Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"
статья
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательской грамотности
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Развитие читательской грамотности учащихся начинается с начальной школы и строится с помощью развития речевых умений и навыков при работе с текстом.
- Развитие навыка чтения
В первый год обучения важно развитие навыков осознанного и правильного чтения. Выработкам основного способа чтения – чтения целыми словами за счёт:
установки на плавное чтение целыми словами,
проведения : «речевых зарядок» или речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения ,
проведение соревнований и конкурсов на звание «Лучший чтец».
В следующие года обучения продолжаем развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, а также выработке ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного восприятия слова, точности его зрительного восприятия и быстроты понимания значений прочитанных слов и предложений.
А также обучаем приёмам чтения про себя: сначала на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углубление понимания прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).
Развитие умения переходить с одного вида чтения на другой.
Развитие умения быстро схватывать, улавливать основное содержание произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
По окончании начальной школы ученик должен овладеть двумя видами чтения – про себя и вслух, а также беглым чтением разнообразных по объёму и жанрам произведений.
- Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпического чтения.
С первого класса ориентируем детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приёмами выразительности речи и чтения.
Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкого до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание стиха, уловить явление его звукозаписи и звукоподражания, осмыслить исполнительскую задачу. Развитие умения планировать, а затем анализировать своё выступление и чтение.
- Требования к уровню сформированности навыка чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение целыми словами с соблюдением основных норм литературного произношения. Нахождение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) соответствующей содержанию читаемого текста.
Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
К окончанию начальной школы темп чтения – не ниже 90 слов в минуту.
- Выработка умений работать с текстом
В первом классе – это ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание; оценка прочитанного. Воспроизведение текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике.
Подробный пересказ небольших произведений с отчётливо выраженным сюжетом. Раскрытие содержания иллюстраций к произведению; соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя).
Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в тексте: различение простейших случаев многозначных слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений , характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Ориентировка в учебнике: знакомство с содержанием; нахождение в нём названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.
Во втором и третьем классе – это подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
Установление последовательности действия в произведении и осмысливание взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.
Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с помощью учителя. Словесное рисование к художественным текстам.
Составление рассказа о своих наблюдениях из жизни школьного коллектива. Использование в рассказе и при воспроизведении соответствующих слов и выражений, типов предложений и интонации.
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.
Ориентировка в учебнике: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебнике произведений, близких по тематике; самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.
В четвёртом классе: самостоятельное выявление основного смысла (формулирование главной мысли своими словами), установление смысловых частей текста.
Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определённую тему. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Восприятие содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием.
Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.
Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов).
Составление творческих пересказов: от имени одного из героев ( с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением (продолжение рассказа о судьбе героев); составление рассказов о случае из жизни, по наблюдениям с включением элементов описания или рассуждения.
Практическое различение художественных и научно-популярных текстов.
Обогащение и активизация словаря учащихся; развитие устной речи, её содержательности, точности, ясности и выразительности.
Ориентировка в учебнике: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях: «абзац», «подзаголовок», «красная строка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-928277-1519290813.jpg)
читательская грамотность младших школьников
Чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, поскольку он является ещё и ведущим средством обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-1130676-1554398258.jpg)
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-1130676-1554398258.jpg)
Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1305060-1620378305.jpg)
Развитие читательской грамотности младших школьников
Статья актуализирует вопросы читательской активности, а также раскрывает особенности эмоционального восприятия художественной литературы младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1109468-1548767441.jpg)
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974601-1510838112.jpg)
статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1490273-1704890515.jpg)
Презентация к статье. Мастер класс по формированию читательской грамотности младших школьников.
В работе представлены приемы формирования ЧГ....