Статья на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»
статья

Юлия Вадимовна Хотарева

Статья учителя начальных классов на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_samootsenivanie.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»

Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих школьников совпадение между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель, бывает в 46 % случаев. А у слабоуспевающих  в 11% случаев. По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если обучающимся станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.

В решении данной проблемы во многом помогает критериальное самооценивание. Чтобы понять, что такое критериальное самооценивание, для начала нужно узнать,  что такое критериальное оценивание.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.Получается, что критериальное самооценивание – это процесс, оценивая собственных результатов в соответствии с разработанными критериями.

Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности обучающихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату.

Правильно примененное критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, даже тех, что не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Это происходит благодаря тому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая ему возможность начать двигаться с того уровня, на котором находится в данный момент.

Критерии могут быть подготовлены учителем вместе с обучающимся. Критерии оценивания должны быть известны изначально для обучающихся. Совместная разработка критериев позволяет сформировать позитивное отношение к этому процессу и повысить их ответственность за достижение результата. Именно самооценивание на критериальной основе дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? что я знаю и чего пока не знаю? что можно сделать, чтобы лучше усвоить предмет?

В то же время эта техника позволяет учителю отследить даже самое незначительное продвижение обучающегося, чего традиционная система оценивания не может, поскольку склонна к обобщениям и не учитывает того, что с ее точки зрения выглядит как незначительный прогресс.

Таким образом, критериальное самооценивание решает следующие задачи:

  1. Делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика,

так и для учителя;

  1. Позволяет ученику точно оценить границы своего незнания;
  2. Обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и

поддерживающую обратную связь.

Наиболее распространенной ошибкой является введение готового перечня критериев без предварительного обсуждения. Отсутствие консенсуса, достигнутого в ходе обсуждения, снижает мотивацию обучающихся и негативно сказывается на степени и глубине понимания введенных критериев. Другой распространенной ошибкой является несоответствие выбранных критериев характеру работ, подлежащих оцениванию. Набор критериев не следует делать жестким, лучше, если перед каждой новой оценочной процедурой уже принятые критерии будут анализироваться на соответствие новой задаче. И наконец, стоит обратить внимание на то, чтобы критерии были заданы очень конкретно, так, чтобы показатели их достижения не вызывали разночтений и были очевидны.

Необходимо добиться того, чтобы ученики на выходе из начальной школы могли самостоятельно разрабатывать критерии к оценке работ. Естественно для этого должна вестись колоссальная работа с первого класса начальной школы.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальное оценивание и самооценивание:

  • дают учителю возможность точно оценить не только реальные,

но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться вперед;

  • формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя

ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;

  • предоставляют учителю и ученикам не размытые  объективные

критерии оценки, пригодны для интерпретации, анализа, шкалирования, экспертных оценок и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;

  • обеспечивают преемственность в работе в разных учителей

предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;

  • Дают общие основания для оценки достижений учащихся на

разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациям;

  • формируют и поддерживают заинтересованность и уровень

компетентного участия родителей в учебном процессе.

Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик. Инструменты критериального оценивания можно считать во многом универсальными, они могут вводиться в практику учителей, работающих на разных школьных ступенях, и не ограничены рамками тех или иных предметов . Инструменты самооценивания можно выделить в качестве отдельного блока. В этот перечень входит широкий набор методик: от простейших сигнальных, до достаточно точных разнообразных оценочных рубрик, в том числе для сложной и тонкой самодиагностики.

Рассмотрим преимущества критериального оценивания:

1. Соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);

2. Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;

3. Делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);

4. Способствует развитию навыков самооценивания;

5. Воспитывает ответственность обучающихся за результат своего труда;

6. Способствует росту мотивации к обучению;

7. Повышает качество образования.

Следовательно, можно сделать вывод, что критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени “судьи в последней инстанции”, формированию у обучающихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда. При целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"

В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....

Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"

В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....

Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников

В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...

Система оценивания образовательных результатов младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения и  предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....