Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.
статья на тему

Формирование психолого-педагогической

компетентности родителей младших школьников

через взаимодействие с семьёй.

 

«Педагогика должна стать наукой для всех: и для

учителей, и для родителей»

В.А. Сухомлинский

 

Семья была и остаётся первым и важнейшим институтом социализации ребёнка. Именно в семье формируется и развивается личность человека, его отношение к себе, обществу. Но, тем не менее, школа была, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как многие семьи сегодня беспокоит прежде всего экономическое благополучие. Родители большую часть времени проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка. Такие родители считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – удел школы. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнке нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни, фундамент добра, порядочности, ответственности.

Вот почему взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы, трудности, поэтому невозможно дать готовый единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком в конкретной ситуации.

Но данная работа не должна вестись от случая к случаю. Нам, коллективу учителей начальных классов МКОУ СОШ № 26, помогает избежать стихийности в педагогическом взаимодействии с семьёй обсуждение и планирование всей деятельности на заседании ШМО начальных классов.

Считаем, что педагогическое взаимодействие с семьёй может быть результативным при соблюдении следующих принципов:

1.    Принцип уважения к проблемам семьи (не все семьи достаточно компетентны в вопросах воспитания, но то, что родитель заявил о своей проблеме, уже достойно уважения).

2.    Принцип адресности (обращение к конкретной семейной категории).

3.    Принцип практической значимости (этот принцип позволит обеспечить решение конкретных проблем каждого из родителей и повысит интерес к участию в различных формах работы).

Коллектив ШМО начальных классов МКОУ СОШ № 26 содержание и формы профессионального взаимодействия с семьёй рассматривает с помощью информационно-просветительского, творческого и организационно-деятельностного направлений работы. Рассмотрим реализацию каждого из них на практике.

Информационно- просветительское направление взаимодействия с семьёй предполагает, что учитель даёт рекомендации по изучению учебного материала, приводит характеристику домашних заданий и способы их выполнения, сообщает родителям о требованиях к ведению тетрадей; оформлению работ, критериях оценивания. Знакомит с традициями школы, её историей, достижениями в области обучения и воспитания, с теми требованиями, которые школа предъявляет к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. Учитель знакомит с Уставом школы и содержанием учебно-воспитательного процесса.

Однако, со временем для нас стало очевидным, что для родителей значимо не только информирование, но и наше умение заинтересовать  их содержательной стороной образовательного процесса. Этому способствует индивидуальные и групповые консультации, «круглые столы» и семинары по проблемам семейного воспитания. Актуальными стали для родителей семинары по проблемам проявления и развития у детей различных видов способностей, а также участия семьи в помощи ребёнку (отработка навыков чтения, умения рассказывать, грамотно писать, учить наизусть и т.п.).

Следующим направлением является совместная творческая деятельность детей, родителей, педагогов. Она организуется в рамках различных праздников, выставок творческих работ учащихся и др. Любые мероприятия, позволяющие увидеть образовательный процесс в школе «изнутри», проникнуться теми проблемами, которые не всегда заметны со стороны, а также взглянуть на своего ребёнка в роли ученика и на труд учителя в целом, создают сильнейший психологический эффект, формируя у родителей чувство сопричастности к образовательному пространству школы. Так, практикуем участие родителей в открытых классных часах и внеклассных мероприятиях, а также в спортивной, театральной, художественной и другой общественной деятельности.

Третье направление, организационно-деятельностное, осуществляется опосредованно через обучение родителей различным способам поддержки и помощи детям в период их обучения в начальной школе.

К ним относятся педагогические консультации и семинары-практикумы по формированию у родителей навыков помощи ребёнку в освоении образовательных программ, а также навыков эффективного общения со своими детьми. В этом направлении применяем методики анкетирования, которые помогают получить достаточно полную информацию об образовательных достижениях ученика, проследить динамику развития учебных умений и навыков, а также увидеть, когда и в чём ребёнку необходима помощь.

В условиях реализации ФГОС необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность родителей младших школьников с помощью новых технологий. Мы в своей работе используем следующие технологии:

1.    Технология дискуссии применяется педагогом с целью осмысления родителями научных подходов и собственного опыта решения актуальных проблем воспитания и развития детей. Тематика дискуссий может быть следующая:

«Как воспитывать у ребёнка интерес к чтению?»

«Как воспитывать трудолюбие у детей?»

«Как организовывать досуг семьи?»

«Как помочь ребёнку успешно учиться?»

«Как преодолеть проявления агрессивности у ребёнка?» и др.

В процессе организации дискуссии соблюдаются три этапа: мотивационный, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный. На мотивационном этапе педагог предлагает родителям вопросы для размышления и список литературы по проблеме обсуждения, продумывает форму дискуссии, проектирует её ход и результаты.

На содержательно-операционном этапе учитель создаёт эмоциональный настрой участников, обосновывает выбор темы, организует высказывание мнений по проблеме, а также обмен опытом её решения, принимает активное участие в обсуждении.

На оценочно-рефлексивном этапе педагог подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, выделяет наиболее интересные идеи и продуктивный опыт.

2.    Применение технологии ролевой игры способствует формированию и родителей умений формулировать проблему, отбирать и использовать соответствующие методы и средства воспитания. Сюжеты ролевой игры могут быть связаны с нравственным воспитанием младших школьников, с конфликтными ситуациями в семье, в обращении со сверстниками.

На этапе ввода в игровую ситуацию педагог объясняет участникам сюжет, распределяет между ними роли. На этапе реализации игрового действия родителям необходимо включиться в принятую роль и продемонстрировать взаимодействие с другими участниками игровой ситуации. На этапе выхода из игры всеми участниками осуществляется рефлексия. Педагог проводит анализ процесса и результатов игрового взаимодействия. Анализ деятельности участников игры могут осуществлять эксперты из числа приглашённых специалистов.

3.    Игровое модулирование может использоваться учителем с целью формирования умения родителей осуществлять отбор методов и средств воспитания в соответствии с возрастом ребёнка и на основе анализа возникшей проблемы, а также умения осуществлять коррекцию своего стиля взаимодействия с ребёнком.

В процессе игрового моделирования педагог включает в игровую ситуацию всех родителей. Им предлагается проиграть возможные варианты решения проблемы. Затем в процессе совместного обсуждения отбирается наиболее продуктивные варианты.

Безусловно, не все семьи сегодня готовы к подобному сотрудничеству. Некоторые родители ссылаются на занятость. Однако, нельзя отрицать, что есть немалая группа родителей, которая искренне заинтересована в образовании ребёнка, в его успех, продвижении. Помочь таким родителям – наша главная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова О.В.,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 26

Формирование психолого-педагогической

компетентности родителей младших школьников

через взаимодействие с семьёй.

«Педагогика должна стать наукой для всех: и для

учителей, и для родителей»

В.А. Сухомлинский

Семья была и остаётся первым и важнейшим институтом социализации ребёнка. Именно в семье формируется и развивается личность человека, его отношение к себе, обществу. Но, тем не менее, школа была, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как многие семьи сегодня беспокоит прежде всего экономическое благополучие. Родители большую часть времени проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка. Такие родители считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – удел школы. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнке нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни, фундамент добра, порядочности, ответственности.

Вот почему взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы, трудности, поэтому невозможно дать готовый единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком в конкретной ситуации.

Но данная работа не должна вестись от случая к случаю. Нам, коллективу учителей начальных классов МКОУ СОШ № 26, помогает избежать стихийности в педагогическом взаимодействии с семьёй обсуждение и планирование всей деятельности на заседании ШМО начальных классов.

Считаем, что педагогическое взаимодействие с семьёй может быть результативным при соблюдении следующих принципов:

  1. Принцип уважения к проблемам семьи (не все семьи достаточно компетентны в вопросах воспитания, но то, что родитель заявил о своей проблеме, уже достойно уважения).
  2. Принцип адресности (обращение к конкретной семейной категории).
  3. Принцип практической значимости (этот принцип позволит обеспечить решение конкретных проблем каждого из родителей и повысит интерес к участию в различных формах работы).

Коллектив ШМО начальных классов МКОУ СОШ № 26 содержание и формы профессионального взаимодействия с семьёй рассматривает с помощью информационно-просветительского, творческого и организационно-деятельностного направлений работы. Рассмотрим реализацию каждого из них на практике.

Информационно- просветительское направление взаимодействия с семьёй предполагает, что учитель даёт рекомендации по изучению учебного материала, приводит характеристику домашних заданий и способы их выполнения, сообщает родителям о требованиях к ведению тетрадей; оформлению работ, критериях оценивания. Знакомит с традициями школы, её историей, достижениями в области обучения и воспитания, с теми требованиями, которые школа предъявляет к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. Учитель знакомит с Уставом школы и содержанием учебно-воспитательного процесса.

Однако, со временем для нас стало очевидным, что для родителей значимо не только информирование, но и наше умение заинтересовать  их содержательной стороной образовательного процесса. Этому способствует индивидуальные и групповые консультации, «круглые столы» и семинары по проблемам семейного воспитания. Актуальными стали для родителей семинары по проблемам проявления и развития у детей различных видов способностей, а также участия семьи в помощи ребёнку (отработка навыков чтения, умения рассказывать, грамотно писать, учить наизусть и т.п.).

Следующим направлением является совместная творческая деятельность детей, родителей, педагогов. Она организуется в рамках различных праздников, выставок творческих работ учащихся и др. Любые мероприятия, позволяющие увидеть образовательный процесс в школе «изнутри», проникнуться теми проблемами, которые не всегда заметны со стороны, а также взглянуть на своего ребёнка в роли ученика и на труд учителя в целом, создают сильнейший психологический эффект, формируя у родителей чувство сопричастности к образовательному пространству школы. Так, практикуем участие родителей в открытых классных часах и внеклассных мероприятиях, а также в спортивной, театральной, художественной и другой общественной деятельности.

Третье направление, организационно-деятельностное, осуществляется опосредованно через обучение родителей различным способам поддержки и помощи детям в период их обучения в начальной школе.

К ним относятся педагогические консультации и семинары-практикумы по формированию у родителей навыков помощи ребёнку в освоении образовательных программ, а также навыков эффективного общения со своими детьми. В этом направлении применяем методики анкетирования, которые помогают получить достаточно полную информацию об образовательных достижениях ученика, проследить динамику развития учебных умений и навыков, а также увидеть, когда и в чём ребёнку необходима помощь.

В условиях реализации ФГОС необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность родителей младших школьников с помощью новых технологий. Мы в своей работе используем следующие технологии:

  1. Технология дискуссии применяется педагогом с целью осмысления родителями научных подходов и собственного опыта решения актуальных проблем воспитания и развития детей. Тематика дискуссий может быть следующая:

«Как воспитывать у ребёнка интерес к чтению?»

«Как воспитывать трудолюбие у детей?»

«Как организовывать досуг семьи?»

«Как помочь ребёнку успешно учиться?»

«Как преодолеть проявления агрессивности у ребёнка?» и др.

В процессе организации дискуссии соблюдаются три этапа: мотивационный, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный. На мотивационном этапе педагог предлагает родителям вопросы для размышления и список литературы по проблеме обсуждения, продумывает форму дискуссии, проектирует её ход и результаты.

На содержательно-операционном этапе учитель создаёт эмоциональный настрой участников, обосновывает выбор темы, организует высказывание мнений по проблеме, а также обмен опытом её решения, принимает активное участие в обсуждении.

На оценочно-рефлексивном этапе педагог подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, выделяет наиболее интересные идеи и продуктивный опыт.

  1. Применение технологии ролевой игры способствует формированию и родителей умений формулировать проблему, отбирать и использовать соответствующие методы и средства воспитания. Сюжеты ролевой игры могут быть связаны с нравственным воспитанием младших школьников, с конфликтными ситуациями в семье, в обращении со сверстниками.

На этапе ввода в игровую ситуацию педагог объясняет участникам сюжет, распределяет между ними роли. На этапе реализации игрового действия родителям необходимо включиться в принятую роль и продемонстрировать взаимодействие с другими участниками игровой ситуации. На этапе выхода из игры всеми участниками осуществляется рефлексия. Педагог проводит анализ процесса и результатов игрового взаимодействия. Анализ деятельности участников игры могут осуществлять эксперты из числа приглашённых специалистов.

  1. Игровое модулирование может использоваться учителем с целью формирования умения родителей осуществлять отбор методов и средств воспитания в соответствии с возрастом ребёнка и на основе анализа возникшей проблемы, а также умения осуществлять коррекцию своего стиля взаимодействия с ребёнком.

В процессе игрового моделирования педагог включает в игровую ситуацию всех родителей. Им предлагается проиграть возможные варианты решения проблемы. Затем в процессе совместного обсуждения отбирается наиболее продуктивные варианты.

Безусловно, не все семьи сегодня готовы к подобному сотрудничеству. Некоторые родители ссылаются на занятость. Однако, нельзя отрицать, что есть немалая группа родителей, которая искренне заинтересована в образовании ребёнка, в его успех, продвижении. Помочь таким родителям – наша главная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

Выступление на педсовете по теме:"Изучение семей учеников как одно из направлений взаимодействия с семьёй"

На мой взгляд, актуальность данной темы в том, что положительный результат в воспитании школьников может быть достигнут при условии полного взаимопонимания и прочных связей между семьей и школой, что ...

Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"

В статье описан опыт работы классного руководителя  по взаимодействию с семьёй учащихся,  формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия....

Доклад "Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса ОРКСЭ"

Доклад о формах и методах взаимодействия учителя с семьёй в рамках преподавания предмета ОРКСЭ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей младших школьниковчерез работу со сказками

В программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направл...