Мастер –класс " Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок."
материал (4 класс)
Мастер –класс на тему:
"Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок" проходил на муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России 2023»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 687.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Льгова»
Мастер –класс
Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок.
Составила: учитель начальных классов:
Ковалева Наталья Юрьевна
2023г
Тема | Мастер –класс Формирование читательской грамотности младших школьников с применением технологии критического мышления на примере русских народных сказок. |
Цель, задачи Какой компонент функциональной грамотности формируется? На какой возраст рассчитан урок (занятие)? Каково потенциальное число участников? Каковы планируемые результаты? (способ самооценки, обратной связи, предметное последействие). | Цель: показать приёмы по формированию читательской грамотности младших школьников с использованием технологии критического мышления на примере народной мудрости сказок. Задачи: - представить реализацию технологии критического мышления при помощи следующих приёмов: «мозговой штурм», «деформированный текст», «расставь по местам», «тонкие и толстые вопросы», «было и стало», «театрализация», «филворд», используемых на уроках литературного чтения в начальных классах на примере русских народных сказок; - показать педагогическую ценность сказки как средства воспитания; - обсудить актуальные проблемы по формированию читательской грамотности среди младших школьников; - провести рефлексию совместной деятельности учителя и обучающихся. Читательская грамотность 10 лет и более. 5
Предметные: умение применять приемы критического мышления на уроках литературного чтения. Метапредметные: личностные универсальные учебные действия -формирование национальной идентичности; -формирование уважения к народным традициям, обычаям, обрядам; - формирование устойчивой мотивации к обучению -целеполагание мастер-класса; -соотношение цели, хода и итога занятия; -ознакомление с приемами функциональной грамотности; -практическое освоение учащимися приемов технологии критического мышления; |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
- Мотивация учения.
- Постановка педагогической проблемы.
- Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
- Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация учения | -Посмотрите небольшой фрагмент аудиокниги. -Как часто мы слышим такие слова: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что»? - Почему это происходит? (Потому что тот, кто посылает - не знает. чего он хочет и тот, кого посылают не знает, что ему нужно и куда идти.) | Просматривают фрагмент, анализируют зрительную и слуховую информацию . Высказывают мнение. |
2. Актуальность проблемы. Постановка педагогической проблемы | -Вчерашние школьники порой не знают, как применить предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи, мыслить творчески. Как помочь детям обрести грамотность другого уровня? Как показать, куда идти и зачем? На этот вопрос должен сам себе ответить функционально грамотный человек. Функциональная грамотность – это актуальный вопрос для педагогов, учеников и их родителей. Одной из важных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать прочитанные тексты, размышлять о них, расширять свои знания, делать свои выводы. Перед школой сейчас стоит задача вырастить не серого исполнителя, а активного творческого человека., а авантюристы в хорошем смысле, готовые на сумасшедшие бизнес -проекты.... авторские идеи-...инновационные площадки.... креативные и гениальные ...будь они просто поваром или директором банка... инженером или дизайнером. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства...Часто бывает так, что в погоне за техникой чтения в ребёнке просто убивается способность думать размышлять критически. Для ребенка начальных классов складывается алгоритм: чем больше он прочитает, тем лучше у него будет техника чтения, тем успешнее он будет усваивать материал в старшей школе. Опыт показывает, что это не так. Мы сами загоняем ребёнка в рамки: «больше, больше читай», не оставляя времени на что-то очень важное, на душевное и общепсихологическое развитие, на создание своего собственного душевного мира, а не шаблонного, на умение мыслить критически. Поэтому формирование читательской грамотности становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В начальной школе для формирования читательской грамотности благодатной почвой являются сказки. Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение . Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности. «Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства»-писал К.Д. Ушинский. -Сегодня я предлагаю изучить приёмы критического мышления по формированию читательской грамотности на примере русских народных сказок. -А в работе мне поможет группа. | Активное слушание, взаимодействие с учителем. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Ученики создают группу |
3.Основной этап Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему 4.Подведение итогов мастер-класса Рефлексия | 1-й Приём «Корзина идей (Конверт 1) -Итак, вернёмся к нашему видео. Откройте, пожалуйста, конверт . -На какие вопросы Андрею –стрельцу нужно знать ответы? Наверно, нужно знать … 1. Куда идти? География пути, маршрут пути? 2. С какой скоростью идти, сколько у него времени? 3. Нужно ли брать с собой золотые монеты и сколько? 4. Необходимо ли ему оружие и конь? 5. Какую надевать одежду и обувь? Вывод: этот приём целесообразно использовать на начальном этапе урока. «Мозговой штурм» позволяет детям высказывать любые суждения без их оценки и анализа, т.е. мыслить свободно. 2-й Приём «Найди общее» или «Волшебная шкатулка» (Конверт 2) -Перед вами иллюстрации обложек русских народных сказок, на обратной стороне перечислены герои, прочитайте по очереди. - Какой сказочный герой, или героиня присутствует во всех сказках? (- Баба-Яга.) - Как вы думаете, кто из героев этих сказок может находиться в волшебной шкатулке? (-Это Баба-Яга.) -Баба-Яга у нас женщина с изюминкой. Женщина –загадка. Она бывает очень разной. - Главная цель использования приема «Волшебная шкатулка» -это интересная форма подачи информации; создание особой обстановки для дальнейшей работы с материалом, позволяет визуализировать персонаж. Вывод: такой прием может быть использован на этапе мотивации обучающихся к учебной деятельности. 3-й Приём «Деформированный текст» -Сегодня на почту пришла телеграмма, читайте, пожалуйста, (раздаю телеграммы) ,но многие слова размыты. У. -Возьмите из конверта телеграммы, восстановите деформированный текст, используя слова для справок. (Конверт 3) Вывод :значение работы с деформированным текстом заключается в том, что умение восстановить его позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста. -Ой, Баба-Яга немножко расстроена. -Что могло произойти у Бабы- Яги? (Исчезли все вещи) - А какие вещи нужны Бабе-Яге? (Печь, ступа, метла, кадка для воды, снадобья.) 4-й Приём «Расставь по местам» (Конверт 4) -Бабушка-Яга, разрешите нам пройти в Ваше жилище? -Перед вами пустая избушка Бабы-Яги/,кладу рисунок/,нам необходимо помочь бабушке-Яге. -Давайте вернём избушке ее прежний вид и порадуем Бабу-Ягу. -Глазки у бабушки заблестели, повеселели, бабушка-Яга довольна. - Баба_Яга рада ,что вещи вернулись в нужное место. Вывод: этот приём помогает систематизировать, упорядочить материал. -Мы не просто так расставили по местам предметы быта Бабы –Яги. Точно такие же предметы были и у простых людей, наших предков, живших в далекие времена. На этом примере мы создали яркий образ старинного дома. -А сейчас давайте поучаствуем в игре «В избушке Бабы-Яги» (смотреть фрагмент интерактивной игры) Вывод: интерактивных игры повышают мотивацию у к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают творческие способности . 5. Приём «Тонкие и толстые вопросы» - Посмотрите на экран. Тонкий вопрос: -Какие лапки принадлежат избушке Бабы-Яги? Толстый вопрос: -Почему именно курьи? ( Курьи ноги или курные ноги – это такой архитектурный прием, его использовали, чтобы бревна не гнили. Есть версия, что "курными" эти ноги назвали, потому что их окуривали - то ли ритуально, то ли просто, чтобы предотвратить появление влаги", - сказал этнограф Юрий Габров. Воздействие высокой температуры, дыма и сажи защищало дерево от гниения. Благодаря такой технологии дома на болотах крепко стояли десятилетиями. Вот почему и курьи лапки.) Вывод: работа с вопросами требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. 6. Приём «Театрализация» позволяет ребёнку чувствовать себя хозяином, творцом происходящих событий. - Посмотрите на следующую иллюстрацию. Почему матери на Руси на деревянной лопате сажали ребёнка в протопленную печь? (из которой предварительно выметали угольки, застилали душистыми травами, брызгали на стены водой) -В сказках отображён старинный ритуал о выхаживании больных детей. Итак, для того, чтобы вылечить младенца, его обмазывали ржаным тестом, которое было замешано той самой Бабой-Ягой (то бишь — знахаркой) на воде из трёх колодцев. Обмазывали ребёнка полностью, оставляя свободными лишь рот и ноздри, затем привязывали к хлебной лопате, и отправляли три раза в печь. Это должна быть тёплая, а не горячая печь, в которой уже нет огня. Обряд «перепекания» знахарка делала не одна, ей помогали мать ребёнка и её старшие родственницы, если таковые рядом находились. Инсценирование обряда. (Конверт 5) Вывод: таким образом, сказки нам рассказывают об обрядах и ритуалах древней Руси. 7. Приём «Филворд» (Конверт 6) - А сейчас я вам предлагаю расшифровать послание от наших предков. Жизнь постоянно преподносит нам уроки. Сейчас очень актуально помнить о своих обычаях, традициях, обрядах. Помнить свои корни. Хранить и беречь культуру своего народа. Читать вдумчиво и между строк находить ответы. -Возьмите ключи и расшифруйте народное изречение. (Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок) Вывод: намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок. Что является основой становления читательской грамотности в начальных классах. -Вернемся к нашему видео об Андрее-стрельце. -Чтобы наш мастер-класс стал завершенным, какую частицу надо убрать из фразы?.. (-Частицу «не».) (Поди туда – знаю куда, принеси то –знаю, что»!) -Спасибо за внимание. | Анализируют аудио информацию Отвечают на вопросы. Делают предположения, выдвигают свои гипотезы, выслушивая , не перебивая товарищей. Делают вывод. Просматривают и анализируют иллюстрации, делают выводы. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Высказывают свои мысли и чувства . Делают вывод. Ставят задачу глубокого осмысления текста. Выделяют из слов для справок слова, с опорой на поставленный вопрос. Восстанавливают деформированный текст. Делают вывод. Отвечают на вопросы. Опираются на знания, опыт. Систематизируют, приводят в порядок материал. Выделяют главное, расставляют вещи на свои места. Создают образ старинного дома. Анализируют информацию. Играют в игру. Выбирают из предложенных ответов верный. Получают оценку своей игры. Анализируют зрительную и слуховую информацию. Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Анализируют зрительную и слуховую информацию. Пополняют свои знания об обрядах на Руси .Связывают с современными нетрадиционными методами лечения. Участвуют в инсценировании. Делают вывод. Анализируют ситуацию. Испытывают гордость за нашу культуру, традиции и обычаи. Делают выводы о поучительном опыте сказок. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты своей работы. Подводят итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
laquo;Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать ...
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образован...

Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Цель мастер-класса - ознакомление педагогов с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших школьников....

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»
В данном мастер-классе представлен собственный педагогический опыт применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности младших школьников....
Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"
Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"...

Мастер- класс "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках можно использовать различные приёмы. Они помогают детям улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной ...



