читательская грамотность младших школьников
учебно-методический материал по чтению на тему

Хэно Марина Михайловна

Чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, поскольку он является ещё и ведущим средством обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, поскольку он является ещё и ведущим средством обучения.

Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего и устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – одна из главных задач учителя начальных классов, ведь именно в младшем школьном возрасте решается вопрос, будет ли отношение человека в течение всей жизни к книге активным или умеренно пассивным.

Степень готовности учащегося к самостоятельному чтению определяется уровнем сформированности у него типа правильной читательской деятельности.

Что я делаю, какой метод и приём, какие виды упражнений использую на уроках и во внеурочной деятельности.

  1. Метод просмотра, аудирование, метод беседы, словесное рисование, т.д.

Мною разработан комплекс упражнений по формированию читательской грамотности. Младших школьников к самостоятельному чтению можно обучить только в строгой последовательности от легкого к трудному, от известного к неизвестному, словом, от подготовительного этапа к начальному, а потом к основному.

Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг и сформировать у них навыки читательской самостоятельности мною был разработан и внедрён на уроках обучения чтению, а также на уроках внеклассного чтения комплекс из 56 упражнений из трех блоков.

  1. Понимание любого текста в самом начале зависит от понимания каждого слова. На уроках чтения, русского языка в 1,2 классе я начинаю с понимания лексического значения каждого слова, словосочетания, предложения. Мне в этом помог дидактический материал для развития техники чтения автора Г.Г. Мисаренко. В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения приводят к автоматизации восприятия оперативных единиц чтения, т.е. максимальное количество знаков, которые ребенок опознает одномоментно при чтении. В пособии слова представлены по степени сложности и слоговой структуры в 14 групп. 1 гр – открытые слоги- слияния (ру-ка, мо-ло-ко), словосочетания, предложения, тексты. 2 гр  - открытые слоги и один закрытый в конце слова.- за-бор,ба-ра-бан. 3 гр – закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука – вед-ро, доб-ро-та, пос-ло-ви-ца. В словосочетаниях, предложениях и текстах используются слова предыдущих групп. Слова разделены на части речи и сгруппированы по месту ударения.  
  2.  Серия учебного пособия «Учимся понимать текст» был сделан на овладение ребенком одним из главных приемов понимания текста – диалог с текстом. Он включает в себя умение осознавать скрытые в тексте вопросы, прогнозировать, осуществлять самоконтроль, то есть проверять свои гипотезы. Ребенок учится выделять смысл – концепт текста (система взглядов автора). Знакомство с разными видами текстовой информации. По работам лингвиста И.Р. Гальперина выделяется три вида : А) фактуальная- описание событий, героев, места, время …. Б) концептуальная и подтекстовая.

Я готова поделиться своими наработками и кого они заинтересовали, пожалуйста, обращайтесь. В индивидуальной беседе я более подробно Вас ознакомлю с методиками.

        Вывод: Гете писал: «Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило  иному, чтобы научиться читать. Я потратил на это восемьдесят лет и еще не могу сказать, что достиг цели».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов  работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....

Развитие читательской грамотности младших школьников

Статья актуализирует вопросы читательской активности, а также раскрывает особенности эмоционального восприятия художественной литературы младших школьников....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника.

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...