урок математики в 4 классе по теме "Арифметические действия над числами"
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Лобанова Елена Николаевна

Тема: « Арифметические действия  над числами»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации:

 Форма урока: деловая игра

 Форма работы: индивидуальная, групповая.

Приёмы и методы: исследовательский метод, практический, творческий, наглядно - иллюстративный, информационно - сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля, метод получения информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Класс    4

Тема: « Арифметические действия  над числами»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации:

 Форма урока: деловая игра

 Форма работы: индивидуальная, групповая.

Приёмы и методы: исследовательский метод, практический, творческий, наглядно - иллюстративный, информационно - сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля, метод получения информации.

Цель: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала, формировать вычислительные навыки, продолжать учиться производить вычисления, используя устные и письменные приёмы;

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД:

- развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

- участие в групповой работе с использованием речевых средств решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:

- добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Средства обучения:

Презентация,  компьютер,  мультимедийный  проектор, экран;

 Выставка продуктов используемых для рационального питания, работы учащихся для защиты проекта;При этом ученик может не только овладеть теоретическим материалом, но и попробовать применить его на практике. Кроме того, такие игры важны в качестве профориентации.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Орг. момент.

Мотивация к обучению.

Актуализация знаний.

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?

Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

 Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас на уроке  стремился  показать свои  знания  и  достиг желаемого результата.

Вам предстоит работа в группах. С правилами работы в группах вы уже знакомы.

Каким бы вы хотели видеть наш урок?

Я пришла к Вам с деловым предложением. Представьте, что из средств массовой информации  вы  узнаёте о трудностях в экономике нашей страны. Закрываются многие предприятия, сокращают заработную плату. В настоящее время становиться вопрос об экономии денежных средств семейного бюджета.

Какой же вклад в экономию семейного бюджета смогут внести школьники ?

Мы сейчас об этом узнаем.

Каждая группа ребят проводила исследовательскую работу по теме «Пути экономии денежных средств семейного бюджета школьниками».

Слово предоставляется 1 группе

 «Теоретики»

Слово предоставляется  социологам.

Слово предоставляется статистам.

Теперь вы уже знаете, как помочь своей семье сэкономить семейный бюджет. Но в будущем вам предстоит стать настоящими специалистами, а может кто – ни будь из вас будет  работать на руководящей  должности. И от Вас будет зависеть процветание фирмы. Я предлагаю сейчас сыграть в деловую игру.

Согласны.

Я открываю фирму по переработке зерновых культур и в настоящее время набираю себе сотрудников. Хотите поработать в моей фирме?

Мы на открытие фирмы. Наша фирма называется

«Росток». Глядя на шары, попробуйте сформулировать тему, над которой мы будем работать.

Основная цель: «Совершенствовать вычислительные навыки».

 Выберите в своих фирмах управляющего.

Для работы нам необходим финансовый директор.

Финансовым директором нашей фирмы будет ___________________________

 В конце урока посмотрим, какая фирма заработает  больше денег  на  свой счёт .

За правильный ответ  получаете – 1000 руб

Если задание выполнено с небольшими недочётами – 500 руб

Если ответ дан неверно, то на счёт фирмы денежные средства не поступают.

Посмотрим, как обстоят у вас дела с  устным  счётом.

           Возьмите карточки зелёного цвета

На решение данных примеров отводится  

 1 минута. Ответы записываете на карточке.  Затем сдаёте финансовому директору.

Проверим ваши вычисления.

В первом примере получилось…

Как вычислили?

Решив   быстрее всех данный пример, вы принесёте фирме дополнительные 500 руб.

  1. Приступим к работе с деловыми бумагами.  

Для работы у доски мне нужно будет по одному представителю от каждой фирмы  

Представителя от группы теоретиков 

Нужно записать выражение и вычислить.

 К частности чисел 13600 и 2 прибавить 540;

от группы социологов

 Из тонны вычесть 540 кг и умножить на 2.

от группы статистов

- кол- во дней в году умножить на кол-во дней в неделе

Как вы думаете, на что в первую очередь обращают внимание люди , устраивающиеся  на работу.

А вам интересно узнать, ваш дневной заработок .

 Возьмите карточки жёлтого цвета. Перед вами 3 уравнения.

Корни уравнений будут соответствовать вашему заработку. Постарайтесь выбрать уравнение с наибольшим корнем и решить его.

Кто решал 1 уравнение?   2?  3?

Поднимите руки у кого уравнение с наибольшим корнем?

С наименьшим?

Я вижу вы немного подустали и нам необходимо подкрепиться.

 Предлагаю отправиться  в магазин за продуктами для приготовления  супа и салата.

Сварим обед из овощей для всех точно так, как героиня стихотворения С. Михалкова «Овощи» (на доске картинки овощей).

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу. Ох!..

Внимание на экран. Вы видите овощи, о которых говорилось в стихотворении. Есть цена, кол-во.  А вам необходимо посчитать стоимость всей  покупки.

– Итак, во сколько рублей обойдётся обед.

Рабочий день подходит к концу и сейчас

каждый из вас сможет пополнить капитал своей  фирмы, выполнив задания по выбору.

 3 представители  от  каждой фирмы, кроме управляющего  подойдите к стенду для сотрудников и  возьмите индивидуальное задание. Из 3 предложенных, выберите одно, но так , чтобы задания у всех  были разные .

А для управляющих у меня есть два предложения .

  1. Вы также можете взять карточки с заданиями и принести дополнительный доход в свою фирму.
  2.  Принять участие в благотворительной  акции. Заработанные вами денежные средства пойдут на мероприятия по охране

природы.

Проверяем задания

  1. Магический квадрат
  2. Ребусы
  3.  Вычисления римскими цифрами.

А теперь время подвести итоги.

Вы все прошли испытания и доказали ,что  в будущем станете хорошими специалистами.

Слово предоставляется нашему финансовому директору______.

А теперь мне интересно Ваше мнение о первом рабочем дне.

Кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Оцените работу своих сотрудников.

Слово управляющему .

На доске записаны фразы. Выберите 1 из 4 , которая

совпадает с вашим мнением о сегодняшнем уроке и  в конце поставьте !.  

 На доске записаны фразы:

Урок был интересен, все было мне  понятно

Но также и полезен,лишь кое-что неясно.

 Весёлым, занимательным, пришлось много  трудиться

Не очень увлекательный, как  трудно  мне  учиться

Д/з. Мы  проживаем  в сельской местности. Представьте, что вашей семье было выделено 1000000 руб на разведение  С/Х. Совместно  с родителями подумайте, куда можно было бы вложить данные деньги, чтобы получить прибыль.

Н-р.

На выращивание КРС

Взять в аренду участок земли , и тд.

выслушиваются варианты ответов учеников

(интересным, занимательным, доброжелательным, весёлым, полезным.

   

 

     

     

Мы считаем, что все расходы можно разделить на  постоянные, обязательные и  необязательные. Если изменить обязательные расходы мы не в силах, то можно попробовать отказаться от некоторых необязательных расходов.

Мы определили следующие статьи расходов, которые могут сократить школьники.

Это…….

 Слайд 1.

Мы считаем, что в целях экономии  можно отказаться  от любимых ,но  вредных  для организма  продуктов, бережно относиться к вещам, проводить время с друзьями , а не общаться  с ними по интернету или телефону.

Для уточнения расходов, от которых школьники могут отказаться или сократить их мы провели опрос учащихся 6  класса. Всего в опросе приняло участие

 10 человек.

Просмотр видео

Ребята мы пришли к вам с социологическим опросом  на тему: «Экономия средств семейного бюджета  школьниками». Как Вы считаете, может ли каждый из Вас сэкономить семейный бюджет.

Просим Вас заполнить таблицу« Статей расходов»

Наша группа обработала данные таблиц учащихся и получила следующие результаты.

Слайд.3

Результаты социологического опроса.

По полученным результатам социологического  опроса, мы определили сумму, которую дети  смогли бы  сэкономить, отказавшись от своих вредных привычек.

 Результаты представлены   в таблице

Таким образом, в месяц, получается от 594 – 4.461 руб. расходов, которые  школьник  может сократить.

Мы считаем, что у детей есть траты, от которых они могут отказаться или сократить, чем помогут родителям в сохранении средств семейного бюджета.

Мы подготовили памятки   с советами для учащихся,  возможно,  их  заинтересует  вопрос экономии семейного бюджета.

Да.

Да.

Арифметические  действия над числами.

 

Дети делают вычисления и записывают ответы.

  • 12315 - 6998=5322
  • 15387+20513= 35900
  • 18 *45=810
  • 125430:6=20905

Объясняют решение примеров.

  • 87*96=835

Выполняют задания у доски.

На заработную плату.

Да

У- 387=473;   818: х=2;  134+х=990

Проверка

ТРЕБУЕТСЯ :
КАРТОФЕЛЬ 2 КГ    -  25 РУБ/КГ
КАПУСТА       2 КГ   -  25 РУБ/КГ
МОРКОВЬ     1 КГ   – 30 РУБ/КГ
ГОРОХ           1 КГ –    45 РУБ
СВЁКЛА     500 ГР   - 30 РУБ/КГ.
ПЕТРУШКА   2  ПУЧКА  - 25 РУБ./ ЗА 1 ПУЧОК

Ответы уч-ся

Дети у доски решают задачи.

Оценки.

Дети подходят и ставят восклицательный знак  в конце той фразы, которая им больше всего подходит по окончании урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 2 класс.Тема: "Арифметические действия над числами"

Урок закрепления по математике 2 класс.Тема:"Арифметические действия над числами".В данном уроке представлены задания на развитие внимания, закрепление знаний табличных случаев умножения иделенияЮ реш...

Урок математики 2 класс Порядок выполнения действий. Скобки

Знакомство с порядком выполнения действий при вычислениях;обучение нахождению значения выражений со скобками....

План-конспект урока математики 2 класс. Тема "Порядок действий. Скобки."

Урок математики разработан к УМК "Школа России" ФГОС. Тема урока "Порядок действий. Скобки.", тип урока: урок "открытия" нового знания. Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать вы...

презентация к уроку Математика 4 класс "Поупражняемся в действиях над величинами" ПНШ

Презентация предлагается к заключительному уроку  математикипо теме "Поупражняемся в действиях над величинами"  в 4 классе. Материал представлен по теме "Олимпиада 2014" Знакомство с героями...

Урок математики . 2 класс. Тема: Нахождение нескольких долей числа и числа по его доле. УМК Начальная школа XXI век.

Тип и стру       Стура урока: повторение и закрепление изученного (постановка и решение учебной задачи). Содержание урока соответствует  содержанию программы, ...

Урок математики 4 класс по теме: "Умножение многозначного числа на двузначное число".

Тема урока: «Умножение многозначного числа на двузначное число»              Тип урока: открытие нового знания....