Методика формирования читательской активности учащихся 2 класса в процессе изучения русских народных сказок.
статья по чтению (2 класс) на тему

Кондрикова Екатерина Владимировна

В статье можно познакомиться с  системой формирования читательской активности учащихся 2 класса в процессе изучения русских народных сказок. Цель разработанной методики – формирование не просто читателя – активного, самостоятельного, любознательного, но и человека, знающего свою историю и с уважением относящегося к другим культурам. Основные методы работы: информационные, операционные, творческие, методы контроля и обратной связи, использовали разнообразные формы и приёмы, начиная с классических (беседа, рассказ, работа с учебником, выразительное чтение учителем и учащимися, ответы на вопросы, викторины...) и заканчивая такими современными и творческими видами работ, как читательская конференция, мини-инсценирование, сочинение сказки, литературоведческое лото, тестирование, "буккроссинг"... В работе мне помогали современные аудиовизуальные средства, не забывала я и об использовании наглядности, сделанной своими руками. Но разработанную  методику нельзя было бы считать целостной, если бы в ней не было такого сегмента, как внеклассные занятия, которые включали в себя создание литературно-исторического кружка, целью которого было не только раскрыть перед детьми прелесть, глубину сказки, но и приобщить их с её помощью к нашему прошлому (наш город способствует этой цели, предоставляя в наше распоряжение замечательные экскурсии в Русский музей, музей "Дом Сказки", деревню Шуваловка, мастерские Этнографического музея), театрализации, занятия в школьной библиотеке, семейные чтения. Я убеждена, что такое целостное восприятие сказки, которым постепенно начинает проникаться не только учёба, но и жизнь детей позволит нам формировать активного читателя, не равнодушного к окружающему его миру, а ребёнку поможет накапливать читательский опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

© Кондрикова Е.В., учитель начальных классов ГБОУ ФМЛ № 366

Методика формирования читательской активности учащихся 2 класса в процессе изучения русских народных сказок

Система работы по формированию читательской активности

                Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира". А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.

        Народные сказки не случайно выбраны средством развития читательской активности. Со сказок начинается знакомство детей с художественной литературой и продолжается в течение всего дошкольного возраста и периода начального обучения.

        Значение сказок в развитии детей огромно. Изучение их "необходимо  для совершенного знания свойств русского языка" (А.С. Пушкин), для формирования моральных и эстетических идеалов ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке".

         «Если лишить ребёнка сказок, - утверждает большой знаток детской психологии К.И.Чуковский, - то он сам станет их выдумывать» [6:158]. Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А..  Этого же мнения придерживается и В.Г.Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности» [7:6]. Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям.

        Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь – самодур грозится погубить героя.  Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно- эстетическая сила сказки.

        Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления» [8:10].

В.А.Сухомлинский использовал сказки в своём обучении в школе. Он обучал и воспитывал с помощью сказки. Каждый день приносил детям какое-то открытие. Открытие облекалось в сказку, которую  делали сами дети. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана,  которую необходимо вылечить. Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка; средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами ребёнка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени   человеческого мышления и речи» [4:181]. Сухомлинский считает, что дети так любят сказки и охотно их слушают, так как сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа  нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так,  как через каналы связи–сигналы.

        Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её   надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [4:30]. Теперь мы понимаем, что сказка помогает нам формировать активного читателя через развитие мышления, воображения, помогает различать понятия добра и зла.

        Чем вызывается эта активность? Прежде всего, программными уроками по чтению, их содержанием, качеством, творческим началом. В процессе изучения сказок мы проводим работу с учащимися, направленную на изучение жизни, культуры, быта, творчества русского народа. В нашем распоряжении целый арсенал побудительных средств - рассказ о быте, ремёслах, организация выставок, конкурсы, работа над сочинением, подготовка к литературному турниру, конференции, выпуск литературной газеты. На уроках чтения работа над сказкой проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет четыре этапа работы над сказкой: подготовительная работа, первичный синтез, анализ, вторичный синтез.

        Процесс работы над сказкой представлен в следующей таблице:  

Этапы работы над сказкой

Этапы урока

Особенности этапов урока

Подготовитель-ная работа

Создание сказочной атмосферы

Первичный синтез

Первичное чтение и проверка читательского восприятия

Оценка героев, событий

От главной мысли

Анализ

Повторное чтение (можно по частям) и их анализ

Работа над планом

Обучение пересказу

Направление анализа:

1.сюжет

2.действ. лица

3.наблюдение над языком сказки

4.композиция

5.оценка мотивов поведения действующих лиц

6.характер сказки

Виды работ в анализе:

1.ответы на вопросы

2.выборочное чтение

3.язык сказки

4.чтение по ролям

5.словесное иллюстрирование

6.творческие формы

7.приём возврата

логический, картинный

подробный, творческий

Вторич-ный синтез

Обобщающая беседа

раскрытие главной мысли

характеристика литературного героя

         Содержание подготовительной работы может быть следующим:

  • Анализ известных сказок
  • Если сказки о животных, то беседа об их повадках
  • Если бытовая сказка, то беседа о жизни народа и проведение словарной работы

        При подготовительной работе в качестве наглядности используются яркие книжки-сказки, волшебные предметы (волшебные палочки, сундучки, шкатулки, клубки, письма, книги...). Работа может проводиться в форме викторины, кроссворда, слова учителя, беседы, неправильной сказки, центона...

        Создание сказочной атмосферы целиком зависит от фантазии и воображения учителя. Может использоваться яркая наглядность, наличие тайны, загадки, внешний вид и поведение учителя-сказителя (при чтении сказки): накинутая шаль, использование в речи присказок, тихий напевный голос, можно сидеть при чтении... Для поддержания сказочной атмосферы при обобщающей беседе должно произойти раскрытие тайны.

        При первичном чтении учитель должен не читать, а сказывать сказку. Допускается подготовленное комбинированное чтение, использование аудиозаписи, чтение с опорой на книжку - театр...

        Но не всегда на уроке хватает времени, чтобы использовать некоторые виды деятельности. И тогда мы включаем в свою работу уроки внеклассного чтения. Само название - урок внеклассного чтения - нуждается в разъяснении с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм, эпидиаскоп и другие вспомогательные средства. [5]

        А внеклассные мероприятия призваны не только систематизировать знания, полученные на программных уроках и уроках внеклассного чтения, но и дать детям дополнительную информацию, служащую ещё одним толчком для пробуждения интереса и активности школьников.

         Все это, вместе взятое, и создает в классе ту систему, атмосферу, которая более всего способствует рождению читательской активности. [9] В данной работе мы постарались разработать такую систему работы с русской народной сказкой, которая поможет ребёнку стать активным читателем.         Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — «сочетание») — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое[1], система — это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала[2].

Разработанная нами система изучения русских народных сказок направлена на формирование читательской активности  детей  2 класса и включает в себя программные уроки, уроки внеклассного чтения и внеклассные мероприятия.

На программных уроках  представлены следующие темы для изучения русских народных сказок: народная сказка – отражение представления древних людей о мире, волшебная сказка и авторская сказка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мужик и медведь»,  «Старик – годовик», «Снегурочка», "У страха глаза велики", "Липунюшка", кумулятивная сказка как произведение устного народного творчества, докучная сказка, "Мороз, солнце и ветер", сравнение народной и авторской сказки, литературный праздник.

Для  уроков внеклассного чтения представлены темы: "Кот, петух и лиса", "Кот и лиса", черты характера и имя сказочного героя, "Кузьма Скоробогатый", "Морозко", "Мороз Иванович", "Волшебное кольцо", литературная викторина.

На уроках применяются следующие методы, приёмы и средства.

Методы

Приёмы и формы

Средства

Информационные

Реализуются с помощью таких приёмов как беседа, рассказ, иллюстрация, де-монстрация... Используются такие формы как викторина, рассматривание картин, слушание музыкальных произведений...

Картины, наглядность, аудиовизуальные сред-ства: музык. произве-дения, мультфильмы, фрагменты художест-венных фильмов, пре-зентации

Операционные

Реализуются через работу с учебником, опорными схема-ми... Формы работы: чтение по ролям, ответы на вопросы.

Схемы, учебники, кни-ги-коллективки, игровые карточки, фишки

Методы творческого восприятия

Выразительное чтение учи-телем и учащимися, слово учителя, комментированное чтение, чтение по ролям, словесное рисование, мини-инсценирование, сочинение сказок, театрализация...

Картины, музыка, театр на ладошке, нагляд-ность, сценарии сказок, книга-театр

Методы контроля и обратной связи

Находят своё отражение в читательской конференции, театрализации, промежу-точном и итоговом контроле... Формы работы: ведение читательского днев-ника,  экзамен по билетам, тестирование, доклад,  перес-каз, викторина, решение и составление кроссвордов

Выставки книг, билеты, литературоведческое лото, тесты, нагляд-ность

        Система внеурочной деятельности представлена в следующей таблице: 

Внеурочная деятельность

по изучению русских народных сказок во 2 классе

Формы работы

Периодичность

  1. Литературно-исторический кружок:
  • мастерские Этнографического музея

2 раза в год

  • лекции в Русском музее

2 раза в год

  • экскурсии в Музей сказки

2 раза в год

  • экскурсии в деревню Шуваловка

1 раз в год

  • театрализация

2 раза в год

  • литературные турниры

2 раза в год

  • составление и разгадывание кроссвордов

1 раз в неделю

  1. Семейные чтения

Каждый день

  1. Библиотечные занятия:
  • библиографические стенды;
  •  альбомы, плакаты;
  • малые формы рекомендательной библиографии;
  • премьеры книги.

1 раз в 2 недели

        Сказка – благодатный материал для формирования позиции активного читателя, для полноценного восприятия произведений читателем.

         Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

         Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.

         Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

         Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

         Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование и мини-инсценирование. Под руководством взрослых детьми составляют киносценарий по сюжету сказки. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

         Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

         Как видно из таблицы, формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

 Пример вопросов и заданий:

 1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

 2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

 3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

 4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

 5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

 6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

 7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

 8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

 9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

 10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

 11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

 12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

 13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

 14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

 15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

 16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

 17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.

 18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

 19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

 20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

 21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).

 22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

        Поскольку самой существенной методической особенностью обращения к сказке является то, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве можно предложить такие задания:

  • Похожи ли эти сказки: "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;

"Терем мышки" – русская народная сказка;

"Лесные хоромы" – Михайлов;

"Руковичка" – украинская народная сказка;

"Теремок" – С.Я. Маршак;

"Морозко" – русская народная сказка;

"Мороз Иванович" – Одоевский;

"Бабушка Метелица" – братья Гримм.

  • Узнай героя по описанию или придумай про героя загадку.
  • Подбор пословиц к сказкам.

 Задания подобного типа акцентируют внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

         Большой интерес у детей вызывают литературные игры. В них могут принимать активное участие не только все дети из класса, но и их родители, что создает атмосферу праздника.

        Литературная игра - это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, активности,  интереса и эмоциональной включенности.  Очень нравится детям игра "Путаница" (составление одной сказки из текстов других). Первоначально они с удовольствием отгадывают сказки, а впоследствии с увлечением составляют путаницу сами, обращаясь к текстам и стараясь найти новые, интересные сказки. Данную игру можно проводить в виде соревнования между командами или отдельными учениками. Соревновательные литературные игры - это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений.

        В. Давыдова считает, что игра-соревнование позволяет решить самые разные воспитательные и образовательные задачи:

- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

- обеспечивает настрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

- включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

- воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации. [28]

        Игра-соревнование может иметь несколько вариантов, различные условия и правила. Примером игры-соревнования может являться литературоведческое лото или «Экспедиция в страну Сказочного языка». Форма экспедиции выбрана с учетом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования. Выполнение заданий позволяет ученикам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок: употребление постоянных эпитетов, сказочных выражений, большое число слов с суффиксами субъективной оценки, употребление настоящего времени в значении прошедшего и др. Цель экспедиции - написать самим три сказки.

Адрес экспедиции - сказка - дает возможность использовать некоторые атрибуты и этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, Дед-Всевед, Василиса Премудрая, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах, которые читают глашатаи, и т.п. Нередко такие занятия предполагают в качестве завершающего этапа организацию выставки (лучших сказок, сказочных тетрадей рисунков и т.п.).

        Проведение игр-соревнований имеет большое значение еще и потому, что учащиеся видят сразу результат своей работы, а так же свои положительные и отрицательные стороны.

        Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных сказок. А любое творчество развивает нестандартное мышление, ребята становятся более любознательными, учатся с желанием и удовольствием.

        Таким образом, в ходе соревновательной литературной игры отношение к «миру книг» формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики учащихся.

        Соревновательная литературная игра может быть проведена и в виде викторины - формы интеллектуальной игры, де успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

        Викторина - один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.

        Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины составляются как по одной сказке, так и по двум и более произведениям. Если ребенок недостаточно хорошо знает сказку, его иногда может выручить смекалка. За верный ответ на каждый вопрос - одно очко, за название фамилии автора и названия книги - по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.

        Исследователь Ю.Ганичев выделяет следующие цели викторины:

- проверить уровень полученных знаний;

- стимулировать самостоятельное изучение материала;

- развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность. [23]

        Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с «самими собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.п. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.

        Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что слабые учащиеся не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде - это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно появляется желание искать и отгадывать другие слова, т.е. формируется познавательная активность.

        Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

        Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

        Здесь же можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке или на внеклассном занятии. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

        Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

        Составить кроссворд очень непросто. А составить тематические кроссворды ещё труднее, чем обычные, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. Еще труднее составить кроссворды на определенные темы.

        При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

        Для поддержания непрерывного интереса к этому виду дидактической игры необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

        При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова - необходимые условия для верного выполнения задания.

        Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв, активизируют полученные знания, привлекают свое воображение и фантазию.

        К сожалению, на уроках у учителей не всегда хватает времени на разгадывание и составление кроссвордов, зато во внеурочное время, например в литературно-историческом кружке.

        Одним из непременных условий успешной деятельности литературного кружка является вариативность и разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя школьника в позицию активного участника. Члены кружка активно участвуют и в проведении конкурсов (на лучшее сочинение сказок, стихов; сказочную тетрадь, рисунок и т. п.), викторин «Знаешь ли ты героев волшебных сказок?», сказочных турниров, например, литературно-новогодний турнир "Что за прелесть эти сказки", соревнований. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. [45]

        Для того, чтобы ребёнок имел представление о жизни народа, создавшего сказки, его быте, традициях, в работе кружка используются экскурсии в Русский музей, деревню Шуваловка, мастерские Этнографического музея, музей Сказки. Постепенно, дети не только с нетерпением начинают ждать мероприятия, но и с удовольствием обмениваются впечатлениями, создают творческие работы на основе полученных знаний и самостоятельно ищут информацию по теме предстоящей поездки. А сказка становится детям ближе, понятнее и интереснее.

        Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе: готовят сообщения, читают по ролям отдельные отрывки из сказок, подбирают материалы для занятий, изготавливают наглядные пособия, оформляют дневники и литературные газеты... Поэтому в конце каждого занятия целесообразно предложить на досуге сочинить, почитать,  нарисовать.  Подобная работа прививает навыки работы с книгой, формирует читательскую активность, воспитывает трудолюбие. [48]

        Кружковая работа использует тот же, что и урок, арсенал методов обучения, например, методы, которые классифицируются по источнику получаемых знаний (словесные, наглядные, практические).

        В нашей работе, направленной на формирование читательской активности школьников, мы сочли возможным использование метода под названием "буккроссинг", в переводе с английского "книговорот". Появился он в Америке 7 апреля 2001 года. Первым буккроссером был создатель первого сайта по книжным путешествиям Рон Хорнбэкер. Забыв пару книг в одном из кафе, он оставил в них записку, чтобы нашедший отметился на созданном сайте. После прочтения книги человек не откладывал ее в шкаф, где она никому уже не пригодится, а передавал далее другому читателю, и так по цепочке. Существует мнение, что таким образом мир превращается в одну большую библиотеку. Мы тоже «забывали» книги, только в классе. И надо сказать, что дети с удовольствием их находили и читали в классе и дома.

        Поскольку впервые  ребенок знакомится со сказкой в семейном кругу, тратит больше времени на чтение дома, чем в классе, нам, для формирования у ребёнка позиции активного читателя, необходимо проводить беседы с родителями о важности семейного чтения.

        Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. [44]

        Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

        Как непростительно мало современные дети знают о жизни своих предков. И дело здесь е в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Чтение сказок в семейном кругу восполняет этот дефицит, способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений [16]. Семейное чтение - это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное. [31]

        Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребенок, не умеющий читать, приобщается таким образом к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребенка момент совместного действия, сопереживания.

        Кроме того, доказано, что если ребенок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. [29]

        Так совместная работа учителя и родителей помогает воспитать у ребенка любовь к книге, потребность в самообразовании, стремление узнавать что-то новое и интересное, находя ответы на вопросы не в интернете, а в процессе чтения книг.

        

Список литературы

  1. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения // Русская фольклористика. Хрестоматия. М. 1971. С. 72-78. – ISBN 5-265-03309-2.
  2. Беленькая Л. И. Ребенок и книга/ Л. И. Беленькая // Я вхожу в мир искусств. -2005. -N 3. - С.3-142.
  3. Береснева Л. О роли чтения/ Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002. - N 6. - С.15-17.
  4. Борисенко Н. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований/ Н. Борисенко // Литература. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 4. - С.42-47.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир (книга для чтения в 2-х ч.), М.: Баласс, 2010. - С.8-206. – ISBN 5-85939-166-8, 5-85939-027-8.
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2010. - С.15-26. ISBN   5-85939-166-8,5-85939-166-8
  7. Бутенко И.А., Бирюков Б.В. Чтение 90-х годов: предмет раздумий, предмет исследований // Homo legens , М., 1999. – C . 183-201. – URL: http://www.rusreadorg.ru/issues/birukov/3.htm (дата обращения: 20.09.2010).
  8. Влащенко В. И. Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения // Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 39-43.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - С.112-174. - ISBN 5-09-003428-1.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - С. 93-116. -  ISBN 5-7155-0358-2.
  11. Гобова Е. С. Понимать детей - дело интересное.- М.: Аграф, 1997.- С.240. – ISBN 5-7784-0027-6.
  12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Электронная версия // URL http://slovardalya.ru
  13. Дубинин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России. Тенденции и проблемы// М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с. ISBN 978-5-91515-023-1.
  14. Егорова Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков, // Начальная школа. - 1998. - N 9. - С. 11-16.
  15. Засорина Л. Н. Развивающее чтение как педагогическая технология/ Л. Н. Засорина// Начальная школа. - 1999. - N 1. - С. 68-71.
  16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2007. - С.37-145. – ISBN 5-9268-0407-8.
  17. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. М.: Рус.кн., 1996. - С.260-272. – ISBN 5-268-01319-Х.
  18. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 3. М.: Рус.кн., 1997. - С.32-273. -  ISBN 5-268-01347-Х.
  19. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь (учебник в 2-х ч. для 2 класса), М., 2009. - С.5-43. – ISBN 5-09-013569-Х, 5-09-014200-9.
  20. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. М., 2007. - С.6-25. – ISBN 5-09-013513-4.
  21. Кочетова П. Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать/ П. Б. Кочетова // Начальная школа. - 2003. - N 1. - С.19-24.
  22. Ланин Б. А. Что такое читательское творчество школьников? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - N 5. - С.9-13.
  23. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. - С.64-85.
  24. Лифинцева Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта// Начальное образование. - 2004. - N 3. - С.10-15.
  25. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М.: Академия, 2004. - С.102. - ISBN   5-7695-1936-3.
  26. Музыка.
  27. Недвецкая М.Н. Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся во взаимодействии школы, семьи и библиотеки //журнал "Образование в современной школе", 2004. - № 7. – С.23-36.
  28. Никитина  М.А. Фольклор  в  эстетическом  и   нравственном

       воспитании школьников. Минск, 1968г. – С.86-94.

  1. Никифоров А.И. Сказка и сказочник. ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2009 г. – С. 214. – ISBN   978-5-94282-372-6.
  2. Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения/ Е. В. Никонович// Начальная школа. - 2005. - N 6. - С. 35-37
  3. Новосельцев В. Новые подходы к пропаганде книги и развитию литературных интересов учащихся (из опыта работы)// Воспитание школьников. - 2003. - N 3. - С.9-12
  4. Обнорская О. А. Почему мои дети любят читать/ О. А. Обнорская// Начальная школа. - 2000. - № 2. - С. 34-37
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Оникс, Мир и образование, 2008. - ISBN   5-488-01717-7.
  6. Олифер С.В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации / С.В. Олифер. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» Вып.21).
  7. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - М.: Аркти, 1999. – С. 160. – ISBN 5-89415-024-8.
  8. Павловский А. Читательская активность – безграничный ресурс // Бизнес-портал URL: http://monetka.biz/business-i-internet/chitatelskaya-aktivnost-bezgranichnyiy-resurs.html (дата обращения: 12.09.2010).
  9. Педагогика  В. Сухомлинского // Газета "Первое сентября". – 2000. - № 56 URL: http://ps.1september.ru/2000/56/2-1.htm (дата обращения: 25.08.2010).

  1. Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем/ Г. М. Первова// Начальная школа. - 1999. - N 12. - С. 33-38.
  2. Пивнюк Н. А.  Что может рассказать сказка. //Литература. 2006. -  №17. - С.24-29.
  3. Пиче-оол Т. С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению/ Т. С. Пиче-оол // Начальная школа.-2005.-N2.-С.14-16.
  4. Подлеснова Н. Мозг читающий/ Н. Подлеснова// Семья и школа. - 1998. - № 8. - С. 12-14.
  5. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - С.22-36. – ISBN 5-87604-065-7.
  6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2008. – С.53. - ISBN   978-5-272-00266-2, 5-272-00266-0.
  7. Решетникова О. Читать или не читать/ О.Решетникова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2001. - N 16. - С.14.
  8. Рожина   Л.Н.   Психология   воспитания   литературного   героя школьниками. – М.: Просвещение, 1977. – С.158.
  9. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: (Приобщение детей к худож. лит. как к искусству).  М.: Просвещение,1982. - С.13.   ISBN  
  10. Российский энциклопедический словарь. Книга 2 //Большая Российская энциклопедия. М., 2008. – с 567. ISBN  5-85270-292-7.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. С. 226. - ISBN   5-314-00016-8.
  12. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб. пособие/Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - М.: Академия, 1999. - 248с.- (Высшее образование). – ISBN 5-7695-0630-Х.
  13. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - N 1. - С. 11-18.
  14. Светловская Н. Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности/ Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2000. - N 2. - С. 24-27.
  15. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение (учебник в 2-х ч.), Самара, 2010. - С.127-138.
  16. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению. Самара, 2010. - С.5-57. ISBN 5-9507-0062-7.
  17. Серант М. Легко ли быть одаренным читателем?/ М. Серант// Лицейское и гимназическое образование. - 2000. -N 5. - С. 46-48.
  18. Словарь литературоведческих терминов под. ред. С.П. Белокуровой /Электронная версия // URL http://www.gramma.ru (дата обращения: 15.07.2010).
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, 2008. - ISBN   978-5-222-14925-6.
  20. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением/ И. Н. Тимофеева; Ред. Н. Н. Мазняк. - СПб: Рос. нац. б-ка, 2000. – С. 124-235. – ISBN 5-8192-0098-5.
  21. Тихомирова И. И. "В них есть добро, любовь и счастье" (Творческое чтение сказок) // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - N 8. - С.34-38.
  22. Тихомирова И. И. Чудо чтения/ И. И. Тихомирова // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - N 6. - С.61-65.
  23. Тихомирова И.И. Чему учить, обучая ребенка чтению?// Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - N 8. - С.23-28.
  24. Тихомирова И.И. Читать - значит творить// Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - N 5. - С.56-60.
  25. Урман Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман // Школа. - 2003. - N 3. - С.41-42.
  26. Усачева И. Что нужно, чтобы стать профессиональным читателем?/ И. Усачева// Первое сентября. - 2003. - № 11. - (Вкладка, с. 3).
  27. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка. Т 3. М.: Прогресс, 1987. - С. 375-376. – ISBN 5-7684-0020-6.
  28. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996. - С.93-94. – ISBN 699-03-0055-7.
  29. Хабко, Е.Д., Соколова, Т.В. Читатель, как объект исследования //Научн. и технич. Б-ки. - 1996. - № 6. - С. 15 - 27.
  30. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Советский писатель, 1955. – С.115.
  31. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику. М., 2004. - С.12-25.
  32. Электронная газета "Начальная школа"// Объединение педагогических изданий URL: http://nsc.1september.ru/index/php (дата обращения: 28.08.2010).
  33. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А и Эфрона И.А.  Современная версия. М.: Эксмо, 2010. - С.562. – ISBN 978-5-699-39596-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-праздник читательских удовольствий во 2 классе " Виды русских народных сказок"

Конспект урока по литературному чтению "Виды народных сказок" был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок в 2003-2004 учебном году.Представлен особый тип урока: урок-праз...

Педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся

В статье рассматриваются педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся....

Формирование культуры речи младших школьников в процессе изучения русского языка (на материале имен существительных)

В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи. Основы речевой культуры закладываю...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...

Разработка методики исследования по теме: «Влияние русских народных сказок на формирование творческой активности младших школьников»

В этой разработке я отразила программу опытно-практического исследования, которая будет полезна учителям начальных классов...

Система уроков, способствующая формированию читательских умений в начальной школе при изучении русских народных сказок

В современной начальной школе   расширяются целевые задачи уроков чтения, учащихся следует знакомить с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения....