточками.

5 – 2 = 3

У  В    Р

На доску вывешивается схема.

Проблема разрешена. - Сейчас мы с вами сделали новое открытие.

- Теперь вы знаете 2 способа чтения выражения при вычитании. (второй способ на экране)

Физкультминутка

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе модели; осуществлять запись выборочной информации.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.  

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Первичное закрепление.

5.1.Работа в группах.

- А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями

- Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)

- Решение запишите на магнитном экране. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

Примерное  объяснение.

Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.

Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. 

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково-символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме.

Регулятивные:  

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

 

- Ребята, откройте конвертики Квадрика и найдите задание на карточках.

- Возьмите карточку с номером своего варианта.

- Прочитайте внимательно задание.

- Есть ли вопросы?

- Выполните его в тетрадях самостоятельно.

Работайте самостоятельно, вдумчиво, не отвлекаясь.

Вариант 1

Запиши выражения и вычисли их  значения.

  1. Уменьшаемое  7,  вычитаемое 3.  Найди значение разности. (7-3=4)

2.Чему равна разность чисел 10 и 4?

(10-4=6)

Вариант 2

Запиши выражения и вычисли их  значения.

  1. Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Найди значение разности. (8-4=4)

  1. Чему равна разность чисел 9 и 3? (9-3=6)

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы).

- Исправьте ошибки, если это необходимо.

- Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок.

- Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку.

- В чём были трудности при выполнении этого задания? 

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии.

Регулятивные:

планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

 

Коммуникативные:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

7.  Закрепление изученного материала.

7.1.  Упражнение в чтении выражений с использование терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» - Игра «Собираем мёд для Мишутки».

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю поиграть в игру «Собираем мёд для Мишутки».

Учитель включает презентацию.

Слайд 6.

- Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки.

- Какую букву вы видите на крыше улья? (У)

- Что мы обозначали сегодня буквой У?(уменьшаемое)

- Нам нужно выбрать те выражения, где пропущено уменьшаемое.

- Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы догадались?(воспользовались знанием состава числа)

Ребята объясняют  выбор выражения (триггер открывает слово «Подумай!», если выражение выбрано неверно и слово «Верно!» с пчёлкой, если выражение выбрано верно).

Выбранные выражения записывают в тетрадь.

Аналогичная работа проводится по слайдам 7-8.

- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание?

(знание названий чисел при вычитании, знание состава чисел)

7.2. Решение задач.

А) №2 – фронтальная работа у доски

- Какой знак поможет решить задачу? 

- Запишем решение на доске. 6-4 =2 (яб.)

- Как называются  числа 6, 4, 2?

- Как называется выражение 6 – 4?

Б) № 3- самостоятельное решение с последующей проверкой

- Решите задачу самостоятельно.

- Прочитаете решение, используя названия чисел

 

Познавательные:

осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Регулятивные:  

принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра.

8. Подведение итогов урока.

Слайд 9.

- Какие цели ставили в начале урока?

- Достигли целей?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

                                         УЗНАЛ

                   Я                   ЗАПОМНИЛ

                                         СМОГ

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(названия чисел при вычитании)

- Что повторили? (названия чисел при сложении, решение задач, состав чисел до 10, решение выражений на сложение и вычитание)

- Чему научились на уроке? (правильно называть числа при вычитании, читать выражения на вычитание разными способами)

9. Рефлексия деятельности

Слайд 10.

- Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки.

Учитель включает звук, щёлкая по Мишутке.

- В конвертиках есть изображения пчёлок. Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзную пчёлку.

Ребята выходят к доске и прикрепляют пчёлку с помощью магнита.

Учитель:

- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме.

- Спасибо за урок!

Личностные:

формирование способности к оценке своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательной мотивации.

Регулятивные:  

самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"

Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты:– Ли...

Презентация к уроку математики. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7891130","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема урока - "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"....

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. Урок математики 1 класс.

Технологическая карта и презентация урока математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей." Урок - открытие новых знаний....

Презентация к уроку математики 2 класс УМК "Школа России" по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

Презентация к уроку математики 2 класс УМК "Школа России" по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"...

УРОК МАТЕМАТИКИ 1 класс ТЕМА УРОКА : «УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ»

АннотацияУчитель начальных классов:  Букаева Роза КакдыргалиевнаНаправление:  начальная школа                           ...