Критериальность оценки — важный принцип оценивания образовательных результатов ФГОС
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnost_otsenki.odt13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальность оценки — важный принцип оценивания образовательных результатов ФГОС

            Кабенкова Марина Валентиновна

                  Одним из основных принципов системы оценки достижений планируемых предметных результатов является ее критериальность. В оценочной деятельности в первом классе закладывается  ретроспективная оценка, при которой  самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает работу над критериями и позволяют оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу. На этом этапе школьники  учатся разным формам фиксации оценки по выработанным критериям, проводятся специальные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют несколько этапов: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям, сравнение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с учащимися при осуществлении учителем контроля знаний, умений и навыков учащихся. Действия контроля и оценки формируются поэтапно. Взрослая и детская оценка идут параллельно друг другу

              Предваряющий контроль направлен на определение уровня знаний учащихся и фиксацию проблем при входе в новую тему ( стартовая работа в начале года и диагностические работы в течение всего года). Учащиеся оценивают свою работу на шкале, пользуясь выбранными критериями: правильность, трудно или нет, интересно или нет.

              Пооперационный контроль направлен на проверку правильности выполне-

ния  операций, входящих в состав нового действия. Работа может проводиться на проверку правильности выполнения новой операции. Осуществляется взаимный контроль учащихся. Критерием оценки является правильность выполнения операции. Например,

      -   все / не все твердые согласные звуки найдены,  

      -    все / не все фигуры одинаковой формы ( цвета ) найдены.

         также при взаимной проверке можно оценить аккуратность выполнения работы.

              Другой вид работы предполагает проверку правильности выполнения всех операций,входящих в новое действие. Критериями являются правильность выполнения всех операций, входящих в действие и корректировка всех ошибок. Например, при составлении звуковой схемы можно определить следующие критерии оценки:

        -все / не все согласные ( гласные звуки ) правильно обозначены в звуковой схеме,

        -  все / не все ударения правильно поставлены,

        -  все / не все слова правильно разделены на слоги;

              На уроках письма можно определить следующие критерии:

        - все / не все буквы правильно написаны,

        - все / не все точки поставлены,

        -  все / не все слова разделены на слоги ,

        -  все / не все ударения правильно поставлены.

              При оценивании чтения стихов совместно с учителем дети определяли несколько критериев:

        -  знание текста,

        -  умение передать настроение произведения,

        -  громкость и скорость чтения,

        -  названы  / не  названы автор и название стихотворения. При оценивании чтения « по - взрослому»  круг критериев расширяется:

        -  делаю / не делаю паузы между синтагмами в высказываниях,

        -  соблюдение интонации конца высказывания,

        -  соблюдение интонации внутри высказывания,

        -  выделение голосом ключевых слов в синтагмах,

        -  передача настроения автора произведения.

              На уроках русского языка разработаны следующие критерии:

        - вижу ли изученные орфограммы,

        -  могу писать без ошибки или сомневаюсь,

        -  умею определить изменения одного и того же слова,

        -  умею отличить высказывания от набора не связанных по смыслу слов.

                      Критерии оценки контрольного списывания:

        -  умею / не умею составлять слоговую модель высказывания;

        -  умею / не умею подчеркивать в напечатанном высказфывнии орфограммы м читать его по слогам орфографически;

         -  умею повторить высказывание по слоговой модели орфографически;

         -  умею записать высказывание, диктуя себе по слогам орфографически;

         -  умею проверить высказывание, прочитав его по слогам;

         -  умею подчеркнуть в своей записи орфограммы и сравнить их с орфограммами в образце.

                    Критерии оценки на уроках математики:

            Для темы « Числовая прямая»:

          -  умею находить направление числовой прямой;

          -  умею указывать начало;

          -  умею находить мерку — шаг;

          -  умею строить числовую   прямую;

          -  умею находить числа на прямой;

          -  умею сравнивать числа.

        Для темы « Введение числа »:

          -  умею строить величины по схеме;

          -  умею находить мерку по схеме;

          -  умею измерять величины с помощью мерки;

          -  умею записывать результат измерения величин;

          - умею оценивать действия других детей;

          -  умею выполнять действия с числами на числовой прямой;

          -  умею находить рациональный способ сложения чисел;

          -  умею измерять величину меркой;

          -  умею записывать результат измерения  формулой;

          -  умею строить величину при помощи мерки и формулы

          Критериальность оценивания

           - стимулирует ответственность учащихся за образовательные результаты
          - помогает определять границу знания-незнания

           - помогает определять направление коррекционной работы

           - мотивирует учащихся к обучению

           - помогает формировать действия контроля и оценки

             

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,  развитию способности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.  

        Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки – уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

          Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

  • комплексный подход к  оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценку динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов,
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных результатов в первых классах

Оценивание рассматривается  как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальней...

Интегрированная контрольная работа для оценивания образовательных результатов за 3 четверть во 2 классе.

Интегрированная  контрольная  работа для оценивания образовательных результатов за  3  четверть  во 2  классе....

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

Прогностическое и ретроспективное критериальное оценивание образовательных результатов

В статье указаны цели и задачи и функции критериального оценивания. Идёт сравнение пятибальной оценки в традиционной системе и безотметочной самооценки в современном обучении....

Технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС

Чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности ...

Статья на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»

Статья учителя начальных классов на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»...

"ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС СОО"

Комплексный подход к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы будет способствовать достижению целей, для реализации которых разрабон ФГОС общего об...