Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»
материал по математике

Анахина Татьяна Александровна

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). Цель игровой технологии- развитие мыслительных операций, формирование представлений, способов действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

 

Подготовила:

воспитатель

Анахина Т. А.

Губкин, 2017

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим возникает проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Следуя принципам ФГОС ДО, мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольников считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

          Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

            Рассматривая игровые технологии по математике, отметим, что они являются частью педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). Цель игровой технологии- развитие мыслительных операций, формирование представлений, способов действий.

              В основе проблемно-игровой технологии лежит осознанный поиск ребенком способа достижения результата, при условии принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу представляемых действий. Реализуется через логико-математические игры, сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, экспериментирование и исследовательскую деятельность). Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речевые схемы, модели) и способами познания (сравнение, классификация), накопить логико-математический опыт.

             Группы игр: настольно-печатные («Цвет и форма», «Логический домик»), игры на объемное моделирование («Кубики для всех», «Тетрис», «Сложи узор»), игры на составление целого из частей («Дроби», «Чудо-цветик»), игры-забавы («Лабиринты»), игры-перевертыши, игры на замену мест.

                Чаще проблему ребенку транслирует взрослый, организуя совместную деятельность. Они могут выступать в виде проблемных вопросов: «Как разрезать квадрат на треугольники?», «Какие есть общие признаки у числа 4 и у слона?» Взрослый может навести ребенка на решение с помощью творческих вопросов, например,- нарисуй кошку, не рисуя ее (зависимость целого и части-рисуем часть кошки). –Как нарисовать солнце, если карандаш рисует только квадраты (можно предложить практический путь-накладываем квадрат на квадрат).

                Проблемные ситуации- часть технологии ТРИЗ, в основе не просто обучение математике, а открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии (Г. С. Альтшуллер) предлагают использовать аналогии для развития творческих способностей, выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, сказок, сюжетных игр, рассказов. По этой теории нужно «обратить вред в пользу». Различают следующие типы ТРИЗ-упражнений «Поиск общих признаков» -найти как можно больше общих признаков у 2 объектов. «Третий лишний»-взять 3  объекта, найти у 2 общие признаки, которых нет в 3. «Поиск противоположных объектов»-назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

            Возможны следующие игры: «Хорошо-плохо» (Треугольник, назвать, все хорошее, что с ним связано в жизни людей: похож на крышу дома, устойчив, похож на косынку. Плохое: острый, не катится.) «Выбери троих»: назвать 3 слова, имеющие отношение к математике, рассказать, для чего они нужны и как взаимодействуют. Например, «круг», «четыре», «маленький» - 4 круга-тарелки для кукол. «Да-нет» -педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы, требующие ответов «да-нет».

                Эвристическая технология-погружение ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Цель- оказание ребенку помощи в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Авторы: Дж. Дьюи, Ж. Руссо.

               Информацию ребенок получает через свободное взаимодействие с объектами внешнего мира (число, форма, величина). Авторы рекомендуют использовать когнитивные методы: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок. Метод вживания, «в чувствования», «вселения» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета. Например, представь, что ты- число 5 (треугольник, цилиндр). – Какое ты? – Из чего состоишь? – С кем дружишь? – Что тебе нравится делать?

             Эвристические вопросы позволяют ребенку получить сведения   об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта.

                Метод ошибок – использование ошибок для углубления образовательного процесса, помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам и боязнь детей совершить ошибку (3больше 4, если сравнить 3 недели и 4 дня).

                Креативные методы: метод придумывания, гиперболизации, мозгового штурма. Метод придумывания: создание неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями-сказочными числами.

               Метод гиперболизации – увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сути. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов.

              Агглютинация-соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни.  Например, пустое множество, вершина пропасти.

               Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. Автор, Осборн, предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Воспитатель предлагает детям выдвигать любые решения и удачные, и неудачные. Например, как вызволить бусинку из «ледяного плена»? (бусинка в кубике льда). Идеи: прорубить лед, подержать в руках и лед растает. То есть, принимаются любые решения без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорится, что нет бура, что можно простудиться, что руки замерзнут. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, когда будут высказаны все идеи. Анализ проводится по вопросам: - Что положительного в идее? – Что отрицательного? – Какая самая лучшая? В итоге можно проверить идеи. Данный метод можно применять при подготовке к праздникам, собирая идеи детей и родителей.  

         Личностно-ориентированная технология тесно переплетается со всеми перечисленными, если говорить о форме взаимодействия ребенка и педагога, когда ребенок выступает полноправным партнером общения, учитываются его интересы и желания, стиль общения- демократический, при этом большая роль отводится индивидуальному взаимодействию. Примером такого взаимодействия служат задания по пособию «Логика и счет», где ребенку предлагается самому сделать выбор, дается право на ошибку в карточках «Пиши и стирай».

            Все рассмотренные технологии позволяют ребенку открыть скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получить сведения о свойствах, связях, зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии» Анахина Т.А. МАДОУ «ЦРР детский сад №33 «Радуга»

Слайд 4

Игровые технологии по математике ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-ТЕХНОЛГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ, ПРБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТРИЗ-УПРАЖНЕНИЯ: «ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ», «ХОРОШО-ПЛОХО» МЕТОД ВЖИВАНИЯ, МЕТОД ОШИБОК, МЕТОД ГИПЕРБОЛИЗАЦИИ , МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА МЕТОД ДИАЛОГА, ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Слайд 5

КЛУБ ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРАХ

Слайд 6

«ХОДЯТ СТРЕЛОЧКИ ПО КРУГУ»

Слайд 7

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ»

Слайд 8

«ЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИКИ»

Слайд 9

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БУСЫ»

Слайд 10

«НЕ ОШИБИСЬ !»

Слайд 11

«ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ, СТРОЙСЯ!»

Слайд 12

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРОЙКА»

Слайд 13

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ БЕГУЩИЕ МИНУТКИ ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧИ ЖИВЫЕ ЦЫФРЫ ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ

Слайд 14

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «НА ПОМОЩЬ ДЕДУ МОРОЗУ»

Слайд 15

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ»

Слайд 17

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Слайд 18

ВЫВОД: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ: ОТКРЫТЬ СКРЫТЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕЖДУ ОБЬЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА; ПОЛУЧИТЬ СВЕДЕНИЯ О СВОЙСТВАХ, СВЯЗЯХ, ЗАВИСИМОСТЯХ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"...

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окруж...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы "Путешествие по стране Математики"

Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Упраж...