Система уроков, способствующая формированию читательских умений в начальной школе при изучении русских народных сказок
методическая разработка по чтению

Сырковская Светлана Михайловна

В современной начальной школе   расширяются целевые задачи уроков чтения, учащихся следует знакомить с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков, способствующая формированию читательских умений в начальной школе при изучении русских народных сказок

        В приведённых разработках уроков мы стремились раскрыть методические основы проведения уроков по формированию читательских умений на основе литературоведческих приёмов анализа литературных произведений.  Мы попытались проиллюстрировать, как можно конструировать урок, максимально используя литературоведческие приёмы анализа для формирования читательских умений.        

Примеры использования литературоведческих приёмов анализа русских народных сказок на уроках литературного чтения

Урок изучения фольклорной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Тема: «Знакомство с кумулятивной сказкой и ее композицией»

Читательская деятельность учащихся организуется по следующим линиям:

  • наблюдение за сюжетом кумулятивной сказки, определение последовательности событий и появления персонажей;
  • установление причинно-следственных связей, выяснение причин, по которым события присоединяются друг к другу;
  • открытие секрета кумулятивной сказки: представление об устойчивости и повторяемости схемы-цепочки, выяснение функции повторов;
  • составление плана, знакомство с элементами сюжета, рисование композиционной схемы кумулятивной сказки для выявления ее особенностей;
  • сравнение композиционной схемы кумулятивной сказки и сказки о животных.

Ход урока

        Подготовка к восприятию

Предлагаем ребятам прослушать музыкальное произведение — небольшую пьесу в форме вариаций. Слушать вариации нужно с паузой между ними. В эту паузу учитель предлагает детям решить, появилась ли новая мелодия, а если нет, то изменилось ли в ней хоть что-то.

        После прослушивания вариаций выясняем, в чем особенность этой музыкальной формы. Затем задаем установочный вопрос: только ли в музыке могут быть вариации? В качестве ответа предлагаем детям послушать аудиозапись сказки «Петушок и бобовое зернышко».

        Выявление восприятия. Что общего между вариациями, которые вы слушали в начале урока, и этой сказкой? (Общим будет повтор основной темы, на котором основаны вариации и кумулятивные сказки, но каждый раз

в ситуации есть некие изменения, а самое главное — нарастание напряжения.)

        Постановка учебной задачи.  Итак, вы сказали, что и в вариациях, и в сказке есть повторы. Давайте подумаем, зачем же в сказке нужны эти повторы и как нужно рассказывать эту сказку, чтобы слушателям не было скучно.

Предлагаем детям, чтобы не запутаться при рассказывании сказки в событиях и последовательности действия, составить план.

    Перечитывание и анализ текста

— С чего начинается эта сказка? Как можно назвать первую часть?

        Дети читают про себя. Дойдя до конца зачина, они поднимают
руку, и учитель может видеть, кто готов, а кому нужно еще время. Может случиться, что дети объединяют зачин и завязку в одну часть. При обсуждении вводим новое понятие: начало сказки называется
зачин. Работаем с внутренней формой слова: начинать, начало, чин.
Выписываем на доску формулу зачина -
«жили-были». При обсуждении дети самостоятельно отделят зачин от следующей части - завязки действия.
Учитель вывешивает на доске заранее подготовленные таблички с названием элементов фабулы и пунктов плана. Обращаем внимание детей на то, как представляет сказка персонажей: говорится ли о них подробно?

         Поиск названия для каждой части - задача сложная для первоклассника. Он не умеет обобщать, выделять главное. Скорее всего, предложения будут типа «Петушок и   курочка», «Жили-были петушок и курочка».
Учитель предлагает детям подумать о том, что они узнали о героях из зачина, о чем нельзя забыть при рассказывании сказки.  Без чего не будет самой сказки. Это основные черты героев.        

— Каким был петушок? — Торопливым.

— А курочка?        

— Ее качество не названо, но зато есть реплика. Перечитаем ее.

— Что можно сказать о курочке?

— Да, она заботливая, но главное, что она понимает, что торопиться опасно.

 Значит, она рассудительная, спокойная.

— Итак, как же можно назвать зачин?

— «Торопливый петушок и спокойная курочка».

Затем выделяем следующую часть: «Клевал как-то петушок... словно мертвый лежит». В ее основе — событие, служащее завязкой сказочного действия.        

-— Что же стало причиной этого события?

— Торопливость героя.

— Есть в этой части (завязке) намек на причину случившегося?

— Есть — «второпях».

Объясняем детям, что без этого события не было бы и остальных, в нем — причина всего, что произойдет дальше, поэтому эта часть сказки называется завязка действия.

  •  Сочувствуем ли мы петушку?
  •  Да, его жалко.
  •  Какие слова заставляют нас пожалеть петушка?
  •  «Словно мертвый лежит».  
  •  Как же назовем эту часть?  О каком событии в ней сообщается?

— Петушок подавился».    

  •  Как же развивается действие?  Кто может помочь петушку?
  •  Курочка!        

— Почему мы уверены, что курочка поможет?        

— Она внимательная, заботливая, рассудительная

Осталась ли курочка спокойной? — Нет, она перепугалась.

  •  А рассудительной? — Наверное, да, ведь она бросилась к хозяйке спасать петушка, т.е. сообразила, у кого просить помощи.
  •  Знает ли курочка, что именно поможет спасти петушка? — Да, маслице.
  •  Как? — Им она смажет горлышко, бобовое зернышко и проскочит.        
  •  Закончилась ли сказка на этом? — Нет, курочке пришлось много бегать.

— Давайте уточним, к кому обращалась курочка за помощью. Дети перечитывают большую часть сказки до слов «Кузнец дал хозяину новую косу...»

  • У кого же побывала курочка?
  • У хозяйки, коровы, хозяина и кузнеца.
  • Можно ли объединить эти маленькие части в одну? Как ее назовем?
  • «Курочка ищет помощи».

Вводим новое понятие: эта часть называется развитие действия. В ней рассказывается о многих событиях, поэтому она распадается на несколько самостоятельных эпизодов. Нам нужно все маленькие эпизоды отразить в плане, чтобы ни о чем не забыть.

План, который мы составляем с ребятами, окажется сложным, так как развитие действия дробится на отдельные эпизоды. Поэтому выделяем подпункты плана: «Курочка у хозяйки» и т. п.

Возвращаемся к эпизоду «Курочка у хозяйки».

  • Почему курочка не получила помощи у хозяйки? Перечитайте ответ хозяйки и найдите в нем намек на то, какое качество должна проявить курочка.
  • «Беги скорей».
  • А быстро ли бегает курочка? Трудно ей? Какое слово используется в сказке для передачи движения курочки?
  • «Бросилась». Почему именно так говорится?
  • Чем похож эпизод встречи курочки с коровой на предыдущий, а чем отличается от него? (Ситуация абсолютно идентичная. Просьба и отсылка. Но курочке приходится объяснить все, что случилось, чтобы убедить слушающего оказать ей помощь.)

        Аналогично работаем с эпизодами встречи с хозяином и кузнецом. Ребята убеждаются в том, что в каждом новом эпизоде время встречи растягивается, увеличивается.

  • Как должна говорить курочка? Какие чувства движут ею? Может ли петушок долго ждать? Что мы чувствуем? О чем думаем?
  • Петушок может погибнуть, нужно очень торопиться!
  • Как в сказке передается динамика движения, как передвигается курочка?

Дети находят в каждом эпизоде глаголы движения (поскольку первоклассник еще незнаком с частями речи русского языка, то учитель может прибегнуть к перифразу — попросить найти слова, обозначающие действие, движение курочки): бросилась, бежит, со всех ног бросилась.

  • Какое чувство нарастает в сказке?
  • Тревога.
  • Почему?
  • Курочка беспокоится, она может опоздать, и петушок погибнет.
  • Почему о первой части пути курочки рассказывается подробно, а об обратном — в одном абзаце, одним предложением? Быстро ли возвращалась курочка? Объясняла ли она что-нибудь на обратном пути? Было ли у нее время, чтобы поблагодарить помощников?
  • Спадает ли напряжение, когда мы узнаем, что кузнец дал хозяину косу?
  • Да, но не совсем, так как петушок еще не спасен, и курочка может не успеть.
  • Где же самый напряженный момент действия?
  • узнец дал хозяину новую косу.
  • Мы понимаем, что больше курочка не может двигаться вперед, потому что иначе она не успеет. Как назовем эту часть? «Курочка получила помощь».

Вводим новое понятие: эта часть называется кульминация, в ней напряжение нарастает до самой высшей точки, наше беспокойство становится максимальным.

  • Какое настроение у вас вызвала последняя часть? За кого вы радовались?
  • Как назовем эту часть?
  • «Петушок спасен».

       Вводим новое понятие: в этой части напряжение спадает, все противоречия разрешаются, узелок, который завязался в завязке, развязывается, поэтому часть называется развязка.

     Мы познакомились с кумулятивной сказкой (запись в тетрадь). Слово кумулятивный означает накапливающийся. Что же накапливается в кумулятивной сказке? Посмотрим на схему кумулятивной сказки (она на доске). Работа со схемой сказки предназначена для выявления ее композиционных особенностей (кольцевой повтор мотива).

Композиционная схема сказки

Движение курочки

  ______  О _____ О  ____ О                           Петушок  О О Кузнец

О  _______ О  ____ О  ______ Хозяйка    Корова      Хозяин

На основе данной схемы учащиеся составляют план сказки.

План

  1. Зачин. Торопливый петушок и спокойная курочка.
  2. Завязка. Петушок подавился.
  3. Развитие действия. Курочка ищет помощи:

а)        курочка у хозяйки;

б)        курочка у коровы;

в)        курочка у хозяина;

г)        курочка у кузнеца.

  1. Кульминация. Курочка получила помощь.
  2. Развязка. Петушок спасен.

Обобщение

— Помните выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Какой же урок дает нам эта сказка?

  •  Какое качество петушка казалось курочке опасным?
  •  Торопливость.
  •  А всегда ли плохо торопиться? Как курочка об этом узнала?
  •  Когда же нужно торопиться, а когда не стоит?

— Сделайте вывод из того, о чем мы говорили. Обсуждаются самостоятельно сделанные учеником выводы.

Урок сказки (идея): «Когда друг в беде, нужно торопиться спасти его»; «Поступай по обстоятельствам»; «То, что плохо в одной ситуации, может оказаться полезным и хорошим в другой». (Варианты даны по нарастанию степени обобщения.)

Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение сказки.

2.Найти примеры кумулятивных сказок и подготовиться к рассказыванию понравившейся (учитель может указать сборники, в которых ребенок с помощью родителей обязательно найдет кумулятивную сказку).

Фрагмент урока по изучению русской народной сказки «Журавль и цапля»

             Сюжет сказки сконцентрирован вокруг сватовства, в процессе которого журавль и цапля по очереди меняются местами и который так ничем и не завершается — у сказки открытый финал.

— Прочитайте сказку.

—  Это смешная или грустная сказка?

  •  Хотелось ли вам, чтобы журавль и цапля поженились?
  •  Почему журавль решил жениться?
  •  Почему цапля отказала журавлю?

— Что не понравилось цапле?

— Понравилось ли вам то, как сватался журавль?

— Прочитайте, что он говорит. (Дети читают).

  •  Как журавль относится к цапле?
  •  Какие слова хотела бы услышать цапля?
  •  Понравилось ли вам, как ответила цапля журавлю?

— Одобряете ли вы поведение журавля и цапли? Что можно сказать о журавле и цапле по их поступкам, поведению?

  •  Что заставило цаплю изменить свое решение?

— Прочитайте, что он говорит. (Дети читают).

  •  Что же хочет цапля?
  •  Как отвечает ей журавль?
  •  Как герои относятся друг к другу?
  •  Почему же журавль теперь отказал цапле? Прав ли он? Кому вы сочувствуете больше?
  •  Как сказитель отнесся к произошедшему? (Он сочувствует цапле говоря: «Цапля со стыда заплакала!»)
  •  Как вы думаете, почему сказитель еще раз рассказывает нам о сватовстве? Меняется ли что-нибудь в его повествовании? (Рассказы становятся все короче.) Почему?
  •  Составьте композиционную схему сказки (маятниковый повтор мотива)

Журавль

  •  Почему у этой сказки нет конца? Кто виноват в том, что происходит?
  •  Что не поняли и не могут понять журавль и цапля?
  •  Что мешает им быть счастливыми?
  •  Можно ли сказать, что журавль и цапля – отрицательные герои,  и поделом им? Почему?
  •   Можем ли мы извлечь урок из этой сказки? Какой?
  •   Давайте составим план к этой сказке.

План к сказке «Журавль и цапля»

  1. Присказка привлекает внимание слушателей.
  2. Сказитель сообщает о жизни журавля и цапли на болоте.
  3. Сватовство журавля.
  4. Сватовство цапли.
  5. Сватовство журавля.
  6. Отказ цапли.
  7. Сватовство цапли.

8.Сказитель сообщает о том, что герои так до сих пор и сватаются.

Очень важно, чтобы малейший успех младшего школьника был замечен и отмечен похвалой – это подбадривает учащегося, вызывает желание продвигаться ещё успешнее.

Таким образом, можно предполагать, что достижение оптимальных результатов по формированию читательских умений при изучении народных сказок возможно, если:

  • организация работы по изучению народных сказок будет проводиться на основе системы теоретико-литературных знаний (виды сказок, композиционные особенности сказок);
  • при изучении народных сказок будет использоваться предложенная система уроков, предусматривающих использование литературоведческих приёмов анализа текста, и различные виды деятельности учащихся при работе с текстом народных сказок;
  • в работе по формированию читательских умений будет соблюдаться принцип непрерывности и систематичности в изучении народных сказок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Методика формирования читательской активности учащихся 2 класса в процессе изучения русских народных сказок.

В статье можно познакомиться с  системой формирования читательской активности учащихся 2 класса в процессе изучения русских народных сказок. Цель разработанной методики – формирование не пр...

Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

Аннотация. Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмы...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

          Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...

Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Представлена система упражнений направленных на формирование осознанного и       выразительного видов чтения....