Сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений учащихся 1 класса при помощи геометрического материала
методическая разработка по математике (1 класс)

Чубукова Александра Александровна

         Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение, создаёт условия для исследовательского обучения и приобретения исследовательских умений.

       Данные задания предназначены для формирования исследовательских умений с помощью геометрического материала. В нем представлены задания для формирования следующих исследовательских умений: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать геометрический материал, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения и делать умозаключения, делать выводы о принадлежности предметов к общему родовому понятию, составлять тексты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сборник заданий283.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник заданий, направленных

на формирование исследовательских умений  учащихся 1 класса при помощи геометрического материала

http://лучиксад.рф/wp-content/uploads/bfi_thumb/pngtree-character-png-clipart_660646-37x38354zy405m4zilvvuy.jpg

Уважаемые учителя!

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение, создаёт условия для исследовательского обучения и приобретения исследовательских умений.

Данные задания предназначены для формирования исследовательских умений с помощью геометрического материала. В нем представлены задания для формирования следующих исследовательских умений: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать геометрический материал, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения и делать умозаключения, делать выводы о принадлежности предметов к общему родовому понятию, составлять тексты.

Задания на формирование исследовательского умения видеть проблему

Задание 1.          «Художественная линия»

Начертите из линий, как можно больше геометрических фигур. Придумайте сказку об одной из нарисованных  геометрических фигур. Что необходимо знать, чтобы начертить геометрическую фигуру с помощью линии?

Задание 2.  «Заметь проблему» 

Установите закономерность.

                          ?          ?

?          ?

?                        ?          ?  

                       ?          ?             ?

Какие знания вам понадобились для продолжения ряда?

Какая проблема возникла при выполнении задания?

Задание 3.    «Продолжи  узор»

Установите закономерность и продолжите узор.

Какую закономерность вы установили? Какие знания вам понабились для продолжения ряда?

Задание 4.«Составь рассказ, используя данную концовку»

  Определите по концовке рассказа, что было в начале? 

«….Когда мы вышли на улицу все деревья были треугольными».

«….Прозвенел звонок с урока, а Маша так и осталась у доски рисовать геометрические фигуры».

«…Квадрат и прямоугольник стали спорить, кто из них больше».

 

Задание 5             «Сколько значений у прямоугольника?»

Посмотрите вокруг, найдите предметы похожие на прямоугольник.

  1. Закончите предложение. Прямоугольник – это четырёхугольник,  у которого…………….
  2. Опишите свойства прямоугольника по плану:
  • Количество сторон. Свойство сторон.  
  • Количество углов. Свойство углов.

  Какие проблемы у вас возникли, отвечая на этот вопрос?  

Задания на формирование исследовательского умения задавать вопросы

Задание 6          Игра   «Узнай фигуру»

Водящий показывает геометрическую фигуру в то время, когда один из играющих находится за дверью кабинета. Он должен при помощи наводящих вопросов  (свойств фигуры) отгадать, какую фигуру показывал водящий. Водящий  может отвечать только «да» или «нет».

 Например:  Водящий показал фигуру треугольник. Вопросы: У этой фигуры три стороны?     -Да

                   У этой фигуры три угла?            - Да

 Ответ: Эта фигура треугольник .

Задание 7       «Черная коробка»

 У учителя на столе находится коробочка, но она не простая, в ней спрятана геометрическая фигура, ваша задача, задавая вопросы учителю отгадать, какая фигура спрятана в коробочке, а учитель может отвечать только «да» или «нет».

 Задание 8.        «Вопросы машины времени»

Перед вами машина времени, задайте ей вопрос от имени шестиугольника в настоящем времени, от имени пятиугольника в будущем времени, а от ромба - в прошедшем времени.

Задание 9               «Вопрос от куба»

Представьте, что вы разговариваете с геометрической фигурой «Куб». Как вы думаете, какие вопросы он бы задал  вам в первую очередь?

 Задание 10             «Помоги линии»

Геометрическая фигура «Линия» очень хочет подружиться с другими геометрическими фигурами, но очень стесняется. Линия может только начинать с вопросов: кто? что? когда? где? как? почему? а вот как дальше общаться, Линия не знает. Помоги линии познакомится с другими геометрическими фигурами.

Задания на формирование исследовательского умения выдвигать гипотезы

Задание 11             «Почему?»

Выскажите свое мнение, почему четырехугольник назвали четырёхугольником?  

Задание 12             «Воображаемая жизнь»

Представьте, что вы, на какое-то время стали геометрической фигурой, такой,  как линия. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

Задание 13                «Продолжи»

Вашему вниманию представлена трапеция.      Продолжите следующие словосочетания, связывая их с геометрической фигурой, трапеция. Может быть, предположим, допустим, возможно,  что, если...

Задание  14             «Условия полезности»

 Какие простые геометрические фигуры наиболее полезны в нашем мире?

Например: конус и квадрат, шар и прямоугольник и т.д.

Ответьте на вопрос, при каких условиях, каждая из этих геометрических фигур будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих геометрических фигур: квадрат, шар, конус, прямоугольник.

Задание 15           «Почему это происходит?»

Придумайте два самых логичных предположения, или объяснения.

  • «Почему стол похож на прямоугольник?»,
  • « Почему мяч похож на шар?»
  •  «Почему игральный кубик похож на куб?»

 Задание станет интереснее, если попытаться придумать еще два-три фантастических и неправдоподобных объяснения.

Задания на формирование исследовательского умения давать определение понятиям

Задание  16              «Инопланетяне» 

На землю прилетели инопланетяне.  Они ничего не знают о нашем мире и никогда его не видели. Сформулируйте определение. Что такое: шестиугольник, треугольник, куб, параллелепипед.  Так, чтобы инопланетянам было понятно.

Задание  17   «Геометрическая рыба»

Закрась только те геометрические фигуры, из которых состоит рыбка. Назови их и дай определение, каждой геометрической фигуре.

План:

  1. Рассмотри геометрическую рыбу.
  2. Из каких геометрических фигур она состоит?
  3. Найди из геометрических фигур те, из которых состоит рыба.
  4. Раскрась эти геометрические фигуры.

Задание  18                    «Пара»

Рассмотри две геометрические фигуры.

- Чем они похожи?

- Чем различаются?

-Проверьте, равны ли данные фигуры по площади?

- Что это за геометрические фигуры?

 -Дайте каждой геометрической фигуре определение.

Задание  19              «Выяви определение»

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а ваша зада слушать его внимательно, а после дать определение геометрической фигуре, про которую идёт речь в стихотворении.

«Треугольник»

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

- О какой геометрической фигуре идёт речь? Дайте определение треугольнику, используя слова из стихотворения.

Следующее стихотворение:

«Ромб»

Ромб - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.

Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.

- О какой геометрической фигуре идёт речь? Дайте определение ромбу, использую слова из стихотворения.

«Куб»

Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.

- О какой геометрической фигуре идёт речь? Дайте определение кубу, использую слова из стихотворения.

Задание  20              «Характеристика»

На доске представлены геометрические фигуры.

Рассмотрите данные геометрические фигуры.

-Как называются данные фигуры?

- Дайте краткую характеристику каждой фигуре.

Задания на формирование исследовательского умения классифицировать геометрические фигуры

Задание  21               «Группы фигур»

Рассмотрите геометрические фигуры.

- Назовите каждую геометрическую фигуру.

- Распредели фигуры на группы.

- Какие группы фигур у вас получились?

- По каким признакам вы разделили данные фигуры? Можно ли было распределить фигуры по другому признаку?

Задание  22          «Спрятанный круг»

Рассмотри внимательно геометрические фигуры. Среди данных геометрических фигур найдите на картинке, только   круг и раскрасьте  его.

- На какие группы можно разделить данные геометрические фигуры? К какой группе относится круг?

Задание  23            «Четвертый лишний»

Найдите в каждом ряду лишнюю фигуру. Объясните Почему так считаете?

 

 

   

 Задание  24              «Продолжи ряд»

Продолжи ряд геометрическими фигурами.

___________________________________________

___________________________________________

-Какими геометрическими фигурами нужно продолжить  1 ряд? 2 ряд? 3ряд ? Почему вы так решили?

Задание  25              Игра   «Чем похожи?»

    Даны две геометрические фигуры. Назовите эти фигуры. Найдите сходство и различие. А потом  количество фигур постепенно увеличивается и задается вопрос «Чем они похожи?»

Например: сначала две фигуры, квадрат и прямоугольник, затем добавляется  трапеция,  куб и т.д.

Задания на формирование исследовательского умения наблюдать

Задание  26                   «Своими глазами»

 Вокруг вас много всего интересного. Подберите,  как можно больше вариантов с использованием   четырёхугольника в окружающей среде.

Задание  27                    «Лишняя»

Рассмотрите внимательно геометрические фигуры.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Найдите лишнюю геометрическую фигуру.

Задание  28               «Рассмотрите»

Рассмотрите внимательно фигуру.  

- Как  она называется?

- Назовите как можно больше признаков, этой геометрической фигуры.

 Задание  29          «Геометрический замок»

На доске у меня дан замок, в нем заперли принцессу. Давайте поможем рыцарю спасти принцессу. А для этого выполним задания.

Из каких геометрических фигур состоит замок?

- Покажите и назовите каждую геометрическую фигуру. Нарисуйте по клеточкам  точную копию данного геометрического замка себе в тетрадь.

 – Молодцы, вам удалось спасти принцессу!

Задание  30                  «Как выглядит»

Возьмите хорошо знакомые предметы простой формы, например: кубик, мячик, пирамидку.

Задание — посмотрите  и нарисуйте в таблице, как будет выглядеть каждый из этих предметов сверху, слева и справа.

Сверху

 

 

 

 

Слева

 

 

 

 

Справа

 

 

 

 

Задания на формирование исследовательского умения и навыка экспериментировать

 Задание  31               «Квадратные подделки»

Рассмотрите квадрат.

- Что можно из него сделать?

Возьмите цветной квадрат   и попробуйте из него, что-то изготовить.

Задание  32           «Необычная фигура»

- Что можно сделать из бумаги?

- А теперь попробуйте вырезать  из бумаги необычную геометрическую фигуру, а затем нарисуёте  её в тетрадь.

Задание  33                  «Я рисую»

Нарисуй рисунок с использование геометрических фигур.

Задание  34                «Тень»

Сейчас мы с вами побудем учёными.

  • Кто такие учёные?
  • Что они делают?

 Сегодня мы с вами проведём эксперимент: «Какая фигура имеет тень?».

 Для работы нам понадобится белый лист и объёмная фигура  - цилиндр и плоская -  квадрат.

Ставим лист бумаги на свет, а под него подносим наши геометрические фигуры и делаем вывод, что вы увидели.

Задание  35             «Ромб, квадрат»

  • Посмотрите внимательно на геометрические фигуры, которые изображены на доске (Изображение ромба и квадрата).
  • Проведите эксперимент на тему: «Ромб - это квадрат?»
  • Представьте свои эксперименты.

План:

  1. Рассмотри геометрические фигуры.
  2. Сравни данные фигуры разными способами.
  3. Сделай вывод по проделанной работе
  4. Представьте свои  эксперименты.

Задания на формирование исследовательского умения высказывать суждения и делать умозаключение

Задание  36           «Неправильные предложения»

Прочитай предложения.

-Что необычного вы в   увидели?

Найди ошибки в предложениях:

  1. У треугольника, 4 стороны.
  2. Солнце имеет форму круга.
  3. У шестиугольника, 7 вершин.
  4. Дом состоит из линий.
  5. Квадрат, это ромб.

-Исправь ошибки и сделай предложение правильным.

Задание  37            «Узоры на ковре»

-Ребята, а на чём летал Алладин?

Летучий ковер прилетел и к нам. Рассмотрите внимательно узоры на ковре. Выскажи суждение, на какие геометрические фигуры похожи узоры на ковре.

https://www3.fabrikasatis.co/pictures/71868-4-B%C3%BCy%C3%BCk-boy-narin-k%C4%B1rsal-tarz%C4%B1-geometri-hal%C4%B1-kaymaz-oturma-odas%C4%B1-i%C3%A7in-ev-dekorasyon-malzemeleri-%C3%BCcretsiz-nakliye.jpeg

Задание  38                     «Поезд»

Рассмотри картинку.

К нам приехал сегодня паровозик и привёз много новых знаний.

- Из каких геометрических фигур состоит этот паровоз? Сколько их?

- На какие группы можно разделить фигуры?

- Сколько красных фигур? Синих?

-Сколько прямоугольников? Треугольников?

- На какие части можно разделить прямоугольники? Квадраты?

Задание  39           «Разноцветный квадрат»

Раскрасьте квадраты жёлтыми и красными цветами, чтобы два соседних квадрата были разного цвета.  Красных должно быть больше, чем жёлтых.

-Как вы раскрасили квадрат? Какой вывод вы сделали, когда выполняли задания?

Задание  40             «Сделай вывод»

На доске нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного.

Рассмотрите изображения на доске  и ответьте на вопрос: что здесь изображено?

  А теперь давайте соберём все ответы вместе и сделаем вывод «Что изображено на доске?».

Задания на формирование исследовательского умения делать выводы о принадлежности предметов к общему родовому понятию

Задание  41                    «Фигуры»

Рассмотрите фигуры.

Найдите похожие фигуры   и раскрасьте их в нужный цвет.

                  1                     2                             3

- Как можно одним словом, назвать, то из чего состоит рисунок?

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

Задание  42          «На что похоже?»

Посмотрите внимательно на предметы.

C:\Users\Алина\AppData\Local\Packages\microsoft.microsoftedge_8wekyb3d8bbwe\AC\#!001\MicrosoftEdge\Cache\ECDS07JG\65803[1].jpghttps://i.ya-webdesign.com/images/football-ball-png-3.pnghttp://restforest.ru/published/publicdata/KOMUKOG4REST/attachments/SC/products_pictures/722368_enl.jpg

- Что это за предметы?

- Какой из этих предметов похож на конус и почему?

- На какие геометрические фигуры похож, мяч и кубик. Приведи пример предметов, которые похожи на квадрат, прямоугольник, трапецию.

Задание  43          «Геометрические фигуры»

Рассмотрите геометрические фигуры и назовите каждую.

 

- Найдите сходство и различие?

   

- Посмотрите вокруг себя, есть ли вокруг вас данные геометрические фигуры? Назовите их.

Задание  44          «Четвертая фигура»

Найдите четвёртую недостающую геометрическую фигуру и начертите  её.

 

                                                                                        ?

 

Задание  45            «Найдите общее»

Как, одним словом можно назвать данные геометрические фигуры?

- Перечертите данные четырехугольники себе в тетрадь и придумайте каждому необычное название.

Задания на формирование исследовательского умения составлять текст

Задание   46                 «Загадки»

Придумайте загадку на тему «Геометрические фигуры» и загадайте её своему товарищу по парте.

«Задание  47         «Квадратный мир»

Представьте ситуацию, что весь мир стал квадратным.

 -Как вы думаете, что бы произошло?

Задание  48          «Сочините рассказ по схеме»

Какие геометрические фигуры вы знаете? Выберите каждый себе свою геометрическую фигуру.  Сочините рассказ по плану:  

  1. Что случилось?
  2. Почему так произошло?
  3. Что послужило причиной?
  4. Какие  сопутствующие события произошли в последствие ?
  5. Как они повлияли на ход событий?
  6. Чем всё закончилось?

Задание  49           «Восстановите текст»

  Незнайка составил текст, но пропустил слова. Ваша задача помочь Незнайке  и вставить пропущенные слова.

Текст: Квадрат —______________, у которого все углы _____ и все _______ равны. 

Слова для справок: стороны, прямые,  фигура,  углы,

- Какой текс у вас получился?  

Задание  50          «Соберите стихотворение»

  Нолик   перемешал все предложения. Соберите полученное стихотворение.

1.Догадался, милый друг?
2.Прикатилось колесо,
3.Как наглядная натура
4.Ну, конечно, это круг.
5.Ведь похожее оно,
6.Лишь на круглую фигуру.

-О какой геометрической фигуре идёт речь в стихотворении? Что вы знаете о круге?  

Изобразите фантастический  предмет при помощи круга.


        Сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений у учащихся 1 класса при изучении геометрического материала, помогает учителям: 

  • учить учащихся проводить учебные исследования, а так - же исследования личного желания;
  • стимулировать интерес  у детей к изучению предмета математика; знакомить учащихся в игровой форме с научной картиной мира;
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся и  расширению кругозора  в области математике; повышать познавательный интерес;
  • мотивировать учащихся на углубленное изучение учебного материала;
  • развивать творческие  и коммуникативные способности

 

Список используемой литературы

  1. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015.
  2. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. — 2016.
  3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2017. - 204 с.
  4. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016. С. 60 – 66
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2018. С. 23 – 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Математика. Тренажёры . Геометрический материал

Материал в виде таблиц.Раскрась примеры.   Тренажёры. Геометрический материал....

Сборник заданий по математике для 3 класса по Занкову

Сборник заданий по математике для 3 класса по Занкову...

Сборник заданий по математике для 4 класса по Занкову

Сборник заданий по математике для 4 класса по Занкову...

Дипломна работа по теме "Задания, способствующие формированию исследовательских умений при изучении геометрического материала у учащихся 1 класса"

С началом XXI века становится более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому челов...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.Аннотация«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - так...

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности

Сборник методических материалов разработан в рамках заседания школьного методического объединения учителей начальных классов МАОУ «Ги...

Сборник заданий по математике для 2 класса

Роль самостоятельных, проверочных работ, тестов по формированию познавательных универсальных учебных действий очень велика. Данный сборник поможет учителю проверить знания по математике у  учащих...