РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
статья (2 класс)

Анастасия Олеговна Синюкова

Аннотация.

Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмысление, рефлексия на примере русских народных сказок, а также разобраны примеры заданий которые помогают развивать критическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_statya_1.docx1017.11 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Аннотация. Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмысление, рефлексия на примере русских народных сказок, а также разобраны примеры заданий которые помогают развивать критическое мышление.

Ключевые слова: критическое мышление, вызов, осмысление, рефлексия.

Детство — короткий, но очень значимый период в жизни человека. Именно в детстве мы познаём мир, учимся с ним взаимодействовать, обнаруживаем и развиваем свои способности. Очень важно с первых лет жизни учить ребёнка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение, и принимать взвешенные решения на основе полученной информации. 

Критическое мышление - это особый вид мышления, фундамент которого нужно закладывать как можно раньше, в дошкольном возрасте или в начальных классах.

Это умение выносить суждение ο том, насколько действие или идея соответствуют здравому смыслу и реальности, способность ставить под сомнение поступающую информацию.

Существует 3 стадии критического мышления

  1. Стадия вызова:
  • Учит мыслить логически;
  • Рассуждать и высказывать свою точку зрения;
  • Делать выводы.
  1. Стадия осмысления или реализации :
  • Помогает развивать речь, учит дискутировать, размышлять, используя небольшой опыт;
  • Учит доказывать свое суждение, невзирая на авторитет.
  1. Стадия рефлексии:
  • Учит владеть процедурой разработки творческих заданий.

Рассмотрим пример того, как можно развивать критического мышление при помощи русских народных сказок.

Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать им, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. Стоит только раскрыть книгу сказок – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.  

Рассмотрим стадию вызова на примере .

Преподаватель зачитывает загадку:

Мир озарив чудесами,

Они летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея;

Не станет Горыныча Змея…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро!

Они со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы –

Вдруг Сивка-бурка приснится.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

Далее ученикам поступают вопросы?

  1. О чем мы будем сегодня говорить?
  2. Что такое сказка?
  3. На какие две группы делятся сказки?

Ученики во время урока могут высказывать свое мнение, предположения, не боясь и не стесняясь ошибаться. А все ошибки преподаватель будет исправлять в ходе урока. Это позволяет ученикам увидеть самостоятельно свои неточности, научит строить логические цепочки, видеть взаимосвязь от уже изученного и нового, учит использовать свои знания и опят для решения задач.

Далее  рассмотрим стадию осмысления на примере:

  1. Работа с книгами. В кабинете представлена выставка книг:
  • Русские народные сказки;
  • Авторские

Для начала детям нужно будет разделить представленные книги и объяснить свой выбор.

  1. Можно поработать с иллюстрациями.

Нужно рассмотреть картинки и соотнести их с названиями.

Macintosh HD:private:var:folders:vv:rykp9_p92v1_wh4z2h6q9f7h0000gn:T:TemporaryItems:Снимок экрана 2020-06-19 в 18.13.17.png                    Macintosh HD:private:var:folders:vv:rykp9_p92v1_wh4z2h6q9f7h0000gn:T:TemporaryItems:Снимок экрана 2020-06-19 в 18.10.59.png                     Macintosh HD:private:var:folders:vv:rykp9_p92v1_wh4z2h6q9f7h0000gn:T:TemporaryItems:Снимок экрана 2020-06-19 в 18.11.53.png

«Гуси-Лебеди»                         «Царевна-лягушка»                    Колобок»                                                                                    

  1. Работа с поговоркой.

- Согласны ли вы, что «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 

- Почему.

- Как вы понимаете эти слова? (сказки учат, преподносят урок)

На стадии осмысления основной задачей преподавателя является удержание интереса учеников κ теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового

 

Macintosh HD:private:var:folders:vv:rykp9_p92v1_wh4z2h6q9f7h0000gn:T:TemporaryItems:Снимок экрана 2020-07-10 в 0.13.03.png

Во время урока ученикам сделают записать: « Что я знаю по теме?/ + или - / Что нового я узнал?». Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

Обратим внимание на последнюю стадию рефлексии.

Задание № 1 может быть таким:  ученикам нужно будет заполнить таблицу и ответить на вопросы.

1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)

2) Как по - другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)

3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)

4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …)

5) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые)

Задание №2: рефлексивные вопросы.

- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих правильных ответов?

- За что можете похвалить своего соседа?

- За что можете похвалить себя?

Стадию рефлексии удобнее всего проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Подводя итог, отметим, что очень важно относиться к ребенку как к человеческому существу, которое может мыслить и формулировать свои мысли, а не просто как к малышу. Задача учителя — научить их вырабатывать суждения, выносить оценки, видеть за словами смысл, интерпретировать и проблематизировать свои и чужие слова.

Список использованной литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.
  2. Батышев С.Я., Новиков А.М. История профессионального образования в России/ С.Я. Батыше, А.М.Новиков, Е.Г. Осовский. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.
  3.  Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. - М.: БОНФИ, 2002.
  4. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. Ун-та, 2000. - 284с.
  5. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Развитие критического мышления у детей младшего возраста

Статья о развитие критического мышления у учащихся в начальной школе...

презентация "Развитие критического мышления у детей и подростков"

Развитие критического мышления одно из необходимых условий для успешной социальной адаптации детей и подростков....


 

Комментарии

Анастасия Олеговна Синюкова

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!
Я очень надеюсь, что моя статья не останется без внимания.
Я готова ответить на вопросы.