Прогностическое и ретроспективное критериальное оценивание образовательных результатов
статья на тему

Легостина Татьяна Леонидовна


В статье указаны цели и задачи и функции критериального оценивания. Идёт сравнение пятибальной оценки в традиционной системе и безотметочной самооценки в современном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie_statya_27.08.1590.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Прогностическое и ретроспективное критериальное оценивание образовательных результатов»

Цель работы: повысить профессиональную компетентность педагогов в области критериального оценивания.

И соответственно, чтобы достигнуть цели поставили ряд задач:

  1. Проинформировать педагогов об актуальных изменениях в системе оценивания результатов обучения;
  2. Изучить основные направления критериального оценивания в образовательном процессе.  

Начать мне бы хотелось с высказывания П. Клайн  

«Везде, где это только возможно, учащимся должен

предоставляться выбор, они сами должны нести

ответственность за своё обучение»

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается:

Недостатки пятибалльного оценивания 

  • субъективизм школьной отметки
  • учитель в роли контролёра
  • не видно динамики
  • страх, дискомфорт
  • тревожность, что наблюдается уже на начальной ступени обучения.

Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию. Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.

Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Цель:
Внедрение системы критериального оценивания достижений учащихся в учебный процесс для объективного оценивания учебных достижений учащихся и определения индивидуальной траектории обучения каждого ученика.

Достижение полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Основные функции:
- определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
- мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;
- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

     Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.  

Изменение характера контроля и оценки при критериальном оценивании:

  • постепенная передача контроля и оценки от учителя к ученику;
  • переход от контроля по результату к контролю за процессом

Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.

Виды оценок   

В оценивании используют как прогностическую оценку (оценка предстоящей работы), так и ретроспективную (оценка выполненной работы). Благодаря прогностической оценке ученик оценивает свои возможности, определяет, достаточно ли у него знаний для выполнения задания, каких именно знаний ему не хватает. Это позволяет научить ребёнка правильно рассчитывать свои силы. Именно с самооценки, со способности понять, что «я уже это знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность школьника.

Рефлексивная оценка-знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях. Видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной, способность анализировать собственные действия.

И закончить, мне бы хотелось, правилами оценочной безопасности:

  • не скупиться на похвалу
  • хвалить исполнителя, критиковать исполнение
  • даже в море неуспеха можно найти островок успешности
  • ставить конкретные цели
  • не ставить несколько задач
  • собственная самооценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных результатов в первых классах

Оценивание рассматривается  как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальней...

Интегрированная контрольная работа для оценивания образовательных результатов за 3 четверть во 2 классе.

Интегрированная  контрольная  работа для оценивания образовательных результатов за  3  четверть  во 2  классе....

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

Статья на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»

Статья учителя начальных классов на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»...

Критериальное оценивание предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО

Критериальное оценивание предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО...

«СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА)

С внедрением технологии развивающего обучения в практику  возникла необходимость в создании системы критериального оценивания, так как именно критериальное оценивание лежит в основании всей контр...