Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
методическая разработка по чтению

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования. 

 

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Добрый день, уважаемые коллеги!  

 

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 Что же такое грамотность?  Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Назову особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

          Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

            Занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роле учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете одновременно играть две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов.

  Сами, того   не  подозревая, вы разделились на группы по классам;

Желтый цвет           - 1 класс;

Зелёный  цвет     - 2 класс;

 Синий  цвет    - 3 класс;

Красный цвет          - 4 класс.

Задания для 1 класса (на уровне слова)

1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2.Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка  саголат  ребядис пефонал  карерандаш  альцыбом  ручщока  портрыфель косдятюм  брюлаки  плавытье  футсыболка  юблика сажипоги  туфдули  тапчуки  ботинрыки  сандапели метцыро  автомобус  трамрявай  тролфилейбус  такфуси строикутель   профодавец   кондимытер    офижуциант

3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

 канат  лентяй  дача рисунок сани  ракета  фантазия концерт  феникс  тарелка фикус  аллея  карандаш таблетка  лимон  царевна кабинет  пират  танцы калина  лейка  доска  коптильня театр  леопард  фонтан шахтёр  магазин  тысяча соловей  барабан  камень

4.В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

5.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео                лушкяга              змлнеякиа       фрноаь               сзтекроа              пиодмор сзакка                уебинчк               пдосонулх  кхнуя                 склоьуса              сжнниека птальо                иукгшри              бдлеуьзор пгоири               пкудоша              согеивнк алатс                  мреавуй               пцогвуиа

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

6.Прочитай слова, вернув буквы на место.

Мы обычные слова,

 Всех нас знает каждый.

 Мы содержим буквы А

 Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня  - ну и ну!-

Все они сбежали.

 слт        сткн       звтрк         крн бнн       срфн      квдрт        ткнь прд       брбн      мскрд        флг хлт        крмн     крндш       мрт       бгж       тркн      пргрф        зкз       срй        клсс      крнвл        пнм брн       шлш      згдк           пст кнт        стрт      срнч          тхт плт        скзк      тлнт          плн

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

  1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр  - весь мир согревает. ( Солнце)

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S

 Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)

2.Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с яьтсилеинделсопилтселбаззёребяьчус ан имактеномимытолоз

3.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):     Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

 4.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

Лес рубят – кепки летят.

 Здоровье дороже молота.

Два сапога – тара.

Не руби лук, на котором сидишь.

Слезами морю не поможешь.

Смелость борода берёт.

Совесть без дубов, а загрызёт

Задания для 3-4 класса (на уровне текста)

  Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

1.Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.

                                                   мосКос

  кеРаты  таюлет  в  москос.  Я  чоху  теполеть  к  зёвдамз  и  назуть:  мат  дюли  лии  тен.

чаМет

ыМ  с  лоКей  милюб  троисть  букики  и  течмать: но – о  роме,  я  -  о  бене.  нО  дубет  корямом,  а  я  комлётчи.

маЗи

лашПри  миаз.  лисьПопасы  с  бане  тыешипус  кижинсен.  лымБе  ровком  лигел  ино  ан  ляпо ,  ан  ширык  модов.  верЗаскал  ан  целнсо  сел.  перьТе  ножмо  тьдихо  ан  жахлы,  габеть  ан кахнько оп  дуль.  рошоХо  мойзи!

 2.Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец.

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял  

Кот Васька.

Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и  ==== с дерева.

Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул

3. Прочитать текст и ответить на вопросы

Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и  Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

  • Вопросы  для контроля:                                                                  
  • Что умеют животные?                                                                          
  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку,     морякам сулит….»                                                                                      
  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?                

 

Вулкан

Извержение вулкана угрожает не только потоками расплавленной лавы. Иногда от неё можно уйти спокойным шагом. Из жерла вулкана вылетают куски камня – вулканические бомбы, вырываются ядовитые газы. Миллионы тонн вулканического пепла поднимаются в небо и засыпают всё вокруг. Извержение крупных вулканов влияет на климат всей планеты. Почему же люди селились в таком опасном месте? Оказывается, на вулканическом пепле хорошо растут растения. В Исландии около ледяной пустыни раскинулась волшебная зелёная равнина. Её согревают гейзеры-фонтаны горячей воды. А ещё в этой стране, лежащей за полярным кругом, выращивают южные фрукты. Ананасов здесь собирают больше, чем в Греции.

  • Вопросы  для контроля:                                                                      
  • Чем угрожает извержение вулкана?                                                
  • Что вылетает из жерла вулкана?                                                        
  • Почему же люди селились в таком опасном месте?                      
  • Что такое гейзеры?                                                                              
  • В какой стране ананасов выращивают больше, чем в Греции?        

Отдельно мне хочется выделить приём синквейн.    Пишется синквейн  по определённым правилам:

 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора  к теме.

5строчка – это  существительное, которое  ассоциируется с темой синквейна.

 Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая   обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля.  Работать с этим приёмом я начала уже  в 1 классе.

Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям.   Начинать составление синквейна надо с самого простого:

  • по заданной теме

чтение

интересное  увлекательное

 помогает  учит развивает

 Кто много читает, тот много знает.

 Знание

  • по стихотворению

Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

 Этот дождик проливной.

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

С мамой мы пошли гулять.

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал –

Всех под зонтики загнал.

дождик

проливной холодный

капает стучит моросит

Дождь – это когда осень плачет.

 грусть

  • по загадке

Говорит  она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

– Станешь вчетверо умней.

книга

полезная  интересная

учит помогает советует

 Книга – лучший друг.

Библиотека

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения,   я отмечаю следующие преимущества:

  •  учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивает активное слушание;
  • повышается самооценка.

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.

           Благодарю Вас за участие. Надеюсь,  моё выступление   было    интересным.  В заключение  я попрошу вас ответить   на несколько вопросов.

Вопросы:

  1. Была ли полученная информация для Вас полезна?


2. На каких уроках можно использовать  рассмотренные  задания?


3. Возможно ли их использование в Вашей практике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителяЗадачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...

читательская грамотность младших школьников

Чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, поскольку он является ещё и ведущим средством обучения....

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов  работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....

Развитие читательской грамотности младших школьников

Статья актуализирует вопросы читательской активности, а также раскрывает особенности эмоционального восприятия художественной литературы младших школьников....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Мастер-класс. Формирование читательской грамотности младших школьников.

В работе раскрываются приемы работы по формированию читательской грамотности младших школьников....