Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
материал по математике (4 класс) на тему

Мартынова Татьяна Викторовна

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в текст и наоборот; ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях в разделе «Работа с информацией».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией»

4  класс (работа с таблицами и диаграммами)

Ребята, перед выполнением работы, в оценочном листе, в столбце № 1 оцените свои возможности, поставив соответствующий знак напротив каждого умения:

+

Понимаю, умею (смогу выполнить верно)

?

Понимаю, умею, но сомневаюсь

-

Понимаю, но не умею (не смогу выполнить верно)

- -

Не понимаю, не умею, не справлюсь

Оценочный лист

Основные умения

Оценка № 1

ученика

Оценка № 2

ученика

Оценка № 3

учителя

1.

Умею читать и заполнять готовые столбчатые диаграммы

2.

Умею переносить информацию из столбчатой диаграммы в таблицу

3.

Умею читать готовые таблицы

4.

Умею заполнять текст информацией из таблицы и диаграммы

1. В апреле Федя посадил росток кедра и стал отмечать в конце каждого месяца его высоту. Мальчик представил эти данные на диаграмме:

За какой месяц росток кедра вырос больше всего?

Обведи букву правильного ответа:

а) за август;             б) за июнь;             в) за сентябрь;             г) за май.

На сколько мм увеличилась высота ростка за летние месяцы?

Подчеркни правильный ответ:

на 60 мм                  на 80 мм                  на 100 мм                    на 20 мм

2. С помощью данных, представленных в таблице, выполни задание.

В таблице представлена стоимость упаковки сахарного песка в одном из магазинов города Сатка:

Количество килограммов сахарного песка в упаковке

Стоимость одной упаковки

(руб.)

1 кг

39 руб.

5 кг

180 руб.

10 кг

350 руб.

У Ивана Андреевича есть 400 рублей. Может ли он купить на эти деньги 11 кг сахарного песка? Объясни свой ответ.

Ответ: _________

Объяснение:_____________________________________________________

________________________________________________________________

Из сахара (и ягод) сестра Ивана Андреевича сварила варенье. На диаграмме показан объём получившегося варенья (в литрах):

Известно, что малинового варенья получилось больше всего, а вишнёвого меньше всего. Сколько литров варенья каждого вида сварила Клавдия Андреевна? Заполни данные таблицы:

_______________ варенье

Вишнёвое

варенье

Клубничное

варенье

10 л

___ л

___ л

3. На диаграмме показано количество туристов, посетивших национальный парк "Зюраткуль" за три осенних месяца:

Верно ли утверждение, что за эти три месяца национальный парк посетили более 800 человек? Объясни свой ответ.

Ответ: ____________

Объяснение: _____________________________________________________

________________________________________________________________

4. Заполни пропуски в высказываниях, используя информацию, представленную ниже в таблице и на диаграмме (смотри предыдущий номер).

Маршрут движения

Расстояние

движения

Время

движения

Уфа - национальный парк "Зюраткуль"

254 км

4 ч 30 мин

Челябинск - национальный парк "Зюраткуль"

200 км

3 ч 30 мин

Екатеринбург - национальный парк "Зюраткуль"

330 км

5 часов

а) За девятый и десятый календарные месяцы парк посетили  _____  туристов.

б) В _______________ туристов было меньше, чем в  _____________  на 60.

в) В ______________ туристов было больше, чем в _______________ на 90.

г) Туристы из Екатеринбурга ехали до национального парка "Зюраткуль" со скоростью  _____ км/ч.

д) Выехав из дома в 7:00 утра туристы из _________________, в 11:35 в НП "Зюраткуль" заселялись в комнату на турбазе "Небесное Озеро".

е) Путь туристов из Уфы длиннее, чем из Челябинска на ____ км; но короче, чем из Екатеринбурга на _____ км.

Ребята,  после выполнения работы,  вернитесь в оценочный лист и в столбце    № 2 оцените каждое умение по выполненной работе, поставив соответствующий знак напротив каждого умения:

=

 согласен со своей оценкой до работы;  

 справился лучше, чем предполагал;

 справился хуже, чем предполагал.

После проверки работы учителем, сравните свою оценку с оценкой учителя.

Спецификация самостоятельной работы с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу

«Работа с информацией»

4 класс (работа с диаграммами и таблицами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в текст и наоборот; ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях в разделе «Работа с информацией».

Оценочный материал включает текст самостоятельной работы и спецификацию.

Структура КИМ

Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки по умению, она включает задания базовой сложности (№1, 2, 3). Назначение второй группы – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки, она включает задания повышенной сложности  (№4).

В работе используются три вида заданий: с выбором верного ответа из предложенных вариантов (1 задание - № 1), с кратким ответом (2 задания - № 2, 3), когда требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов), и с записью решения или краткого объяснения полученного ответа (3 задания - № 2, 3, 4).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Проверяемый планируемый результат

   Блок содержания

Номер задания в работе

Работа с информацией

1-4

Самоконтроль и самооценка

До и после работы

Всего:

4 задания

Данная таблица показывает, что  основным элементом содержания, проверяемого в самостоятельной работе, является умение читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в текст и, наоборот, через выполнение однотипных заданий, представленных в разных формулировках.

Кроме того, для развития самоконтроля и самооценки, обучающимся перед выполнением работы предлагается оценить свои возможности, т.е. осуществить прогностическую оценку. По окончании работы, обучающимся предлагается оценить выполненную работу повторно (проводится ретроспективная оценка). Далее обучающийся сравнивает эти две оценки и определяет их соответствие. После проверки самостоятельной работы учителем проводится содержательный анализ не только степени достижения предметных результатов, но и достижения метапредметных результатов (действий самоконтроля и самооценки).

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня  сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

3

9

65%

Повышенный

1

5

35%

Итого:

4

14

100%

Система оценивания выполнения отдельных заданий и самостоятельной работы в целом

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом за каждое действие. Выполнение заданий повышенного уровня (каждого действия) в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 3 баллов максимально.

Время выполнения самостоятельной работы

   Примерное время на выполнение заданий составляет:

  • для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут на каждое действие;
  • для заданий повышенной сложности – по 2-3 минуты.

На выполнение всей работы (№ 1 - № 4 и самооценка) отводится  от 15 до 20 минут.  Из указанного времени на заполнение таблиц прогностической и ретроспективной самооценки отводится по 2 минуты. Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребёнка.

Способ определения итоговой отметки

   Оценка выполнения работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.

  • Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
  • Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня.
  • Определяется общий балл обучающегося.

Максимальный балл за выполнение всей работы — 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 9 баллов, повышенной сложности — 5 баллов).

Базовый уровень считается достигнутым, если учащийся набрал 65% от максимального балла за задания базового уровня сложности. Т.е. если учащийся набрал при выполнении этой работы 7 баллов, можно сделать вывод, что учащийся достиг базового уровня.  Целесообразно учитывать в общем количестве баллов и баллы за задания повышенного уровня, в этом случае, у ученика появится возможность справиться с работой за счет выполнения заданий повышенного уровня сложности.

% выполнения от максимального балла

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100 – 86

14 - 13

5

Повышенный

85 – 65

12 - 10

4

60 – 45

9 - 7

3

Базовый

49 – 20

6 – 3

2

Недостаточный

  < 20

    < 3

      1

  • Если ученик получает за выполнение всей работы 6 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по разделу «Работа с информацией» – низкий уровень (не достиг базового уровня).
  • Если ученик получает от 7 до 9 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач – средний уровень (достиг базового уровня).
  • При получении более 10 баллов учащийся демонстрирует способность выполнять по математике задания повышенного уровня сложности.

Организация работы по самоанализу с целью выявления индивидуальных затруднений учащегося и примерных способов их преодоления

  1. Обучающийся перед выполнением работы пытается оценить свои возможности, т.е. осуществить прогностическую оценку (предположение «Я справлюсь с данным заданием?»).
  2. По окончании работы, обучающийся выполняет оценку выполненной работы повторно по той же шкале, что и прогностическая оценка  (проводится ретроспективная оценка).
  3.  Обучающийся сравнивает эти две оценки и определяет их соответствие.
  4.  После проверки самостоятельной работы учителем проводится содержательный анализ не только степени достижения предметных результатов, но и достижения метапредметных результатов (действий самоконтроля и самооценки).
  5. По эталону правильных ответов выполняется работа над ошибками.

Коррекции выявленных затруднений 

Цель:

  1. организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий;
  2. на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели;
  3. организовать реализацию согласованного плана действий:

Для учащихся, допустивших ошибки:

  • организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;
  • организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу);
  • организовать самопроверку заданий.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

  • организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.


План самостоятельной работы

   

Условные обозначения:

Б – базовая сложность,

П – повышенная сложность;

ВО – выбор ответа,

КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов);

РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).

Номер задания

Блок содержания

Планируемый предметный   результат/метапредметный результат

Уровень сложнос-ти

Тип задания

Примерное время выполнения

(в мин)

Максимальный

балл за выполнение

Код планируемого результата в кодификаторе

1

Работа с информацией

Читать  столбчатые диаграммы/устанавли-вать причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения информации

Б

ВО

3

2

6.1.2

2

Работа с информацией

Читать готовые таблицы, столбчатые диаграммы/ устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения информации. Заполнять готовые таблицы

Б

РО

КО

4

5

6.1.1

6.1.2

3

Работа с информацией

Читать  столбчатые диаграммы/устанавли-вать причинно-следственные связи, делать выводы на основе обобщения информации

Б

КО

РО

3

2

6.1.2

Дополнительная часть (повышенный уровень)

4*

Работа с информацией

Читать готовые столбчатые диаграммы и таблицы. Преобразовывать информацию в текст.

П

РО

6

5

6.1.2

Б – 3

П - 1

КО – 2

ВО – 1

РО – 3

16 мин

14 баллов

Самоконтроль и самооценка (прогностическая и ретроспективная оценка)

4 мин


   Дополнительные материалы и оборудование

Для выполнения работы необходима ручка

Инструкция по проверке и оценке заданий

задания

Правильный ответ

Максимальный балл

за выполнение задания

1.

за август

на 20 мм

2 балла — по 1 баллу за каждый верно указанный  вариант ответа;

снижение на балл – допущена одна ошибка

2.

Ответ: Да

Объяснение: 10 + 1 = 11 (кг)

350 + 39 = 389 (руб.)

400 руб. ˃ 389 руб.

Малиновое

2 балла — 1 балл за верный ответ и 1 балл за верное объяснение;

3 балла - по 1 баллу за каждый верно указанный  вариант ответа;

снижение на балл – допущена одна ошибка

3.

Ответ: нет.

Объяснение:   210 + 270 + 300 = 780 (тур.)

                         800 тур. ˃ 780 тур.

2 балла — 1 балл за верный ответ и 1 балл за верное объяснение;

снижение на балл – допущена одна ошибка

4.

а) За девятый и десятый календарные месяцы парк посетили  570  туристов.

б) В ноябре туристов было меньше, чем в  октябре  на 60.

в) В сентябре туристов было больше, чем в ноябре на 90.

г) Туристы из Екатеринбурга ехали до национального парка "Зюраткуль" со скоростью  66 км/ч.

д) Выехав из дома в 7:00 утра туристы из Уфы, в 11:35 в НП "Зюраткуль" заселялись в комнату на турбазе "Небесное Озеро".

е) Путь туристов из Уфы длиннее, чем из Челябинска на 54 км; но короче, чем из Екатеринбурга на 76 км.

3 балла — по 1 баллу за верно вписанные слова в высказывания под буквами а, б, в;

снижение на балл – допущена  ошибка в 1 высказывании.

2 балла - по 0,5 балла за верно вписанные данные в высказывания под буквами г, д, е;

снижение на 0,5 балла – допущена одна ошибка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока математики в четвёртом классе по теме: "Работа с информацией, Диаграммы" (образовательная система "Начальная школа XXI века")

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Самостоятельная работа по русскому языку для учащихся 4 класса.Работа с текстом.

Тексты для списывания с пропущенными орфограммами.Предлагаются грамматические задания к каждому тексту....

Прогностическое и ретроспективное критериальное оценивание образовательных результатов

В статье указаны цели и задачи и функции критериального оценивания. Идёт сравнение пятибальной оценки в традиционной системе и безотметочной самооценки в современном обучении....

Тематическая контрольная работа по разделу «Работа с информацией» 4 класс

Цель тематической  контрольной работы по математике:Определить уровень достижения учащимися предметных планируемых результатов по разделу «Работа с информацией»....

Работа с информацией, представленной в виде таблицы, диаграммы

В работах представлены задания по заполнению таблиц, диаграмм, получения информации из таблиц, диаграмм...

Методический материал на тему "Умение работать с таблицами и диаграммами" (4 класс)

Задания для развития умения осуществлять прием поиска информации, используя таблицы и диаграммы...