Мастер –класс " Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок."
материал (4 класс)

Ковалева Наталья Юрьевна

Мастер –класс на тему:

       "Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок" проходил на муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России 2023»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Льгова»

Мастер –класс

       Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок.

                                                   

                                                                         Составила: учитель начальных классов:

Ковалева Наталья Юрьевна

2023г

Тема

Мастер –класс

Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок.

Цель,

задачи

Какой компонент функциональной грамотности формируется? 

На какой возраст рассчитан урок (занятие)?

Каково потенциальное число участников?

Каковы планируемые результаты? (способ самооценки, обратной связи, предметное последействие).

Цель: показать приёмы по формированию читательской грамотности младших школьников с использованием технологии критического мышления на примере народной мудрости сказок.

Задачи:

 - представить реализацию технологии критического мышления при помощи следующих приёмов: «мозговой штурм», «деформированный текст», «расставь по местам», «тонкие и толстые вопросы», «было и стало», «театрализация», «филворд», используемых на уроках литературного чтения в начальных классах на примере русских народных сказок;

- показать педагогическую ценность сказки как средства воспитания;

- обсудить актуальные проблемы по формированию читательской грамотности среди младших школьников;

- провести рефлексию совместной деятельности учителя и обучающихся.

Читательская грамотность

10 лет и более.

5

  

 

Предметные: умение применять приемы критического мышления на уроках литературного чтения.

  Метапредметные: 

  личностные универсальные учебные действия

-формирование национальной идентичности;

-формирование уважения к народным традициям, обычаям, обрядам;

- формирование устойчивой мотивации к обучению
 -формирование навыков рефлексии на основе изученного материала;
регулятивные универсальные учебные действия: 

-целеполагание мастер-класса;
-волевая саморегуляция при самостоятельной работе;

-соотношение цели, хода и итога занятия;
познавательные универсальные учебные действия

-ознакомление с приемами функциональной грамотности;
-развитие речевой деятельности;

-практическое освоение учащимися приемов технологии критического мышления;
коммуникативные универсальные учебные действия
-развитие коммуникативных способностей
-организация планирования учебного сотрудничества со сверстниками.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

  1. Мотивация учения.
  2. Постановка педагогической проблемы.
  3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
  4. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия.    

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация учения

-Посмотрите небольшой фрагмент аудиокниги.

-Как часто мы слышим такие слова: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что»?

- Почему это происходит?

(Потому что тот, кто посылает -  не знает.  чего он хочет и тот, кого посылают не знает, что ему нужно и куда идти.)

Просматривают фрагмент, анализируют зрительную и слуховую информацию . Высказывают мнение.

2. Актуальность проблемы.

Постановка педагогической проблемы

-Вчерашние школьники порой не знают, как применить предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи, мыслить творчески. Как помочь детям обрести грамотность другого уровня? Как показать, куда идти и зачем? На этот вопрос должен сам себе ответить функционально грамотный человек.

Функциональная грамотность – это актуальный вопрос для педагогов, учеников и их родителей. Одной из важных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать прочитанные тексты, размышлять о них, расширять свои знания, делать свои выводы. Перед школой сейчас стоит задача вырастить не серого исполнителя, а активного творческого человека., а авантюристы в хорошем смысле, готовые на сумасшедшие бизнес -проекты.... авторские идеи-...инновационные площадки....   креативные и гениальные ...будь они просто поваром или директором банка... инженером или дизайнером.  Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства...Часто бывает так, что в погоне за техникой чтения   в ребёнке просто убивается способность думать размышлять критически. Для ребенка начальных классов складывается алгоритм: чем больше он прочитает, тем лучше у него будет техника чтения, тем успешнее он будет усваивать материал в старшей школе. Опыт показывает, что это не так. Мы сами загоняем ребёнка в рамки: «больше, больше читай», не оставляя времени на что-то очень важное, на душевное и общепсихологическое развитие, на создание своего собственного душевного мира, а не шаблонного, на умение мыслить критически. Поэтому формирование читательской грамотности становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.  В начальной школе для формирования читательской грамотности благодатной почвой являются сказки. Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение  . Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

«Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства»-писал  К.Д. Ушинский.

-Сегодня я предлагаю изучить приёмы критического мышления по формированию читательской грамотности на примере русских народных сказок.

-А в работе мне поможет группа.

Активное слушание, взаимодействие с учителем.

Постановка цели. Мотивация учебной деятельности  обучающихся.

Ученики создают группу

3.Основной этап

Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему

4.Подведение итогов мастер-класса

Рефлексия

1-й Приём «Корзина идей                                                              (Конверт 1)

-Итак, вернёмся к нашему видео. Откройте, пожалуйста, конверт .

-На какие вопросы Андрею –стрельцу нужно знать ответы? Наверно, нужно знать …

1. Куда идти? География пути, маршрут пути?

2. С какой скоростью идти, сколько у него времени?

3. Нужно ли брать с собой золотые монеты и сколько?

4. Необходимо ли ему оружие и конь?

5. Какую надевать одежду и обувь?

Вывод: этот приём целесообразно использовать на начальном этапе урока. «Мозговой штурм» позволяет детям  высказывать любые суждения без их оценки и анализа, т.е. мыслить свободно.

2-й Приём «Найди общее» или «Волшебная шкатулка»  (Конверт 2)

-Перед вами иллюстрации обложек русских народных сказок, на обратной стороне перечислены герои, прочитайте по очереди.

- Какой сказочный герой, или героиня присутствует во всех сказках?

(- Баба-Яга.)

- Как вы думаете, кто из героев этих сказок может находиться в волшебной шкатулке?

(-Это Баба-Яга.)

-Баба-Яга у нас женщина с изюминкой. Женщина –загадка. Она бывает очень разной.

- Главная цель использования приема «Волшебная шкатулка» -это интересная форма подачи информации; создание особой обстановки для дальнейшей работы с материалом, позволяет визуализировать персонаж.

Вывод: такой прием может быть использован на этапе   мотивации обучающихся к учебной деятельности.

3-й Приём «Деформированный текст» 

-Сегодня на почту пришла телеграмма, читайте, пожалуйста,   (раздаю телеграммы) ,но многие слова размыты.

У. -Возьмите из конверта телеграммы, восстановите деформированный текст, используя слова для справок.                                              (Конверт 3)

Вывод :значение работы с деформированным текстом заключается в том, что   умение восстановить его позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста.

-Ой, Баба-Яга немножко расстроена.

-Что могло произойти у Бабы- Яги? (Исчезли все вещи)

- А какие вещи нужны Бабе-Яге?

(Печь, ступа, метла, кадка для воды, снадобья.)

4-й Приём «Расставь по местам»                                      (Конверт 4)

-Бабушка-Яга, разрешите нам пройти в Ваше жилище?

-Перед вами пустая избушка Бабы-Яги/,кладу рисунок/,нам необходимо помочь бабушке-Яге.

-Давайте вернём избушке ее прежний вид и порадуем Бабу-Ягу.

-Глазки у бабушки заблестели, повеселели, бабушка-Яга довольна.

- Баба_Яга рада ,что вещи вернулись в нужное место.

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1661551112_8-klubmama-ru-p-troe-v-pechi-podelka-foto-8.jpg

Вывод: этот приём помогает систематизировать, упорядочить материал.

-Мы не просто так расставили по местам предметы быта Бабы –Яги. Точно такие же предметы были и у простых людей, наших предков, живших в далекие времена. На этом примере  мы создали яркий образ старинного дома.

-А сейчас давайте поучаствуем в игре «В избушке Бабы-Яги» (смотреть фрагмент интерактивной игры)

Вывод: интерактивных игры повышают мотивацию у к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают творческие способности .

5. Приём «Тонкие и толстые вопросы»

- Посмотрите на экран.

Тонкий вопрос: -Какие лапки принадлежат избушке Бабы-Яги?

Толстый вопрос:

-Почему именно курьи?

( Курьи ноги или курные ноги – это такой архитектурный прием, его использовали, чтобы бревна не гнили. Есть версия, что "курными" эти ноги назвали, потому что их окуривали - то ли ритуально, то ли просто, чтобы предотвратить появление влаги", - сказал этнограф Юрий Габров.  Воздействие высокой температуры, дыма и сажи защищало дерево от гниения. Благодаря такой технологии дома на болотах крепко стояли десятилетиями. Вот почему и курьи лапки.)

Вывод: работа с вопросами требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. 

6.  Приём «Театрализация»  позволяет ребёнку чувствовать себя хозяином, творцом происходящих событий.

- Посмотрите на следующую иллюстрацию.  Почему матери на Руси на деревянной лопате сажали ребёнка в протопленную печь? (из которой предварительно выметали угольки, застилали душистыми травами, брызгали на стены водой)

-В сказках отображён старинный ритуал о выхаживании больных детей. Итак, для того, чтобы вылечить  младенца, его обмазывали ржаным тестом, которое было замешано той самой Бабой-Ягой (то бишь — знахаркой) на воде из трёх колодцев. Обмазывали ребёнка полностью, оставляя свободными лишь рот и ноздри, затем привязывали к хлебной лопате, и отправляли три раза в печь. Это должна быть тёплая, а не горячая печь, в которой уже нет огня.

Обряд «перепекания» знахарка делала не одна, ей помогали мать ребёнка и её старшие родственницы, если таковые рядом находились.

Инсценирование обряда.                                                        

                                                                                                      (Конверт 5)

Вывод: таким образом, сказки нам рассказывают об обрядах и ритуалах древней Руси.

7. Приём «Филворд»                                                                 (Конверт 6)

- А сейчас я вам предлагаю расшифровать послание от наших предков. Жизнь постоянно преподносит нам уроки. Сейчас очень актуально помнить о своих обычаях, традициях, обрядах. Помнить свои корни. Хранить и беречь культуру своего народа. Читать вдумчиво и между строк находить ответы.

-Возьмите ключи и расшифруйте народное изречение.

(Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

Вывод: намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок. Что является основой становления читательской грамотности в начальных классах.

-Вернемся к нашему видео об Андрее-стрельце.

-Чтобы наш мастер-класс стал завершенным, какую частицу надо убрать из фразы?..

(-Частицу «не».)

(Поди туда –  знаю куда, принеси то –знаю, что»!)

-Спасибо за внимание.

Анализируют аудио информацию

Отвечают на вопросы.

Делают предположения, выдвигают свои гипотезы, выслушивая , не перебивая товарищей.

Делают вывод.

Просматривают  и анализируют иллюстрации, делают выводы.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Высказывают свои  мысли и чувства .

Делают вывод.

Ставят задачу глубокого осмысления текста. Выделяют из слов для справок слова, с опорой на поставленный вопрос.

Восстанавливают деформированный текст.

Делают вывод.

Отвечают на вопросы.

Опираются на знания, опыт.

Систематизируют, приводят в порядок  материал.

Выделяют главное, расставляют вещи на свои места. Создают образ старинного дома.

Анализируют информацию.

Играют в игру.

Выбирают из предложенных ответов верный. Получают оценку своей игры.

Анализируют зрительную и слуховую информацию.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Анализируют зрительную и слуховую информацию.

Пополняют свои знания об обрядах на Руси .Связывают с современными нетрадиционными методами лечения.

Участвуют в инсценировании.

Делают вывод.

Анализируют ситуацию.

Испытывают гордость за нашу культуру, традиции и обычаи.

Делают выводы о поучительном опыте сказок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель  и результаты  своей работы. Подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

laquo;Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать ...

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образован...

Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Цель мастер-класса - ознакомление педагогов  с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших  школьников....

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»

В данном мастер-классе представлен собственный педагогический опыт применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности младших школьников....

Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"

Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"...

Мастер- класс "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Для формирования читательской грамотности младших школьников на  уроках можно  использовать различные приёмы. Они  помогают детям улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной ...