Развитие читательской грамотности младших школьников
статья (1, 2, 3 класс)

Морозова Анна Викторовна

Статья актуализирует вопросы читательской активности, а также раскрывает особенности эмоционального восприятия художественной литературы младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogokratnoe_chtenie.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети любят читать одно и то же много раз подряд?

Почему детям не надоедают одни и те же сказки, и не хочется сменить пластинку?

В жизни ребёнка очень важно повторение. В жизни взрослого человека повторение также играет значительную роль в снятии эмоционального напряжения, переживании негативных эмоций, поэтому возвращение к прочтению любимых книг, рассказов, произведений является своего рода психотерапией для нашей души. Что дают нам многократные встречи с любимыми героями любимых книг?  

1. Повторение как способ развития 

Повторение развивает память и формирует способность к анализу, что составляет основу дальнейшего развития человека. Не зря же говорят: "Повторение – мать учения".

2. Способ напоминания себе 

Когда ребенок приобретает новый навык, его многократное повторение служит напоминанием о приобретенном умении. По такому же принципу в основе жажды повторения одной и той же сюжетной линии может лежать желание напомнить себе о сделанных ранее выводах.

3. Подтверждение надежности мира 

Давно не секрет, что дети испытывают острую потребность в ритуалах, это дает им ощущение стабильности и надежности мира вокруг. Ритуал – это понятный, установленный порядок действий. Таким образом, ребенок, желающий слушать постоянно одну и ту же сказку, может подсознательно стремиться к стабильности и упорядоченности.

4. Желание воспроизводить положительные эмоции 

Произведение, которое так любит ребенок, безусловно, приносит ему индивидуальные положительные эмоции – радость за любимого героя, восстановление справедливости, восприятие смешных событий.

5. Освобождение от тревоги 

Чувство предсказуемости ситуации, возможность которого дает многократное повторение сюжета, может снимать тревогу, связанную с неизвестностью.

6. Привязанность к любимому герою 

Бывает, что ребенок/взрослый выделяет для себя какого-то конкретного персонажа, который затронул его сердце. Читатель может идентифицировать себя с ним, восхищаться какими-то важными для себя качествами героя или просто испытывать к нему личную эмоциональную привязанность. И тогда повторяющихся просьб посмотреть именно этот мультик или почитать ему именно эту сказку не избежать.

Для того чтобы ребенок смог полноценно усвоить сюжет, подходящий по возрасту и уровню развития, познать что-то полностью, а также сделать свои собственные выводы из этого, необходимо воспроизвести для него этот сюжет не менее 30 (!) раз. С каждым новым воспроизведением сюжетной линии ребенок, равно как и взрослый способен открыть, и открывает для себя все больше деталей, дополняя свою картину мира.

      Как пример, можно как больше придумать оригинальных сюжетов и/или деталей дополнения картины мира ребенком, прослушивая постоянное прочтение родителями русской народной сказки «Курочка Ряба». Сколько у вас получится версий сказки? Попробуйте.

     Совет на будущее: Как относиться к просьбам вашего будущего ребенка в очередной раз почитать или посмотреть любимую историю?

Ответ на этот вопрос у вас может быть только один: Набраться терпения и дать ребенку возможность развиваться в своем ритме через многократное повторение.

Временами каждый из нас, проживая ту или иную ситуацию, становится маленьким ребенком и просит своих Учителей набраться терпения и здоровья и дать ему, Ученику, расцвести как прекрасный цветок и показать свои силы и знания в нужный час и время, покорив мудрого Учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

читательская грамотность младших школьников

Чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, поскольку он является ещё и ведущим средством обучения....

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов  работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"

Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"...

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....