Учебный проект Старинные меры длины
проект по математике (3 класс)

Григорьева Любовь Ивановна

Учебный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_starinnye_mery_dliny.docx210.49 КБ

Предварительный просмотр:

Старинные меры длины

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА  

С. КАЗЫМ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

                             Проект в номинации  «Первые шаги»

Тема проекта

 «Старинные меры  длины»

C:\Users\admin\Documents\дима меры длины\1259853616_man.jpg

Автор проекта:

Рандымов Дмитрий Васильевич

3 «А» класс

Руководитель проекта:

                                                Григорьева Любовь Ивановна

МОСШ с. Казым

Учитель начальных классов

с. Казым, 2014 г.


Содержание

Содержание…………………………………………………………………………………… 3

Введение ……………………………………………………………………………………… 4

  1. Этапы работы………………………………………………………………………  5
  2. Результаты работы с литературой и ресурсами ИНТЕРНЕТа      ……………… 7

  2.1. Из истории возникновения старинных мер длины ………………………………7

  2.2. Старинные русские меры длины в литературных произведениях ……………  8

Заключение…………………………………………………………………………………… 10

Ресурсы…………………………………………………………………………………............11

Тезисы…………………………………………………………………………………………..12


Введение

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», - учит нас народная русская пословица. Это означает, что, прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошо подготовиться, то есть несколько раз все проверить.

А как родилась эта пословица? Человек какой професии мог её сочинить? Может портной?  Вполне возможно, ведь ему важно правильно раскроить ткань, чтобы сшить одежду нужного размера. А может это плотник или столяр? В их работе точность не менее важна.

Впрочем, человек, придумавший эту пословицу, мог быть кем угодно: и кузнецом, и сапожником, и стекольщиком. Потому что люди всех профессий во все времена и во всём мире точности измерений большое значение.

Нам уже хорошо известны слова «метр», «сантиметр», «миллиметр». Всё это привычные для нас меры длины. Но в литературных произведениях часто встречаются непонятные слова, связанные с единицами длины. Чтоба понимать, о чём идёт речь в произведениях, нужно знать значения этих единиц измерения. На уроках математики мы познакомились с некоторыми старинными мерами длины. Я решил узнать о них побольше.

                    Цель моего проекта – познакомиться со старинными мерами длины.

        Задачи:

  1. Узнать историю возникновения старинных единиц измерения длины;
  2. Подобрать литературные произведения, пословицы и поговорки, в которых встречаются старинные единицы измерения длины;
  3. Описать собранный материал и сделать заключение.

        Методы: изучение литературы, описание, обобщение.

                Основополагающий вопрос:     « Как возникли единицы измерения длины?»

                Проблемные вопросы:

  1. Как в старину измеряли длину?

  2. Используют ли сейчас старинные меры длины?

  3. Почему сейчас во всём мире используются одни и теже единицы измерения

       длины?

       

При сборе информации мы воспользовались справочниками, энциклопедиями и учебными пособиями. Из них мы почерпнули информацию об истории развития единиц измерения длины, подобрали пословицы, поговорки, нашли картинки и фотографии.  

                                                1.  Этапы работы

1.Изучение литературы.

2.Поиск ответа на проблемные вопросы.

3.Составление описания, формулирование вывода - «Как в старину люди измеряли длину?

5.Составление доклада и буклета,  подготовка презентации.

6.Защита проекта.

  1. Результаты работы с литературой и  ресурсами ИНТЕРНЕТа
  1.  Из истории возникновения старинных мер длины.

В библиотеке мы нашли много книг, журналов и пособий о старинных мерах длины. В энциклопедиях и справочниках нашли информацию об истории развития единиц измерения, подобрали половицы и поговорки.

Стоит нам только оглянуться по сторонам, и мы сразу увидим, как много людей постоянно что-то измеряют. На стройках, на заводах, в полях, во время спортивных соревнований, у себя дома. Делают это с помощью различных измерительных инструментоав: рулеткой, линейкой, сантиметровой лентой. А как поступали наши далёкие предки?

С древности, мерой длины и веса всегда был сам человек. Во все времена у всех народов собственное тело, свои руки и ноги служили людям «измерительными интрументами». Система древнерусских мер включает в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Аршин – старинная русская мера длины, около 71 сантиметра – длина вытянутой руки взрослого человека. Очень часто в старину аршин использовали купцы, когда итмеряли ткань.

Для мелких мер длины использовалась другая древняя русская мера – пядь.

Это расстояние между растянутых в стороны большого пальца и мизинца.

 Существовала «малая пядь» - расстояние от  кончиков большого и указа-

тельного пальцев, чуть меньше 18 см. «Большая пядь» - это

расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца,

примерно 22 – 23 см.  

  Другая русская мера длины, связанная с пальцами, называлась «вершок». Она равнялась длине двух суставов указательного пальца, или ширине двух соседних пальцев – тоже указательного и сренднего,  примерно 4см и 5 мм.

Сажень – одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Онии различались по назначению и по длине, и существовало их более десяти.

«Малая  сажень» - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола, примерно 1 м 42 см.

   Маховая сажень» - это расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослового мужчины, приблизительно 1 м 77 см.

«Косая сажень» - самая длинная. Это расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки, примерно 2 м 48 см.

К тому же имелись великая сажень, городовая, греческая, казённая, кладочная, морская, народная, трубная, царская, церковная. Они были разной длины – от 1м 59 см до 2 м 86 см.

сканирование0030                          сканирование0030                         

Известно, что существовала сажень  аршинная, береговая, большая, государева, дворовая, землемерная и другие.

 Локоть – исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. Локоть в старину использовали в торговле, как особенно удобную меру. Им  отмеряли сукно, полотно, шерстяные ткани, холст.

 Самые большие расстояния, например, между городами и сёлами, на Руси измеряли «вёрстами». Верста от слова вертеть. Первоначально это было расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты равнялась 1060 см. сканирование0002

Фут и дюйм, которыми пользовались в Древней Руси, были заимствованы из Англии. Дюйм означает «большой палец». Равняется дюйм примерно двум с половиной сантиметрам. «Фут» по-английски означает «нога». Равнялась эта мера примерно 30 см 5 см.

Повсюду применялись самые разнообразные меры длины. Использование их было очень неудобным, так как значение их часто отличались. Постепенно старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения, принятые во всё мире.

                 

         

Выводы

После изучения литературы я узнал:

  1. В древности для измерения длины человек использовал собственное тело: длину пальцев, рук, ног.  
  2. Первыми русскими мерами длины были: аршин, локоть, вершок, сашень, пядь.
  3. Использование таких мер длины было очень недобным, так как значение их часто отличались.

  1.  Старинные русские меры длины в литературных произведениях.

Стариые меры длины практически сейчас не применяются, но их нередко можно встретить в рассказах, повестях, книгах по истории, в пословицах и поговрках. Часто мы их встречаем в учебниках литературного чтения.

  1.  А еще рожу конька

                  Ростом только в три вершка,

                  На спине с двумя горбами,

                  Да с аршинными ушами.

                                                     «Конек – горбунок»

  1. Братья сеяли пшеницу,

                 Да возили в град-столицу.

                 Знать столица та была

                  Вёрст 15 от села.                         «Жар – птица»

           3. «Она была маленькая – маленькая, всего с дюйм ростом»

                                                            Х.К. Андерсен  «Дюймовочка»

          4. Вырос богатыр большим,

              Здоровенным даже.

             Голова его с аршин,

             В плечах косая сажень                 «Илья Муромец»

         5  «Алиса встала и подошла к зеркалу, чтобы узнать, какого она теперь росту. Судя  

             по  всему в ней было около двух футов»

                                                                   «Алиса в Зазеркалье»   Астрид Лингрен

  1. Что - то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег…  Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне ….

                                                       А.С. Пушкин  «Зимняя  дорога»

2.3. Старинные меры длины в пословицах и поговорках.

Старинные единицы длины часто встречаются в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки

                       Значение.

От горшка два вершка, а уже указчик.

Молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но поучающий всех.

Не уступить не пяди.

не отдать даже самой малости.

Семь пядей во лбу.

Об очень умном человеке.

Косая сажень в плечах.

Человек, высокого роста, широкоплечий.

На три аршина в землю видит.

Человек очень внимательный, прозорливый, от которого ничего невозможно утаить.

Коломенская верста

Шутливое прозвище для высокого человека.

На аршин борода, да ума на пядь.

О взрослом, но глупом человеке.

Ходит, словно аршин проглотил.

О неестественно прямом человеке.

Москва верстой далеко, а сердцу рядом.

Так русские люди характеризовали своё отношение к столице.

Каждый купец на свой аршин меряет.

Каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

Любовь не вёрстами меряется.

Расстояние не может быть препятсвием для любви.

Слышно за версту.

Разговаривать очень громко.

Выводы

  1. Старинные меры длины практически сейчас не применяются, но их нередко можно  встретить в литературных произведениях.
  2. Во многих русских пословицах и поговорках используются старинные меры длины.

                                                Заключение

        Работу над проектом мы выполняли вместе с мамой. Мы искали информацию в разных книгах, журналах, справочниках и энциклопедиях. В ИНТЕРНЕТе мы нашли фотографии и картинки, где показано, как в древности измеряли длину.

        С давних времен людям всегда приходилось что-то измерять, чтобы построить избу, спахать землю, сшить одежду. Сейчас это делают с помощью различных измерительных интсрументов. Много лет назад для измерения длины человек использовал собственное тело: длину пальцев, ладони, руки, размах рук.  Исконно русскими старинными мерами длины были: верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Много лет именно эти мерки использовал человек.

        Постепенно старинные меры утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.

         В литературных произведениях часто можно встретить старые русские меры длины. Существует много пословиц, поговорок и фразеологизмов, в которых используются эти единицы измерения.

        Работая над проектом, я узнал, как в старину измеряли расстояние. Сейчас, когда я встречаю в сказках, стихах устаревшие меры длины, то могу представить, о каком расстоянии говорится.

                                                          Ресурсы

  1. Багрова Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия.  Меры длины. – М.: АСТ, 2000.
  2. Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс: учебник: в 3ч. Ч.2. – М.: АСТ: Астрель,

2012.

  1. Пегов М. Семь раз отмерь! – М. издательский дом «Фома», 2013.

       4.  Режим доступа: http: // slovari. Yandex.ru

  1. Режим доступа: http: www. Photodom/ com

     

     

Тезисы

Номинация   «Первые шаги». Тема проекта:  «Старинные меры длины».

Автор: Рандымов Дмитрий.  Руководитель: Григорьева Л.И.

     Стоит нам только посмотреть  по сторонам, и мы увидим, как много людей что-то измеряют. На стройках, на заводах, в полях, во время спортивных соревнований, у себя дома. Делают это с помощью различных измерительных инструментов: линейки, рулетки, сантиметровой ленты. А как измеряли в глубокой древности, когда еще не существовали эти приспособления?

        Цель моего проекта – познакомиться со старинными мерами длины.

        Задачи:

  1. Узнать историю возникновения старинных единиц измерения длины;
  2. Подобрать литературные произведения, пословицы и поговорки, в которых встречаются старинные меры  длины;
  3. Описать собранный материал и сделать заключение.

                 Главный  вопрос:  «Как возникли единицы измерения длины?»

                 

              Проблемные вопросы

   1. Как в старину измеряли длину?

  2. Используют ли сейчас старинные меры длины?

  3. Почему сейчас во всём мире используются одни и теже единицы из-

      мерения  длины?

Этапы работы

1.Изучение литературы.

2.Поиск ответа на проблемные вопросы.

3.Составление описания, формулирование вывода - «Как в старину люди измеряли длину?

        Над проектом мы работали вместе с мамой. Из книг, журналов и других источников мы узнали об истори мер длины. В далёком прошлом, когда не было приборов для измерения, собственное тело, свои руки и ноги служили людям «измерительными инструментами».

Старинными русскими мерами длины являются: верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок.

Аршин – старинная русская мера длины, около 71 сантиметра – длина вытянутой руки взрослого человека. Очень часто   аршин использовали купцы, когда итмеряли ткань.

        Для мелких мер длины использовалась другая  мера – пядь. Это расстояние между растянутых в стороны большого пальца и мизинца.  Существовала «малая пядь» - расстояние от  кончиков большого и указательного пальцев, чуть меньше 18 см. «Большая пядь» - это расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, примерно 22 – 23 см.  

Ещё одна мера длины, связанная с пальцами, называлась «вершок». Она равнялась длине двух суставов указательного пальца, примерно 4см и 5 мм.

Сажень – самая распространенная на Руси мера длины.  

«Малая  сажень» - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола, примерно 1 м 42 см.

 «Маховая сажень» - это расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослово  мужчины, приблизительно 1 м 77 см.

«Косая сажень» - самая длинная. Это расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки, примерно 2 м 48 см.

Локоть – исконно древнерусская мера длины. Локоть использовали в торговле, как особенно удобную меру. Им  отмеряли сукно, полотно, шерстяные ткани.

Самые большие расстояния измеряли «вёрстами». Верста от слова вертеть. Сначала это было расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты равнялась 1060 см.

Фут и дюйм были заимствованы из Англии. Дюйм означает «большой палец». Равняется дюйм примерно двум с половиной сантиметрам. «Фут» по-английски означает «нога». Равнялась эта мера примерно 30 см 5 мм.

Старые  меры длины   сейчас почти не применяются, но их нередко можно встретить в рассказах, повестях, книгах по истории, в пословицах и поговрках. Часто мы их встречаем в учебниках литературного чтения.

Отгадайте, из какого произведения эти строки?

1. Да игрушечку-конька

    Ростом только в три вершка,

    На спине с двумя горбами

    Да с аршинными ушами.         Пётр Ершов «Конек – горбунок»

   

          2. Братья сеяли пшеницу,

             Да возили в град-столицу.

             Знать столица та была

             Вёрст пятнадцать  от села.                 «Жар – птица»

  1.   Она была маленькая-маленькая, всего дюйм ростом.

                                                                   «Дюймовочка»

  1. Что – то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечна тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег…  Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…                       А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

      Старинные единицы длины часто встречаются в пословицах и поговорках.

На уроках математики мы решали задачи со старинными мерами длины.

        Решите задачу.

       «Отдал царевич приказание, и вскоре явились во дворей 12 добрах молодцев, все на одно лицо и ростом в косую сажень. Какого роста были добры молодцы?»

       «Алиса встала и подошла к столу, чтобы выяснить, какого она теперь стала роста. Судя по всему в ней было окло двух футов. Какого роста стала Алиса?»

                                   Заключение

       Я узнал, что для измерения длины в старину  человек использовал собственное тело: длину пальцев, ладони, руки, размах рук, ноги. Исконно русскими  мерами длины были: верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Эти мерки  сейчас почти не применяются, они утратили свою значимость потому что неудобны и неточны. Но их нередко можно встретить в рассказах, сказках, книгах по истории, в пословицах и поговорках.

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Старинные меры длины" в технологии МДО

Разработка урока по окружающему миру "Старинные меры длины": организационный проэкт,  конспект урока, дидактический материал, диагностическая работа....

Математика 4 класс. Проектная работа "Старинные меры длины"

Автор: Кирица Ирина Руководитель: Рожкова Александра Анатольевна В этой творческой работе рассказывается о старинных мерах длины и их использовании в быту....

"Старинные меры длины"

Интегрированный урок ...

Внеклассное занятие по математике "Старинные меры длины" 3 класс.

Цель внеклассного занятия - знакомство со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь). Технологии: групповая, игровая, проектная, личностно-ориентированного обучения....

Презентация "Старинные меры длины"

Составленный проект был показан в рамках Недели математики, проводимой в нашей школе....

Презентация по математике на тему "Старинные меры длины" 2 класс УМК "Перспектива"

Данная презентация создана для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Перспектива" (авторы учебника: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.)Тема урока: Старинные меры длины.Проблема: Как измерять длину предмета...