Выступление на педсовете по теме:"Изучение семей учеников как одно из направлений взаимодействия с семьёй"
статья по теме

На мой взгляд, актуальность данной темы в том, что положительный результат в воспитании школьников может быть достигнут при условии полного взаимопонимания и прочных связей между семьей и школой, что способствует установлению единства педагогических воздействий на ребёнка со стороны учителя и родителей.
          Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

                                      Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.      И. Брандт
            На мой взгляд, актуальность данной темы в том, что положительный результат в воспитании школьников может быть достигнут при условии полного взаимопонимания и прочных связей между семьей и школой, что способствует установлению единства педагогических воздействий на ребёнка со стороны учителя и родителей.
         Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности,  индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Поэтому составляю памятку по работе учителя начальных классов с родителями.
За время моей педагогической деятельности у меня постепенно накапливался различный материал по семейному воспитанию, работе с семьей. Что - то и было эффективным, что-то, не принося успеха, отходила в сторону. Так из класса в класс, организуя работу с семьями моих учеников, у меня накопился наиболее результативный материал по данному направлению работы, который выстроился в собственную систему работы с семьей.
Рассмотрим этапы данной системы. Прежде всего, считаю наиболее целесообразным изучение семьи до поступления ребёнка в школу. В результате встречи, бесед с воспитателями ДДУ, которые посещал ребёнок с его родителями, получаю первую информацию о семье, о педагогическом лице родителей.
При посещении семьи исключительно важным является соблюдение следующих правил:
• не являться непрошеным, постараться любыми путями получить приглашение от родителей;
• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
• исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
• беседовать в присутствии ученика, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
• не предъявлять претензий к родителям;
• всячески подчёркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
• советы и рекомендации давать не навязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможностей семьи;
• выдвигать совместные проекты, договариваться о конкретных совместных делах;
• не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанными в сложных ситуациях, выражать осторожный оптимизм.
На данном этапе я использую "План изучения младшего школьника" . С приходом ребенка в школу продолжаю изучение семьи, опираясь на собранные сведения, начинаю целенаправленно воздействовать на родителей, корректируя их воспитательные усилия с перспективой на будущее.

   Организуя руководство самообразованием родителей, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Выявлять уровень педагогических знаний родителей.
2. Установить наличие педагогической и психологической литературы в семье.
3. Определить возможность для самообразования родителей в условиях семьи.
4. Настроить педагогическое самообразование, повышение и совершенствование теоретической и практической подготовленности к воспитанию детей.
Для достижения задач можно использовать индивидуальные и
коллективные формы работы с родителями. Большие возможности для этого предоставляют индивидуальные собеседования с родителями. Опыт показывает, что самообразование родителей протекает более интенсивно при условии дифференцированного и индивидуального подхода к ним.
            При изучении семьи желательно учитывать такие ее способности, которые оказывают непосредственное влияние на воспитание ребенка:
1. Состав семьи;
2. материальное обеспечение;
3. трудовая занятость ее членов;
4. культурный потенциал семьи (образование родителей, культура быта, режим, форма отдыха, потребность в культурном развитии, наличие библиотеки, музыкальных инструментов, культура общения)
5. внутрисемейные отношения (общая характеристика нравственной атмосферы семьи, отношение членов семьи к своим семейным обязанностям, отношения между родителями и детьми);
6. общественная позиция (отношение к трудовым и общественным обязанностям, к воспитанию детей, к общественному воспитанию);
7. воспитательная позиция семьи (нравственные идеалы и потребности, осознание целей и задач воспитания в современном обществе, ответственность за воспитание детей, формы и методы педагогического воздействия на ребенка, уровень педагогической культуры).
Методы изучения семьи самые разнообразные. Ведущим среди них выступает наблюдение. Здесь я систематически наблюдаю за жизнью семьи, посещая на дому своих воспитанников, привлекая родителей к выполнению общественных поручений, связанных с воспитанием детей, оказанием помощи школе.
Применяю метод включенного наблюдения, когда к наблюдению за семьей подключается родительский актив, специалисты социально - психологической службы. Этот метод позволяет получить новые сведения о семье, уточнить и дополнить ранее собранные данные.
Традиционным испытанным методом изучения семьи является беседа. Мною подобрана тематика лекций и бесед с родителями учащихся 1 - 2 классов и с родителями учащихся 3 - 4 классов. Беседа помогает уточнить возникшие вопросы, выяснить особенности характера , отношение к близким , мотивы поведения ребенка, способы преодоления школьных трудностей  и т.д., Беседа с родителями может быть эффективной при определенных условиях: Прежде всего, она проводится после того, как между родителями и учителями установлены уважительные и доверительные отношения. К каждой беседе необходимо заранее тщательно готовиться, намечая план предстоящего разговора.
Нужную информацию о семье можно получить, используя анкетирование. Анализ и общение анкет, проведённых в разное время, позволяет собрать конкретные данные о семье, сравнить их с данными предыдущих лет и на основе этого скорректировать свою работу. Однако анкетирование не может полностью выявить объективные данные т обеспечить истинное представление о семье. Дело в том, что родители по разным причинам не всегда дают правдивые ответы на поставленные вопросы. Целесообразно, если необходимо какое - либо уточнение, проанкетировать родителей и детей и сравнить полученные ответы родителей и детей на совпадающие вопросы. Детям предлагаются те же вопросы, но в измененной форме. Анализируя и сопоставляя ответы родителей и детей, уточняю те или иные факты, которые были ранее скрыты, составляю полное и правильное мнение по интересующему вопросу. Для достижения наибольшего воспитательного эффекта на классные часы приглашаются родители, которые выступают в роли  слушателей или активных участников.

           Хорошо известно, что материальное обеспечение семьи, её жилищные условия отражаются на воспитании детей. Выяснить это помогает анкетирование . Современные семьи хорошо обеспечены материально, но не все родители умеют правильно воспитывать своих детей в условиях полного материального достатка, не все учат своих детей разумно пользоваться материальными благами. Актуально, убедительно и современно звучит сегодня высказывание А.С. Макаренко: "Часто (родители ) заботятся о том, чтобы у ребенка всё было, чтобы он был хорошо накормлен, хорошо одет, снабжён игрушками и удовольствиями. Всё это они делают по безграничной своей доброте и любви, отказывают себе во многом, даже в самом необходимом, а ребёнок даже не знает об этом и постепенно привыкает думать, что он лучше всех, что его желание для родителей закон. В такой семье дети часто не знают о работе отца или матери, не знают, насколько она трудна и насколько она важна и полезна для общества. Они знают только свои желания и их удовлетворение… Если ребёнок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает удовлетворять только свои потребности,
а не замечает потребностей других членов семьи, если он не связывает свою семью со всем советским обществом, если он растёт жадным потребителем, - это и есть воспитание индивидуалиста, который потом может принести много вреда и всему обществу и самому себе".
Следует обязательно знакомить детей с семейным бюджетом, привлекать их к обсуждению финансовых расходов семьи, учить детей отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей и проявлять заботу о потребностях семьи, близких.

   Изучение семей позволило выделить ТРИ ГРУППЫ РОДИТЕЛЕЙ
Первая группа: Родители понимают требования государства к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания. Осознают ответственность перед обществом, положительно воспринимают помощь учителя, систематически работают над повышением уровня педагогических знаний, умеют правильно их применять в практике семейного воспитания, согласуют свои воспитательные воздействия на ребёнка с требованиями общества, школы, учителя.
Вторая группа: Родители понимают цели и задачи воспитания подрастающего поколения. Благожелательно воспринимают руководство семейным воспитанием со стороны школы, учителя, положительно относятся к приобретению педагогических знаний, но не всегда согласовывают свои воспитательные воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учёбу и поведение ребёнка.
Третья группа: Родители плохо представляют цели и задачи воспитания, не поддерживают контактов со школой, имеют низкий образовательный и культурный уровень, не интересуются педагогическими знаниями, безответственно относятся к воспитанию ребенка, безучастны к его учёбе и поведению. Могут вести себя в отдельных случаях аморально, что откладывает соответствующий отпечаток на формировании личности ребенка.
3.Работа с семьями учеников. 

Большое значение придаю роли семьи в процессе обучения и воспитания учащихся. Работаю в тесном контакте с родителями своих учеников. Родительские собрания, посещение семей на дому, педагогическое просвещение – все это способствует созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка в семье. Проводя   воспитательную работу в классе, создаю условия для творческого развития каждого ученика в различных сферах деятельности.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем я анализирую ответы родителей и на их основании планирую участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.

   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

       Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика. Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно.  Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тех внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Это рождает неукоснительное правило: содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное учителю останется между ними, что- любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, высказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена. Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами, ее следует обязательно учесть в работе. Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика, например,  пересадить на другую парту, чаше спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, и т. д.  К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже следует прислушаться, так как родители хорошо знают своего ребенка.    Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.У Маши часто возникали конфликты с товарищами, некоторые упрекали её в жадности, дразнили. В разговоре с её матерью я выяснила, что дома она приучена к неукоснительному порядку в своих вещах и обязательности спрашивать разрешения, если берешь чужую вещь. Наблюдения за детьми в классе показали, что конфликты возникают с Машей именно тогда, когда кто-нибудь передвинет что-то на её парте, возьмет без спроса её вещь. Похвалив её при всех за аккуратность,  на реплику о том, что она жадная,  мне пришлось напомнить о тех правилах, которые нужно выполнять, беря чужую вещь, вежливо спросить разрешения, аккуратно с ней обращаться, положить на место. Конфликты стали реже, а вскоре прекратились и вовсе.Многое в отношениях школы и семьи зависит от первой встречи, первого разговора родителя будущего первоклассника с учителем, администрацией школы. Этот разговор обычно бывает при первом посещении семьи, до начала учебного года, или же, если учитель не успел пообщаться с  этой семьёй, при записи ребенка в школу. Доброжелательный тон, готовность выслушать, терпеливо ответить на вопросы, рассеять родительские опасения - обязательное условие этой встречи. Для получения разносторонних сведений об учащихся хорошо, если на каждого ребенка, пришедшего из детского сада, школа заранее получит характеристики. Это поможет учителю в индивидуальном подходе к детям, в определении путей взаимодействия с семьей, подскажет, какие вопросы задать родителям, а какие опустить. Я общалась с воспитателями д/с, и на тех детей, кто посещал д/с были получены характеристики. Просмотрев документы каждого ученика, учитель намечает, с кем из родителей следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Приглашенных на беседу родителей оповестила заранее. Есть родители, которые очень волнуются перед началом учебной деятельности детей. Их пугает все новое, что войдет в жизнь ребенка. С такими родителями индивидуально, или создав небольшую группу, я провела экскурсию, чтобы показать им помещение школы, расположение классов и рекреаций. Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать. Учитель при первой встрече в основном выслушивает маму, папу, дедушку, бабушку, отвечает на их вопросы. Рассказывая о требованиях, предъявляемых к ребенку в школе, о тех новых условиях, в которых предстоит ему находиться, нужно обязательно подчеркнуть, что все это будет входить в жизнь детей постепенно, а учителя постараются учесть индивидуальные особенности и склонности учащихся.

Я  приготовила различного содержания памятки, которые вручила родителям будущих первоклассников. Такие памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли - родителя школьника, упорядочивают некоторые организационные вопросы, сосредоточивают их внимание на первостепенном.

5. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Классный родительский комитет избирается в составе 3- 5 человек: председатель и члены комитета, которые возглавляют работу секторов (учебно-воспитательный, культурно-массовый хозяйственный и сектор всеобуча).

Бесспорно, во всех классах родительский комитет заботится об успешной учебно-воспитательной работе всех детей, организует взаимопомощь. Особая помощь учителю нужна в работе с детьми, плохо уважающими или нарушающими дисциплину. Помощь родительского комитета в работе с ними может заключаться в создании благоприятной среды для общения ребенка, включения его в активную работу в школе по проведению общественных хозяйственных дел, в организации помощи детям в учебе, в разговоре с ними на заседании родительского комитета класса. Актив родителей старается организовать интересные совместные дела, где все дети занимают активную позицию: уборка кабинета к празднику, к родительскому собранию, уборка территории  школьного двора.  

 Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна из функций работы.
В нашей школе  родители — частые гости  на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья” и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта,  и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН;  мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

       Родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

      По просьбе классного руководителя (моей) или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях. Это посещение семьи Покровской Иустинии.

6.   От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

            Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить ,аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

           Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Аспекты взаимодействия учащихся и педагогов во внеурочной деятельности"

Особенность внеурочной деятельности в начальной школе в современном образовании....

Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....

Выступление на педсовете на тему "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"

Доклад на педсовете на тему "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"...

Выступление на педсовете по теме:"Досуг , как форма взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной группе"

Презентация посвящена досуговой деятельности. В ней раскрыты основные формы работы с родителями, виды культурно-досуговой деятельности, а также классификация  развлечений....

Выступление на педсовете по теме: «Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Отношен...