3 класс. Работа с информацией. Обработка. Диаграмма
план-конспект урока по математике (3 класс)

Математика. 3 класс

Тема: Работа с информацией. Обработка. Диаграмма

Цели:

  • Обработка информации.
  • Моделирование диаграмм.
  • Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
  • Выполнять задания с использованием редактора Microsoft  Excel.
  • Проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение.
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • Сбор, обобщение и представление данных.
  • Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
  • Инициативное сотрудничество в поиске, сборе, обработке информации.

Дидактические материалы:

  • «Статья» из стенгазеты – каждой паре
  • Инструкция 1 – каждой паре
  • Инструкция 2 – каждой паре
  • Листы «Выводы по уроку» – каждому ученику

Оборудование:

  • Интерактивный комплекс (компьютер, интерактивная доска, проектор)
  • Компьютеры с подключением к интернету
  • Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
  • Рабочие тетради

Примечание:

1) Урок проводится в компьютерном классе.

2) Тема данного урока реализует информационную линию в курсе математики, в которой рассматривается разнообразная  работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин. Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления. Особое место при работе с информацией отводится таблице. Дети учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными, потом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Ученики работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagramma_3_klass.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Марданова Евгения Ураловна

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска

Урок математики

3 класс

Тема: Работа с информацией. Обработка. Диаграмма

Цели:

  • Обработка информации.
  • Моделирование диаграмм.
  • Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
  • Выполнять задания с использованием редактора Microsoft  Excel.
  • Проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение.
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • Сбор, обобщение и представление данных.
  • Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
  • Инициативное сотрудничество в поиске, сборе, обработке информации.

Дидактические материалы:

  • «Статья» из стенгазеты – каждой паре
  • Инструкция 1 – каждой паре
  • Инструкция 2 – каждой паре
  • Листы «Выводы по уроку» – каждому ученику

Оборудование:

  • Интерактивный комплекс (компьютер, интерактивная доска, проектор)
  • Компьютеры с подключением к интернету
  • Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник. 
  • Рабочие тетради

Примечание:

1) Урок проводится в компьютерном классе.

2) Тема данного урока реализует информационную линию в курсе математики, в которой рассматривается разнообразная  работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин. Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления. Особое место при работе с информацией отводится таблице. Дети учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными, потом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Ученики работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно.

Ход урока

1. Организационный этап

Запись даты, классной работы.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На экране текст и  данный текст надо раздать на парты.

Закончилась первая четверть. В 3 «А» классе решили выпустить стенгазету, где указали четвертные оценки по всем предметам. Получилась такая статья:

Ученик А получил следующие оценки: Английский язык – 4. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 4. Литературное чтение (на родном языке) – 4. Математика –4. Окружающий мир – 4. Русский язык  – 3. Родной язык – 4. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик Б получил следующие оценки: Английский язык – 5. Искусство (ИЗО) – 4. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 4. Математика –5. Окружающий мир – 3. Русский язык  – 4. Родной язык – 4. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик В получил следующие оценки: Английский язык – 4. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 4. Литературное чтение (на родном языке) – 4. Математика –3. Окружающий мир – 5. Русский язык  – 4. Родной язык – 5. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик  Г получил следующие оценки: Английский язык – 3. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 4. Математика –5. Окружающий мир – 3. Русский язык  – 3. Родной язык – 3. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик Д получил следующие оценки: Английский язык – 5. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 5. Математика –5. Окружающий мир – 5. Русский язык  – 5. Родной язык – 5. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик Е получил следующие оценки: Английский язык – 5. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 4. Математика –5. Окружающий мир – 4. Русский язык  – 5. Родной язык – 4. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик Ж получил следующие оценки: Английский язык – 5. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 4. Математика –5. Окружающий мир – 4. Русский язык  – 4. Родной язык – 5. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик З получил следующие оценки: Английский язык – 4. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 5. Математика –5. Окружающий мир – 4. Русский язык  – 4. Родной язык – 5. Технология – 4. Физкультура – 5. Ученик И получил следующие оценки: Английский язык – 5. Искусство (ИЗО) – 5. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 5. Математика –5. Окружающий мир – 5. Русский язык  – 5. Родной язык – 5. Технология – 5. Физкультура – 5. Ученик К получил следующие оценки: Английский язык – 4. Искусство (ИЗО) – 4. Искусство (Музыка) – 5. Литературное чтение – 5. Литературное чтение (на родном языке) – 4. Математика –5. Окружающий мир – 4. Русский язык  – 4. Родной язык – 4. Технология – 5. Физкультура – 5.

Поздравляем всех с окончанием четверти!

Поздравляем учеников Д и Ж – они стали отличниками! Ура!

У: Каково ваше мнение о статье? (трудно читать, разобрать информацию, всё сливается)

У: Можно ли по этой статье с лёгкостью сделать выводы, кто хорошо закончил четверть, кто не очень, как закончил четверть класс в общем? (нет)

У: Умеют ли ребята обрабатывать информацию на «отлично»? (нет)

У: Каких умений не хватает ребятам? Подумайте, какая тема у нашего урока? (дети выводят тему и записывают её в тетрадях и на доске)

Работа с информацией. Обработка.

У: Чтобы вы предложили ребятам, выпустившим эту стенгазету? (варианты ответов: оформить информацию про каждого ученика в отдельную строку или составить таблицу)

У: Наилучший вариант? (таблица)

У: Как мы можем составить таблицу? (написать и начертить  от руки, набрать на компьютере, используя редакторы Microsoft Word или Excel)

У: С редактором Microsoft  Excel мы работали меньше, поэтому предлагаю продолжить знакомство с ним и составить таблицу для стенгазеты по данной статье.

Дети парами пересаживаются за компьютеры, открывают  Microsoft  Excel и набирают данные в таблицу. В итоге получается таблица в 11 строк и 13 столбцов

У: Сколько учеников в 3 «А»? (10 учеников)

Также дети заметили ошибку в статье: на отлично закончили четверть не ученики Д и Ж, а ученики Д и И.

ФИЗМИНУТКА для глаз

3. Актуализация знаний.

У: Хорошо, что в этом классе всего 10 человек, а вот в нашем в три раза больше. Давайте определим, кто из 3 «А» лучше успевает по русскому языку? По математике? И т.д. (ответы по таблице)

У: По каким предметам лучше учится ученик Г? Ученик В? И т.д. (ответы детей)

Начинается путаница в ответах.

У: Как же представить информацию так, что ответить на эти вопросы?

(предложения детей)

Помощь от учителя: а как определить, кто в нашем классе выше по росту, а кто ниже? (поставить детей рядом – вызвать детей и показать)

У: Мы лучше понимаем, что больше, что меньше, когда видим два объекта рядом и можем сравнить их визуально. Также и с числовыми данными – их надо «превратить» в рисунок.

Отгадайте слово:

Два первых слога – означает единство двоих. (примечание: известно детям из определений диалога, диагонали, диаметра)

Третий слог – одна из единиц измерения массы.

Добавьте окончание –а.

(слово ДИАГРАММА)

У: Вы знаете, что это? Уточним нашу тему урока (дописывают):

Работа с информацией. Обработка. Диаграмма

ФИЗМИНУТКА для глаз

4. Первичное усвоение новых знаний

А)         У: Как же нам узнать, что такое диаграмма? (так как нет подходящего словаря, надо найти в интернете)

Дети осуществляют поиск определения в интернете

Одна из первых и лучших ссылок – Википедия:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0

(если нет интернета, можно выложить страницу в виде текстового файла)

Делают вывод:

Диагра́мма (греч. Διάγραμμα (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.

        Там находим виды и примеры диаграмм: графики, области, линейчатые, столбчатые, круговые, сетчатые и другие.

Б)         У: Как мы можем создать диаграмму? (начертить сами и выполнить на компьютере)

Возвращение за парты. Знакомство со статьёй в учебнике (стр. 112), где объясняется построение линейной диаграммы.

Выполнение № 388: Изобрази следующие данные с помощью диаграммы. В одном отрезе – 10 м ткани, в другом – 15 м, а в третьем – 20 м.

Взаимопроверка в паре. Оценивание.

5. Первичная проверка знаний

А)         У: В №388 было всего три объекта, в списке 3 «А» - десять. Как лучше, быстрее, точнее создать диаграмму для 3 «А»? (выполнить на компьютере)

Б)        У: Предлагаю вам создать диаграмму успешности учеников по одному из предметов (русский язык, родной язык, английский язык, математика, окружающий мир)

Ученики переходят за компьютеры, работают парами, используя созданные ими таблицы.

У: Редактор Microsoft  Excel позволяет нам построит диаграммы различного вида для большего количества объектов.

Далее работают по инструкции, выданной учителем каждой паре:

Инструкция 1:

  • Скопировать столбик с именами учеников
  • Рядом скопировать столбик с выбранным учебным предметом
  • Выделить оба столбика
  • Найти на панели быстрого доступа «Вставку»
  • Далее выбрать вид диаграммы (можно попробовать разные, но лучше линейная, столбчатая или график)
  • Создать диаграмму на этом же листе
  • Сохранить файл (в названии файла – фамилии составителей)

Взаимопроверка: пары меняются местами и выполняют проверку, возвращаются на своё место.

ФИЗМИНУТКА

В) У: Предлагаю вам создать диаграмму успешности одного из учеников по всем предметам за первую четверть

Далее работают по инструкции, выданной учителем каждой паре:

Инструкция 2:

  • Скопировать строчку с учебными предметами
  • Под ней скопировать строчку с оценками выбранного ученика
  • Выделить обе строки
  • Найти на панели быстрого доступа «Вставку»
  • Далее выбрать вид диаграммы (можно попробовать разные, но лучше линейная, столбчатая или график)
  • Создать диаграмму на этом же листе
  • Сохранить файл (в названии файла – фамилии составителей)

Взаимопроверка: пары меняются местами и выполняют проверку, возвращаются на своё место.

6. Первичная проверка понимания

А) Ученики пересылают сохранённые файлы учителю (по электронной почте), возвращаются за парты.

Учитель открывает на экране некоторые из них (по желанию учеников)

Обсуждают диаграммы, сравнивают данные между собой.

Б) У: Вы брали только одно направление. Но диаграммы позволяют изобразить сразу несколько направлений.

Учитель, используя таблицу, созданную одной из пар учеников, создаёт диаграмму, где отражаются все предметы и все десять учеников 3 «А».

Обсуждают диаграммы, сравнивают между собой учеников, учебные предметы.

7. Первичное закрепление

На показан текст из стенгазеты (начало урока) и сводную диаграмму.

У: Какой вывод по нашей теме урока вы можете сделать? (Диаграммы позволяют наглядно представить информацию, сравнить данные и обработать их)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

У: Какие новую информацию вы получили на уроке?

Сможете ли вы использовать её в своей жизни?

Как вы оцените свою работу?

Что вас затруднило на уроке?

Надо ли бояться усложнённых заданий?

Помогало ли вам единство в вашей паре?

Ученики заполняют лист «Выводы по уроку»

Лист «Выводы по уроку»

Фамилия

Поставить знак «V» или «+»

Полностью согласен (согласна)

Частично согласен (согласна)

Не  согласен (согласна)

Затрудняюсь ответить

Тема урока мне понятна

Я достиг (достигла) цели урока

Я смогу использовать полученную информацию в жизни

Я участвую в полной мере в выполнении всех заданий

Большинство решений предложено мной

Работать в паре труднее, чем одному (одной)

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Для меня были лёгким выполнение заданий (перечислить задания)

Возникли затруднения при выполнении заданий (перечислить задания)

Мне надо ещё поработать над темой (перечислить темы)

Я ставлю своей паре за работу на уроке оценку

Я ставлю себе за работу на уроке оценку

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома вам предлагается выполнить №393 (стр.114), построить самим диаграмму в тетради (рисунок или аппликация)

Для желающих – ознакомиться с информацией о построении диаграмм в разных редакторах, составить таблицу и построит диаграммы разного вида.

Ссылки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока математики в четвёртом классе по теме: "Работа с информацией, Диаграммы" (образовательная система "Начальная школа XXI века")

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Сценарий урока математики в четвёртом классе по теме: "Работа с информацией, Диаграммы" (образовательная система "Начальная школа XXI века")

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Конспект урока математики в 1 классе "Работа с информацией. «Проверим, верно ли»

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Учебные задачи урока Личностные УУД Положительное отношение к школе, к изучению математики.Интерес к решению учебных задач (чему буду уч...

мастер-класс работа с информацией и текстом

Развитие УУД при работе с текстом...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...

Семинар, "Курс для учеников и учителей начальных классов" "Работа с информацией" Мастер-класс по работе с Яндекс.Учебником от учителя-практика.

Работа в Яндекс.Учебнике позволяет мне сэкономить время, а также подробно проанализировать, как дети выполнили задания и подстроить учебный процесс под каждого ребёнка.Использую его по своему усмотрен...

Практические работы по теме "Обработка текстовой информации", 5 класс

методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по темеЦикл практических работ разработан для закрепления навыков работы в текстовом редакторе при изучении главы "Обработка текстовой инфор...