Дипломна работа по теме "Задания, способствующие формированию исследовательских умений при изучении геометрического материала у учащихся 1 класса"
материал (1 класс)

Чубукова Александра Александровна

С началом XXI века становится более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, исследовательскими умениями.

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно   проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное   состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение, создаёт условия для исследовательского обучения и приобретения исследовательских умений.

Значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя; психологические основы организации учебной исследовательской деятельности описаны А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А. Казанцевой, Т.А. Камышниковой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Миторош, В.П. Ушачевым.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность, ориентированная в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Математика является одной из дисциплин, направленных на решение обозначенных проблем. Изучение геометрического материала: знакомство с телами, поверхностями, линиями, выделение фигур определённой формы, сравнение характеристик этих фигур способствует освоению окружающего пространства, развитию логики школьника, развитию пространственных представлений и как следствие формированию исследовательских умений.

На практике, при анализе учебников математики мы обнаружили недостаточное количество заданий направленных на формирование исследовательских умений при изучении геометрического материала. В связи с этим была определена тема выпускной квалификационной работы «Задания, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся 1 класса при изучении геометрического материала».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_diplom_2.docx172.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

Кафедра педагогики, психологии и методики начального образования

Рег. № …………..                        ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ_____________

Пастухова Л.И.

                                                Зам. директора по УР

                                                                                                                                                                                     ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ _____________

Дмитриева Е.И.

Зав. кафедрой

 педагогики, психологии и

методики начального образования

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Задания, способствующие формированию исследовательских умений при изучении геометрического материала у учащихся 1 класса

Форма выполнения: дипломная работа практического характера

Студентки Париловой Александры Александровны «___» ______ 2019 года

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Форма обучения: очная  

Руководитель: Пастухова Любовь Ивановна «___» ______ 2019 года

Оценка: __________

Братск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….

3

    1.1 Понятие «исследовательские умения» и их классификация……………………………………………………………

6

  1. Методы формирование исследовательских умений у младших школьников………………………………………….

12

     Вывод по главе……………………………………………………….

23

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ УЧЕБНИКОВ МЕТЕМАТИКИ 1 КЛАССВ И РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 1 КЛАССА НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА……………………………………………………

     2.1. Анализ учебников математики 1 класса на наличие  заданий способствующих формированию исследовательских умений при изучении геометрического материала………………………………….

24

     2.2. Задание на формирование исследовательских умений на уроках математики у учащихся 1 класса с помощью геометрического материала……………………………………………..

31

Выводы по главе…………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….

40

42

44

46

ВВЕДЕНИЕ

С началом XXI века становится более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, исследовательскими умениями.

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно   проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное   состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение, создаёт условия для исследовательского обучения и приобретения исследовательских умений.

Значимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя; психологические основы организации учебной исследовательской деятельности описаны А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А. Казанцевой, Т.А. Камышниковой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Миторош, В.П. Ушачевым.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность, ориентированная в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Математика является одной из дисциплин, направленных на решение обозначенных проблем. Изучение геометрического материала: знакомство с телами, поверхностями, линиями, выделение фигур определённой формы, сравнение характеристик этих фигур способствует освоению окружающего пространства, развитию логики школьника, развитию пространственных представлений и как следствие формированию исследовательских умений.

На практике, при анализе учебников математики мы обнаружили недостаточное количество заданий направленных на формирование исследовательских умений при изучении геометрического материала. В связи с этим была определена тема выпускной квалификационной работы «Задания, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся 1 класса при изучении геометрического материала». 

Объект исследования: формирование исследовательских умений у учащихся 1 класса при изучении геометрического материала.

Предмет: задания, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся 1 класса при изучении геометрического материала.

Цель: разработать задания, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся 1 класса при изучении геометрического материала.

Задачи:

  • раскрыть содержание понятия «исследовательские умения», охарактеризовать их классификации;
  • описать методы формирования исследовательских умений у учащихся младших классов;
  • проанализировать учебники математики 1 класса на наличие  заданий, способствующих формированию исследовательских умений при изучении геометрического материала;
  • разработать задания, направленные на формирование исследовательских умений у учащихся 1 класса при изучении геометрического материала.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы, анализ учебников по математике за 1 класс, наблюдение.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Понятие «исследовательское умение», классификация исследовательских умений

Важнейшей задачей образования в настоящее время становится развитие исследовательских умений. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволит им научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознать возможности.

При обосновании понятия «исследовательские умения» выделим содержание родовых понятий: «исследование» и «умение». С филологической (лингвистической) точки зрения слово «исследование» происходит от словосочетания “следование изнутри”, что подразумевает познание внутренней сущности изучаемого объекта, с последующим изучением его внешних взаимосвязей.

В современной научной литературе приводится множество различных определений данного термина. Так, в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова [3] понятие “исследование” определяется как процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.  

Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектами педагогических исследований. являются педагогические системы, явления, процессы. Объектами психологических являются личность, группа. Такое определение даёт «Технологический словарь. Педагогические технологии» [19]

Э.М. Коротков [3] дает такое определение понятию исследование: исследование – это вид деятельности человека, включающий в себя:

  • распознавание проблем и ситуаций и определение их происхождения;
  • выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
  • установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  • нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследование есть вид деятельности с более богатым содержанием чем, например, анализ, проектирование или диагностика.

В научной литературе существует достаточно большое количество определений понятия «умение». Рассмотрим это понятие с точки зрения сущности, структуры и особенностей его функционирования.

В определении сущности многие учёные придерживаются мнения, что это знания в действиях. Сущность понятия «умение» в педагогической энциклопедии определяется, как возможность эффективно выполнять действие; при этом оно может быть как теоретическим, так и практическим современной психолого-педагогической литературе нет единого толкования термина «умение». [21]

Выделяют два основных подхода к рассмотрению этого понятия:

  1. умение – это процесс деятельности, отдельные действия, которые усвоил человек и выполняет сознательно (И.Я. Лернер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
  2. умение – это готовность и способность выполнять определённые виды деятельности (В.А Петровский, П.Б. Гурвич, Г.И. Щукина).

Проблема формирования исследовательских умений возникла в 60-х годах. Она связана с разработкой теории и методики развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) и теории проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). Также связана с проблемой познавательной самостоятельности (П.И.Пидкасистый, Т.И. Шамова), проблемой развития творческих способностей (А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер).

Исследовательские умения широко освещены в литературе, но единого, конкретного определения этого понятия нет. Многие исследователи сразу прибегают к классификации исследовательских умений, не определяя самого понятия. Анализ различных определений и классификаций позволил выделить несколько подходов к определению «исследовательские умения».

Под общими исследовательскими умениями А.И. Савенков [15] понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

 По мнению П.В. Середенко, [18] «исследовательские умения – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию».

Мы будем придерживаться мнения А. И. Савенкова, который формулирует точное и обоснованное определение понятия «исследовательские умения».

В научной литературе на сегодняшний день имеется большое количество попыток классифицировать исследовательские умения. Например, существуют классификации умений, выстроенные по функциям деятельности (З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, В.А. Николаев и др.) и по логике процесса деятельности, в том числе и исследовательской (И.Г. Бердников, М.В. Владыка, Н.М. Яковлева и др.). По мнению Гладковой А.П. [2], можно выделить четыре группы исследовательских умений, которые формируются у школьников в процессе обучения в рамках каждой предметной области:

1) организационно-практические (умение планировать собственную работу; отвечать на поставленные вопросы и уметь их задавать; преобразовывать полученные данные; выдвигать предположения; умение использовать разные формы представления результатов исследования, а также умения, которые связаны с использованием общелогических приемов);

2) поисковые (умение подбирать тему исследования; ставить цель исследования и видеть проблему; умение без чьей-либо помощи изобретать способ действия, используя знания различных областей; устанавливать причинно-следственные связи; умение правильно выбирать и применять нужные методы исследования; умение находить решение поставленной проблемы;

3) информационные (умение самостоятельно находить и использовать различные источники информации; слушать выступающего; правильно понимать смысл любого текста; проводить работу с терминами, понятиями и определениями; умение фиксировать полученную информацию в виде условных знаков, символов; делать выводы; умение при необходимости обращаться за помощью к педагогу);

 4) оценочные (умение давать справедливую оценку своей работе, определить ее недостатки и достоинства; оценить работу, которая была представлена другими; формулировать оценочные суждения, отзывы и рекомендации; давать обоснование своей оценке).

Большинство ученых ставят оценку формирования и развития исследовательских умений учащегося в зависимость от проводимого учебного исследования, который характеризуется мерой участия педагога при проведении исследования, и мерой самостоятельности обучающегося.  Что предполагает выделение критериев и уровней сформированности исследовательских умений учащихся в рамках конкретной дисциплины.

Учитывая универсальность критериев оценки уровней сформированности исследовательских умений учащихся, реализующих исследовательскую деятельность, можно сказать о группах общих исследовательских умений, в которых отражается содержание этой деятельности. К ним относят:

 - умение работать с документами и различными источниками информации; умение проводить работу со справочной литературой;

- умение работать с поисковыми системами компьютера;

- умение проводить наблюдения и исследования различного вида; умение организовывать данные разными способами;

 - умение грамотно выражать собственные мысли;

- умение правильно презентовать результаты исследования.

Помимо общих исследовательских умений есть специфические, используемые в отдельных предметных областях. Среди них: умение устанавливать непротиворечивость свойств объекта, которые являются новыми в построенной теории, и умение реконструировать исторические события. Данные умения обусловлены особенностями объектов какой-либо предметной области и методами, которые используются для их изучения. Для осуществления исследовательской деятельности на основе определенного предметного содержания нужно владеть этим содержанием. Это значит знать особенности объектов этой предметной области, уметь использовать и представлять ее методы, знать содержание самых важных понятий области и уметь оперировать этими понятиями. В связи со сказанным необходимо выделить базовые предметные умения, без которых в соответствующей области исследовательскую деятельность осуществить невозможно. В связи с необходимостью осуществлять в ходе исследовательской деятельности эксперименты с помощью различного оборудования и производить поиск необходимой информации, школьники должны владеть инструментальными исследовательскими умениями или умениями работы с оборудованием.

Исходя из вышесказанного, нужно сказать о том, что формируя исследовательские умения младших школьников, необходимо выделить их виды: - общие; - специфические; - инструментальные. [20]

Какие исследовательскими умениями и навыками должны преобладать у учеников 1 класса описывает А.И.Савенков. [4]

  1. Умение видеть проблемы: намечает основное в практическом задании; выделяет ударный слог; определяет главное в мультфильме, тексте.
  2. Умение задавать вопросы: отвечает на ряд вопросов из общей темы, отвечает на вопрос «почему?»;  использует средства наглядности.  
  3. Умение выдвигать гипотезы: учится видеть противоречия и высказывает мысли о способах решения.  
  4. Умение давать определения понятиям:  выполняет сравнение в одном направлении (разница или сходство) сравнивает по форме, размеру, признакам.  
  5. Умение классифицировать предметы: классифицирует слова в группы по их содержанию; выделяет лишнее слово среди группы слов;   объединяет предметы в группы по общему признаку.  
  6. Умение наблюдать: выделяет внешние признаки знакомых предметов, явлений; для облегчения понимания определений использует наглядность; находит различия и сходства; находит ошибки в рисунках.
  7. Умение и навыки экспериментирования: намечает последовательность действий; пересказывает кратко текст; проводит несложный анализ текста.  
  8. Умение высказывать суждения и делать умозаключения: высказывает суждения, делает вывод о его истинности.
  9. Умение делать вывод о принадлежности предметов к общему родового понятия.
  10. Умение составлять тексты: учится составлять тексты; придумывает заголовок, делает рисунок прослушанного, прочитанного текста; выделяет на слух основные компоненты текста. [ Приложение 1]

Примем данную классификацию в качестве ведущей и будем использовать в исследовании в дальнейшем.

При этом анализ различных классификаций показал, что исследовательские умения можно рассматривать как сложные умения, которые состоят из трех основных компонентов:

 - мотивационного, который проявляется, как правило, в виде познавательного интереса ребенка и формулируется под влиянием целей новой деятельности;

- содержательного, включающего систему знаний учащихся об исследовательской деятельности;

- операционного (или технологического), подразумевающего уже имеющуюся у школьника систему навыков и умений.

При отсутствии одного из вышеперечисленных компонентов или при его плохой сформированности развитие исследовательских умений будет невозможно.

Принимая за основу различные мнения авторов, которые были представлены выше, можно утверждать, что исследовательские умения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность прикладных действий и умственных операций, как правило, осуществляемых детьми при помощи учителя. Она позволяет мотивированно включаться в учебно-исследовательскую деятельность или ее отдельные этапы, что становится основой формирования метапредметных и предметных компетенций.

1.2 Методы формирования исследовательских умений у младших школьников

В младшем школьном возрасте развиваются психические новообразования, которые обеспечивают дальнейшее усвоение системы научных понятий и развитие теоретического мышления.

Задача формирования исследовательских способностей, универсальных учебных действий у школьников - это важная задача, которая стоит сегодня перед всеми педагогами. Из-за отсутствия целенаправленной, спланированной работы по формированию исследовательских умений младших школьников, слабого использования продуктивных форм их включения в поисковую работу, учителя не могут добиться высоких результатов в создании положительной мотивации к учебной деятельности и в развитии познавательных интересов.

Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы и метод проектов.

Разберём подробно каждый метод. Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Практические методы включает в себя: упражнения,  практические и лабораторные работы – способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы. Например, в процессе изучения геометрического материала в 1 классе у детей уточняются представления о площади, как о свойствах плоских геометрических фигур. Более четким становится понимание того, что фигуры могут быть различными и одинаковыми по площади.

Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. У младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения. Например: «Почему при сложении числа называют слагаемыми? - А что происходит с первым числом, когда из него вычитают? - Что делаем со вторым числом? - На что указывает третье число? - Сравните эти полоски. Покажите, где они совпадают.  - Здесь полоски одинаковые по длине. - А на что указывает дуга?». [21]

Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ произведения, провести эксперимент. Главным условием эффективности этого метода является самостоятельность учащихся. На всех этапах исследования, которая заключается в проведении соответствующих познавательных действий: наблюдение и изучение фактов и явлений; выдвижение гипотез; составление плана исследования и его осуществление; формулирование результатов исследования; контроль и проверка полученного результата, оценка его значимости. [11] Например, можно проведи небольшой исследование, предложив учащимся задание: «Найдите в комнате три предмета: стол, тетрадь и ручку. Прикоснитесь к поверхности объектов. Какой из них легче всего поддаётся изменениям формы?»

Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Проект предполагает создание образовательных ситуаций, которые – сталкивают младших школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями;

– побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

– предоставляют возможность исследовать эти предположения;

– предоставляют учащимся возможность представить результаты своего исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных. [3]

В этом случае можно организовать проект на тему «Общие признаки геометрических фигур». Задача учащихся провести анализ, сравнение геометрических фигур и выявить их общие признаки.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, которая может осуществляться как индивидуально, так и  в паре или группе. Современные исследователи метода проектов считают, что его использование в комплексе позволяет решать образовательные задачи, развивающие, воспитательные. Многие авторы указывают, что выполнение проектов развивает у детей произвольность психических процессов, вызывает повышенную познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью и усвоению её структуры. [17]

В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе решения той или иной проблемы.

Исследовательские умения, нарабатываемые школьниками в ходе выполнения проектов, формируют осмысленное исполнение различных умственных и практических действий. Учителя отмечают, что метод проектов позволяет сделать учебную деятельность интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность в целом. Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов.

М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, П. Ф. Каптерев, В. В. Игнатьев, считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности.

Учитель формирует ряд исследовательских умений: ставить и выявлять проблемы, уточнять неясные вопросы, формулировать и проверять гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать обобщения и выводы и др. В ходе работы над проектами нужно поддерживать детскую любознательность.

Проектным методом в России занимался и П. П. Блонский. Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности.

Одним из условий развития исследовательских умений является обучение младших школьников умениям проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиск нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования представлению продукта своей деятельности). Такая работа должна проходить систематически и целенаправленно в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности. [17]

Для формирования исследовательской работы на уроках активно используются познавательные и занимательные задания. Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа «Найди причину события …» (например, почему заяц белый или трава пожелтела); для развития умения классифицировать – «Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть,…», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов» и др.

Умения наблюдать хорошо развивают задания, заставляющие ребёнка разобраться в сплетённых линиях: «Узнай, кто, где живёт?», «Что изображено на рисунке?» и др.

Способности к умению анализировать зрительные образы тренируют задания с намеренно сделанными ошибками: «Что перепутал художник?», «Найди отличия у предметов».

Важным педагогическим условием развития исследовательских умений является использование системы стимулов. Учителю необходимо поощрять учеников, подмечать оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы. Для этого он должен суметь организовать учебный диалог, который будет стимулировать учащихся, развивать их творческий потенциал, воспитывать характер, углублять опыт, подчеркивать индивидуальность. Если процесс обсуждения, контроля со стороны учителя «пущен на самотёк» или речь идёт о том, что работу «надо переделать», то такой подход может полностью отбить у детей желание принимать участие в исследованиях.

Активная познавательная позиция играет немаловажную роль в формировании исследовательских умений. Она заключается в том, что сам учащийся обладает определённым набором проявлений: эмоциональным настроем, волевыми качествами, осознанием цели своей деятельности, навыками своевременной коррекции своих действий, учётом прежних ошибок и желанием самосовершенствоваться.

Любая учебная работа ребёнка, в том числе исследовательская, должна быть доведена до результата. Им является не только индивидуальное признание завершённости работы учителем, но и публичное представление результатов исследования, и их коллективное обсуждение. Для подведения итогов существует много форм: семинары, конференции, защиты исследовательских работ и др. В ходе защиты младший школьник учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими точками зрения на проблему и учится доказывать свою. [16]  

Оценка итогов детских исследований является ответственной и сложной работой. Можно предложить каждому члену жюри бланк для отметок с чётко обозначенными критериями: название темы, её познавательная ценность, оригинальность собранного материала, исследовательское мастерство, структура и логика работы, стиль изложения и ответы на вопросы.

Одним педагогическим условием в формировании исследовательский умений является – учёт возрастных особенностей. Учитель должен понимать, что темы для исследований младших школьников должны быть достаточно близки с темами по учебным дисциплинам. Продолжительность выполнения исследования не должна быть слишком долгой, так как у детей может наблюдаться слабая концентрация внимания, чрезмерный уровень фантазии в процессе работы над проектом, что приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к работе вообще. [17]

А.С. Савенков, [17] разработал методику проведения исследовательских умений с первоклассниками.

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать во внеурочной и внеклассной работе, во второй половине школьного дня. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

В данную методику А.И.Савинкова входят два основных этапа: первый этап «Тренировочные задания», второй этап «Самостоятельные учебные исследования».

Рассмотри подробно каждый этап, проследим, что включает в себя данный этап методики и как он влияет на развитие исследовательских умений.

Первый этап «Тренировочные задания», для данной методики первого этапа требуется дополнительный материал. Прежде всего, должно быть описание методики, карточки с символическими изображениями «методов исследования». На тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метод:  «Подумать самостоятельно»; «Спросить у другого человека»; «Посмотреть в книгах»; «Посмотреть по телевизору» (познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования); «Получить информацию у компьютера»; «Понаблюдать»; «Провести эксперимент»;  «Связаться со специалистом». Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.  Кроме того, для занятия надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации.

После приготовления материала, только следует приступать к проведению первого этапа методики. Первое, что должен сделать учитель садит класс в круг так, чтобы дети видели лица друг друга и пространство внутри. Для этого потребуется несложная конструкция из обычных учебных столов, а можно просто усадить детей кружком на ковер. Объявляет детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Для того чтобы показать детям, как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска, надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

После того, как учитель организовал вводную часть этапа, он вместе с учащимися приступает к выбору темы исследования. Для выбора темы используется дополнительный материал, который был приготовлен заранее.

Для того чтобы дети смогли самостоятельно выбрать тему, предложим им заготовленные нами карточки с различными изображениями - темами будущих исследований. Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

После того, как дети выбрали тему исследования, им необходимо составить план исследования. После того как дети выбрали тему исследования у них могут возникнуть вопрос, «А где взять информацию?», это будет следующий этап исследования  «Сбор материала». Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что большинство первоклассников еще не владеют в совершенстве навыками письма. Мы можем использовать наряду с обычным пиктографическим письмом.

Теперь собранный материал надо проанализировать и обобщить.  После этого, учащиеся представляют свои наработки. После анализа и обобщение своей работы. На данном этапе дети учатся проводить поиск информации, анализировать информацию, систематизировать, обобщать проанализированную информацию. После проведение первого этапа «Тренировочные задания», которое проводилось вместе с  учителем, учащиеся переходят ко второй этапу «Самостоятельные учебные исследования».

На данном этапе составляется папка исследования. В нее дети записывают всё, что они выяснили в ходе исследования, но для начала на этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый ребенок в ходе тренировочных занятий знакомится  с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.

В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по классу. Это надо сразу учесть.

Занятие начитается как в первом этапе с выбора тем исследователями.  Выбор тем учащиеся проводят самостоятельно, после выбора тем, они согласовывают ее с учителем. В выборе темы учащиеся учатся проводить поиск информации, анализировать, сравнивать, анализировать. После того, как тема утверждена учителям, учащиеся переходят к сбору материала.

 Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно - включается в собственный исследовательский поиск. Задача - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время - в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога - выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Во время сбора материала каждый ребенок работает над своей темой, делает он это в своем темпе, перемещается по классу так, как это ему хочется. Все это вносит некоторые сложности в процесс работы педагога, но никаких непреодолимых трудностей в связи с этим обычно не возникает.

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать для прослушивания докладов. Заслушать все доклады на одном занятии обычно не удается. Ведь надо не только дать ребенку-докладчику возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Если каждому докладчику дать по пять минут на само сообщение и еще несколько минут на вопросы и ответы, то понадобится больше часа, чтобы выслушать всех. Конечно, младшие школьники этого не выдержат. Поэтому часть детей можно прослушать индивидуально, пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два-три детских доклада.

Для первых докладов лучше выбирать наиболее развитых детей, которые могут подготовить интересные сообщения, способные удерживать внимание аудитории. Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик. Предоставляем исследователю слово.

Доклады учащихся следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для учителей важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого дела ребенком предпринимаются нешуточные, умственные усилия, в итоге которых формируются ценнейшие качества творческой личности.

Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывает исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, на них следует акцентировать собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Главный результат учебно-исследовательской работы – не просто проработанная тема, склеенный из бумаги макет или сообщение, подготовленное ребёнком. Педагогический результат – это, прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы; новые знания; исследовательские умения, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта.

Таким образом, в процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование следующие методы для формирования у младших школьников исследовательских умений: практический метод, частично поисковый метод, исследовательский метод, метод проекта.  Это, в частности, расширение педагогического поля, стимулирование любознательности, стимулирование познавательного интереса и активности, формирование положительной установки на познавательную активность, создание ситуации успеха.

Выводы по первой главе

Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что исследовательские умения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность знаний, умений и навыков, как правило, осуществляемых детьми при помощи учителя. Она позволяет мотивированно включаться в учебно-исследовательскую деятельность или ее отдельные этапы, что становится основой формирования метапредметных и предметных компетенций. Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части.

В процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование следующие методы для формирования у младших школьников исследовательских умений: практический метод, частично поисковый метод, исследовательский метод, метод проекта, которые формируют у учащихся исследовательские умения.  Это, в частности, расширение кругозор учащихся, стимулирование любознательности, направляет на познавательный интерес  и активности, формирование положительной установки на познавательную активность, создание ситуации успеха.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ УЧЕБНИКОВ МЕТЕМАТИКИ 1 КЛАССА И РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 1 КЛАССА НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

2.1. Анализ учебников математики 1 класса

В ходе практической работы были проанализированы учебники по математики разных авторов с целью выявления в них заданий, способствующих формированию исследовательских умений у учащихся первого класса с помощью геометрического материала.

Анализ учебников мы начали с учебника математики 1 класса М.И. Башмаковой, М.Г. Нефёдовой (УМК «Планета знаний»).[6]

Геометрический материал расположен практический во всех разделах данного учебника, так например, в процессе изучения  раздела «Числа от 1 до 10» исследовательские умения у учащихся формируются не в открытой форме, а косвенно. Так для формирования умения сравнения в ходе выполнения задания «сложи из карандашей треугольник, а твой товарищ пусть сложит из карандашей фигуру, похожую на квадрат» детям задаются вопросы:

- Чем отличаются эти фигуры? Чем они похожи?

- Чем отличается круг от этих фигур?

При изучении темы «Сравниваем форму и цвет», задания так же направлены на формирование умения анализа и сравнения объектов. Например, с помощью следующего задания: «В верхней таблицы нарисованы круги. Какие фигуры нарисованы в средней строке? В нижней строке?»

Таблица 1

Дополнительно учащимся задаются вопросы:

- В первом столбце голубые фигуры. Что общего у фигур в среднем столбце? В последнем? Чем они отличаются?

- Какую фигуру нужно поставить в пустую клетку таблицы?

Аналогичная ситуация прослеживается при изучении тем «Больше, меньше. Выше, ниже», «Длиннее, короче. Шире, уже».

В учебнике имеются темы, в которых геометрический материал, не изучается, но имеются задания на развитие исследовательских умений через геометрический материал косвенно. В разделе «Изучаем числа» приведён пример: «Сколько фигур нарисовано на клеточной бумаге?».

Таблица 2

Дополнительно задаются вопросы на умение сравнивать, например: «Найти одинаковые по форме фигуры. Чем они отличаются?».

В учебнике присутствует раздел «Рисуем и измеряем». В данном разделе представлен интересный развивающий материал в необычном виде. Развиваются исследовательские умения, учащиеся анализируют, сравнивают, проводят поиск, но не в обычном виде, а в форме рисования.

Например, задание с геометрическим материалом: «Точка, точка, запятая. Минус, рожица, кривая. Палки, палки, огуречик. Вот и вышел человечек»,   - Нарисуй  человечка с помощью таких фигур:

   точка,                      круг,                   квадрат

           отрезок,                   овал,                                 прямоугольник.    

Следующая тема «Многоугольники». Формирование определенных исследовательских умений у учащихся в данной теме не прослеживается, проводится ознакомление с данной темой, учащиеся ничего не исследуют, а просто наблюдают, сравнивают.

Проанализировав вторую часть учебника И. Башмаков, М.Г. Нефёдова по математике 1 класс, мы увидели, что геометрический материал присутствует, но не в каждой теме, задания направленные на формирование исследовательских умений при помощи геометрического материала усложняются, но не изменяются. Исследовательские умения формируются не  прямо, а косвенно.

Таким образам анализ учебника математики 1 класса,  М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой, показал, что его содержание частично направлено на формирование исследовательских умений с помощью геометрического материала. Заданий с геометрическим материалом присутствуют в каждой теме, но заданий мало, для формирования исследовательских умений. Учебник познавательный, направлен на развитие умения сравнивать, анализировать, систематизировать, проводить поиск.

Следующий учебник, которые мы просмотрели, являлся учебник Л.Г. Петерсон  «Математика 1 класс» (УМК «Перспектива»). [9]

В содержании учебника нет конкретной формулировки заданий, а представлены только картинки. Геометрический материал присутствует почти в каждой разделе и теме учебника, кроме тем: «Большие и маленькие», «Группы предметов», «Числа от 1до 3», «Столько же», «Числа от 1 до 5»,  «Компоненты вычитания».

Рассмотрим, например, урок «Свойства предметов». На данном уроке учащиеся только знакомятся с геометрическим материалом как: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат.

Круги                                                                Прямоугольники

 

Рис. 1 Геометрические фигуры

Так же, имеются задание на теме урока «Сравнивание групп предметов».

Учащимся предлагается соединить фигуры с «метками».

Рис.2. Соединение фигур

У учащихся формируется исследовательские умения: классифицировать, сравнивать, анализировать.

На уроке с темой «Выши, ниже», учащимся представлено задание «Разбейте на группы, и составить равенство». Выполняя данное задание, у учащихся развивается умение анализировать, соотносить, выстраивать логическое умозаключение.

Таблица 3

А) по форме

Б) по цвету

В) по размеру

Т + К = Ф

К + Т =

Ф  - Т =

Ф – К =

С + З =

З + С =

Ф – С =

Ф – З =

Б + М =

      +        =  

Ф – Б =

Ф -        =

В теме «Пять», учащиеся изучают геометрический материал, такой как: параллелепипед, куб, пирамида. Дается задания, найти данные геометрические фигуры в рисунки и раскрасить их.  Задание направленно на формирование исследовательских умений, но не в открытой форме, а в косвенной. В данном задании учащиеся: анализируют, сравнивают, делают вывод и умозаключение.

Учебник Л.Г. Петерсон, Математика 1 класс, состоит из трёх частей, мы проанализировали только первую часть, так как во второй и третьей части, геометрический материл, схож с геометрическим материалом первой части, только задания более объёмные и осложнены дополнительными вопросами. Исследовательские умения формируются косвенно.

Таким образом, проанализировав учебник Л.Г. Петерсон, Математика 1 класс (УМК «Перспектива»), можно сделать вывод: данное содержание учебника формирует у учащихся исследовательские умения, но нет конкретного задания, которое определенно бы формировала исследовательские умения. Исследовательские умения развиваются косвенно, через геометрический материал, так же в учебнике имеется геометрический материал, почти в каждой  уроке,  кроме тем: «Большие и маленькие», «Группы предметов», «Числа от 1до 3»,  «Столько же», «Числа от 1 до 5»,  «Компоненты вычитания».

Большинство школ в городе Братска работают по учебнику М.И. Моро,  С.И. Волкова, С.В.Степанова по математике 1 класс (УМК «Школа России),[8]  поэтому для анализа учебников, мы взяли именно этот учебник. В данном учебнике нет заданий с геометрическим материалом, кроме темы «Многоугольники», на некоторых страницах в учебнике по бокам имеется так же задание с геометрическим материалом.

В теме «Многоугольники» учащимся предлагается сравнить, чем фигуры на рисунке слева отличаются от фигур на рисунке справа.

2864953[1]

Рис.3 Многоугольники

Учащимся задаются вопрос для анализа данных геометрических фигур, с помощью чего развиваются исследовательские умения в косвенной форме: «Почему геометрические фигуры так называют? Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника? У шестиугольника? У десятиугольника?». В данном задании учащиеся учатся делать поиск, анализировать, сравнивать, систематизировать.

Так же формируется исследовательское умение с помощью геометрического материала на полях учебника. Оно идёт дополнительным к основному материалу. Например, «Измерь все стороны каждой фигуры».

Рис. 4 Треугольник и прямоугольник

        Задаются вопросы, которые направлены на формирование  исследовательских  умений: «Чем интересны результаты измерения?».  В задании учащиеся проводят анализ геометрического материала, делают измерения, умозаключение, вывод.

        Во второй части учебника, материал с геометрическим материалом рассматривается в темах «Многоугольники», «Линия», присутствует, как дополнительный материал на боковых сторонах учебника.  Исследовательские умения формируются в косвенной форме.

Проанализировав учебник М.И. Моро,  С.И. Волковой, С.В.Степановой по математике 1 класс, (УМК «Школа России) можно сделать вывод, в содержание данного учебника, геометрический материал практически не отображается, он рассматривается только в одной теме «Многоугольник». Исследовательские умения формируются в косвенной форме.

        После проведения анализа содержания учебников можно обобщить полученную информацию. В содержании данных учебниках, геометрический материал рассматривается не во всех темах. Задания, направленные на умения  анализировать, сравнивать, наблюдать, высказывать суждения и делать умозаключения, но не в открытой форме. Исследовательские умения формируются в косвенной форме.    

         В содержании данных учебников не хватает заданий направленных на формирование исследовательских умений: видеть проблему, задавать вопросы, давать определение понятиям, составлять тексты.  

2.2.Задание на формирование исследовательских умений на уроках математики у учащихся 1 класса с помощью геометрического материала

        В ходе анализа учебников мы пронаблюдали, что количество заданий направленных на формирование исследовательских умений при помощи геометрического материала недостаточно, поэтому мы решили разработать задания с геометрическим материалом, которые будут направлены в полной форме на формирование исследовательских умений.

        Данные задания, мы бы хотели представить в виде таблице, В которой будет определена тема урока, формируемое исследовательское умения, задания на формирование исследовательского умения, на основе геометрического материала.

Таблица 4

Тема урока, этап урока

Формируемое исследовательское умение

Задание

Тема урока «Линии», «Многоугольники», этап урока: восприятие, осмысление.

умение видеть проблему

«Художественная линия»

Нарисуй из линий, как можно больше геометрических фигур. Придумай сказку с одной из нарисованных  геометрической фигурой.

- Что необходимо знать, чтобы нарисовать геометрическую фигуру с помощью линии?

«Увидь проблему»

Установите закономерность в геометрических фигурах.

                         

                            ?          ?

?          ?

?                        ?          ?  

             ?          ?             ?

- Что нужно было знать

для продолжения ряда? В чём возникла проблема в выполнении задания?

«Составь рассказ используя данную концовку»

Сейчас я вам прочитаю концовку рассказа, а ваша задача сначала хорошо подумать, а потом рассказать о том, что было, вначале и почему все закончилась, именно так.  

«….Когда мы вышли на улицу все деревья были треугольными».

«….Прозвенел звонок с урока, а Маша так и осталась у доски рисовать геометрические фигуры».

«…Квадрат и прямоугольник стали спорить, кто из них больше».

Тема урока  «Многоугольники», этап урока: осмысление, восприятие.

умение задавать вопросы

«Зашифрованная фигура»

Сейчас я вам покажу геометрическую фигуру, но один ученик должен выйти из кабинета, задача ученика задавать вопросы учащимся, а учащиеся могут только в косвенной форме описывать  фигуры. Задача ученика задать правильные вопросы и отгадать, какую фигуру показал учитель.

«Черная коробка»

Материал: коробочка

У учителя на столе находится коробочка, но она не простая, в ней спрятана геометрическая фигура, ваша задача, задавая вопросы учителю отгадать, какая фигура спрятана в коробочке, а учитель может отвечать только «да» или «нет».

«Вопросы машины времени»

Перед вами машина времени, задайте ей вопрос от имени шестиугольника в настоящем времени, от имени пятиугольника в будущем времени, а от ромба в прошедшем времени.

Тема урока «Линии», «Многоугольники», этап урока: осмысление, восприятие, актуализация знаний,  постановка цели.

умение выдвигать гипотезы

«Почему?»

Напиши свое мнение, почему четырехугольник так назвали?

«Воображаемая жизнь»

Представьте, что вы на какое-то время стали геометрическим материалам, таким  как линия. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

«Продолжи»

Перед вами представлена трапеция. ( На доске расположен рисунок трапеции).  Продолжи следующие словосочетания, связывая их с геометрической фигурой, трапеция. Может быть, предположим, допустим, возможно,  что, если...

Тема урока может быть любая, задания можно взять как дополнительный материал на урок. Этап урока:  осмысление, подведение итогов, восприятие.

умение давать определение понятиям

«Инопланетяне»

На землю прилетели инопланетяне.  Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Как можно понятнее и короче, что такое: шестиугольник, треугольник, куб, параллелепипед.

«Пара»

Рассмотри две геометрические фигуры.

- Чем они похожи? Чем отличаются? Проверь, равны ли данные фигуры? Что это за геометрические фигуры? Разные ли у фигур определения? Дай каждой геометрической фигуре определение.

«Выяви определение»

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а ваша зада слушать его внимательно, а после дать определение геометрической фигуре, про которую идёт речь в стихотворении.

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

- О какой геометрической фигуре идёт речь? Дайте определение треугольнику, использую слова из стихотворения.

Ромб - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.

Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.

- О какой геометрической фигуре идёт речь? Дайте определение ромбу, использую слова из стихотворения.

Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.

- О какой геометрической фигуре идёт речь? Дайте определение кубу, использую слова из стихотворения.

Тема урока: Многоугольники»

Этап урока: осмысление, закрепление.

умение классифицировать геометрические фигуры

«Группы фигур»

Разбей фигуры на две группы.

- По каким признакам вы разделили данные фигуры?

«Спрятанный круг»

Найди на картинке только круги и раскрась их.

- На какие группы можно разделить данные геометрические фигуры? К какой группе относится круг?

«Продолжи ряд»

_______________________________

_______________________________

-Как продолжили 1 ряд? 2 ряд? 3ряд? По каким признакам вы продолжали ряд?

Тема урока: «Многоугольники», этап урока: закрепление.

умение наблюдать

«Своими глазами»

Посмотри вокруг, вокруг тебя много всего интересного. Найди как можно больше вариантов с использованием геометрического материала, такого как четырёх уголь ник в окружающей среде.

«Лишняя»

Рассмотри внимательно геометрические фигуры.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Найди лишнею геометрическую фигуру.

«Как выглядит»

Возьмем хорошо знакомые предметы простой формы, например: кубик, мячик, пирамидку. Задание — посмотрите  и нарисовать в таблице, как будет выглядеть каждый из этих предметов сверху, слева и справа.

Сверху

 

 

 

 

Слева

 

 

 

 

Справа

 

 

 

 

 Тема урока: «Многоугольники», этап урока: осмысление, закрепление.

умение и навык экспериментировать

«Квадратные подделки»

Рассмотрите квадрат. Что можно из него сделать? Возьмите цветной квадрат у вас на парте и попробуйте из него, что-то изготовить.

«Необычная фигура»

Вырежи из бумаги необычную геометрическую фигуру, а затем нарисуй её в тетрадь.

«Я рисую»

Нарисуй рисунок с использование геометрических фигур.

Тема урока: «Многоугольники», этап урока: закрепление, осмысление.

умение высказывать суждения и делать умозаключение

 «Не правильные предложения»

Найди ошибки в предложениях:

  1. У треугольника, 4 стороны.
  2. Солнце имеет форму круга.
  3. У шестиугольника, 7 вершин.
  4. Дом состоит из линий.
  5. Квадрат, это ромб.

-Исправь ошибки и сделай предложение правильным.

«Узоры на ковре»

Ребята, а на чём летал Алладин? Летучий ковер прилетел и к нам. Рассмотри внимательно узоры на ковре. Выскажи суждение, на какие геометрические фигуры похожи узоры на ковре.

https://www3.fabrikasatis.co/pictures/71868-4-B%C3%BCy%C3%BCk-boy-narin-k%C4%B1rsal-tarz%C4%B1-geometri-hal%C4%B1-kaymaz-oturma-odas%C4%B1-i%C3%A7in-ev-dekorasyon-malzemeleri-%C3%BCcretsiz-nakliye.jpeg

«Сделай вывод»

На доске нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Рассмотрите изображения на доске  и ответьте на вопрос: что здесь изображено?  А теперь давайте соберём все ответы вместе и сделаем вывод «Что изображено на доске?».

Тема урока: «Многоугольники», этап урока: восприятие

умение делать выводы о принадлежности предметов к общему родового понятия

«Геометрические фигуры»

Рассмотри геометрический материал».

- Назови каждый геометрический материал.

- Чем схожи эти фигуры?

- Чем они отличаются?

- Посмотри вокруг себя, есть ли вокруг тебя данные геометрические фигуры?

«Четвёртая фигура»

Найди закономерность в расположении геометрических фигур.

                                                                                       

- Найди четвёртую недостающую геометрическую фигуру и нарисуй её.

«Найди общее»

Как, одним словом можно назвать данные геометрические фигуры?inner[1]

-

Перечерти данные четырехугольник себе в тетрадь и придумай каждому необычное название.

Тема урока: «Многоугольники», этап урока: закрепление.

умение составлять текст

«Загадки»

Придумай загадку на тему «Геометрические фигуры» и загадай её своему товарищу.

«Квадратный мир»

Представьте ситуацию, что весь мир стал квадратным. Как ты думаешь, чтобы произошло?  Составь небольшой рассказ.

«Сочини рассказ по схеме».

Какие геометрические фигуры вы знаете? Выберите каждый себе свою геометрическую фигуру. У меня на доске дана схема, ваша задача составить рассказ, по этой схеме с той геометрической фигурой, которую вы выбрали.  Схема:«факт (что произошло) — причины — повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия».

        Задания, которые мы разработали, направлены на формирование исследовательских умений: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать геометрический материал, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения и делать умозаключения, делать выводы о принадлежности предметов к общему родового понятия, составлять тексты.

        Данные задания можно использовать как дополнительный материал к урокам математике в 1 классе, так же на темах «Многоугольники», «Линии.

На этапе урока как: постановка цели урока, восприятие, осмысление, закрепление.

        Задания не только направлены на развития определенных умений, но и на развитие памяти, внимания. Через некоторые задания например : «Узоры на ковре», можно разработать проект на такую же тему.

        Иногда учителю очень трудно найти или разработать задания на формирование исследовательских умений, поэтому мы решили создать сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений в 1 классе с помощью геометрического материала, с целью поделиться своими наработками с другими учителями, чтобы они в полной мере могли формировать у детей исследовательские умения. [Приложение 2]

Выводы по второй главе

Анализ содержания учебников показал, что в содержании данных учебников, геометрический материал рассматривается не во всех темах, чаще всего он встречается в темах «Линия», «Многоугольники» и как дополнительный материал к другим темам. Задания, направлены на умение анализировать, сравнивать, наблюдать, высказывать суждения и делать умозаключения. Но нет заданий, которые бы развивали умение задавать вопросы, водить проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать геометрический материал, наблюдать, экспериментировать, составлять тексты. Исследовательские умения  формируются в косвенной форме.

Для того чтобы развивать исследовательские умения у первоклассников на  уроках математики, мы разработали задания, с геометрическим материалом. Задания разработаны на основе классификация исследовательских умений по А.И. Савинкову. На каждое умение прописаны темы и этапы урока, а так же какое исследовательское умение формируется у учащихся с помощью задания.

Для помощи учитёлям мы так же разработали сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений в 1 классе при помощи геометрического материала.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для формирования у учащихся основы культуры мышления и развития исследовательских умений и навыков можно использовать самые разнообразные задания и пример таких заданий мы разработали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно - способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. Для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленной задачи, помогут исследовательские умения.

Формировать исследовательские умения можно через учебный  предмет "Математика". Благодаря курсу математики в начальной школе у учащихся формируются определенные умения: наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать.

Таким образом, данный предмет тесно связан с формированием исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения с помощью геометрического материала.

Проанализировав, литературу разных авторов мы выяснили, что подразумевается под понятием «исследовательские умения». А.И. Савенков формирует точное и обоснованное определение «исследовательские умения».

В качестве основных методов формирования исследовательских умений школьников рассматриваются проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, исследовательский метод.

Существует множество классификации исследовательским умениям, однако за ведущую классификацию мы приняли, классификация А.И. Савенкова. 

Как показывает анализ различных учебников, авторы учебников по математики, в косвенной форме используют задания на формирование исследовательских умений. Задание с геометрическим материалом, присутствует не в каждой теме. Формирование исследовательских умений проходят не в полном объёме, поэтому мы разработали свои задания, которые прямо направлены на развитие исследовательских умений. Данные задания мы поместили в сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений у 1 класса при помощи геометрического материала.

Таким образом, исследовательские умения обеспечивают условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения. В процессе изучения курса «Математики» можно сформировать у детей умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать геометрический материал, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения и делать умозаключения, делать выводы о принадлежности предметов к общему родового понятия, составлять тексты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2017. № 1.
  2. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 4. –
  3. Гузеев, В.В.Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. – М. : Сентябрь, 2016. – 112 с.
  4. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О. А. Ивашова. СПб.: КультИнформ-Пресс, 2018.  385
  5. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2015. № 1. С. 130
  6. Комплект учебников для начальной школы «Планета знаний» издаётся под общим руководством И.А. Петровой.
  7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников : кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. : ВентанаГраф, 2018. – 112 с
  8. Математика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – М. : Просвещение, 2016. – 127 с.: ил, - (Школа России).
  9. Математика «Учись учиться», 1 класс, 1часть.- Изд. 4-е, перегреб/ Л.Г.Петерсон. М.: Ювента, 2015. – 64 с.: ил.
  10. Нетесова Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 587-590. — URL https://moluch.ru/archive/78/13621/ (дата обращения: 02.06.2019).
  11. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 358-361. — URL
  12. Павлова, М.Б.О проектном подходе к разработке содержания предмета «Технология» / М.Б. Павлова // Школа и производство. – 2015. – № 5. – С. 43–45.
  13. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебновоспитательном процессе школы / Н.Ю. Пахомова // Методист. – 2014. – № 3. – С. 45–49.
  14. Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников : дисс. … канд. пед. наук / Н.А. Семёнова. – Томск, 2017. – 203 с.
  15. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2017. - 204 с.
  16. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016. С. 60 – 66
  17. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2018. С. 23 – 27.
  18.  Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений [Электронный ресурс] // Методический материал: [web-сайт] / (23.05.2015)
  19. Технологический словарь. Педагогических технологий.
  20. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2014. – № 6. – С. 24–29.
  21. Черноперова Марина Геннадьевна, зам. директора по начальной школе учитель высшей категории МОУ «Гимназия №50» « Педагогическая мастерская»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Классификация исследовательских умений по А.И.Савенкову.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Умение видеть проблемы:   намечает основное в практическом задании;  выделяет ударный слог;  определяет главное в мультфильме, тексте.

 2. Умение задавать вопросы:  отвечает на ряд вопросов из общей темы, отвечает на вопрос «почему?»;  использует средства наглядности.

 3. Умение выдвигать гипотезы: учится видеть противоречия и высказывает мысли о способах решения.  4. Умение давать определения понятиям:   выполняет сравнение в одном направлении (разница или сходство)  сравнивает по форме, размеру, признакам.

 5. Умение классифицировать предметы:  классифицирует слова в группы по их содержанию;  выделяет лишнее слово среди группы слов;  объединяет предметы в группы по общему признаку.

  6. Развитие умений наблюдать:  выделяет внешние признаки знакомых предметов, явлений;   для облегчения понимания определений использует наглядность;  находит различия и сходства;  находит ошибки в рисунках.  7. Развитие умений и навыков экспериментировать:  намечает последовательность действий;  пересказывает кратко текст;  проводит несложный анализ текста.  

8. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения: высказывает суждения, делает вывод о его истинности.

 9. Умение делать вывод о принадлежности предметов к общему родового понятия.  

10. Развитие умений составлять тексты: учится составлять тексты; придумывает заголовок, делает рисунок прослушанного, прочитанного текста;  выделяет на слух основные компоненты текста.

1. Умение видеть проблемы:  выполняет элементарный анализ, завершает его простой логической оценкой;   анализирует информацию.  

2. Умение задавать вопрос: умеет ставить вопросы и отвечать на них: «Почему ты так думаешь?», «О чем рассказывается дальше?».

  3. Умение выдвигать гипотезы: видит проблему, выражает простое предположение о возможном решении.  

4. Умение давать определения понятиям: умеет расширять заданное родовое понятие.  

5. Умение классифицировать:  разделяет целое на части, видит отдельные компоненты в целостном изображении;  умеет сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма, картинки по форме, количеству, размерам, цвету, целевому назначению.  

6. Развитие умений наблюдать:  выделяет существенные и несущественные признаки предметов, несложных явлений;  умеет выделять главное и второстепенное.

7. Развитие умений и навыков экспериментировать:   несложные опыты;   намечает план действий под руководством учителя;   проверяет результат по образцу.

 8. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения:  различает существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находит сходство или различие;  осуществляет практическую систематизацию.

  9. Умение делать выводы: сравнивает отрывки, слова, поступки, мотивы, действия героев сказок; на основе умений анализировать, сравнивать, выделять главное формулирует обобщения;  подводят знакомые однотипные предметы под общее родовое понятие;   сравнение заканчивает элементарным выводом.

10. Развитие умения составлять тексты: придумывает заголовки;  объясняет название;  составляет простой план;  

1. Умение видеть проблемы: выражает простое предположение о последовательности действий, необходимых для решения проблемы, о возможных способах решения.

 2. Умение задавать вопросы:  выделяет предмет мысли в тексте, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) речь идет?», «Что говорится об этом?»; находит в тексте наиболее важные слова;  придумывает вопросы к тексту и рисунку;  отвечает на вопросы из общей темы.  

3. Умение выдвигать гипотезы: упражняется в распознавании новых функций объекта (отвечая на вопрос вроде: «Как еще можно использовать этот предмет?»); выражает простое предположение о последовательности действий, необходимых для решения проблемы.  

4. Умение давать определения понятиям:

накапливает опыт определения и пояснения понятий через практический,

наглядный показ предмета, явления, через указание, описание;  сопоставляет и противопоставляет по конкретным признакам два предмета, явления, слова в родственных языках, предложения, геометрические фигуры, числа, простые задачи, примеры.

 5. Умение классифицировать:  умеет выделять существенные и несущественные признаки несложных предметов, явлений, событий;  на основе сопоставления двух несложных практических, наглядных, словесных объектов (предметов, фактов, явлений, событий) формулирует частичные обобщения индуктивно;  оформляет обобщения в виде плана;  проводит простое группировки и систематизации объектов и явлений;   на основе анализа рисунков, таблиц и схем знакомится с простыми способами обобщения.  

6. Развитие умений наблюдать:   проводит по плану несложные умозаключения;   придумывает задания по образцу.  7. Развитие умений и навыков экспериментировать: учится осмысливать противоречия в процессе проведения несложных опытов, наблюдений, анализа простой вербальной и наглядной информации.  

8. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения:  

 сравнивает информацию, анализирует и сравнивает поступки героев сказок, рассказов;   учится последовательности сравнения и его целеустремленности;   учится завершать мнение простым логическим заключением.

 9. Умение делать выводы:   выделяет главное;   анализирует и сравнивает простые организационные и практические действия и их результаты, делает выводы по итогам анализа и сравнения.  10. Развитие умений составлять тексты:  производит элементарный смысловой анализ текста;  воспроизводит основные элементы прочитанного;  придумывает свои заголовки к сказке, телефильму, мультфильму;  делает элементарный смысловой анализ, анализирует задачи по составляющим элементам, пользуется картинным планом-ориентиром.

1. Умение видеть проблемы:  выполняет элементарный анализ различной информации;  распределяет целое на составляющие при выполнении практических действий;  осуществляет элементарный смысловой анализ текста, рассказа учителя, воспроизводит в беседе основные смысловые части услышанного, увиденного;  анализирует ответ товарища по плану.

 2. Умение задавать вопросы:  выделяет субъект, сюжет прочитанного текста и его частей, отвечая на вопросы: «Что говорится о ...?»;

умеет придумывать заголовки, составлять простой план небольшого текста.  

3. Умение выдвигать гипотезы:  анализирует условия задачи; выделяет известное и неизвестное;  может вспомнить правило, необходимое для определенного случая;  выполнив задание, проверяет правильность его выполнения.  

4. Умение давать определения понятиям:  умеет распределять информацию на логические части, определять и различать родовые и видовые понятия;  умеет сравнивать разную по назначению информацию;  осуществляет сравнение двух объектов с третьим;  сопоставляет и противопоставляет явления и факты.

 5. Умение классифицировать:  умеет сравнивать в пределах качественного уровня;  выполняет полное сравнение с соблюдением его последовательности: определение объекта и цели сравнения, выделение основных признаков, установления различия и схожести; формулирует выводы.

 6. Развитие умений наблюдать:  умеет наблюдать за объектами, переключаться с одного поиска решения к другому;   находит и исправляет ошибки.  

7. Развитие умений и навыков экспериментировать:  проводит практические действия с целью то проверки и сравнения;  умеет использовать накопленный практический опыт.  

8. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения:  умеет расшифровать заданный родовое понятие;  конкретизирует заголовок, рисунок; составляет простой словесный план;  

 читает простые таблицы, использует простые схемы.  9. Умение делать выводы:   анализирует результаты действий и делает выводы по итогам анализа;  умеет оценивать качество своей работы, осуществляет взаимопроверку. 10. Развитие умений работать с книгой:  составляет тексты разных типов на заданную тему;   анализирует тексты;   умеет находить нужную информацию;   составляет связный рассказ по плану.

Приложение 2

 

Сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений  учащихся 1 класса при помощи геометрического материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Изучение геометрического материала в начальных классах"

Одной из основных задач изучения геометрического материала в школе VIIIвида является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур...

Исследовательский проект "Развитие геометрической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала"

Геометрическая зоркость –это умственная деятельность учащихся, которая включает в себя последовательность взаимосвязанных умений:умение узнавать и видеть геометрические фигуры;умение строить гео...

Модель «Системный оператор», как универсальный инструмент формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

В начальных классах работа над формированием исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем....

Сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений учащихся 1 класса при помощи геометрического материала

       Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на позн...

Использование практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обучающихся первого класса

В статье раскрываются вопросы, связанные с использованием практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обуча...

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей изучения геометрического материала в начальном курсе математики, проанализированы подходы к формированию измерительных умений и навыков обучающихся...

Система уроков, способствующая формированию читательских умений в начальной школе при изучении русских народных сказок

В современной начальной школе   расширяются целевые задачи уроков чтения, учащихся следует знакомить с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения....