Адаптированная рабочая программа ОВЗ НОДА
рабочая программа по математике (4 класс)

Карпуша Наталья Викторовна

Адаптированная рабочая программа ОВЗ НОДА, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsevoy_ilya_matematika.docx103.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Адаптированная  программа учебного предмета

«Математика»

для ФИ , обучающегося 4 «г» класса

2019-2020 учебный год

Учитель: Карпуша Наталья Викторовна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2020 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373),  Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-5–е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.;авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Авторы: Моро М.И. Бантова М.А., Бельтюкова М.А. «Математика».

Учебники:

  • Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова М.А.Математика 4 класс в 2-х ч. + диск– М.: Просвещение, 2016г.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

• освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

• развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

ФИ, обучающейся 4 «г» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района, выведен на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей со сложным дефектом (нарушением опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, вариант 6.2)

Индивидуальные особенности обучающегося: ЗПР, детский церебральный паралич (далее – ДЦП), псевдобульбарная дизартрия спастической формы, органическое нарушение голоса.  Обучающийся имеет системное недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Ведущая рука левая, правая рука не работает. Нарушение координации движения, нарушение речи, говорит очень тихо, многие звуки не выговаривает. Развитие манипулятивной функции: частично ограничена

Также:

–неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития;

–выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

–ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

–трудности в формировании пространственных представлений;

–психоорганические проявления — замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти;

–познавательная активность выше среднего, которая проявляется в выборочном  интересе к заданиям, средней  сосредоточенности, медлительности.

Направления коррекционно-развивающей работы:

–         развитие двигательной деятельности

–        развитие игровой деятельности

–         развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

–        увеличение пассивного и активного словарного запаса      

–        формирование связной речи

–        развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи

–         расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

–        развитие сенсорных функций

–        формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений

–        развитие кинестетического восприятия

–        развитие ручной умелости.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».

Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

Для реализации целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что в этот период у учащихся формируются элементы учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

Место учебного предмета в учебном плане

Для обязательного изучения учебного курса «Математика» на этапе начального образования в4 классе отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В основе образовательной деятельности лежат следующие ценности математики:

•понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

•математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

•владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и  в  повседневной жизни для  исследования  математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные результаты:  у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.  

4 класс

Числа и величины

Обучающийся научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
  • устанавливать закономерность— правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм— грамм; час— минута, минута— секунда; километр— метр, метр— дециметр, дециметр— сантиметр, метр— сантиметр, сантиметр— миллиметр).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

  • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • решать задачи в 3—4действия;
  • находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения, геометрические фигуры

Обучающийся научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Обучающийся получит возможность научиться

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Обучающийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Работа с информацией

Обучающийся научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Содержание учебного предмета

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2.Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работас текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». .

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. .

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

4 КЛАСС (136 Ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (11 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

Величины (13 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (8 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре зультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относи тельно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2 – 4 действия;
  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (14 ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Доли.

Решение задач изученных видов.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

1.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Повторение.

14

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу

Упражнения на развитие внимания, расширение словарного запаса

Развитие координации мелких движений

2.

Числа, которые больше 1000. Нумерация

12

Называть  разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

Представлять многозначное числов виде суммы раз рядных слагаемых.

Выполнять увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Строить углы различных видов.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

Развитие координации мелких движений.

Развитие зрительно-моторной координации при работе в компьютером

3.

Величины

13

Называть  величины и единицы измерения величин.

Выполнять преобразования единиц измерения величин.

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

4.

Сложение и вычитание чисел больше 1000

14

Выполнять сложение и вычитание чисел (обобщение и систематизация знаний).

Решать задачи разных видов.

Выполнять сложение и вычитание с числом 0.

Применять  переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений.

Понимать взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; выполнять способы проверки сложения и вычитания.

Решать уравнения вида: х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217, х – 137 = 500 – 140.

Выполнять устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

Развитие координации мелких движений.

5.

Умножение и деление

77

Выполнять умножение и деление чисел(обобщение и систематизация знаний).

Применять случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения.

Использовать рациональные вычисления на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение.

Использовать взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Выполнять решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Применять устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Сравнение и анализ вычислений

Развитие координации мелких движений.

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентировке на основе пространственных представлений.

Совершенствование навыков зрительно-моторной координации

6.

Повторение

6

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу.

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

Развитие координации мелких движений.

Сравнение и анализ вычислений

Развитие координации мелких движений.

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентировке на основе пространственных представлений.

Совершенствование навыков зрительно-моторной координации

ИТОГО

136

Приложение 1

Перечень контрольных работ на 2019-2020 учебный год

  1. Входная контрольная работа.
  2. Контрольная работа №2 по теме «Нумерация».
  3. Контрольная работа за 1 четверть.
  4. Контрольная работа №4 по теме «Величины».
  5. Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание».
  6. Контрольная работа  за 2 четверть.
  7. Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление на однозначное число».
  8. Контрольная работа №8.
  9. Контрольная работа  за 3 четверть.
  10. Контрольная работа №10 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число».
  11. Всероссийская проверочная работа
  12. Контрольная работа № 11 по теме «Деление на двузначное число».
  13.  Итоговая контрольная работа.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

Список литературы для обучающихся:

  • Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.  Математика: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 4 класса в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2014г.

Список литературы для учителя:

  • Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1-4 класс. -- М: Просвещение,2014 г.
  • Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике: 4 класс: к учебнику М.И. Моро и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012г.
  • Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 1-4 класс. - М: Просвещение,2014 г.

Материально-техническое обеспечение:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители)
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы)
  • оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная  доска, документ-камера, специальная клавиатура для слабовидящих детей)
  • измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки
  • индивидуальные счетные наборы
  • индивидуальные маркерные доски, маркеры

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Электронное приложение к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В «Математика 3 класс»
  • Интерактивные тесты, игры, презентации
  • Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 уч. год

4класс (4 часа в неделю, 136 часов за год)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

Дата

План

Факт

Числа от 1 до 100.  Сложение и вычитание (9 ч.)

1

Нумерация чисел в пределах 100.

1

Работа над повторением названия, последовательности и записи цифрами натуральных чисел от 1 до 100; разряды чисел; повторение математических терминов (слагаемые, сумма, разность и др.).

Пользоваться изученной математической терминологией; устно выполнять арифметические действия над числами в пределах сотни

2

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1

Отработка приёмов сложения и вычитания с переходом через разряд; приём «дополнения до круглого десятка»; переместительное свойство сложения; письменные приёмы (решение «в столбик»).

Выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание двузначных чисел, двузначного числа и однозначного числа);

вычислять значение числового выражения;

проверять правильность выполненных вычислений; решать текстовые задачи арифметическим способом.

3

Выражение с переменной.

1

Повторение латинских букв в выражениях с переменной; подготовительная работа к повторению уравнений; письменные приёмы сложения и вычитания; работа с геометрическими фигурами, вычисление периметра.

Называть латинские буквы; объяснять взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания)

4

Решение уравнений.

1

Обобщение знаний об уравнении; сравнение уравнений и выражений с переменной; решение текстовых и логических задач.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы.

5

Решение уравнений.

Решение составных  задач.

1

 Знакомство с новым способом решения уравнений; повторение единиц длины и их соотношений; задания на  развитие глазомера.

Объяснять взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания); находить неизвестное уменьшаемое.

6

Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.

1

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Знакомство с заглавными латинскими буквами; правильный способ прочтения буквенного обозначения фигуры; сравнение предметов по размерам; работа с чертёжно-измерительными инструментами обозначение фигур буквами.

Объяснять взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания); находить неизвестное вычитаемое; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы;

решать задачи разными способами.

7

Обобщение и систематизация  изученного материала.

1

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания; пространственные отношения; работа над усвоением математической терминологии; решение задач разных видов.

Понимать закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи разными способами.

8

Входная контрольная работа

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике:  выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи, уравнения; называть и чертить отрезки заданной длины, сравнивать их; сравнивать величины.

9

Анализ контрольной работы.  Решение задач на нахождение суммы и остатка.

1

Анализ работ (коллективная и инд.работа над ошибками); отработка разных способов решения уравнений; решение задач разными способами.

Проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закрепить навыки устных и письменных вычислений, умение решать задачи и уравнения изученных видов.

Числа от 1 до 100.  Табличное умножение и деление (46 ч.)

10

Связь умножения и сложения.

1

Конкретный смысл умножения.

Взаимосвязь умножения и сложения

Повторить конкретный смысл умножения, взаимосвязь умножения и сложения; разграничение суммы одинаковых слагаемых и разных; составление задач по кратким записям.

11

Связь между компонента-ми и результатом умно-жения.

1

Установление взаимосвязи между результатом компонентами умножения; составление карточек – схем; отработка чтения математических выражений.

12

Чётные и нечётные числа.

1

Знакомство с понятиями «чётные» и «нечётные» числа; проверка владения математической терминологией и вычислительными навыками;

Составить программу решения задачи; задания на развитие творческого нестандартного мышления. Работать над разными видами текстовых и логических задач.

13

Таблица умножения и деления с числом  3.

1

Повторение в разных игровых формах таблицы на 3.

Работать с программами решения задач; нахождение периметра фигуры; порядок действий.

14

Решение задач с величи-нами: «цена», «количест-во», «стоимость».

1

Знакомство с новым типом задач; работа над понятиями «цена», «количество», «стоимость»; вариативность записи условия;

Решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость», называть связи между этими величинами; выполнять письменные и устные вычисления, используя изученные приёмы.

15

Решение задач с понятиями «масса» и «количество».

1

Работа над задачами с величинами: масса, количество,масса всех; сопоставление с задачами с другими величинами.

Решать задачи с величинами «масса» и «количество»; называть зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; выполнять письменные и устные вычисления, используя изученные приёмы.

16

Порядок выполнения действий.

1

Расширение знаний о порядке выполнения действий; отработка приёмов; составление карточек-схем; решение уравнений; математические ребусы.

Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок; использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений; выполнять письменные и устные вычисления, используя изученные приёмы;

-решать задачи и  уравнения изученных видов.

17

Порядок выполнения действий.

Решение задач в два действия.

1

Отработка вычислительных навыков; геометрические фигуры, их буквенные обозначения, нахождение периметра; практический способ нахождения решения логических задач.

18

Порядок выполнения действий.

Решение  задач на умножение.

1

Решение логических задач и головоломок; составление выражений на порядок действий по схемам; решение текстовых задач.

19

Что узнали? Чему научились?

1

Отработка взаимосвязи между результатом и компонентами действий; сравнение именованных чисел; решение текстовых задач и составление обратных к ним; игра «11 палочек».

Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок; выполнять письменные и устные вычисления, используя изученные приёмы;

решать задачи изученных видов.

20

Таблица умножения и деления с числом 4.

1

Составление таблицы умножения 4 и на 4; решение уравнений; составление задач по заданному типу.

Применять правила о порядке действий в числовых выражениях; применять знаний таблицы умножения при вычислении числовых выражений; решать задачи и уравнения изученных видов; находить периметр квадрата.

21

Таблица умножения.

Закрепление.

1

Закрепление известных случаев умножения в ходе работы над решением текстовых и логических задач, решения выражений.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений;

-применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы;

решать задачи и уравнения изученных видов.

22

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1

Работа над задачами нового типа; повторение буквенных выражений и уравнений; составление обратных задач.

Решать задачи на увеличение числа в несколько раз арифметическими способами; моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами;  применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений.

23

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Таблица умножения.

1

Закрепление умения решать задачи нового типа; знакомство с вариантами краткой записи (схематический рисунок и чертёж); практическая работа с геометрическим материалом.

Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз арифметическими способами; моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами; применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений.

24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1

Знакомство с задачами нового типа; соотнесение с задачей на увеличение числа в несколько раз; работа с неравенствами; решение уравнений.

25

Решение задач.

1

Решение задач изученных видов; работа с неравенствами; решение уравнений.

Решать задачи изученных видов арифметическими способами; моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами;

применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений.

26

Таблица умножения и деления с числом 5.

1

Работа над составлением таблицы умножения числа5; решение задач; работа с буквенными выражениями.

Решать задачи изученных видов арифметическими способами; применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений.

27

Задачи на кратное сравнение.

1

Знакомство с задачами нового типа; работа с геометрическим материалом; обучение доказательству.

Решать задачи на кратное сравнение арифметическими способами; моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами;

применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений.

28

Решение задач  на кратное сравнение.

1

Отработка способа решения задач на кратное сравнение;   правило нахождения неизвестного числа;

29

Решение задач изученных типов.

1

Решение задач разных видов; работа с геометрическим материалом (пространственное мышление).

30

Контрольная работа №2 по теме: «Табличное

умножение и деление».

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике: применять правила о порядке действий в числовых выражениях;

применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений;

выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи изученных видов.

31

Анализ контрольной

работы.

Таблица умножения и деления с числом 7.

1

Анализ ошибок работы; составление и заучивание таблицы; решение уравнений способом подбора; изменение длины отрезков в соответствии с условием задания

Применять правила о порядке действий в числовых выражениях; применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи изученных видов.

32

Таблица умножения и деления с числом 6.

1

Составление и заучивание таблицы умно-жения числа 6; работа с буквенными выражениями; нахождение и исправление ошибок в ходе решения уравнений.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; применять правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи и уравнения изученных видов.

33

Решение задач.

1

Закрепление вычислительных навыков в ходе решения текстовых задач, выражений с переменной; работа с геометрическим материалом (пространственно-логическое мышление).

34

Решение составных задач.

1

Игра «Молчанка» (с тройками цифр), работа с Танграмом; решение составных задач; отработка вычислительных навыков.

Составлять и решать задачи изученных видов арифметическими способами;  применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; решать уравнения.

35

Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?

1

Решение задач изученных видов; порядок действий в выражениях со скобками.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; применять правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи и уравнения изученных видов.

36

Площадь.

Единицы площади.

1

Знакомство с понятием «площадь» (на основе наложения ); определение площади разных фигур; решение уравнений; отработка вычислительных навыков.

Сравнивать площади фигур способом наложения; решать задачи изученных видов; пользоваться  таблицей умножения и деления.

37

Площадь.

Сравнение площадей

Фигур.

1

Определение площади разных фигур; решение уравнений; отработка вычислительных навыков.

38

Квадратный сантиметр.

1

Знакомство с новой единицей измерения при помощи мерок; нахождение площади при помощи мерок; игра «Математическое солнышко»; решение задач.

Измерять площадь фигур в квадратных сантиметрах; решать задачи изученных видов; пользоваться  таблицей умножения и деления.

39

Площадь прямоугольника.

1

Знакомство с правилом нахождения площади прямоугольника (на практической основе); выполнение чертежей фигур заданных размеров, высчитывание площади.

Вычислять площадь прямоугольника по формуле; применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; применять правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления

40

Таблица умножения и

деления с числом 8.

1

Составление таблицы умножения и деления с числом 8; решение задач; решение уравнений.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений;

применять правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи изученных видов; вычислять площадь прямоугольника по формуле

41

Закрепление изученного. Решение составных задач.

1

Сравнение и решение задач; наблюдение за изменением делителя и частного; сравнение уравнений, определение большего значения неизвестного; отработка решения составных задач; решение разными способами; задачи с недостающими данными; программа решения задачи.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; применять правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи изученных видов; вычислять площадь прямоугольника разными способами.

42

Таблица умножения и деления с числом 9.

1

Составление и заучивание таблицы; объяснение значения выражений в контексте задачи; работа с единицами длины.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений;

применять правила о порядке действий в числовых выражениях выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы решать задачи изученных видов; вычислять площадь и периметр прямоугольника разными способами.

43

Контрольная работа №3 по теме: «Табличное умножение и деление. Решение задач».

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике: применять правила о порядке действий в числовых выражениях;

применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений;

выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи изученных видов; вычислять площадь и периметр прямоугольника разными способами.

44

Анализ контрольной работы.

Квадратный дециметр.

1

Анализ ошибок в работе, знакомство с новой единицей измерения; соотношение единиц; нахождение площади объектов в классе; решение текстовых и геометрических задач.

Измерять площади фигур в квадратных дециметрах.

45

Таблица умножения.

Систематизация знаний.

1

Работа с карточками на знание табличных произведений; отработка отношений «больше в», «во сколько раз больше» в ходе решения текстовых задач.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; применять правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы;решать задачи изученных видов.

46

Закрепление  изученного материала.

1

Решение текстовых задач; выполнение действий в выражениях со скобками и без.

47

Квадратный метр.

1

Практическое знакомство с кв.метром; решение геометрических задач; задания на конструирование.

Использовать квадратный метр для измерения площадей фигур, вычислять площадь и периметр прямоугольника разными способами.

48

Закрепление  изученного материала.

1

Включение новой изученной информации в общую структуру путём выполнения действий с величинами, решения текстовых и геометрических задач.

Применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений;

 правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы;

решать задачи изученных видов.

49

Странички для

Любознательных. Что узнали? Чему научились?

1

Решение уравнений методом подбора и с помощью правила; составление равенств и неравенств; решение простых и составных задач.

Применять полученные знания, умения и навыки при выполнении заданий творческого и поискового характера,  дополнять задачи – расчёты недостающими данными и решать их; располагать предметы на плане комнаты по описанию.

50

Умножение на 1.

1

Знакомство с правилом умножения на 1; решение задач; определение длин сторон по данному периметру.

Применять правило умножения чисел на 1

51

Умножение на 0.

1

Знакомство с правилом умножения на 0; решение уравнений

Пользоваться правилами умножения и деления на 1 и 0; применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; применять правила о порядке действий в числовых выражениях; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы;

-решать задачи и уравнения изученных видов; совершать действия с именованными числами.

52

Умножение и деление с числами 1, 0.

1

Знакомство с  частными случаями деления на основе взаимосвязи умножения и деления; работа с площадью фигур.

53

Деление нуля на число.

1

Знакомство с правилом деления нуля на число; решение выражений на порядок действий; составление равенств.

54

Обобщение и систематизация изученного материала.

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике.

55

Обобщение и систематизация изученного материала.

1

Работа с дополнением равенств и неравенств; нахождение площади фигуры.

Составлять выражения к задачам в 3 действия

Доли (9 ч)

56

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Знакомство с понятием «доли»; соотношение долей на наглядной основе; решение уравнений.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике.

57

Работа над ошибками. Доли.

1

Доли.

Определять доли и сравнивать их; находить долю числа; применять знания таблицы умножения при вычислении числовых выражений; решать задачи и уравнения изученных видов.

58

Образование и сравнение долей.

1

Образование, сравнение долей.

59

Работа над ошибками. Круг.

1

Знакомство с понятиями «круг»

Определять и вычерчивать диаметр окружности; решать задачи на доли; выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы.

60

Окружность.

1

Знакомство с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; построение окружности (безопасная работа с циркулем); нахождение долей.

61

Диаметр окружности (круга).

1

Знакомство с понятием «диаметр»; нахождение радиусов и диаметра круга

62

Решение задач.

1

Решение простых задач на нахождение части числа.

Выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы; решать задачи и уравнения изученных видов.

63

Единицы времени, год, месяц.

1

Расширение знаний о единицах времени; работа с календарём; решение текстовых задач.

Переводить одни единицы времени в другие; анализировать табель-календарь

64

Обобщение и систематизация изученного материала. Таблица умножения,  таблица деления.

1

Отработка вычислительных навыков; составление равенств и неравенств из данных выражений; нахождение периметра и площади фигуры.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике и при выполнении заданий творческого и поискового характера.

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение иделение (27 ч.)

65

Умножение и деление круглых чисел.

1

Знакомство с приёмом умножения; подготовительная работа к делению с остатком; порядок действий в выражениях

Моделировать приемы умножения и деления круглых чисел с помощью предметов; читать равенства, используя математическую терминологию.

66

Случаи деления вида 80:20.

1

Соотнесение примеров с ответами; знакомство с новым приёмом деления поисковым методом; решение текстовых задач.

Использовать переместительное свойство умножения и деления при вычислениях;

решать уравнения и  задачи изученных видов.

67

Умножение суммы на число.

1

Изучение различных способов умножения суммы на число (практическая работа); нахождение периметра прямоугольника.

Моделировать приемы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков; читать равенства, с помощью математических терминов.

68

Умножение суммы на число.

Таблица умножения.

1

Умножение суммы на число разными способами в ходе решения текстовых задач; сравнение выражений без вычислений (на основе доказательства).

69

Умножение двузначного числа на однозначное.

1

Повторение переместительного свойства умножения и свойства умножения суммы на число; работа с алгоритмом умножения; работа с логическими задачами.

Использовать прием умножения суммы на число при умножении двузначного числа на однозначное. Выполнять задания творческого и поискового характера.

70

Умножение двузначного числа на однозначное.

Таблица деления.

1

Отработка алгоритма умножения; составление задачи по таблице и плана решения; решение уравнений с одинаковыми числами.

71

Решение задач на приведение к единице.

1

Знакомство с новым типом задачи, составление плана и программы решения; умножение 1 и 0; нахождение периметра.

Решать задачи на приведение к единице и выполнять вычисления.

72

Закрепление изученного материала.

1

Решение задач изученных видов; выражения с переменной; работа над развитием математического языка.

Применять изученные приемы умножения и деления; решать задачи и уравнения изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера.

73

Деление суммы на число.

1

Знакомство с приёмом деления суммы на число; решение задач разными способами; составление задачи по выражению.

Выполнять деление суммы на число: решать задачи изученных видов.

74

Деление суммы на число.

Таблица умножения, таблица деления.

1

Составление выражений; решение текстовых задач; отработка вычислительных навыков.

75

Деление двузначного числа на однозначное.

1

Замена чисел суммой разрядных слагаемых; работа над алгоритмом деления; подбор недостающих данных в задаче.

Решать задачи, используя прием деления суммы на число; используя математическую терминологию читать равенства.

76

Делимое. Делитель.

1

Взаимосвязь умножения и деления; деление двузначного числа на однозначное с опорой на алгоритм; решение текстовых и логических задач.

Использовать взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; выполнять деление двузначного числа на однозначное. Решать задачи изученных видов.

77

Проверка деления.

1

Взаимосвязь умножения и деления; решение уравнений; нахождение площади фигуры; подготовительная работа к изучению деления с остатком.

Выполнять результат умножения делением; решать уравнения, проверяя деление умножением.

78

Деление двузначного числа на двузначное.

1

Нахождение частного способом подбора; решение уравнений; работа над нестандартными математическими задачами.

Делить двузначные числа на двузначные способом подбора; дополнять вопросом условие задачи, работать в парах.

79

Проверка умножения.

1

Взаимосвязь умножения и деления; работа с отрезками; дополнение недостающих данных в задаче и её решение.

Выполнять проверку умножения делением; читать равенства, чертить отрезки заданной длины, дополнять условие задачи данными и вопросом; работать в парах.

80

Решение уравнений.

1

Решение уравнений разных видов; составление задачи по выражению.

Решать уравнения, решать задачи изученных видов, рассуждать и делать выводы, работать в парах.

81

Решение уравнений.

Решение задач.

1

Отбор и решение уравнений по заданию; исправление ошибок в вычислениях; оперирование математическим языком в ходе организации игры.

82

Закрепление изученного материала.

1

Решение уравнений разных видов;

составление задачи по выражению.

Решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математическую терминологию; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу и ее результат; работать в парах.

83

Деление с остатком. Правило остатка.

1

Знакомство с конкретным смыслом деления с остатком; выполнение деления на основе изображений; площадь и доли фигуры.

Выполнять деление с остатком и моделировать этот вычислительный прием с помощью предметов и схематических рисунков; оформлять запись в столбик; анализировать и делать выводы.

84

Контрольная работа

№ 5 по теме: «Внетабличное умножение и деление».

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу и делать выводы.

85

Анализ контрольной работы. Деление с остатком.

1

Анализ ошибок в к/р. Наблюдение над соотношением остатка и делителя; решение текстовых задач на нахождение долей; работа над вариантами решения нестандартных задач.

Выполнять деление с остатком и моделировать этот вычислительный прием с помощью предметов и схематических рисунков; оформлять запись в столбик; анализировать и делать выводы.

86

Деление с остатком методом подбора.

1

Знакомство с методом подбора при выполнении деления с остатком; решение и составление задач, обратных данной.

Выполнять деление с остатком разными способами; решать задачи на деление с остатком; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

87

Задачи на деление с остатком.

1

Обобщение известных способов деления; решение задач  на деление с остатком; игра в «четвертинки», «половинки».

88

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1

Разбор частных случае деления с остатком; решение задач; выражения с переменной; решение уравнений.

Выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя; решать задачи на деление с остатком; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

89

Проверка деления с

остатком.

1

Отработка двухступенчатой проверки деления с остатком; решение задач геометрического содержания; работа над нестандартными задачами.

Выполнять проверку деления с остатком; решать задачи изученных видов; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

90

Контрольная работа  

№ 6 по теме: «Деление с

остатком».

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике; работать самостоятельно; контролировать свою работу и результат.

91

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала.

1

Отработка взаимосвязи остатка и делителя; разные виды деления; решение текстовых и логических задач.

Числа от 1 до 1000.    Нумерация. (13 ч.)

92

Тысяча. Числа от 1 до 1000.

1

Числа натурального ряда от 100 до 1000; деление с остатком; решение текстовых задач.

Считать сотнями; называть сотни;  решать задачи изученных видов; переводить одни единиц длины в другие, используя соотношения между ними; анализировать и делать выводы.

93

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

1

Десятичный состав трёхзначных чисел; работа на счётах; составление и решение уравнений.

Называть трехзначные числа; решать задачи с пропорциональными величинами; выполнять внетабличное умножение и деление; анализировать и делать выводы.

94

Единицы первого, второго, третьего разрядов.

1

Работа на счётах; значение места цифры в числе; отношения именованных чисел.

Называть и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; переводить одни единицы в другие, используя соотношения между ними.

95

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1

Работа над чтением и записью трёхзначного числа; десятичный состав чисел; составление задачи по выражению; сравнение площадей и периметров квадратов.

Называть и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; строить геометрические фигуры и вычислять их периметр и площадь, работать в парах.

96

Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз.

Трёхзначные числа -  сумма разрядных слагаемых.

1

Приём увеличения, уменьшения числа в 10, 100 раз; арифметический диктант; решение уравнений; изменение вопроса задачи в соответствии с изменением способа решения.

Замена числа суммой разрядных слагаемых; обучение доказательству разных способов решения задачи; устные вычисления, основанные на разрядном составе чисел.

Применять приемы увеличения и уменьшения натуральных чисел в 10 раз, в 100 раз; решать задачи на краткое и разностное сравнение; анализировать и делать выводы; работать в группах

97

Контрольная работа

№ 7 по теме: «Нумерация в пределах 1000».

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

98

Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений в пределах 1000.

1

Приёмы устных вычислений, основанных на разрядном составе чисел, решение задач.

Выполнять вычисления с трехзначными числами, используя разрядные слагаемые; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.

99

Сравнение трёхзначных чисел.

1

Способы сравнения чисел; отработка устных приёмов вычислений; решение уравнений разных видов; выражения с переменной.

Сравнивать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; англизировать и делать выводы.

100

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1

Работа над чтением и записью трёхзначного числа; десятичный состав чисел; составление задачи по выражению; сравнение площадей и периметров квадратов.

Выделять в трехзначном числе количество сотен, десятков, единиц; выполнять задания творческого и поискового характера.

101

Римские цифры.

1

Урок-презентация; знакомство с историей возникновения цифр; знакомство с римскими цифрами; образование римс-ких чисел.

Выполнять вычисления с трехзначными числами, используя разрядные слагаемые; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.

102

Единицы массы. Грамм.

1

Знакомство с новой единицей массы; практическая работа по определению массы предметов; отработка вычислительных навыков.

Взвешивать предметы и сравнивать их по массе; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.

103

Контрольная работа

№ 8 по теме: «Сложение и вычитание».

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

104

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала.

1

Анализ ошибок в контрольной работе

Работать над пониманием выражений «десятков» - «всего десятков»; решать геометрические задачи; выполнять деление с остатком.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч.)

105

Приёмы устных вычислений.

1

Разрядный состав чисел; перенос известного материала на новый; соотношения величин; выбор уравнений по действию.

Выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел,  оканчивающихся нулями; решать задачи изученных видов; изменять условие и вопрос задачи по данному решению.

106

Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200.

1

Игра «Новоселье» (дополнение чисел до данного); увеличение (уменьшение) числа в несколько раз; решение задач.

Выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620-200; выполнять деление с остатком.

107

Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90.

1

Свойства сложения; вычисление значений выражений удобным способом; деление с остатком; решение текстовых задач по составленной программе.

Выполнять сложение и вычитание вида 470+80, 560-90; выполнять проверку арифметических действий, выполнять задания творческого и поискового характера.

108

Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140.

1

Разбор разных способов вычислений; дополнение именованных чисел до данного; составление и решение задачи.

Выполнять сложение и вычитание вида 260+310, 670-140; умение решать задачи изученных видов; выполнять проверку арифметических действий, выполнять задания творческого и поискового характера.

109

Приёмы письменных вычислений.

1

 Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; наблюдение над способом письменных вычислений знакомого материала и нового; геометрические задачи.

Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик; выполнять проверку арифметических действий, выполнять задания творческого и поискового характера.

110

Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

1

Урок самостоятельной работы с новым материалом; составление и решение задач, обратных данной.

Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик по алгоритму; решать задачи изученных видов.

111

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.

1

Урок самостоятельной работы с новым материалом; сравнение чисел; подбор пропущенных данных в уравнение.

112

Виды треугольников.

1

Практическая работа по складыванию треугольников из полос бумаги; работа над понятиями «равносторонний», «разносторонний», «равнобедренный» треугольники.

Распознавать разносторонние, равносторонние, равнобедренные треугольники. Решать задачи изученных видов, выполнять задания творческого и поискового характера, анализировать и делать выводы, работать в группах.

113

Что узнали? Чему научились?

1

Разные виды работы над задачами: дополнение данных, составление выражений и подбор вопросов; варианты решения; отработка вычислительных навыков.

Выполнять сложение и вычитание  трёхзначных чисел в столбик, решать задачи и уравнения изученных видов, переводить одни единицы измерения в другие, используя соотношения между ними, работать в парах.

114

Контрольная работа

№ 9 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000».

1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и результат.

115

Анализ контрольной работы.  Обобщение и систематизация изученного материала.

1

Анализ ошибок в к.р.; работа над математическим языком; нахождение доли числа; копирование геометрических фигур, нахождение их площади.

Понимать причины ошибок и исправлять их; выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, оканчивающихся нулями.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление   ( 13 ч.)

116

Умножение и деление. Приёмы устных вычислений.

1

Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; решение текстовых задач; нахождение и определение видов треугольников.

Выполнять умножение и деление трёхзначных чисел, используя взаимосвязь умножения и деления, формулировать вопрос задачи по данному решению, работать в парах и группах.

117

Умножение и деление. Приёмы устных вычислений.

1

Знакомство с приёмом, основанном на разрядных слагаемых; решение задач разными способами; работа с программами равенств, нахождение недостающих чисел.

118

Приёмы устных вычислений.

1

Взаимосвязь умножения и деления; исправление неверного решения уравнений; сравнение долей именованных чисел.

Выполнять умножение и деление трёхзначных чисел, используя взаимосвязь умножения и деления, формулировать вопрос задачи по данному решению; решать задачи и уравнения изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера.

119

Виды треугольников.

1

Сравнение решения задач; составление задачи по выражению; проверка деления с остатком; задание на пространственное мышление.

Различать треугольники по видам углов, строить треугольники заданных видов, составлять условие и вопрос задачи по данному решению, читать равенства, используя математическую терминологию, анализировать и делать выводы.

120

Закрепление изученного материала.

1

Решение задач разными способами; классификация геометрических фигур; отработка вычислительных навыков.

Применять изученные приёмы устных вычислений, умение различать треугольники по видам углов, решать задачи изученных видов.

121

Приёмы умножения в пределах 1000.

1

Знакомство с приёмом умножения в столбик; работа над алгоритмом умножения; решение задач; работа по составлению верных равенств.

Выполнять письменное умножение трёхзначного числа на однозначное, сравнивать разные способы записи умножения и выбирать наиболее удобный, читать равенства, используя математическую терминологию, выполнять задания творческого и поискового характера.

122

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

1

Работа над алгоритмом умножения с переходом через разряд; решение текстовых задач; нахождение целого по его части.

Умножать  трёхзначное число на однозначное с переходом через разряд по алгоритму

123

Письменные приёмы умножения в пределах 1000.

1

Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения; разные способы краткой записи условия задачи; решение нестандартных задач.

Применять изученные приёмы письменных и устных вычислений; умение решать задачи и уравнения изученных видов, составлять уравнения по математическим высказываниям и решать их; различать треугольники;  выполнять задания творческого и поискового характера.

124

Приёмы письменного деления в пределах 1000.

1

Знакомство с приёмом деления в столбик; решение текстовых задач.

125

Алгоритм деления  трехзначного числа на однозначное.

1

Работа над алгоритмом деления; работа над преобразованием задачи и её решение; решение уравнений.

Выполнять письменное деление трёхзначного числа на однозначное по алгоритму, решать задачи и уравнения изученных видов, решать задачи поискового характера способом решения с конца.

126

Проверка деления.

1

Взаимосвязь деления и умножения; классификация уравнений по группам; решение текстовых задач

Выполнять проверку деления умножением, контролировать и оценивать свою работу и её результат

127

Приёмы письменного деления чисел. Закрепление изученного материала.

1

Отработка навыков письменных вычислений; выражения с переменной и уравнения (сопоставление).

Выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1000; решать задачи и уравнения изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера.

128

Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором.

1

Отработка навыков письменных вычислений; знакомство с калькулятором, обучение пользованию для проверки правильности выполнения вычислений.

Итоговое повторение (8 ч.)

129

Итоговая контрольная работа № 10

       1

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике.

Применять полученные знания, умения и навыки на практике.

130

Анализ контрольной работы. Нумерация. Сложение и вычитание.

1

Анализ ошибок в контрольной работе.Числа от 1 до 1000. Разрядный состав чисел. Разряды.

Называть и записывать трехзначные числа; решать задачи изученных видов; переводить одни единицы в другие, используя соотношения между ними.

131

Умножение и деление.

1

Устные и письменные способы умножения и деления.

Выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1000

132

Правила о порядке выполнения действий. Решение задач изученных видов.

1

Порядок выполнения действий

Решение задач, составление задач, обратных данной; вычисление значения выражений удобным способом; решение нестандартных задач

133

Геометрические фигуры и величины.

1

Геометрические фигуры. Единицы измерения.

Различать геометрические фигуры, чертить их по заданной длине. Находить площадь фигур.

134

Закрепление  изученного материала.

1

Устные и письменные способы умножения и деления.

Отработка навыков письменных вычислений;  пользование калькулятором для проверки правильности выполнения вычислений; решение задач изученных видов.

135

Обобщающий урок. Игра «По океану математики»

1

Игра «Скоростные гонки»; составление и решение задач  по данным, по вопросу, по действию

136

Закрепление и обобщение изученного материала за 3 класс.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)

Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание  цен...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированные рабочие программы 2 класс(программа "Школа России") (июнь 2018г.)

Содержат внутрипредметные образовательные модули....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для умственно отсталых обучающихся с НОДА.

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Речевая практика» для  умственно отсталых обучающихся с НОДА.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» ...

Адаптированная рабочая программа ОВЗ НОДА

Адаптированная рабочая программа ОВЗ НОДА, 4 класс...

Адаптированные рабочие программы для подготовительного класса. (ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Рабочие программы составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптиров...