«Логические пятиминутки, как средство формирование учебно-логических умений младших школьников».
методическая разработка по математике
Формирование учебно-логических умений младших школьников – важная часть целостной внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе организации работы по данному направлению могут стать "логические пятиминутки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логические пятиминутки, как средство формирование учебно-логических умений младших школьников».
Челюканова Л.М. учитель начальных классов МОУ СОШ №11 г. Орехово-Зуево
Формирование учебно-логических умений младших школьников – важная часть целостной внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе организации работы по данному направлению могут стать "логические пятиминутки".
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – стандарт) провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию"
Разработчики стандарта признают: "Близкими по значению понятию "универсальные учебные действия" являются понятия "общеучебные умения", "общепознавательные действия", "общие способы деятельности", "надпредметные действия". Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным"
В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные (включая общеучебные, логические, постановку и решение проблем), коммуникативные действия.
Классификация общеучебных умений школьников разработанная Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым, конкретизирует рамочную по своей сути программу универсальных учебных действий и объединяет общеучебные умения в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения. В данной статье мы подробнее остановимся на развитии учебно-логических умений обучающихся.
Под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач.
В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений:
- изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную разработку целостного учебно-методического комплекса;
- усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов;
- гармоничное сочетание первого и второго подходов.
Очевидно, что наиболее перспективным является третий подход. В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся 1- 4-х классов в рамках данного подхода мы выбрали ежедневное проведение "логических пятиминуток". Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что "пятиминутки" не требуют разработки и утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.
На наш взгляд, "логические пятиминутки" как малая форма организации процесса обучения позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с младшими школьниками, не меняя учебный план, не увеличивая нагрузку на детей.
Виды "логических пятиминуток" по назначению:
- "стартовые" – объясняют обучающимся, что, зачем и как будет изучаться;
- "вводные" – открывают освоение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т. д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- "инструктивные" – представляют обучающимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения;
- "тренинговые" – последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логические умения в соответствии с программой общеучебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство "логических пятиминуток";
- "мониторинговые" – направлены в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений. Роль этих "пятиминуток" могут выполнить "тренинговые пятиминутки", когда учитель убеждается, что со всеми заданиями дети успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений;
- "финишные" – побуждают детей к осмыслению проделанной работы.
Особенности формирования логического мышления младших школьников
В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, принято условно выделять три основных вида мышления, которые тесно связаны между собой:
- наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление – это процесс решения задач, в котором преобладают практические действия с реальными материальными предметами (например, приготовление кулинарного блюда, ремонт автомобиля). Психологи считают, что данный вид мышления формируется у человека в период с рождения до 4 лет, а развивается всю последующую жизнь;
- наглядно-образное мышление – это решение задач, в котором на первый план выступают действия с образами (например, создание модели свадебного платья, разработка архитектурного проекта, написание стихотворения). По мнению психологов, данный вид мышления развивается на протяжении всей жизни, а зарождается в период с 2 до 7 лет;
- логическое (словесно-логическое, абстрактно-логическое, понятийное) мышление – это решение задач, которое сначала и до конца осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях (например, решение физической задачи, доказательство теоремы). Данный вид мышления еще называют "взрослым", он формируется с 5 до 10 лет, а в дальнейшем человек неустанно его совершенствует.
Формирование сравнительно нового для учащихся начальной школы вида мышления – логического – должно осуществляться с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которое в основном уже сформировано к 10–11 годам жизни ребенка.
Мыслительная деятельность школьников в границах "пятиминуток" должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. При этом учителю необходимо стремиться предлагать учащимся материал для наблюдения и групповых обсуждений, а не давать готовую текстовую информацию.
Умения младших школьников, развиваемые "логическими пятиминутками"
"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
Таким образом, в качестве предмета "логических пятиминуток" выступает группа учебно-логических умений:
- анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение и классификация;
- определение понятий;
- доказательство и опровержение.
Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез – способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Для того чтобы изучить строение самолета, надо сначала подробно ознакомиться с каждой его частью в отдельности. Но для полного и глубокого понимания значения и роли каждой части машины одного анализа мало. Самолет – это механизм, в котором части действуют как одно целое. Это требует изучения составных частей самолета во взаимодействии. Следовательно, необходимо восстановить посредством синтеза расчлененное анализом целое.
Сравнение – способ познания посредством установления сходства и/или различия признаков объектов. При сравнении изучаемые объекты познаются гораздо более полно, чем при изолированном рассмотрении во время анализа и синтеза. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал.
Содержание "логических пятиминуток" должно включать не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.
Классификация – распределение объектов по существенному признаку, в результате чего каждый объект попадает в точно определенный класс, подкласс, группу.
Обобщение – способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки. В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществление другого способа познания – определения понятий.
Определение понятий – способ познания, направленный на раскрытие содержания понятия, т. е. отраженных в нем существенных признаков объектов.
Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Понятия в языке выражаются отдельными словами или словосочетаниями. Очевидно, что важнейшие качества правильного мышления – убедительность и обоснованность. Поэтому доказательство и опровержение являются еще одним важным способом познания.
Доказательство – это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения доказанных ранее утверждений. Истина – это достоверное отражение существенных признаков объектов.
Опровержение – это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения. Итак, группы учебно-логических умений взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Благодаря такому взаимовлиянию учебно-логических умений возможно эффективное познание.
Особенности подготовки и проведения "логических пятиминуток"
"Логические пятиминутки" предполагают целенаправленное формирование учебно-логических умений у обучающихся 4-х классов на основе приобретенного эмпирического опыта логического мышления. Четвероклассникам предлагаются задания, предусматривающие владение умениями читать и писать в соответствии с нормами начальной школы. Однако фрагментарно материалы "пятиминуток" могут быть использованы и в 3-м классе.
"Логические пятиминутки" формируют учебно-логические умения посредством разнообразных, перманентно обновляемых заданий. Однако в последующие годы обучения, по усмотрению педагогического коллектива, могут быть заданы другие приоритеты совершенствования мыслительной деятельности учащихся, содержание работы может обогащаться, интегрироваться с развитием внимания, памяти, воображения и т. д.
Участвуя в "логических пятиминутках", дети должны получать полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие. Уместно превалирование игровых форм обучения и отсутствие "организационной жесткости" комбинированного урока, привычного для учащихся начальной школы. Однако "логические пятиминутки" не должны превратиться для ребят в некое развлечение, во время которого всего лишь можно отдохнуть от уроков. Учитель постоянно должен подчеркивать важность познавательной составляющей "логических пятиминуток", демонстрировать прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят.
«Логическая пятиминутка» (тренинговая)
Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Ребята, сегодня у нас в гостях сказочные герои (на доске рисунки). Назовите их. Пьеро, Мальвина, Буратино.
Из какой сказки они пришли, и кто их создал? Сказку написал Алексей Толстой и называется она «Приключения Буратино». Эти герои приготовили для вас сказочную задачу. Послушайте.
Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса в доме папы Карло. Один под кроватью, другой в шкафу, а третий в печке. Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Кто где спрятался? Давайте ответим на вопрос, пользуясь таблицей.
| КРОВАТЬ | ШКАФ | ПЕЧКА |
Мальвина | - | + | - |
Пьеро |
|
| + |
Буратино | + |
| - |
Итак, рассуждаем. Известно: Во-первых, Буратино в печку не полез, поставим -. Во-вторых, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке, поставим -.
Получается: Мальвина спряталась в шкафу, поставим +; Пьеро спрятался в печке, поставим +; и соответственно, Буратино спрятался под кроватью.
Таким образом, пользуясь таблицей и рассуждениями, мы смогли точно определить объект.
ЛИТЕРАТУРА
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
- Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления. - М.: «5 за знания», 2007. -352 с.
- Воровщиков С.Г. Логичное мышление и его назначение // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 5.
- Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010.
- Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987.
- Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. - 1982. - № 10.
- Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/Д. В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков//Народное образование. - 2003. - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-471248-1409636276.jpg)
Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-481811-1444590753.jpg)
Динамика формирования учебно-исследовательских умений младшего школьника
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск ин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245508-1366379079.jpg)
Статья "Условия формирования проектно-исследовательских умений младших школьников"
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246423-1366566305.jpg)
Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)
При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246423-1366566305.jpg)
Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)
При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...
Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать материал для высказывания, раскрывать ...