Главные вкладки

    Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника
    опыты и эксперименты на тему

    Лилия Азатовна Сайранова

    Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя

    Задачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

    показ отдельных форм 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_sayranova_l.a.docx32.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс учителя начальных классов

    Сайрановой Лилии Азатовны

    Дата проведения: 20 февраля 2014 год

    Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя

    Задачи мастер-класса:

    • передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
    • показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

    «В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться»

    Вс.Э.Мейерхольд

    Насовременномэтаперазвитияобразованиябольшоевниманиеуделяетсяпроблемеовладениякомпетенциямииформированиюключевыхкомпетенцийвчастности. Используютсядвапонятия «компетенция» и «компетентность».  

    Компетенция- этообобщенныйспособдействий, обеспечивающийпродуктивноевыполнениепрофессиональнойдеятельности. Этоспособностьчеловекареализоватьнапрактикесвоюкомпетентность. Реализациякомпетенцийпроисходитвпроцессевыполненияразнообразныхвидовдеятельности.

    Компетентность – владение, обладаниечеловекомсоответствующейкомпетенцией, включающейеголичностноеотношениекнейипредметудеятельности.

    Компетентныйчеловек – этосформированнаяличность, способнаябратьнасебяответственностьвразличныхситуациях.  Готоваярасширятьграницысвоихзнанийисовершенствоватьих. Существуетнесколькотиповкомпетенций, направленныенарешениетеоретическихипрактическихзадач:

    • Ценностно – смысловая
    • Общекультурная
    • Учебно – познавательная
    • Информационная
    • Коммуникативная
    • Социально – трудовая
    • Компетенцияличностногосовершенствования

    Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Я хочу поделиться опытом своей работы по формированию компетентности у обучающихся.

    Тема моей работы:  Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника

    Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

    Задачу вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.Нельзя ничего сформировать у детей, если не создать для этого условия.Каждый урок - это определенная система заданий, которая ведет ученика к тем или иным понятиям, умениям, навыкам. От того, какие задания подбираются для данного урока, в какой последовательности они выстраиваются, существенно зависит достижение целей урока, а также степень активности в процессе познания.

     В своей работе применяю такие технологии, как:

    • развивающего обучения;
    • проблемного обучения;
    • разноуровневого обучения;
    • игровые технологии;
    • обучение в сотрудничестве (работа в парах, работа в группе);
    • информационно-коммуникативные технологии;
    • здоровьесберегающие технологии.

    Считаю, технология сотрудничества является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих формирование  учебно-познавательных   компетенций.В качестве основных форм учебного сотрудничества различают сотрудничество со сверстниками (работа в парах, в группах), сотрудничество с  учителем  и сотрудничество с самим собой.

    Организуя учебное сотрудничество с учителем, на уроках использую задания - «ловушки». Задаю вопрос, работая вместе с классом, предлагаю неверный ответ (или присоединяюсь к детскому неверному ответу).

    При обучении детей сотрудничеству со сверстниками необходимо показать, как надо помогать друг другу, чтобы задание было выполнено правильно. Учу задавать друг другу вопросы: «А как ты думаешь?», «Ты согласен?».

    Так же необходимо выработать правила работы в группе.Мы выработали правила группы: «не перебивай», «уважай мнение других», «говори по делу», «высказывай своё мнение». Первое время, давая задания ученикам, важно при проверке акцентировать вниманиена взаимодействие учеников в группе, в парах, а затем на результат их действий.

    Практическая работа

    Я предложу сейчас вашему вниманию алгоритм групповой работы.

    Математика 1 класс. Тема: Длина отрезка.

    -Вот ездил честной купец по чужим заморским странам, продавал свой товар втридорога, покупал чужие втридешева.Привез купец дочерям цветной тесьмы. Старшая дочь отрезала тесьму для украшения сарафана. Средняя дочь – для украшения ворота рубахи. Младшая хотела украсить тесьмой любимую косынку.

    - Посмотрите на полоски тесьмы.

    - Что вы можете сказать о цвете, форме, длине?

    (Цвет одинаковый, форма одинаковая, длина разная)

         -Как сравнить ленты по длине?

    (Надо приложить ленты друг к другу)

    -Как надо приложить ленты друг к другу?Покажите на своих лентах. Расскажите своими словами.

    (Приложить ленты так, чтобы один конец у них был общий.Тогда другие концы покажут, какая лента длиннее, какая короче.)

             -Спросил купец у каждой дочери длину ее ленты. А девицы не знали, как измерить длину.Предложите свои способы измерения.

     (Можно измерить ладонями, указательными пальцами, карандашами, авторучками)

             - Возьмем ленту младшей дочери и измерим способами, которые вы предложили.

     Первая группа будет измерять пальцами.

     Вторая группа – ладонями.

     Третья группа – карандашами.

              - Какие получились результаты измерения?

     (5 указательных пальцев, 4 ладони и еще немного, 2 карандаша)

    -Разные результаты, значит ленты разной длины.У нас возникла проблема.Решением этой проблемы мы и займемся на уроке.

    Проблемное обучение.Привлекаю учеников к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима учащимися, в противном случае интерес пропадает.Вопрос составляю таким образом, чтобы он имел логическую связь как с ранее известным, так и с тем, что подлежит усвоению; должен вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

    Следующим методом формирования учебно-познавательной компетенции является применение информационно-коммуникативных технологий на уроках. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. В настоящее время на уроках использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, тренажёры, тесты. Тренировочные тестирования небольшого объёма провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Предлагаю вашему вниманию тест по чтению целыми словами.

    На своих уроках использую игровые технологии. Играиспользуется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. Применяю в своей работе различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, задачи – шутки, задачи – смекалки, задачи – головоломки, ребусы, пословицы, поговорки, считалки и др. На своих уроках я даю учащимся такие развивающие игры и упражнения:

    «Продолжи числовой ряд»

    «Исключи лишнее»

    «Сходство и различие»

     «Противоположное слово»

    «Аналитические задачи»

    «Зрительный диктант»

    «Внимательный художник»

    «Поиск ошибок в тексте»

    «Корректурная проба»

    «Подбери пару». Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи. К указанному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся слово, которое находится с ним в той же логической связи. Например, школа: обучение =больница: ? (доктор, ученик, лечение, больной). Песня: глухой = картина:? (художник, слепой, рисунок, хромой).

    Игровые технологии можно использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.

    Существенную роль в формировании познавательного интереса школьников играет и самостоятельная работа как метод обучения. К. Д. Ушинский говорил: "Самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения". Самостоятельная работа – показатель качества знаний, умений, и навыков ученика. Предлагаю вариант самостоятельной работы.

    Практическая работа

    Справившись с заданием, вы узнаете, в каком составе в поле не воевать.

     48-23=__+13=__-26=__+70=__-40=__-32=__+4=__-9=__-4=___ .

    Справившись с заданием, вы вспомните сказку, в названии которой встречается число, которое является результатом ваших вычислений:

     80-30=__+5=__-14=__+6=__-27=__+9=__-16=__-6=___ .

    Вот некоторые приемы, которые используются на моих уроках.

    Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

    Прием «Кластеры»

    Прием «Инсерт». Учащиеся читают текст и делают в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием - составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории. Не все можно сделать и успеть на уроке. Часть исследовательского поиска можно перенести на внеурочную деятельность.

    Работа ссорбонками. Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки. Для того чтобы превратить «зубрежку» правил, таблиц  в интересное, увлекательное и продуктивное занятие можно успешно их использовать. Используя данный прием можно реализовать следующие учебные цели: во-первых, концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают материал; во-вторых, через различные способы и приемы экономится время урока, на проверку ранее изученного; в-третьих, происходит охват работой всех учеников класса; в-четвертых, работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся самооценке и оценке своих товарищей; в-пятых, используя индивидуальный подход можно корректно указать конкретному ученику на пробелы в его знаниях.

    Для изготовления карточек-сорбонок применяется плотная бумага, из которой нарезаются карточки размером 10 на 15 сантиметров. Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома или же, если в этом есть необходимость, на уроке. После того как карточки будут изготовлены, можно приступать к их использованию. Предлагаю несколько способов использования карточек-сорбонок по теме: Падеж имён существительных.

    Способ 1.

    У учеников на столах лежат карточки. На различных этапах урока называю падеж, все ученики поднимают и показывают карточку с соответствующими вопросами. Или напротив называю вопросы, ученики показывают карточку с названием падежа. Ученики, которые неправильно выполнили задание, исправляют свою ошибку. У учителя также имеется комплект карточек, и он тоже показывает карточку, но уже классу. Те ребята, которые безошибочно справлялись в течение урока с заданиями, в конце урока поощряются хорошей отметкой.

    Способ 2.

    Этот способ используется в начале, при повторении ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной темы. К первым партам вызываются 3 ученика.  Ученики поворачиваются лицом к классу и раскладывают свои карточки на первых партах. 3 других ученика назначаются контролерами. Их функции – внимательно следить за этими учениками и отмечать на отдельных листочках количество правильных и неправильных ответов. Остальные ребята должны задавать ученикам первой группы вопросы по заданной теме. Учитель называет имя ученика, этот ученик задает вопрос. Контролеры отмечают правильность ответа ученика. В конце данной работы подводится итог и оценивается работа ребят первой и второй групп. Контролеры оценивают учеников, а учитель оценивает – контролеров. Нормы оценки можно использовать следующие: не допущено ни одной ошибки – «5», одна-две ошибки – «4», три-четыре ошибки – «3», оценка «2» не ставится. Оценки в журнал выставляются по желанию ученика, в другой раз оценку можно исправить.

    Способ 3.

    Данный способ используется при работе в парах. На эту работу в начале урока отводится пять-семь минут. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знания друг у друга и сами себя оценивают.

    Способ 4.

    Проводя обобщающий урок по изученному разделу учебного материала можно на одном из этапов урока организовать групповую работу с карточками-сорбонками. Класс разбивается на группы.  Ребята, сидя группой за партами, раскладывают свои карточки перед собой. Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с вопросами, на которые отвечают те или иные падежи. Например: учитель говорит: «Винительный падеж», ученики выкладывают на центр стола карточки, на которых указаны вопросы падежей. Можно выполнить задание, предложив вопросы падежей, а ученики выкладывают название падежа. Таким же способом можно работать с таблицей умножения.  Учащиеся в группах контролируют друг друга, тот, кто выполнил задание неправильно, забирает себе все выложенные на центр стола карточки и откладывает их рядом с собой в сторону. Если все ребята справились с заданием карточки остаются на центре стола. В конце работы определяется количество карточек у каждого ученика. Те, у кого карточек окажется много, с заданием не справились, им предлагается потренироваться дома. Ребята, у которых карточек не оказалось, с заданием справились и получают положительную оценку.

    Необходимо соблюдать регулярность тренировок, проводить в игровой форме.

    (Приготовить сорбонки по теме Части речи, таблица умножения)

    Прием "Ассоциация". (Составление детьми ассоциации к слову империя)

    Практическая работа

    -Предлагаю записать все ассоциации, которые возникают у вас на слово "Мастер-класс".

    1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.

    2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.

    3 этап: Объединят ассоциации в группе.

    4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о мастер-классе", используя все ассоциации группы.

    5 этап: Работая в группе, выполните задание: Представьте, что вы ведёте мастер-класс. Чему новомувы бы хотели научить? Какими качествами должен обладать ведущий мастер-класса и почему?

    6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: "Как вы будете строить мастер-класс? Какие приемы будете использовать?"

    Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

    Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции младших школьников.

    И закончить хочу словами китайской мудрости:

    "Скажи мне и я забуду,

     Покажи мне и я запомню.

     Вовлеки меня и я научусь".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

    Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

    Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

    Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

    Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.

    Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. «Педагогика должна стать наукой для всех: и дляучителей, и для родителей»В.А. Сухо...

    ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности родителей младших школьников является актуальной. Вопросом сотрудничества учителя начальных классов и родителей младших школьников занима...