Сборник дидактических игр по математике
методическая разработка по математике

Сборник математических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_didakticheskih_igr_po_matematike.docx239.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр по математике.

Курочкина С.Е., учитель начальных классов

https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_2.jpeg

Вступление

В брошюре раскрываются психолого – педагогические особенности использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

Любое импровизационное учебное занятие в начальной школе включает дидактические игры, которые являются средствами обучения, обеспечивающими полноту реализации возможностей проживаемого ребёнком возраста и формированию у младшего школьника учебной деятельности.

Брошюра содержит игровой материал для учащихся 1 – 4 классов, задачи для развития логического мышления, ребусы, игры, загадки, шарады…

Основная цель данного пособия – разнообразить деятельность учащихся на уроках математики, вызвать интерес к предмету, помочь детям лучше понять, запомнить и полюбить математику.

https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_3.png

Содержание.

Глава 1

Дидактическая игра – как средство развития познавательной деятельности.

Глава 2

Дидактические игры на уроках математики.

Глава 3

Конспект урока математики

Глава 4

Внеклассная работа

Глава 1.

Дидактическая игра – как средство

развития познавательной активности.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию и по структуре, формируется у ребёнка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник приобрёл умение учиться. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере.

Структурными элементами учебной деятельности являются:

- учебные мотивы

- учебные задачи

- учебные действия

- контроль

- оценка

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. 

Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Выделяют четыре принципа игровой деятельности:

  1. эмоциональной комфортности;
  2. активности;
  3. открытости;
  4. индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно – значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности)

Дидактические игры направлены на:

- формирование познавательной активности и интереса учащихся;

- желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли;

-развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Основными условиями проведения дидактической игры являются:

  1. методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в учебном процессе;
  2. выразительность проведения игры;
  3. включенность педагога в дидактическую игру. Он является и участником, и руководителем игры.
  4. оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность, используемая в дидактической игре должна быть простой, красочной, ёмкой;
  5. между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и взаимопонимания.

Педагогам необходимо соблюдать ряд требований к проведению дидактической игры.

- подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи;

- доступно изложить сюжет, распределить роли;

- поставить перед детьми познавательную задачу;

- участвовать должны все дети;

- характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится;

- итоги игры должны быть всегда положительные: отмечаются не только достижения учащихся, но и над чем следует ещё поработать.

По характеру познавательной деятельности выделяют:

а) игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности;

б) игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность;

в) игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;

г) игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

д )игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития.

Дидактическая игра помогает традиционное обучение приблизить к инновационному, развивающему.

Дидактическая игра создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально - пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям.

Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Она даёт возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_4.jpeg

Глава 2.

Дидактические игры на уроках математики.

  1. Игра «День и ночь»

Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)

  1. Игра «Опусти рыбку в море».

Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.

Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

  1. Игра «Незнайка математик».

Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.

Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

  1. Игра «Сбор плодов»

Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.

Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

  1. «Детский сад» (игра в парах)

В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)

Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

  1. «Лучший считающий в классе»

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

  1. Игра «Обгонялки»

Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

  1. Игра «Математическая рыбалка».

Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками – примерами.

Содержание: 

- Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у самого синего моря жил старик со своею старухой. Какая это сказка? Кто её автор?

- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру. Посмотрите на рисунок.

Кто из рыбаков поймал больше рыбок?

- Раскрасьте удочку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, одинаковым цветом.

  1. Игра «Лабиринт»

Карточки.

- Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась 11 (12)

  1.  Игра «Цветик – семицветик».

Оборудование: Макет цветика – семицветика, с обратной стороны задания – карточки.

- Добрая старушка из сказки «Цветик – семицветик» прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.

По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.

Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.

Задания на лепестках:

1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай

14 – 7 + 8

12 – 8 + 9

13 – 5 + 6

2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:

ВИ 3 НА 100 Л

3 лепесток: Отгадай загадки.

1) Два братца пошли купаться;

один купается,

а другой у воды дожидается.

Что это? (ведра)

2) У него 4 лапки,

Лапки – цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кот)

4 лепесток: Задача

Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли. Сколько сосулек было над окном вечером?

5 лепесток: Задача.

Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков – на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?

6 лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_5.png

1 ваза – 6 яблок ? яблок

2 ваза – 11 яблок

7 лепесток: Сравни выражения:

6 + 8 … 12 – 4

  1. + 7 … 11 – 3
  1. Игра «Корабль стартует в космос»

Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.

  1. Игра «Поставь стрелку правильно»

На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка.

- Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

  1.  Игра «Выиграй миллион»

Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания.

Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.

Оборудование: карточки.

Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.

Условия игры: Выбери верное утверждение.

1 карточка 5 + 4 = 10

5 + 5 = 10

2 карточка 6 + 3 = 10

6 + 4 =10

3 карточка 7 + 1 = 10

8 + 2 = 10

4 карточка 1 + 3 + 6 = 10

1 + 2 + 5 =10

14.  «Занимательные квадраты»

Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.

Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.

135

120

195

165

  1. Игра «У кого больше рыбок»

Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные)

Содержание игры: Соревнуются 3 команды по 3 – 4 человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку;. Если ученик ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.

  1. Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»

21

28

30

23

35

27

36

32

26

34

25

33

22

29

31

24

Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.

  1.  Игра «Кто больше составит чисел?» Содержание игры: учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.

Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?

Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0.

Тот, кто, составил все возможные числа выиграл.

  1.  «Круговые примеры или цепочка»

Особенность этих примеров заключается в том, что ответ 1-го примера является началом 2-ого примера, ответ 2-го примера является началом 3-ого примера и т. д.

  1. Игра «Какое число я задумал?»

Содержание игры:

Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

  1. Игра «Узнай, что здесь написано»

Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

с о и ч г л у т ф а р

Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.

72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…

96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …

17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…

96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…

54:27 =… 40 – 29 =...

80:8 =…

Глава 3.

Конспект урока

Математика 1 класс

Тема: Закрепление знаний.

Сложение и вычитание вида + (-) 4.

Цель: Закрепить знание таблиц сложения и вычитания, умение решать задачи изученного вида. Развивать мышление, память. Воспитание чувства взаимопомощи.

Оборудование: рисунок ракеты, Буратино, цветные кружки, карточки с https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_6.png.

Ход урока:

  1. Рифмованное начало урока.

Ученица читает стихотворение и спрашивает:

« Кто готов начать урок?

Ну-ка проверь, дружок. Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5!»

  1. Минутка чистописания «цифра 5».

А теперь возьмите карточку https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_6.pngи назовите все фигуры. Чем отличается от . Найдите треугольник.https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_7.pnghttps://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_8.png

Закрасьте его цветом своего настроения.

  1. – Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы отправляемся в волшебный мир сказок. Хотите? Сказочные герои будут учить вас и учиться у вас. Повторим числовой ряд, проверим умение считать.

- На чём можно путешествовать? Какой век сейчас?

- Будем путешествовать на ракете. (рисунок ракеты или слайд)

Стих (читает ученик):

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

- А теперь посмотрим, все ли готовы в полёт?

Игра «Эстафета» по рядам.

2 + 4 4 + 4 5 + 4

8 – 1 6 – 1 4 – 1

3 + 4 4 + 2 7 + 2

8 – 1 7 – 4 8 – 4

Итог: -Все готовы к путешествию!

  1. – Ребята, каких сказочных героев вы хотели бы встретить?

Выходит девочка в костюме Красной Шапочки.

- Какая это сказка? Кто автор?

Выставляется книга.

Слова Красной Шапочки: «Я принесла вам задание, математический диктант. Чтобы дальше полететь, надо всё выполнить.

  1. Найти сумму 6 и 4.
  2. Уменьшить 7 на 4
  3. 8 – 2
  4. Какое число больше 3 на 2?
  5. Какое число стоит после числа 6?
  6. Увеличить 5 на 4.
  7. На сколько 6 больше, чем 2?

Проверка: Красная Шапочка открывает доску, на которой ответы, и предлагает детям проверить

10, 3, 6, 5, 7, 9, 4.

V. Физминутка (музыкальная под музыку «Полька»)

Молодцы! Вы заслужили отдых.

  1. – Чтобы отправиться в путешествие дальше, надо выполнить ещё одно задание. Я хочу проверить, как вы считаете.

Стих читает учитель, дети называют числа.

  1. Бежал зайчик вдоль равнин,

И зайчик, значит, был (один).

2) К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего (два) зайца стало.

  1. Ещё один к ним сел, смотри,

Теперь уж зайцев стало (три).

  1. Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»

Ну, стало быть, их уж (четыре)

  1. Ба! Вот бежит один опять,

Теперь уж зайцев будет (пять).

  1. Спешит ещё один из рощи-

Так, значит, (шесть) чего же проще!

  1. Тут прибежал ещё косой-

Так зайцев (семь), ведь он седьмой.

  1. К ним одного ещё попросим,

Тогда всех зайцев будет (восемь)

  1. Прыг новый заяц. «В сборе все ведь?»-

Он их спросил. Так вас тут (девять).

  1. Да, девять,- молвят те в ответ,

Но вожака всё нет и нет.

А тот бежит, болотце месит,

Примчал и молвил: «Нас тут(десять)»!

  1. Все хорошо считают, путешествуем дальше.

- В какую страну прилетели?

Входит мальчик в костюме Незнайки. Дети называют книгу и автора.

Выставка книг Носова.

Незнайка:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не могу решать задач!

Может быть таланта нет?

Но нашёл я способ верный –

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил,

Ну зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил,

Ну всё, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам

Научусь решать задачи,

Буду благодарен вам!

- Ребята, почему Незнайка не умеет решать задачи?

Вывешивается таблица:

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Учим Незнайку решать задачи.

  1. 6 весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди

Сколько мишек впереди?

  1. 5 зелёных лягушат

На песочке в ряд лежат.

Одному из 5 братцев

Захотелось искупаться.

Остальным же неохота возвращаться

Вновь в болото.

  1. На прогулку из яслей

Вышло 10 малышей.

5 из них на травку сели,

Остальные на качели.

  1. Дядя Ёжик в сад зашёл,

10 спелых груш нашёл.

7 из них он дал ежатам,

Остальные же зайчатам

- Молодцы, ребята, вы хорошо решаете задачи и научили Незнайку.

Решение задачи на стр.

  1. Физминутка.

Мы успешно летели на ракете. Но кончилось топливо. Идём дальше пешком. Я хочу проверить, как вы знаете ПДД.

Игра «Светофор».

Красный цвет – шагаем на месте

Жёлтый цвет – хлопаем в ладоши

Зелёный цвет – топаем ногами.

  1. У каждого из вас есть заветное желание и исполнить его вам поможет персонаж сказки, которая начинается так:

« Жил старик со своею старухой

У самого синего моря».

Дети называют сказку и автора.

Выставляется книга.

Появляется девочка в костюме «Золотой рыбки».

- Приплыла рыбка и принесла нам задание. Кто его выполнит, путешествует дальше.

(Состав чисел в тетради на стр. ___)

  1. – Давайте поможем ещё одному сказочному герою.

Рисунок ( кукла) Буратино. Называют книгу, автора.

6 + … = 10 … - 3 = 5 9 - … = 4 … + 1 = 3

9 - … = 6 8 - … = 7 3 + … = 6 8 - … = 2

10 - … = 3 … - 2 = 5 3 + … 3 … - 1 = 8

… - 1 = 9

Дети находят в классе круги с ответами, а на обороте буквы.

Выстраивается приветствие: С Новым годом!

  1. Сказка – путешествие прощается с вами. Помните слова:

«Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!»

Итог урока: - Что мы повторяли вместе со сказочными героями. Какое задание было трудным? Лёгким?

Покажите кружок, который соответствует цвету вашего настроения.

XII. Домашнее задание – стр.13 на полях составить свой узор для любимого сказочного героя.

https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_10.png

Глава 3.

Внеклассная работа

Математический бой "В гостях у сказки"

Игра проводится во внеурочное время, рассчитана на 1 час и предназначена для учеников 5 класса. Для проведения игры привлекаются помощники – старшеклассники ( 3-4 человека ), которые участвуют в инсценировках. Соревнуются две команды по 6 человек с привлечением болельщиков. Начинается игра представлением жюри.

Экстренное сообщение.

Ведущий: Только что мною получено письмо, в котором сказано, что Кощей Бессмертный похитил Василису Премудрую и держит ее в своем замке, хочет воспользоваться ее премудростью, чтобы завоевать весь мир. Спасать ее отправляются отряды богатырей.

Представление команд.

Ведущий: Помогать в пути вам будут могучие богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич. (Выход учеников- помощников.) Вы будете соревноваться в премудрости. Каждое заработанное очко приблизит вас к заветной цели- замку Кощея Бессмертного.

Разминка (по 20 секунд).

Вопросы команде №1.

  1. В комнате горело 7 свечей. Проходил мимо человек и потушил две свечи. Сколько свечей осталось?
  2. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков?
  3. Когда нужен - выбрасывают, когда не нужен - поднимают. Что это?
  4. Может ли дождь идти два дня подряд?
  5. Когда руки бывают местоимениями?

Ответы:

  1. 2 свечи (остальные сгорели).
  2. 13 рублей.
  3. Якорь.
  4. Нет, т.к. между двумя днями обязательно есть ночь.
  5. Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ.

Вопросы команде №2.

  1. Летела стая гусей. Одного убили. Сколько осталось?
  2. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер?
  3. Что идет, не двигаясь с места?
  4. Во сколько раз лестница на шестой этаж дома длиннее лестницы на второй этаж этого дома?
  5. Чем заканчиваются и день, и ночь?

Ответы:

  1. 1 гусь.
  2. 1 сестра.
  3. Часы (вариант-время).
  4. В 5 раз.
  5. Мягким знаком.

Сказка с подсказкой.

Ведущий: Сейчас я расскажу вам одну историю, но вы должны мне помочь. По ходу рассказа я буду показывать командам карточки с числами. Команда должна громко назвать число, но не то, которое написано, а если число четное, то разделить его на 2, если же нечетное, то умножить на 2. Давайте попробуем… Договоримся, что отвечать команды должны поочередно, та команда, на которую я укажу. При моем рассказе будьте внимательны, у меня к вам будут вопросы. Ну, а теперь история.

Сказка.

Жили - были 6 (3) богатыря. 2 (один) раз услыхали они, что похитил Василису Премудрую 14 (7)-главый Змей. Собрались богатыри, 2 (один) взял меч в 3 (6) пудов, другой - в 5 (10) пудов, а третий - 7 (14) пудов, сели на коней и поехали. На 1 (второй) день подъезжают к камню, на котором написано: " Направо пойдешь - 8 (4) года богатым не быть, налево пойдешь - 10 (5) лет сытым не быть, прямо пойдешь - свою смерть найдешь!" Не испугались богатыри, поехали прямо. Проехали 7 (14) верст и видят замок, в котором 14 (7)-главый Змей держал Василису Премудрую. А вот и сам Змей подлетает со скоростью 70 (35) километров в час. Взмахнул первый богатырь своим мечом и снес Змею 1 (2) головы, взмахнул мечом второй, и срубил 6 (3) головы. Чиркнул Змей своим огненным пальцем. И выросло у него на месте срубленных 16 (8) голов.

Сколько голов у него стало? (10)

Взмахнул своим мечом третий богатырь, отрубил Змею огненный палец, а после 5 (10) голов.

Сколько голов у него осталось? (0)

Так и освободили 6 (3) богатыря Василису Премудрую.

Задачи командам.

  1. В семье несколько детей. Один из них говорит: "У меня один брат и одна сестра", другой говорит: "У меня нет ни одного брата". Сколько детей в семье и кто они?
  2. Трое рыбаков поймали 75 окуней и стали варить уху. Когда один рыбак дал 8 окуней, другой 12, а третий 7, то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней поймал каждый рыбак?

Ответы:

  1. Один брат и две сестры.
  2. 24, 28 и 23 окуня.

"Бедный заяц" (задача-инсценировка).

Ведущий: Забрался заяц в огород и накопал моркови. Сразу есть не стал: собак боялся. Решил в лес добычу отнести, там и полакомиться. Несет заяц морковку, согнулся от тяжести, а навстречу ему медведь.

Медведь: Попался, заяц! Сейчас я тебя съем!

Заяц: Не трогай меня, дяденька медведь, я тебе моркови дам.

Медведь: А много ли ты дашь?

Заяц: Да бери хоть половину того, что есть.

Медведь: Половину мне мало, смотри, какой я большой, а ты какой маленький! Давай мне больше половины.

Заяц: Ну ладно, бери половину всего и еще полморковки в придачу.

Ведущий: Отпустил его медведь. Бежит заяц по кусточкам, спешит к дому. Вдруг откуда ни возьмись лиса навстречу.

Лиса: Попался, заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.

Заяц: Отпусти меня, тетенька лиса, а я тебе морковки дам.

Лиса: А много ли ты дашь?

Заяц: Да бери, тетенька лиса половину того, что есть.

Лиса: Половины мне мало, смотри, какая я большая, а ты какой маленький! Давай мне больше половины.

Заяц: Ну ладно, бери половину всего и еще полморковки в придачу.

Ведущий: Идет заяц по лесу и плачет.

Заяц: Обобрали меня звери, всего одну морковку мне оставили.

Ведущий: Сколько морковок было у зайца вначале?

Ответ:

7 морковок

Лиса - обманщица (задача-инсценировка).

Ведущий: Повстречался медведь с лисой.

Медведь: Ты куда, сестрица?

Лиса: Домой спешу. Мне заяц две морковки дал, похлебку варить буду.

Медведь: И я домой иду, мне заяц тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлебку варить буду.

Лиса: Давай, медведь, похлебку вместе варить будем.

Медведь: Давай.

Ведущий: Наломали они хворосту, разложили костер и сварили похлебку. Только собрались есть - прилетает журавль.

Журавль: Здравствуйте. Да вы никак похлебку варите? Не угостите ли меня?

Лиса: Ишь, какой хитрый! А что ты нам за это дашь?

Журавль: А я вам рыбешек дам.

Лиса и медведь: Ладно, согласны.

Ведущий: Сели они все в кружок, поделили похлебку поровну и пообедали.

Журавль: Вот вам шесть рыбешек, а я полетел.

Лиса: Тебе три рыбешки, да мне три, поровну и поделим.

Медведь: Пожалуй, так несправедливо будет: ведь я четыре морковки дал, а ты только две. Всего шесть. И рыбешек шесть. Значит, и делить рыбешек нужно так: мне четыре, а тебе две.

Лиса: Ну, так уж и быть, согласна.

Ведущий: Теперь лиса по всему лесу бегает, хвастает, что она медведя обманула. А как вы думаете, правильно лиса с медведем поделили рыбешек или нет?

Ответ:

Неправильно, надо было все шесть рыбешек отдать медведю.

Задача командам.

(Ответ на вопрос - количество игроков команды, вышедших из строя)

Мой знакомый пингвин за один час съедает 20 порций мороженого. Все его многочисленные родственники едят мороженое с той же скоростью. Сколько должно быть пингвинов, чтобы за один час было съедено:

А) 60 порций,

Б) 75 порций?

Ответ:

а) 3, б) 4.

Умеете ли вы считать?

Ведущий: В замок Кощея смогут войти только те, кто умеет считать. Для конкурса нам понадобятся по 5 болельщиков от каждой команды. (Команды выделяют участников конкурса).

Постройтесь в шеренгу. Вы должны досчитать до 30, называя по очереди числа, начиная с 1, при этом вместо чисел, которые делятся на 3 или оканчиваются на 3 нужно говорить: "Не скажу!". Тот, кто ошибется, выбывает из игры и счет начинается сначала. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник, команда которого становится победителем.

Конкурс капитанов.

  1. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 4 десятка?
  2. Найди два числа, чтобы их произведение и частное были равны 24.
  3. Для каких двух натуральных чисел их сумма больше их произведения?
  4. 2 землекопа за 2 часа выкапывают 2 метра канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы?

Ответ:

  1. 80 десятков.
  2. 1 и 24.
  3. Например, 1 и 5.
  4. 2 землекопа.

Эстафета.

Ведущий: От замка Кощея теперь нас отделяет только болото. Перейти его можно по кочкам. Между кочками написаны примеры, решив которые можно попасть на следующую кочку. "Прыгать" игроки команд будут по очереди. Эстафетной палочкой будет кусок мела. Победит команда, первой получившая верный результат.

https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_11.jpeg

Ответ:

1) 50; 2) 25.

Финальная задача.

Ведущий: Пришел Иван-царевич в замок к Кощею Бессмертному Василису Премудрую освобождать. В замке три темницы. В одной из них томится Василиса, в другой расположился Змей Горыныч, а третья - пустая. На дверях надписи, но все они ложные. На первой темнице написано: "Здесь Василиса Премудрая", на второй темнице: "Темница №3 не пустая", на третьей темнице: "Здесь Змей Горыныч". В какой же темнице Василиса? Право отвечать первыми имеет команда, набравшая большее число очков.

Ответ:

В темнице №2.

Выход Василисы Премудрой.

Василиса: А вот и я! Спасибо, ребята, что вы меня спасли! Хочу подарить моим спасителям подарки. (Вручает победителям призы) Есть у меня подарки и для тех, кто также участвовал в моем спасении. (Вручает сувениры занявшим второе место)

https://fhd.multiurok.ru/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_12.png

Литература:

1.Практические задания по математике (Для начальных классов). Учебное пособие. Киев 2004

2.Занимательная математика. Сост. Е. Г. Бурлака, И.Н.Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1997

3.В калейдоскопе чисел (начальная школа) С.Н.Олехник, М.К.Потапов: Москва 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр 1-4 классы

В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановить...

Сборник дидактических игр

Сбор дидактических игр для начальной школы...

Сборник дидактических игр по математике 2 класс

Этот небольшой сборник дидактических игр поможет разнообразить уроки математики, сделать их интересными и увлекательными....

Сборник дидактических игр по математике

В сборнике предлагаются различные игровые упражнения для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в 6 разделах: количество и...

Сборник дидактических игр для развития логического мышления и активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Материал  сборника представлен двумя блоками : Дидактические игры для учащихся 1-го класса;  Дидактические игры для учащихся 2-го класса.   В каждый блок входит по три раздел...