Выступление на педсовет по теме "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"
статья на тему

Ларионова Елена Петровна

В работе рассматривается вопрос нравственного воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.

«Кто рассчитывает на год – сеет рис,

на десять лет – сажает сад,

а кто рассчитывает на сто лет –

воспитывает человека»

Восточная мудрость.

      В настоящее время, стоит проблема создания педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

    (Слайд 2)  В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

     В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

        Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

       Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

     Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

     Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

     Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

    (Слайд 3)   Как же преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту великих педагогов. В.А.Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.»

      Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

     В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

     Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

     Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и не главных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

( Слайд 4,5) Так например урок «Окружающий мир» – интегрированный предмет для младших школьников, который объединяет знания о природе, человеке и обществе. Этому предмету принадлежит особая роль в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Основная цель предмета – формировать социальный опыт школьника, добиваться осознания им на элементарном уровне взаимоотношений в системе «человек – природа – общество», воспитывать правильное отношение к среде обитания и правильное поведение в ней.

И.С. Марьенко, педагог, автор книги о Нравственном воспитании школьников,  обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.  

  В курсе «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию эстетических потребностей, нравственных качеств, ценностей, чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал. Иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, ее необычность, несхожесть с миром рукотворным («природа и рукотворный мир».

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Москве?» (1 класс), «Где мы живем?», «Россия на карте» (2 класс), «Золотое кольцо России» (3 класс), «Природа России» (4 класс). Иллюстративный ряд подобран с целью показать красоту природы, российских городов, архитектуры. Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется («Города России») и школьники делают проект уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России.

  В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), в котором школьники должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, «Наша семья», проект «Родословная» (2 класс).

 Таким образом, окружающий мир – это интегрированный предмет для младших школьников, который объединяет знания о человеке, природе и обществе. Изучение данного курса направлено на духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым.

    Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе.

   ( Слайд 6) Сегодня, когда рушатся языковые нормы, когда снижается духовность речи и идет вульгаризация языка, просто необходимо говорить о бережном отношении к родному слову, культуре речи, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира. Именно через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение.

    Изучение русского языка должно стать проводником в изучении культуры, нравственных ценностей своего народа, ключиком к разгадке его «загадочной души», с одной стороны, и основным каналом освоения современной культуры, путём в будущую цивилизацию, с другой. Нужно приблизить назначение уроков русского языка к первоочередным потребностям человека – расти, познавать, общаться с помощью языка.
  На этапе дописьменного обучения, когда речь в основном воспринимается и воспроизводится детьми на слух, важно усилить внимание к интонационному многообразию звучащей русской речи, её плавности, музыкальности, ритмичности, живости, образности и др. Ежедневно на минутке чистописания знакомимся с новой пословицей. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.

       Используем народную мудрость и на других этапах урока – изучения нового материала, закрепления пройденного. (Однородные члены предложения – «биться, драться – не ума набраться»; определение падежей – «Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся», «Человек создан для счастья, как птица для полёта» и др.)
Возможность обратить внимание на нравственное поведение имеется при использовании устойчивых выражений: 
обвести вокруг пальца, попасть пальцем в небо, высасывать из пальца
   (Слайд 7)   Для расширения лексического запаса и умения назвать понятие используется «Азбука хороших слов». Например, при повторении словарных слов на букву Н определяется значение слов
: находчивый, надёжный, нежный, наблюдательный, необыкновенный, настойчивый
  (Слайд 8,9)  Эмоциональный подъём, умение работать в коллективе несёт в себе использование игр. Например, игра «Кто быстрее?», в которой ученикам каждого ряда необходимо вставить пропущенные буквы, при этом постараться не только сделать это быстро, но и правильно, чтобы не подвести своих товарищей.

Предмет «Русский язык» школьники часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Успех в решении воспитательных задач на уроках русского языка в обязательной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает её выполнение, учит лучше работать, воспитывает сознательное отношение к труду. Для повышения интереса к предмету используют разные виды работ.

  1. (Слайд 10)Использование поэтических текстов

В основу работы по воспитанию интереса к предмету уделяют постоянное внимание изобразительным возможностям русского языка.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её заречную.

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую.

То грустную, плакучую.

Березку можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (берёзовая роща).

 Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? (белый ствол с чёрными пятнами).

Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной. Разве это не чудо? Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

Нет дерева милее и роднее, потому что  чувства, которые она вызывает,  созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека.  

Берёза -  красавица русских полей. Символ земли русской.

Много могли бы рассказать о войне берёзы.  В истории нашей родины немало трагических страниц: Русь защищалась от многочисленных завоевателей из Европы. Одержали победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная берёза  давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую берёзу.  

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

К тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира, т.е. пробуждение интереса к слову. Так, раскрывая возможности фонетического строя русской речи используем поэтические тексты, ибо поэзия-искусство звучащего слова.

    Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. 

   Главными педагогическими технологиями, которые используются педагогами в преподавании курса ОРКСЭ,  являются личностно-ориентированные, предметно - деятельностные технологии. Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения. Изучение каждого предмета в общеобразовательной школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, развитие его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может происходить только в деятельности.

     Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с текстом (притча, рассказ, сказка, стихи).

 (Слайд 11)   Применение на уроках следующих заданий к текстам, которые показали высокую эффективность:

• составить характеристику героя;

• составить вопросы по тексту;

• продумать концовку (незаконченный текст)

• выписать существенные качества;

• нарисовать иллюстрацию к тексту;

• вставить пропущенные слова;

• сформулировать основную мысль, проблему;

• высказать свое мнение по поводу прочитанного;

• преобразовать текстовый материал в графический;

• составить план, конспект;

• словарная работа (поиск нужных или непонятных слов).

Необходимо проводить взаимосвязь прочитанного с жизнью. В этом помогут учебные вопросы разного типа.

      Ориентирует учащихся на принятие нравственных ценностей и задание «Домысли и закончи». В качестве материала послужат тексты пословиц, поговорок и  крылатых выражений. Например:

Добро помнится долго, но зло…(еще дольше). Кто посеял колючки,…(не пожнёт виноград) (урок «Добро и зло»). Труд кормит,… (а лень портит), Семь раз отмерь, …(один отрежь) (урок «Терпение и труд»).

      Предлагаются  детям творческие задания. Подобрать пословицы и поговорки, которые наиболее точно подходят по смыслу к данному тексту.

     Используются эвристические беседы, дискуссии; учебные проекты, викторины; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; метод неоконченных предложений;  самостоятельную работа с первоисточниками, самостоятельная постановка детьми учебной задачи урока; художественно-графические задания (моделирование, рисунки), устные (драматизация, рассказ от первого лица, пересказ) и письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы).

Используется   технология сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе, в паре, которое позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса. Примеры некоторых форм и приемов работы в данной технологии: беседа, взаимные вопросы и задания («Чёрный ящик», «Волшебный мешочек»),  взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью (например, по теме «Семья», «Семейные традиции»).  

       Урок «Добро и зло». После прочтения пословиц на доске «Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать». «Доброта что солнце» дети самостоятельно определили тему и цели урока. Вспомнили сказки, одна из главных в них тем – тема добра и зла, добрых и злых персонажей.  С удовольствием ребята приводили примеры добрых поступков, называли качества, которые характеризуют доброго человека. Подбирали однокоренные слова с корнем добр-; слова приветствия; познакомились со смыслом притчи «О мудреце», анализировали рассказ про бабушку. В конце урока, ребятам было предложено творческое задание – сотворить «Дерево доброты». На ватмане был нарисован ствол большого дерева, но не было кроны. Были розданы белые листочки и предложено раскрасить их и на каждом написать доброе слово (листья могли быть любого цвета) затем вместе создать крону дерева.

     Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

    Нравственное воспитание учащихся — это основа формирования их личности.  Нравственное воспитание осуществляется с помощью методов убеждения, единства процессов воздействия, комплексного подхода, использования конкретных примеров.

    На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

      Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, внеурочных занятиях. Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития .  

    (Слайд 12)  Мы еще раз подтвердили закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру -в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.  

     И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование нравственных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности"

В последние годы- отличительные  изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую...

выступление на педсовете на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей на уроках"

Данная презентация к выступлению на педагогическом совете на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на уроках", в т.ч. идёт речь об учащихся начальной школы...

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...

Презентация к выступлению на педсовет по теме "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"Пре

Презентация к выступлению на тему: "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"...

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...