Динамика формирования учебно-исследовательских умений младшего школьника
статья на тему

Слепова Екатерина Юрьевна

 

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация формирования учебно-исследовательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Динамика формирования учебно-исследовательских умений
младшего школьника

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация формирования учебно-исследовательских умений.

Все это обусловливает значимость динамики формирования учебно-исследовательских умений. «Формирование» – создание, порождение, придание определенной формы, законченности [6;844]. В результате формирования любая незавершенная форма существования предметов, явлений окружающей действительности непрерывно совершенствуется, доразвивается, поскольку внутри любого процесса возникает нечто новое в виде каких-то новых элементов, заменяющих собой старые. В психологии под формированием понимают процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности (Краткий словарь психологических терминов, http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/formirovanie (дата обращения – 3.03.2014). Следовательно, мы используем именно формирование учебно-исследовательских умений младшего школьника как процессе, направленном на активный поиск субъективно нового знания и развитие творческих способностей через взаимодействие со значимым Другим.

Современная организация учебных умений младших школьников предполагает смену репродуктивного типа мышления – «объекта» – на преобразующий творческий тип мышления – «субъекта», когда ученик стремится самостоятельно увидеть проблему, вникнуть в ее суть и, установив причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, предложить собственный, отличный от других вариант решения учебной задачи.

Формирование учебно-исследовательских умений должно начинаться с первых дней пребывания ребенка в школе, для чего необходимо создать такие условия, при которых он самостоятельно заново открывает для себя известное в науке.

Формирование учебно-исследовательских умений младших школьников должна отвечать ряду объективных педагогических требований:

  • учитывать возрастные особенности мышления ребенка;
  • строиться на базовом образовательном стандарте и служить основой для углубления знаний и получения новых;
  • способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;
  • содействовать формированию научного мировоззрения;
  • стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся [4;].

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их самостоятельно, реально примеряясь и пробуя. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность [5; 456].

Для обучающихся младших классов доминирующими учебно-исследовательскими умениями является кратковременная ознакомительная деятельность в рамках одного предмета при непосредственном педагогическом руководстве. Предметно-содержательная область: мини-проекты на развитие мышления (в рамках одной области знания), но с хорошо продуманной структурой, четко обозначенными целями, мини-проекты на развитие умения задавать вопросы.

При формировании учебно-исследовательских умений младшего школьника педагогу следует сосредоточить внимание на следующих способах и приемах, необходимых при осуществлении учебно-исследовательской деятельности:

  • умение видеть проблемы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определения понятиям и другие.

Знание структуры учебно-исследовательских умений младшего школьника позволяет нам определить динамику их формирования в результате функционирования механизма поисковой активности, а субъективными условиями успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности, являются исследовательские способности как индивидуальные особенности личности младшего школьника (Криволап, 2005).

В процессе работы над учебным исследованием учителю начальных классов следует формировать у младших школьников следующие элементы учебно-исследовательской деятельности: мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные, проведение инструментального эксперимента.

Рассмотрим поэтапную динамику формирования учебно-исследовательских умений младшего школьника.

Первым этапом является выбор темы исследования. А.И. Савенков утверждает, что от правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом нести в себе познавательный заряд.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы. Обсуждение полученных результатов, их объяснение для формирования мировоззрения юного исследователя часто являются даже более значимым, чем постановка эксперимента.

Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня её подачи. Имеется в виду её формулировка и отбор материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы исследований для младших школьников можно объединить в две группы:

  • теоретические, которые ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
  • эмпирические, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Второй этап – выделение проблемы. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Следует учитывать сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показывают исследования, интересы детей становятся устойчивее.

Третий этап – сбор материала. Источники сбора материала также во многом зависят от того, какая избрана тема. Но сама актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки учебного исследования, создаёт прекрасную почву для  привлечения ребёнка к работе с самыми различными  источниками и средствами. Чтобы сделать этот этап более продуктивным желательно создать такой информационный центр, в котором будет храниться всё, что может пригодиться для настоящих и будущих исследований. Это многочисленная справочная литература, издаваемая для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, приборы, игрушки, и др. Ценность всего этого для начинающих исследователей столь высока, что переоценить её трудно.

Четвертый этап формирования учебно-исследовательских умений младшего школьника – представление результатов учебного исследования. Как уже говорилось выбирать тему и собирать материал при правильной организации дела – занятие весёлое и приятное. Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией. Как её проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Существуют следующие формы занятий, позволяющих представить результаты учебного исследования: конференции, презентации, выступления, представление доклада с целью сообщения нового знания, выставка достижений.

Младший школьник свое учебное исследование может представить в виде макета, выполненного из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей. Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.

Этап пятый – подготовка исследования к защите, которая должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

И шестой заключительный этап работы – защита результатов исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей).

Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Исходя из вышеизложенного, можем заключить, что в рамках начальной школы при организации обучения следует уделять особое внимание развитию таких учебно-исследовательских умений младших школьников как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний, что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье.

Литература

1.(Краткий словарь психологических терминов, http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/formirovanie (дата обращения – 3.03.2014)

2.Зимарина, А.Ю. Формирование основ учебно-исследовательской деятельности младшего школьника [Текст] / Зимарина А.Ю. // Академический журнал Западной Сибири.– 2008. – № 1. – С. 11.

3.Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. «Народное образование», № 10, 1999.

4.Макарова, М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе [Текст] : дис.… канд. пед. наук: 13.00.01. / Макарова М.Ф. – Саратов, 2004..

5.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

6.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст]/ ОжеговС.И., Шведова Н.Ю.— М. : АЗЪ, 1995.— 844 с.

7.Савенков А.И.  Учебное исследование в начальной школе. // Начальная школа.- 2000.- №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....

Статья "Условия формирования проектно-исследовательских умений младших школьников"

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы н...

Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)

При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...

Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)

При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности

        Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать ...